Ктулху Фхтагн! Обзор игры Cthulhu Wars

Если спросить кого-нибудь в лоб: "А какая настольная игра самая-самая лучшая", дать ответ сможет далеко не каждый. Но, вот, Зордок, например рассказал об игрушке Cthulhu Wars, которая хоть и стоит 30 000 рублей (Тридцать тысяч рублей), по его словам очень хороша, даже великолепна. Стратегия, красивая, с крайне качественными (и какими!) компонентами, да ещё и укладывается в приемлемое время.

Говард Лавкрафт, цитата из «Зова Ктулху» которого вынесена в заголовок — любопытный писатель. Не умея практически писать и подать художественное произведение, он обладал настолько больной фантазией, что трудно себе представить, что это всё создано не сегодня-вчера, а в пуританские 10—20-е годы прошлого века. Читать его не особо интересно. Я прочёл почти всё, в основном, наслаждаясь его фантазиями касательно «чуждости» — как сказал кто-то из великих, проcтите за неточную цитату: «любой пришелец будет антропоморфен, потому что мы не в состоянии представить себе что-то действительное иное». Лавкрафт мог.

Всю основную мифологию за него дописывали последователи, только при Дерлете и поздних публикациях оно сложилось в стройную систему мифов, где Ктулху занял центральное место. Рассказы Говарда больше похожи на японско-американский мульт-сериал «Охотники за привидениями», где люди сталкиваются с оккультным, едва погрузившись в тайну. И Древние у него не всегда зло — они просто другие, хтонические силы, которые не совместимы с бюргерским мирком. Для своих лет, когда даже Толкин ещё под стол ходил, а в мире дешёвой литературы царил детектив и только-только зарождался жанр фентези вместе с Конаном Кимеррийцем… Да, это был большой прорыв. 

Сейчас по Лавкрафту выходит столько игр именно потому, что он был давно. Всё просто — закончилось время авторских прав, книги перешли в публичное достояние — теперь любой может по мифам Ктулху делать игры, писать книги, вообще занимать чем угодно. Вот и занимаются.

Игру в прошлом году я поставил на второе место в общем зачёте, но сейчас могу сказать, что ошибся. И ошибся я в сторону приуменьшения её достоинств. Это не просто лучшая игра 2015-го года, это одна из лучших игр вообще, в которые я когда-либо играл. А теперь обо всём по порядку, т.к. коробка стоимостью в 18000 (это без допов, вместе с которым стоимость может перевалить все 30-ть) требует основательного подхода.

Компоненты у игры… если сказать, что они шикарны — не сказать ничего. Там просто огромнейшие миньки. Я думаю, мой ребёнок бы их просто испугался. Особенно примечателен Хастур — огромная голова с осминожьим остовом. Она выше бокала с вином!

Монстры действительно ужасны, и да, где-то рядом тут был Гигер. Мне очень понравились миньки у Йог-Сотота — если их выстроить в линию, то получится мутирующий и раздираемый муками культист, кишки которого начинают жить своей особой жизнью, разрастаясь и постепенно превращая его в пульсирующее ненавистью и безумием тело самого Древнего. 

Правила на удивление лаконичны. Это не безумный америтреш, который берёт своим внешним видом, не давая ничего взамен, кроме пары красивых фоток после партии. Игра — уникальный сплав трёх китов настольного мира: упомянутого выше америтреша, евро и варгейма. От евро тут чёткие и сбалансированные механики игры, получения очков и победы. От америтреша — миньки и кубики в боях. От мультиплеерных варгеймов — логистика, стратегия и дипломатия. Если очень коротко — это цивилизациоподобная игра про развитие различных рас под руководством Древних божеств, которые действительно находятся, как и сказано в заголовке — по ту сторону добра и зла. 

Мы строим порталы по карте, это наши «города». Их обороняем, их же и отнимаем. В порталах мы строим различные войска. У каждого игрока армия не просто отличная по каким-то характеристикам вроде количества жизней или силы атаки. Нет, это уникальный конгломерат рас, каковой можно было наблюдать в Age of Wonders или Master of Magic. 

У каждой расы есть 6 собственных технологий, которые игрок развивает в процессе игры, выполняя различные задания. Если не развить их все, то выиграть невозможно. Тут важен и порядок, и скорость. Древние выполняют роль передвижных Чудес Света. Это мощнейшие юниты, которые часто завязывают на себе большинство стратегий расы. 

Игра идёт до 30-и очков или до последнего ритуала. Очки получаются каждый ход за контроль над вратами и за ритуал (дублирует очки за врата). Врата и культисты так же приносят вашим Древним ману, необходимую для действий в процессе игры. Маны не так много, поэтому каждый ход приходится думать, что вы можете сделать. Это не тупое перемещение пачки юнитов во всех направлениях, как было в убогих америтреш-играх 80-х годов. Если вы так сделаете, то скорее всего потеряете всю ману. Нужно умело пользоваться свойствами юнитов, бонусами и силами Древних.

