Настольные игры про гонки, в которых игрокам приходится создавать колоду, редки, но тов. Pard рассказывает о понравившейся ему новинке, в которой как раз используется этот метод. Встречайте, игрушка Cubitos или «Кубогонки».

Если подумать, то по ходу гонки игрокам вроде бы некогда создавать колоду с тем, чтобы улучшать своё средство передвижения – уж больно она скоротечна. И, действительно, на Boardgamegeek таких игр отыскалось немного, зато все они хорошо известны:

Про игру В поисках Эльдорадо я уже писал, а одна из новинок, игра Кубогонки (Cubitos), тоже вошедшая в эту тёплую компанию, мне понравилась. Объясняю, почему.

Игроки выбирают одну из четырёх предлагаемых трасс (разного уровня сложности), и, расставив на общей стартовой клетке своих гонщиков (кстати, всё в игре в форме кубов – гонщики, болельщики, ресурсы), начинают состязание. Каждому игроку в начале игры выдаётся один и тот же комплект кубиков – 7 светло-серых и 2 тёмно-серых. У первого вида кубиков всего 1 результативная грань, которая приносит игроку 1 монету, а остальные грани пустые. У второго вида кубиков 1 грань приносит 1 монету и ещё 1 грань даёт возможность гонщику сделать 1 шаг, то есть переместиться на 1 клетку трассы. Итого в распоряжении игрока в начале игры: 9 кубиков, 11 результативных граней, и примерная эффективность одного броска всех этих кубиков – 1,8. Игроки бросают свои кубики одновременно (что существенно ускоряет процесс игры), откладывая результативные кубики и перебрасывая любое число раз любые оставшиеся у него пустые кубики, но с одним важным условием. Если у игрока уже есть 3 результативных кубика, то следующий неудачный переброс лишает игрока всего, что он добыл в этот ход. Сурово, но справедливо.

Правда, при этом игрок получает некоторые утешительные призы. Во-первых, его популярность у фанатов возрастает на один уровень (конечно, им нравится, если их кумир не осторожничает, а рискует), и это отмечается на специальном счётчике:

По мере продвижения по счётчику популярности игрок получает как тёмно-синие жетоны монет, так и фиолетовые жетоны дополнительных кубиков. Жетоны монет можно сохранять, чтобы использовать их в удобное для игрока время, в том числе и в другие ходы. В отличие от этих жетонов монеты, выбрасываемые кубиками, следует использовать в тот же ход, в противном случае они просто сгорают. А фиолетовые жетоны позволяют игроку в начале хода взять в руку для броска не стандартные 9 кубиков, а на соответствующее число кубиков больше.

Монеты, конечно же, нужно игроку для покупки новых кубиков, из числа дополнительных. В каждой партии их всегда 80 штук – по 10 каждого из 8 цветов. Главная прелесть игры в том, что действие каждого кубика настраивается в начале партии, выбиранием карт, из 7 возможных вариантов. В правилах расписана схема выбора кубиков на 7 заездов, так, чтобы карты не повторялись и хорошо взаимодействовали между собой. Конечно, ничто не мешает выбрать любимые карты самому, а в дополнениях, скорее всего, добавят ещё карт, для тех же самых кубиков, что весьма удобно.

У белого кубика – 3 результативные грани. Вторая и третья дают по 1 шагу, а первая, со знаком кошки – то, что написано на карте этого кубика: 2 шага. У коричневого кубика вторая грань даёт 3 монеты, а первая, со знаком пса, более хитрая. Если у игрока есть результативные белый и красный кубики, то он получает следующий уровень популярности, но не получает монет. В противном случае он получает 2 жетона монет. И игрок обязательно лишается этого кубика.

К счастью, коричневый кубик – дешёвый, всего 2 монеты (это указано в верхнем правом углу карты). Стоимость белого кубика – 5 монет, но у него и результативных граней побольше, и он не одноразовый.

За один ход игрок может купить 2 кубика. Иногда на трассе попадаются клетки, которые тоже дают ещё 1 бесплатный кубик, помимо покупаемых. Но для этого гонщик должен закончить своё движение на такой клетке.

К слову, трассы интересные, с препятствиями, призами и платными короткими путями:

Красные линии делят трассу на зоны. Если гонщика отделяет от лидера одна красная линия, то он в начале хода получает 1 дополнительный кубик, если две линии – два, и так далее. Замечательная идея, позволяющая отстающим по ходу гонки игрокам не терять надежды на победу!

Принцип работы игрока с кубиками очень похож на карточный, но с небольшими нюансами. Все его кубики изначально лежат в запасе, как карты в колоде, только видимые. Перед ходом игрок берёт, как карты из колоды, нужные ему кубики для бросков – так, чтобы там оказалось 9 (или больше, если у него есть призовые добавки). Затем игрок начинает бросать выбранные кубики, откладывая результативные кубики, пока не получит не менее 3 результативных кубиков. В картах для имитации такого же действия он просто вытянул бы наугад не менее 3 карт. В отличие от карт значения кубиков меняются как в каждой партии, так и при разных результатах бросков, и это большой плюс игры. После 3 результатов игрок может остановиться на достигнутом, но может и рискнуть, надеясь выбросить больше результативных кубиков (особенно если неиспользованными остались кубики с большим числом результативных или действительно нужных в данный момент граней). Да, из-за этого можно потерять всё, но иногда и это имеет смысл: игрок улучшает свою популярность и за это тоже что-то полезное получает, а также может сбросить какие-то неиспользованные кубики из зоны бросков! Дело в том, что все взятые игроком кубики остаются в этой зоне до тех пор, пока не дадут результат, и это в корне отличается от типичного невезения, традиционно присущего играм с кубиками: здесь каждый кубик игрока рано или поздно даёт нужный результат.

Когда все игроки закончили с бросками, они одновременно передвигаются по трассе, используя результаты бросков. Если очередь движения важна, то игроки выполняют движение по часовой стрелке, начиная с первого игрока. Который, к слову, меняется по часовой стрелке каждый ход и получает в своё распоряжение дополнительный чёрный кубик с тремя результативными гранями: 1 шаг, 1 постоянная монета и 2 монеты на этот ход.

Подводим итог. Игра замечательно быстрая, поскольку все делают свои ходы практически одновременно. В игре есть возможность изменять её сложность, как с помощью трасс, так и с помощью карт, описывающих действие кубиков. Есть гандикап, позволяющий игрокам не сдаваться, если не всё идёт так, как им хотелось бы. И, главное, на трассах гонщиков ждут многочисленные призы, позволяющие, вместе с подбором кубиков, прямо по ходу гонки менять свою стратегию и надеяться на лучшее. Такой, – интересной и азартной, – и должна быть современная настольная игра.

Опробовать полную игру на английском можно в Tabletop Simulator, а я перевёл игру на русский частично (2 комплекта карт игроков из 7), чтобы можно было в неё поиграть, используя обычные кубики: