Добро пожаловать в мир настольных игр

«Курск 1943. Огненная дуга». Примечания разработчика

В правилах первого отечественного варгейма Курск 1943. Огненная дуга есть весьма интересное примечание, написанное Алексеем Разыграевым — разработчиком этой игры. В нём Алексей рассказывает о своём знакомстве с варгеймами, о том, как проходила разработка системы "Танковые сражения", о том, какие решения ему приходилось принимать в ходе разработки и о том, что из всего этого в итоге получилось. 

Впервые контуры игровой системы «Танковые сражения» стали вырисовываться в далеком 1998 году. До этого знакомство в 1994 г. с игровой системой «Корсунь-Шевченковсий котел» («Korsun Pocket») Джэка Рэйди, изданной в 1979 г., мне и моим товарищам впервые показало, как качественно и реалистично можно воспроизводить операции Второй мировой войны. В свою очередь, система Джэка Рэйди (он этого и не скрывал) сама была основана на игровом «движке» грандиозной игры «Wacht Am Rhein» про сражение в Арденнах, созданной легендарными Джимом Данниганом и Редмондом Симонсеном и изданной не менее легендарной фирмой «SPI» в 1977 г. Поражал масштаб игры Рэйди: одна фишка – батальон, 1 миля в гексагоне, в сутках – три хода, в результате 2 400 фишек, 4 большие карты и трудно предсказуемые затраты времени на игру делали «Корсунь-Шевченковский котел» поистине «монстром». Однако мы с увлечением посвящали свое время этой захватывающей игре.

Как потом показало время, после знакомства с многочисленными играми других производителей настольных военных игр, нам здорово повезло. С первого раза мы встретились с очень удачной системой, сочетавшей в себе достоинства интересного игрового процесса и исторической правдоподобности. Кроме того, «Корсунь» был классической гексагональной военной игрой с точки зрения ее механики. Поэтому, когда возникло желание сделать игру по классической игровой схеме по Второй мировой войне, передо мной незримо стоял образ творения Джэка Рэйди, и я этого не скрываю.

Первая операция, которая была создана по системе «Танковые сражения», была «Дубно-Ровно. 1941». Потом появились и другие сражения: «Москва 1941», «Крусэйдер. 1941», «Курск. 1943» и несколько других. Я сразу для себя решил, что не буду использовать громоздкий масштаб «Корсуня» и «сместил масштаб на 1 уровень вверх». То есть от батальонного уровня перешел к полковому (одна фишка – полк) и, соответственно, определил, что в одном гексагоне – 5 км. Это позволяло дивизии при необходимости создавать исторически достоверные плотности в атаке и обороне.

Танковые и противотанковые «сдвиги», характеристики «атака-оборона-движение», разные типы техники и система боя в целом напоминает «Корсунь». По первому замыслу мне хотелось подробно отразить внутреннюю структуру войск и их наполнение разнообразной боевой техникой. Непосредственно на карте располагались фишки полков, на отдельных выносных полях находились их составные подразделения и отдельные типы бронетехники (приблизительно 20 машин в одной фишке). Как показала практика, такая подробность была слишком тяжелой для неопытных игроков, и от нее пришлось отказаться в сторону упрощения, хотя этот шаг и потребовал серьезных моральных жертв. В результате фишки стали больше соответствовать организационной структуре, а выносные поля, чреватые «китайской ничьей», отошли в небытие. За это игра заплатила фактически отказом от отдельных типов танков. Тем не менее, там, где можно было сохранить различия, я постарался это сделать. Например, в случае качественного усиления дивизий отдельно выделенными типами тяжелых танков. Или в неоднородных советских танковых бригадах (состоящих из Т-34 и Т-70) – при ослаблении такие фишки со стороны с «Т-34» переворачиваются на сторону с «Т-70», и у них меняется танковый сдвиг, чего не происходит с танковыми бригадами, состоящими исключительно из Т-34.

