Добро пожаловать в мир настольных игр

«Кулинариум» – «Зельеварение» от «Мира Хобби»

Около 10 лет назад я очень ждал новую настольную игру «Зельеварение 2». Шли годы, а она всё так и не появлялась. Издатель первого «Зельеварения», компания «Правильные игры», поработала на славу. К «Зельеварению» вышли два дополнения, одно средненькое – «Университетский курс», и одно очень хорошее – «Гильдия алхимиков».

Годы спустя появилась упрощённая версия игры, рассчитанная на детей, под названием «Варенье». А «Зельеварение 2», так и не выходило. Я уже и перестал его ждать. «Правильные игры» больше не радуют новинками. А тут внезапно эстафету перехватил «Мир Хобби», выпускающий игру «Кулинариум», построенную на основе механики «Зельеварения», где есть карты с рецептами и с ингредиентами. 

  

Официальное описание игры:

Добро пожаловать на кухню! Именно здесь творится настоящая магия, от которой пахнет специями, мясом и куриной подливой. Вам по душе японские блюда? Почему бы не сделать суши и курицу в темпуре! Или лучше голубцы в томатном соусе? Возможно всё, были бы ингредиенты, рецепт и желание.

В настольной игре «Кулинариум» вы будете греметь на кухне кастрюлями, сковородами и ножами, творя кулинарные шедевры. Берите ингредиенты из холодильника и готовьте блюда разных народов мира. Из нескольких кушаний можно приготовить полноценный обед, а блюда — взять у других игроков. Тот, кто наберёт больше всего очков, станет лучшим поваром! И советуем играть на сытый желудок.

В коробке с игрой будут лежать 96 карт, 12 фишек, поле для подсчёта очков и правила игры (которые со времён «Зельеварения» существенно не изменились). А насколько эта игра интересна поможет решить мой обзор «Зельеварения», написанный более 10 лет назад:

Название: Зельеварение. Практикум
Тип: Настольная карточная игра
Количество игроков: 2-8
Время игры: 30-45 минут
Заварка

Игра «Зельеварение. Практикум» посвящена урокам зельеварения в школе чародейства и волшебства. Используя разнообразные магические элементы, игроки создают волшебные настойки, зелья и эликсиры. Из готовых снадобий могут быть сотворены существа, зачарованные талисманы и великие эликсиры, а самый удачливый игрок сможет собрать верховный эликсир или великий талисман магии. Победителем становится игрок, набравший максимальное количество очков.

Знакомство с «Зельеварением» начинается с привлекательной коробки, стилизованной под магическую книгу. Внутри находятся правила игры; 76 игровых карт; 1 счётчик для отображения количества очков, на обратной стороне которого расположена схема рецептов; 8 фишек, отмечающих прогресс игрока на счётчике и 1 сувенирная карта-календарик. Качество печати карт, правил и счётчика отличное. Небольшие претензии есть к используемым материалам — тонкий картон счётчика подсчёта очков заставляет бережно относиться к игре, а плохо различимые цвета фишек наталкивают на необходимость заменить их чем-нибудь другим. Карты довольно плотные, однако, чтобы их сберечь рекомендуется использовать протекторы.

Игровой процесс

В начале игры жребием определяется порядок хода, после чего всем игрокам раздаётся по четыре карты. Ещё четыре карты выкладываются в открытую на стол и образуют общий для всех участников шкаф элементов. Карты в «Зельеварении» состоят из двух частей. Верхняя часть — рецепт — содержит название рецепта, указание на количество очков, которые получает игрок за этот рецепт, и ингредиенты, из которых этот рецепт можно собрать. Нижняя часть карты — элемент — содержит изображение и описание одного из шестнадцати базовых элементов.

