Игры, в состав которых входят только кубики и больше ничего, в нашей стране не так популярны, как за рубежом, но тов. Pard предлагает обратить внимание на одну из них.
Эта игра довольно старая, и выпускалась разными издательствами (но только не у нас) с многочисленными вариантами оформления и правил. В начале игры каждый игрок получает 5 кубиков. В начале каждого раунда все игроки тайно, в стаканах, бросают свои кубики, и смотрят на свой собственный результат броска (но не показывают его другим игрокам). Учитывая эту информацию (или блефуя), игроки называют, сколько всего кубиков определённого ранга выпало суммарно у всех игроков. Например, 5 двоек. Начинает первый игрок раунда, а каждый последующий игрок может либо поднять текущую ставку, либо её оспорить.
Чтобы поднять ставку, нужно назвать либо большее число кубиков того же ранга (в примере — 6 двоек), либо увеличить ранг (в примере — 5 четвёрок). Единица считается джокером/тузом и при подсчётах числа кубиков добавляется к любому другому результату бросков. Например, если выпало 4 двойки и 2 единицы, то считается, что двоек — 6. В качестве ставки можно указать и число выпавших единиц — в этом случае они считаются вдвойне. Например, 3 единицы считаются за 6 единиц и, следовательно, превышают 5 шестёрок.
Если игрок не может поднять ставку, то он вынужден её оспорить. В этом случае игроки поднимают свои стаканы, и подсчитывается общее число выпавших кубиков с названным в последней ставке рангом. Если кубиков реально столько же, сколько предполагалось (или больше), то сомневавшийся в ставке игрок теряет 1 свой кубик. Если кубиков меньше, то 1 свой кубик теряет игрок, сделавший ставку. Выигрывает игрок, у которого последним остались кубики.
К плюсам игры можно отнести азарт и блеф, имеющиеся в игре. Есть много вариантов, улучшающих игру, но минусы остаются:
— реально в каждом раунде может сыграть только несколько игроков, а до остальных просто не дойдёт ход,
— рано исключённые из игры игроки вынуждены долго ждать завершения партии,
— у блефовавшего игрока обычно просто нет возможности позже назвать настоящую, более высокую, ставку, взамен своего блефа,
— штрафная система определения победителя (игрокам больше нравится что-то набирать в игре, а не терять).
Я сделал вариант игры, в котором постарался исключить недостатки оригинальной игры. В игре есть поле, на котором удобно делать ставки. В каждом раунде участвуют (делают ставки) все игроки и любое количество раз, и предлагаемые ставки не обязательно должны перебивать самую старшую сделанную ставку. Дело в том, что действует ограничение: на поле остаются только ставки в количестве половины числа игроков (с округлением вверх). То есть, если играют 5 человек, на поле могут оставаться 3 ставки:
В примере на картинке очередная ставка, которая может оказаться на поле, должна превысить минимальную ставку (зелёного игрока), — например, 4 четвёрки или 5 кубиков любого другого ранга, — после чего ставка зелёного игрока с поля уберётся. В последующих ходах игроки могут продолжать повышать ставки, в том числе и свою — важно не только выполнить свою ставку, но и быть в числе лидеров по величине сделанной ставки. Потому что игрок с самой старшей выполненной ставкой получает 5 победных очков, второй — 3 очка, затем 2 и 1 очко. Те игроки, чьи ставки были на поле, но оказались невыполненными, теряют по 1 своему кубику.
Потеряв свой последний кубик, игрок не выбывает из игры, а каждый раунд стремится свой последний кубик вернуть. Он не может делать обычную ставку, ставя свой маркер на поле, но может поддержать ставку любого другого игрока, передав ему свой маркер. Если тот игрок свою ставку выполнит, то игрок возвращает себе свой последний кубик и далее играет по обычным правилам.
Чтобы было удобно проверять, выполнены ли ставки, нужно посчитать число выпавших кубиков с единицей и поставить кубик «1» рядом с соответствующим числом на счётчике очков. Затем проделать то же самое с другими рангами:
Побеждает тот, кто наберёт 50 победных очков (можно играть и до меньшего числа очков, по договорённости).
Крутейшая игра.
Играем со следующими правилами:
1. Игроки начинают с двумя кубиками и _получают_ кубики при ошибках, а не теряют. Игра заканчивается, когда заканчиваются кубики в общем резерве, выигрывает тот, у кого их меньше. Это правило избавляет от выбывания игроков и усложняет жизнь более опытным игрокам вместо того, чтобы наказывать новичков.
2. Помимо поднятия и спора можно «верить точно» («spot on»). Если игрок объявляет spot on, он поддерживает _точную_ ставку предыдущего игрока, и кубики вскрываются. Если ставка соответствует действительности, игрок теряет один кубик (в оригинальной версии — получает обратно), если больше или меньше — получает (в оригинальной версии — теряет), при этом исходный автор ставки при любом исходе не теряет ничего. Это изменение добавляет немало стратегической глубины.
Есть очень много смысла в том, чтобы всегда ходить «под» одного и того же игрока. Варианты, в которых на столе несколько ставок, или один игрок сражается сразу со всем столом показались нам значительно менее интересными.
Мой вариант рассчитан на новогоднюю вечеринку, в которой 8-10 участникам игры просто скучно ждать, чем закончится сравнение ставок двух или трёх игроков, и лениво метать кубики раунд за раундом в ожидании того момента, когда наконец сделаешь ставку сам.
В моём варианте нет никакого ожидания — ВСЕ сразу делают ставки (как в рулетке), в процессе их выставления свои самые слабые ставки игроки САМИ забирают назад и прикидывают, стоит ли рисковать и поднимать. Когда «Ставок больше нет?», кубики вскрываются. Это гораздо динамичнее и увлекательнее.