Сложности возникали также при выборе масштаба времени, ведь от него напрямую зависело движение частей. Сначала один ход был равен половине суток. Однако решение получилось слишком громоздким, хотя оно позволяло поддерживать необходимую динамику потерь. Я всегда держал в уме, что игра должна нормально укладываться в 6-8, максимально 10 ходов. В конце концов, удалось достичь варианта, в котором один ход был равен одним суткам. С учетом повторных активизаций моторизованных корпусов, атак с марша и увеличения размера представляемых фишками частей важнейший баланс между масштабом времени и динамикой потерь был достигнут.

Одной из моих собственных удачных находок я считаю фазы «подготовленных» и «неподготовленных» атак. Они позволяют осуществлять в течение хода прорыв обороны противника и развивать успех в глубину его позиций. С другой стороны, неподготовленность атаки в конце движения не позволяет войскам игрока слишком лихо маневрировать и наносить неотразимые удары противнику в момент, когда по правилам игры он не может среагировать ввиду очевидной пассивности при условии наличия очередности ходов.

Особенности каждой конкретной операции отражаются за счет маркеров случайностей, среди которых замешаны маркеры повторной активизации корпусов. Маркеры случайностей позволяют не создавать отдельный комплекс правил для каждой новой операции и делают процесс освоения особенностей сражения легким и доступным, причем непосредственно в течение игры. Случайный порядок повторного хода моторизованных корпусов призван отразить мобильность, непредсказуемость и скоротечность танкового боя.

Я хочу подчеркнуть, что «Танковые сражения» изначально создавались как система. При разработке это позволяло проверять верность принятых дизайнерских решений в условиях разных армий и разных военных театров: лета на Украине, зимы под Москвой, осени в Африке. В итоге, надеюсь, получилась высоко историчная и удобная игровая система, призванная познакомить игроков с большим списком известных сражений Второй мировой войны. 

На основании богатого опыта знакомства с военно-историческими играми могу утверждать, что они являются одним из лучших способов познания истории. Уже после одной игры объем знаний о представленном событии вырастает многократно. За безликими красными и синими стрелочками с непонятным наполнением возникают конкретные люди и войска, а потом приходит глубокое понимание, какие трудности и какие возможности были у противоборствующих сторон.

Алексей Разыграев

16 комментариев

  1. 78RUS

    Скандал что разыгрался вокруг этой игры спровоцированный правообладателем, лично у меня уже убил интерес на корню. Чувство, что в очередной раз хотят обмануть, доказывая, что игра стоящая, при этом опережая сам «паровоз». И все последующие «положительные отзывы», если такие появятся в этом блоге, или других ресурсах, мной будут расценены как «купленные». Увы это так.

    p/s/ Я очень уважаю мнение Юры и крайне не хочу чтобы его мнение покупали.

  2. greta

    А мне глубоко параллельна развернувшаяся склока, всегда полагался на личное мнение…
    Давно убедился, что мне нравятся совсем другие игры, нежели автору блога, да и не всегда Юра прав, но захожу сюда каждый день, наверное, это сродни чтению утренней газеты. Статьи подобного плана мне нравятся, мне интересно из чего получилась то, что получилось. А покупать или не покупать ту или иную игру, личное дело каждого…Я не куплю, мне играть в игры подобного плана не с кем.

  3. DedoK

    я не думаю что мнение Юры купят, просто Юра порядочный человек и поэтому если в игре будут достоинства или интересные моменты то он про них обязательно напишет, дабы не уподобляться издателям Курска которые на критику отвечают негативом.

    Рассказы про то как создаются игры, как рождаются идеи, баланс и т д мне например очень интересны.

  4. Лекс

    @78RUS
    Интересно, как же у тебя сложилось мнение,что игра г…о? Несмотря на весь этот скандал, я попробовал бы настоящий варгейм, тем более от русских разработчиков. И мне было бы интересно почитать отзывы от заядлых варгеймеров.

  5. SkAZi

    @78RUS
    Я специально не высказывался во всех предыдущих топиках, да и говорить там что-то было бессмысленно, но сейчас, посмотри на ситуацию другими глазами. Есть разработчик, вложивший в игру месяцы времени и годы знаний, выверял, тестировал, вкладывал в неё душу, и, вполне возможно у него получилась качественная игра. А затем какая-то такая ситуация, не важно кто там прав, кто виноват, может все правы, может все неправы, не суть важно, но это спор двух сторонних лиц, с разработчиком связанных достаточно косвенно. И что теперь из-за этого игра стала плохой?