В начале каждого хода игрок добирает в руку карты из колоды до пяти штук. Затем он может либо сыграть карту как элемент и сбросить её с руки, пополнив шкаф элементов, либо, сыграть карту как рецепт. Если в шкафу элементов или среди собранных игроками рецептов есть все необходимые ингредиенты рецепта, игрок произносит название рецепта, берёт нужные элементы, кладёт карты перед собой, оставляя наверху карту собранного рецепта, и получает положенное количество очков. Каждый рецепт имеет свою стоимость. Простые рецепты собираются из двух-трёх базовых элементов и приносят два-три очка. Создаваемые из готовых рецептов порошки, великие эликсиры, талисманы и существа приносят от четырёх до восьми очков. Тот же, кто сумеет собрать великий талисман магии или верховный эликсир получает за это целых 10 очков! Однажды собранный рецепт может принести победные очки и в будущем, если кто-то из игроков использует его в качестве компонента для более сложного рецепта.

Особняком стоят Заклятия — специальные карты, позволяющие игрокам осуществлять различные манипуляции с рецептами. Заклятие Познания позволяет игроку взять любой рецепт из шкафа элементов себе в руку и сразу же собрать его. Используя заклятие Трансформы, можно заменить собранный игроком рецепт на любой рецепт из шкафа элементов, а с помощью заклятия Разрушения игрок может превратить в собранный рецепт один из ингредиентов любого своего рецепта.

В процессе игры игроки сначала формируют шкаф элементов, а потом начинают собирать всё более сложные и сложные зелья. Колода подходит к концу, а на столе образуется всё больше и больше готовых рецептов. Когда колода заканчивается, игроки начинают разыгрывать карты, оставшиеся у них на руках. После того, как сыграна последняя карта, игра заканчивается и немедленно объявляется победитель. Им становится игрок, набравший больше всех очков.

«Зельеварение» чем-то похоже на пасьянс для нескольких игроков. Это обстоятельство помогает быстро обучить игре людей, ранее не знакомых с настольными играми. Новички легко втягиваются в игру, начинают азартно варить эликсиры и зелья. Поначалу ход игры как будто бы определяется лишь везением, и выиграть можно, только если в руку приходят хорошие карты. Но уже несколько партий спустя становится ясно, что для победы необходимо определить, какие карты стоит сбрасывать в шкаф элементов, а какие имеет смысл попридержать в руке и успешно использовать в дальнейшем. Со временем игроки запоминают необходимые для рецептов ингредиенты, эффективнее используют заклятия и начинают собирать великие эликсиры и создавать существ уже к четвёртому-пятому ходу.

Результат

Благодаря простым правилам и отлично оформленным картам, партии проистекают быстро, а заковыристые названия магических элементов и снадобий только добавляют в игру веселья.

В игре могут принимать участие от двух до восьми человек, но наиболее динамичные и интересные партии получаются с участием четырех-пяти игроков. Впрочем, стоит отметить, что играть в «Зельеварение» интересно даже вдвоём.

Для «Зельеварения» разработаны турнирные правила. В турнирной системе игроки участвуют в нескольких партиях подряд. Набираемые участниками очки суммируются, и на основании результата всех партий определяется рейтинг каждого игрока.

Резюме

Итак, перед нами отличная настольная игра отечественного разработчика по низкой цене. Рекомендуется как любителям настолок, так и людям, ранее не знакомым с миром настольных игр. Отдельно стоит отметить, что «Зельеварение» — одна из немногих представленных на российском рынке настольных игр, в которую с первой партии влюбляются девушки. :

Home rules

1. Вместо использования картонных фишек удобнее отмечать успехи игроков на счётчике очков с помощью разноцветных шестигранных кубиков. В процессе игры кубик переворачивается таким образом, чтобы число на верхней грани показывало, какой по счёту круг проходит игрок на счётчике очков.

2. Рекомендуется в начале первого хода раздать игрокам по пятой карте. После этого каждый игрок в конце хода добирает до пяти карт из колоды. Это позволяет обдумать свой ход заранее и здорово задает темп игре.

