Вот буквально недавно рассказывал о том, что евроигры, которые многим наскучили и кажутся однообразными и неинтересными, на деле не всегда бывают такими, чему отличный пример – «Руины острова Арнак». «Арнак» — классное тематичное евро, подкупающее красивым внешним видом, захватывающим игровым процессом, и ключевой особенностью, там всегда не хватает буквально одного ресурса и постоянно надо придумывать, как же выкрутиться из текущей ситуации и где-то раздобыть недостающее.

Но подобные настолки нравятся не всем. Кому-то подавай более концентрированный игровой процесс, опирающийся на традиционные ценности игр европейской школы, связанные с добычей ресурсов, их обменом и в конечном итоге преобразованием их в победные очки. Как раз на такой случай есть Res Arcana – быстрая и красивая игра как бы о волшебниках, заклинаниях и магических существах.

Впервые эта игрушка вышла в 2019 году, а в 2020 её выпустила на русском компания GaGa Games. Res Arcana рассчитана на компанию от 2 до 4 человек, на одну партию уходит максимум час (а при игре вдвоём – полчаса). Разработал её Том Леман, знакомый любителям настольных игр по таким проектам, как «Борьба за галактику» и Jump Drive, а также приложивший руку к дополнениям к «Пандемии». Автор именитый, так что ожидания от Res Arcana довольно высоки!

Итак, в Res Arcana игроки перевоплощаются в неких могущественных магов, оперирующих различными стихиями. К вашим услугам огонь, вода, жизнь, смерть, а также золото. Используя эти составляющие, вам предстоит творить заклинания, призывать мистических существ, а также овладевать артефактами и местами силы. Правда, эти высокопарные описания не должны никого вводить в заблуждение. По факту в игре есть пять ресурсов, за которые нужно приобретать различные карточки, приносящие победные очки. Задача игрока – набрать десяток, кто первым заработает 10 очков, тот и победил.

На старте все получают по 8 карт, определяющих личные возможности каждого участника игры в текущей партии. Карты дают какие-то возможности, как правило, это добыча дополнительных ресурсов, возможности по превращению одних ресурсов в другие, а также, разумеется, получение победных очков (конечно же, за ресурсы).

Помимо личных карт в игре есть ещё карты, лежащие в общем доступе. Они тоже дают возможность более эффективно зарабатывать ресурсы, а также приносят очки. Личные карты у каждого игрока свои, они находятся в руке и никуда оттуда не убегут. Общие карты лежат на столе, купить их может кто угодно, кто первым накопит необходимое количество ресурсов. Все они уникальны, если кто-то забрал такую карту, больше никто получить её не сможет, поэтому без внимания их оставлять не рекомендуется.

Ход игры в Res Arcana состоит из трёх составляющих. Сперва «сбор урожая» – все получают с имеющихся карт положенные ресурсы, потом применение доступных свойств – это когда можно использовать эффекты имеющихся карт, чтобы преобразовывать одни ресурсы в другие. Рано или поздно, у игроков заканчиваются действия и приходится пасовать. В этот момент проверяется, не набрал ли кто-нибудь заветные 10 очков. Если условия победы не выполнены, партия продолжается, начинается новый ход, все вновь получают положенные ресурсы и начинают совершать действия.

Одна партия занимает где-то 30 минут (хотя возможно и несколько больше). Всё это время игроки занимаются формированием некого «движка» по производству и переработке ресурсов. Если на старте у всех есть небольшой приток, все получают по 1-2 фишки в ход, то с каждым новым ходом количество карт, приносящих ресурсы увеличивается. Растут также и возможности по обмену одних ресурсов на другие. Всё это позволяет приобретать всё новые и новые карты, и так – пока кто-то не получит заветные 10 очков.

Вроде бы, ничего особенного? Ну, евро и евро. Но у Res Arcana есть ряд важных нюансов, на которые следует обратить внимание, делающих процесс игры достаточно приятным и цепляющим. Давайте по ним пробежимся.

Простая и быстрая подготовка. Учитывая недолгую продолжительность партии, следовало бы ожидать, что подготовка к игре не требует много времени. И на деле так оно и есть. Надо всего лишь разложить на столе общедоступные карты, выставить удобный органайзер, в котором уже лежат все необходимые ресурсы, да раздать всем участником личные карты. Вот, буквально, открываем коробку, проходит 1-2 минуты, и можно уже начинать игру.

Приятное оформление. Несмотря на то, что сейчас качественными компонентами и красивым внешним видом в настольных играх никого особо не удивишь, хочется отметить эту составляющую Res Arcana. Тут очень много мелочей, о которых можно было бы и не заботиться, но разработчик и издатель уделили им внимание. Помимо общих приятных иллюстраций, почти все эффекты карт обозначены символами, что облегчает их использование. Причём, местные символы совсем не столь сложны и непонятны поначалу, как в той же «Борьбе за галактику», а наглядно считываются и понимаются уже в первой же партии.