  6. lokkyt

    Скажем так. Ничего инновационного в игре Курск нет. Очередной варгейм. Порыскав на буржуйских любительских форумах варгеймеров вы найдете много подобных игр и идей к ним. Вплоть до тотального усложнения всего и вся.

    Лично я против таких усложнений, которые по сути вносят лишь очередную строчку в графу «вычислений. Поэтому лучшей подобной игрой последних лет была и остается Конфликт Героев. Успех ее очень логичен и законен — в ней нет ничего лишнего. Разработчики убрали все ненужные дополнительные вычисления. Из тяжелых варов она одна из самых простых и логичных.

    Курс — очередная поделка, не исключаю, что может даже хорошая поделка. Но все равно популярной она не будет. Но за 1500 рублей (я понимаю что Статус Белли коммерческая организация, что хочет заработать) лучше купить зарекомендовавшие и проверенные опытом игры. Тем более средняя цена с учетом доставки в Россию вара составляет 1300 -1600 (ведь в них нет сложных компонентов — просто куча картона).

    При этом мне уже по картинкам ясно насколько не эргономично сделан Курс. Очень много бесполезно съеденного игрового пространства. Дизайн оставляет желать лучшего.

    В общем, мне кажется произведя Белли эту игры в Китае — они бы только выиграли в цене. Игра ведь ориентированна на варгеймеров, а они-то знают, что можно купить за такие деньги.

    Advanced Squad Leader — 1500 руб.

    Игра зарекомендовала себя годами — это уже переиздание. Поле в два раза больше Курска. Игра очень хорошая — оттестирована многими вагеймерами по всему миру. Качество компонентов на высоте. Количество — явно больше чем в Курске.

    Conflict of Heroes: Awakening the Bear! Russia 1941-1942 — 2100 (рублей)
    — очень большая коробка, набитая компонентами хорошего качества до отказа. Практичеки языконезависима. Несколько карт, много сценариев + куча любительских.

    Napoleon’s Triumph — 2500 руб
    Все так же по богатому. Только еще и пластиковые стойки на гигантском поле.

    Combat Commander — 2000 руб.

    В общем, это так — навскидку. Так что, друзья, задумайтесь. Стоит ли Курск того, что он стоит.

    Да, кстати соглашусь с Юрой еще в одном. Предыдущие игры Разыграева на самом деле ужасны.

  7. Phobosis

    Обожаю заметки разработчиков.
    В игры от Алексея Разыграева мне играть не доводилось, хочется надеяться, что у него все получится.

    lokkyt :
    Поэтому лучшей подобной игрой последних лет была и остается Конфликт Героев.

    Я сам очень люблю CoH, только, по-моему, он довольно абстрактный и к труъ варгеймам он совсем немного ближе, чем «Мемуары» :D. Значительная часть решений игроков — это менеджмент эфемерных командных очков, настоящие варгеймы себе такого не позволяют, если я не ошибаюсь.

  8. lokkyt

    @Phobosis

    По-разному. Некоторые позволяют, некоторые нет. Я лишь говорю, что CoH хороша тем, что она упрощена ровно настолько, насколько это можно, чтобы не потерять сути классического вара.

    А от Мемуаров у меня смешанные чувста.Им не хватает масштаба — но этим они и ценны. Очень простой тактический вар. В Мемуары можно играть «серьезно» лишь в ограниченном числе сценариев. Например,Сталинград из истенфронта.

    Из последних тактических игр — достаточно приятно удивила меня «Битвы Наполеона» от ФФГ.

    Но это уже оффтоп =).

    Сделай они Крск в Китае — то выходная цена для такого качества в РФ была бы до 1000 руб., тогда имело бы смысл ее купить. А так — Squad Leader гараздо более выгодная покупка за те же деньги.