8 комментариев

  1. Мишаня Питерский

    Очень крутое оформление и тематика. В сто раз лучше Зельеварения, которое за 10 лет очень устарело в визуальном плане. Однако, больше интересен факт, что Мачин выпускает игру своей компании силами другой компании. Здесь возникает два вопроса:
    1. Причины, побудившие на такое решение?
    2. Почему так было не слать раньше? Насколько лучше могли бы выглядеть и продаваться Эволюция и Зелье (а больше ничего стоящего ПИ так и не выпустили, ИМХО), если бы изначально проекты передали в руки пусть не МХ, но любого более опытного производителя?
    Теперь же это выглядит так, как будто ПИ расписались в собственной бездарности, как производитель, особенно учитывая их новейший анонс после двух лет молчания. Ведь все проблемы на месте — оформление, дурацкая коробочка, предполагаю, что и качество компонентов радикально не улучшится.

  2. Mazz_O

    @Мишаня Питерский
    Тематику переделали — отлично, аудитория больше будет. Но оформление не прям чтобы ах, стандартное для игр на планшетах. =)

  3. Мишаня Питерский

    @Mazz_O
    Так и хорошо, что как на планшетах. Самое то для этой игры. Зелье было оформлено слишком скупо и слишком серьезно для того, чем является игра. Слишком специфическая тема. Варенье от тех же ПИ было оформлено супер, но сама игра была обрезана, плюс этот ужасный Карлсмен. Кулинариум (игра «Угадай издателя по названию») прям в дырочку бъёт, прям в самую ЦА. Я б в такую игру даже с мамой или с тещей сыграл бы, подарить можно кому угодно, на полку поставить не стыдно. Простая летняя игра без сложных щей. Таких мало выходит, кстати, особенно на русском языке. Вот недавно еще Домик у МХ вышел, в ту же корзину.

  4. oranged

    @Мишаня Питерский

    ПИ — проект Мачина, который любит заниматься тем, чем любит СЕЙЧАС заниматься. Общался с Сергеем на прошлом «Игроконе», он ушёл в работу «лобзиком» (что-нибудь «выпилить» из фанеры и оргстекла).

  5. Мишаня Питерский

    @oranged
    Да, видел его работы. Очень круто на мой взгляд. Раньше он еще классные штуки для Вархаммера делал, шаблоны и линейки из дерева и металла в резной коробке. Тоже было круто. Сергей вообще очень симпатичный человек.
    Вопрос, однако, остается. Зелье — одна из лучших игр Мачина и вообще из игр, изданных ПИ за все время. Сейчас Сергей ушел заниматься крафтом, однако ПИ не закрыл. Так почему под лейблом ПИ выходит Котовасия (см. мою бомбежку в соответствующей ветке), а крутая версия Зелья выходит под лейблом МХ? Это все равно, что Найк продолжит разрабатывать кроссовки, но продавать их будет под маркой Адидас. При этом Найк не закроют, а будут на его заводе шить китайскую Дольчегабану.

  6. Mazz_O

    @Мишаня Питерский
    Согласен почти по всем статьям. Игра для моей аудитории подходит куда лучше Зелья. ))

  7. Loridan

    Мне, как жене, многодетной маме и домохозяйке, такие тематика и оформление — ножом по горлу! Быта и в обычной жизни более, чем достаточно. За игровым столом хочется отвлечься от повседневности. Поэтому, то же Зелье, к примеру, выигрывает в моих глазах, не смотря на олдскульный арт, а может и благодаря ему.

  8. Mazz_O

    @Loridan
    Ну, если учесть, что игра направлена на детскую аудиторию, то быт здесь рассматривается именно детский. Это как не покупать детские наборы пластиковой посуды под видом, что «быта и в обычной жизни более, чем достаточно». =)
    Провёл со школьником-родственником пару мастер-классов по игре и отпускаешь в свободное плавание к друзьям-подругам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