Или те же ресурсы. Ничто не мешало сделать их просто разноцветными деревянными кубиками. Но нет! Это фигурные фишечки из дерева, которые ещё и заботливо уложены в удобный пластиковый органайзер. В последнее время стало можно докупать подобные аксессуары для игр со множеством компонентов, а тут он изначально лежит в коробке!

Быстрые ходы. Опять же, партии в 30-60 минут означают, что игра не затягивается, но хочется особо отметить, что ходы тут делаются чуть ли не мгновенно. Сдаю один ресурс, получаю другой. Или плачу горсть фишек чтобы сыграть какую-то карту. Несложно, недолго, понятно. Максимум, иногда надо повернуть карту, чтобы отметить, что в этом ходу она уже использована и теперь становится неактивной. Ходы бегут друг за другом, ждать своей очереди не приходится.

Добыча ресурсов и экономический движок. Пожалуй, это ключевая особенность игры и отправной момент для того, чтобы определиться, понравится вам Res Arcana или нет. Если вы уже играли в сходные игры, где нужно добывать ресурсы и расширять возможности их производства, если вы находите это интересным и испытываете удовольствие от того, что получается обменять, условно, 3 жёлтых фишки на 2 красных (и это очень выгодный курс, потому что ещё ход назад их требовалось не 3, а 4!), если вам нравится искать новые комбинации и находить неожиданные варианты добычи новых и новых ресурсов – Res Arcana определённо для вас. Если же тематика для вас совсем не второстепенна, да ещё и есть ощущение, что вот этим вот обменом «шила на мыло» вы уже пресытились, пожалуй, тут вы ничего особо нового для себя не откроете.

Знание карт. Поскольку речь в игре идёт о развитии экономического движка, да ещё и оформлено всё это в формате гонки (кто первым наберёт 10 очков), перед нами типичная ситуация для евроигр: ваша задача каждый ход заключается в том, чтобы действовать максимально эффективно. Каждый лишний ресурс, каждая новая карта, каждый новый эффект – всё это позволяет хоть немного, но опередить соперников и приблизиться к победе.

И чтобы это всё получилось, нужен опыт. Надо наигрывать партию за партией, что даёт понимание какие возможности есть у карт, как их можно друг с другом комбинировать и, в конце концов, как сделать так, чтобы у вас было больше ресурсов. Поэтому особенность игры в том, что опыт в ней весьма и весьма немаловажен. Вероятнее всего перед нами тот случай, когда со стороны новичка и со стороны опытного настольщика, наигравшего десятки партий, Res Arcana выглядит как две совершенно разные игры.

Важность планирования. Формат игры таков, что на старте всем выдаётся по 8 карт – и это всё, с чем придётся иметь дело. Да, эти карты будут приходить в руку в неизвестном заранее порядке, но всё, что вы сможете сделать в течение партии будет во многом зависеть именно от этих карт. Поэтому важно заранее прикинуть, какие у вас есть потенциальные возможности, соотнести их с опциями, доступными на общих картах и наметить себе план, в каком направлении развиваться, какие ресурсы копить, какие дорогие карты пытаться выкупить первым.

Высокая реиграбельность. Несмотря на пресловутые 8 стартовых карт, каждый раз – это разные карты. А это означает, что в каждой партии вы строите немного другой движок по добыче ресурсов, немного иначе развиваетесь и используете различные возможности. Каждая раздача будет непохожа на предыдущую и каждая партия будет отличаться от того, что вы уже видели. Правда, тут есть и мелкий не особо приятный нюанс – вам может не повезти с картами, но для игры длительностью от получаса до часа это простительно.

Вот такая она, Res Arcana. Красивое евро, с производством ресурсов, с добычей победных очков и с гарантированно высокой реиграбельностью. Поощряет знание колоды и стимулирует планировать свои действия. И всё это – в пределах часа, а то и 30 минут.

Плюсы

+ множество «производственных цепочек» и возможностей добычи ресурсов;

+ быстрые и динамичные партии;

+ хорошие компоненты, приятное оформление и иконографика.

Минусы:

— совершенно «сухое» евро с минимальным налётом тематики;

— вся игра состоит из обмена шила на мыло;

— есть элемент случайности с приходом карт в руку.

Итого: «Рес Аракана» — это квинтессенция евроигр. Формально заявленная тематика не способна прикрыть основную её сущность: здесь нужно добывать некие ресурсы, обменивать их на другие ресурсы, и в результате зарабатывать победные очки. Всё это оформлено в виде соревнования на тему, кто первым наберёт нужно количество очков, но и это не должно уводить от главного – перед нами совершеннейшее евро, практически эталон жанра. Отсюда и вывод: любите евро – пробуйте «Аркану», скорее всего останетесь довольны. Остальные игроки могут смело проходить мимо, не познакомившись с Res Arcana вы совершенно ничего не теряете.

PS: для тех же, кто проникся и увлёкся Res Arcana есть варианты «добавки». На русском языке доступны два дополнения. Первое привносит в игру новые заклинания, артефакты, места силы и прочее, а также возможность играть впятером. Второе – новый ресурс и новые возможности, которые можно им оплачивать.