  9. Kuroi

    to hk (или просто: Юре)
    После того как 22 сентября вышла одна новость вместо пяти, я поспорил, что ты взялся изучить правила игры, о которой сказано и в этой заметке, и сыграть, чтобы уже в пятницу успеть вывесить обзор процесса, чтобы показать, что от своих слов ты не отказываешься (как ты и хотел, но в неизвестном для нас будущем). Но сегодня уже пять заметок как прежде так что я возможно проспорил.
    После прочтения твоих вводных слов к сегодняшней заметке, решил помотреть, что пишет Борг о своих масштабах войсковых единиц и времени:
    «The scale of the game fluctuates from battle to battle. For some scenarios, an infantry unit may represent an
    entire battalion, while in other scenarios a unit may represent a single company or platoon. But the tactics you
    need to execute conform remarkably well to the advantages and limitations inherent to the various units, their
    weapons and terrain.» Более чем скромно, но на игровом процессе это никак не отражается. А вот подробность, с которой Алексей Разыграев подошёл к описанию своих метаний при выборе игровых масштабов, несколько пугает. Помимо всего прочего Алексей называет «Танковые сражения» не просто варгеймом, а именно военно-ИСТОРИЧЕСКОЙ игрой. Опять же исходя из уже написанного про игру «Курск 1943. Огненная дуга.» прихожу к выводу, что это скорее «живое» учебное пособие, нежели настольная игра в привыном смысле.
    Напоследок, если сядешь играть, тебе будет полезно знать, что там не хватает нескольких тайлов войск. Цитируя Разыграева: “Блин, проверил авторский экземпляр – 905 и 393 StuG действительно испарились. Я перекомпоновывал фишки раз пять. Последнего раза, видимо, они не выдержали, как и моя внимательность. Mea culpa magna! Они же были из дополнительных правил.
    В последний раз, кстати,я перекомпоновывал из-за того, я уже “вжимал” фишки внутрь, приговаривая: “Подожмите яйца, ребята!”, – и этого все равно не хватило. Смещение все съело.
    Есть три способа устранения проблемы:
    1. При допечатке некачественных плат допечатать недостающие StuG и, раз проблему поставили, 198 пд для желающих.
    2. При выпуске “Дубно-Ровно. 1941? допечатать при наличии свободных мест указанные фишки. (Вероятно те, кто купит первую, если понравится, купят и вторую игру).
    3. Выложить фишки в электронном виде на своем сайте в pdf для распечатки желающим.
    Исполню все три варианта.”

  10. Kuroi

    Сложившееся мнение из всех обзоров и со слов самого разработчика. Игра «Курск 1943. Огненная дуга.» — узконаправленное издание для клубов военной (и не только) истории (там зачастую занимаются реконструкциями и сложности никто не удивится) и небедных поклонников настольных игр жанра «wargame», которым захотелось просто «попробовать на зуб» отечественное произведение. Возможно третьим адресатом являются некие энтузиасты, которые сложатся и купят один экземпляр на всю компанию (есть несколько знакомых, которые на дух не переносят иностранных игр про «нашу» войну и из-за языка и исходя из своих принципов).
    Для тех же, кому хочется подобных настольных игр, есть проверенные годами вещи. О некоторых из них упомянул lokkyt. Узнать о всём многообразии можно подавшись на форум по настольным военно-историческим играм.

    Что смущает лично меня? Во-первых, косяк с вырубкой, который теперь спешно устраняется. Во-вторых, косяк с недостающими тайлами/фишками войск (это, кстати, задевает даже больше). В-третьих, тот факт, что продукция не была проверена (в наборах от Звезды, к примеру, обычно есть данные упаковщика, то есть, видно, что кто-то несёт ответственность за содержимое). Складывается впечатление, что куда-то очень спешили и буквально выбросили на прилавки города игру. Кстати, это впечатление усугубляется тем фактом, что далее анонсированы сразу несколько настольных игр. В-четвёртых, тот факт что «Status Belli» распространяет данную игру через торговые точки «Мосигры», в которой ни разу нет людей даже близко представляющих себе, что несёт в себе коробка с обсуждаемой игрой. Зачастую там и сболее простыми играми не знакомы, а тут. В-пятых, невыполнение гениральным директором и/или самой компанией их же обязательств в отношении клиентов. В-шестых, само поле, несущее на себе всю мировую скорбь в виде многочисленных таблиц и потому не умещающееся как следует там, где могло бы в лёгкую расположиться без них. Правда, этот ход можно объяснить тем, что таблицы, напечатанные на обычной бумаге (с правилами), стёрлись бы в пыль при чатым обращениям к ним, а на поле их вероятная продолжительность жизни возрастает многократно.