А силы там отличные. Это просто имбы какие-то. Причём имбы у каждого игрока одна занятней другой. Во второй партии мне достался упомянутый Йог-Сотот, все его войска грейдились после боя бесплатно. А сам Йог-Сотот мог красть чужие ворота и телепортироваться с ними по карте. Да более того, сам Йог-Сотот и был воротами. Ты ключ и ты врата — как писал про него Лавкрафт. 

Ктулху может уйти с любым числом войск в пучины. И всплыть даже посреди пустыни, проломив хребты гор, сметая города и разверзая землю. У Ньярлатотепа все юниты летают. Сам он может перевозить на себе любое число их бесплатно, а его сила бывает в 3-4 выше чем все войска вместе взятые у другой фракции. Любые юниты, которые бегут в ужасе из битвы — бегут туда, куда гонит их Ползучий Хаос, даже если он не принимал участие в битве. Чёрный Козёл может приносить в жертву своих для победных очков. Любой вражеский культист может во сне умереть и возродиться под контролем Ктулху. Любой! А Король в Жёлтом превращает их в своих бессмертных воинов. 

При всём этом богатстве игра сделана так, что идёт она не запредельное число часов. Втроём вполне реально справиться за полтора часа. Вчетвером за 2-2,5. И только впятером по неведомым причинам партия затянется на 4-5 часов. 

Это лучшая мультиплейерная стратегия с ассиметричными сторонами, которую я знаю. Она слишком, просто слишком дорога. Но когда-нибудь я продам всё своё евро, куплю её и буду играть только в войны Ктулху.  9 баллов. Фхтагн, господа!

Cthulhu Wars, Обзоры



Похожие записи
  • Девушка плачет, девушки смеются. Обзор настольной игры Cappuccino
  • Остросюжетный настольный сериал «Пандемия. Наследие»
  • Вонгамания. Обзор игры
  • Умри красиво. Обзор настольной игры Blood Rage
  • С кем дружить локализаторам? Выпуск № 1
    1. Еретик
      28 Мар 2016 из 10:18 | #1

      После прочтения обзора осталось два вопроса — играл ли автор в Хаос в Старом Свете, что так восторгается механикой этой игры? И какова игра именно в сравнении с вышедшим значительно раньше Хаосом? Пока что возникает впечатление — что просто передрали все один-в-один. Но теперь — с Лавкрафтом!


    2. AnDy_nin.Ja
      28 Мар 2016 из 11:06 | #2

      @Еретик

      Похожи, но совсем чуть-чуть. Как похожи скажем тикет ту рейд и множество других игр про строительство железной дороги.

      Просто про поезда игр много, а про уничтожаемую землю не особо.

      Ну и от себя КВ намного лучше хаоса.


    3. AnDy_nin.Ja
      28 Мар 2016 из 11:14 | #3

      Подпишут под каждым словом в рецензии. Я как учасник обеих компаний на кикстартере могу сказать что не зря Сэнди её носил в голове 12 лет, игра и правда шедевр.

      А по поводу цены, тот же децент со всеми допами выходит не дешевле (не говоря уже про всякие вахо-подобные тактики).


    4. fonfrost
      29 Мар 2016 из 3:16 | #4

      @AnDy_nin.Ja

      Даже у базового Десцента реиграбельности больше, в КВ к сожалению за каждую сторону максимум 3 раза с интересом получиться сыграть….

      ИМХО, в этом плане мне больше Кровавая Ярость понравилась…


    5. Bijection
      29 Мар 2016 из 7:20 | #5

      К обзорам Зордока надо подходить «с граммом соли» — он известен своими поспешными оценками. Ему ничего не стоит сегодня назвать что-то игрой года, а завтра написать «извините, ошибся, это пустышка с нулем решений». В данном случае кому-то это может стоить 30К 🙂

      А так — игра ПнПшникам на заметку. Картона там немного, а стоит ли жажда обладания 30 000 руб за горсть миниатюр, я не знаю.


    6. AnDy_nin.Ja
      29 Мар 2016 из 10:15 | #6

      @Bijection

      Неужели рубль так упал что 200 баксов это 30 тыщ?

      Я её в свое время купил за чуть меньше чем четверть зарплаты, после этого мне предлагали её купить у меня за пол зарплаты (и не раз).


    7. Bijection
      29 Мар 2016 из 21:17 | #7

      @AnDy_nin.Ja

      По 30К — я ориентируюсь на слова Зордока. Даже 200 баксов за настольную игру — плохая цена, невыгодная трата. Какая бы отличная настолка ни была — стоимость ее искусственно завышена непрактичными фигурками-переростками. Те же деньги можно потратить на 4 других отличных игры, диверсифицировав свои интересы.


    8. Юрий
      23 Апр 2016 из 8:48 | #8

      Если будет полезно — прилагаю ссылку на свою версию краткой версии правил + информация по 4-м основным фракциям, включая книги заклинаний:


      https://yadi.sk/d/-RYsBhHTrDnhC


    1. Трекбеков пока нет.