    И напоследок новость (для кого и не новость) с сайта «Мосигры»: «Производитель заберёт все коробки, извлечёт бракованные фишки, заменит их на правильные новые, а также добавит во все коробки по 2 пинцета для работы с ними в виде бонуса.» В коробки будут добавлено по два пинцета. В каждую. 🙂 Теперь остаётся только пожелать, чтобы при перепечатывании не пропустили что-нибудь снова, а также не напортачили с пинцетами.

  11. lokkyt

    @Kuroi
    +1
    +1

  12. Conscience

    Мне больше интересно. Качество и детализация распечатки. Будут отпечатаны эмблемы всех дивизий рейха, задействованных в операции? Геральдика дивизий Райх\Мертвая голова etc. ?

  13. whirlwind

    «И напоследок новость (для кого и не новость) с сайта “Мосигры”: “Производитель заберёт все коробки, извлечёт бракованные фишки, заменит их на правильные новые, а также добавит во все коробки по 2 пинцета для работы с ними в виде бонуса.” В коробки будут добавлено по два пинцета. В каждую. Теперь остаётся только пожелать, чтобы при перепечатывании не пропустили что-нибудь снова, а также не напортачили с пинцетами.»

    все больше напоминает пиар акцию
    везде упоминания об этой игре и компании
    пора по моему сворачивать все это и забыть об этой игре)))

  14. Urazoid

    @whirlwind
    Нифига, если мы тут ещё немного пошумим — хоть мне это и не по душе — Камрад директор нам, и мне, как заграничному эксперту, в частности, выложит в сеть ПнП материалы игры чтобы все распечатали эти несчастные 8 страниц тайлов с картой и смогли протестить сие «вписать нужное слово» сами.

  15. Денис II

    Kuroi :
    Помимо всего прочего Алексей называет «Танковые сражения» не просто варгеймом, а именно военно-ИСТОРИЧЕСКОЙ игрой.

    А это плохо?

    Kuroi :
    Что смущает лично меня? Во-первых, косяк с вырубкой, который теперь спешно устраняется. Во-вторых, косяк с недостающими тайлами/фишками войск (это, кстати, задевает даже больше). В-третьих, тот факт, что продукция не была проверена (в наборах от Звезды, к примеру, обычно есть данные упаковщика, то есть, видно, что кто-то несёт ответственность за содержимое). Складывается впечатление, что куда-то очень спешили и буквально выбросили на прилавки города игру.

    А у меня складывается впечатление, что молодая неопытная компания наступила на грабли, существование которых было для неё неожиданностью как раз по причине неопытности. Первый блин вышел немножко комом. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А косяки, как не уже не раз говорилось, бывают и у грандов.

  16. Kuroi

    to whirlwind
    Не везде. Что, конечно, к лучшему.

    to Денис II
    Не плохо, а нормально. Как оказалось к классу настольных военно-исторических игр относятся даже игры Борга.

    Косяки бывают у всех. Моё незнание вышеупомянутой терминологии тоже косяк.

    Мне хотелось подчеркнуть, что не смотря на ошибку (и понесённые убытки), Status Belli заявляет в ближайшем времени выход ещё трёх игр, а также открывает голосование по трём анонсированным играм. Не кажется ли вам, что это очень рискованно? Особенно Дубно-Ровно. С той же механикой («Танковые сражения») и до результатов продаж «Курск 1943. Огненная дуга».

    to Urazoid
    200+ фишек, которые надо укладывать в стеки, ты предлагаешь самостоятельно распечатать? ._.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