Mechs vs Minions – новая командная игра от Riot Games, создателей вселенной League of Legends. Льюис Джонс подготовил подробнейший обзор игры, из которого можно не только узнать о сильных и слабых ее сторонах, но и о том, как вообще из виртуальной реальности рождаются качественные настольные игры (в переводе Екатерины Александровой).

Далее следует глубокий и детальный обзор игры Mechs vs Minions. Не думаю, что в нем содержатся какие-то серьезные спойлеры – ничего такого, что бы вы не увидели или о чем бы не догадались, как только откроете коробку. Однако если вы настроены ничего не знать об этой игре, советую его не читать.

Заранее извиняюсь за объем обзора, но столь многое необходимо осветить! Надеюсь, вам понравится!

Контекст

Mechs vs Minions – первый заход Riot Games studios на территорию ролевых настольных игр. Более известная благодаря своему подзаголовку от невероятно популярной компьютерной игры League of Legends, Mechs vs Minions авторства Riot Games – кооперативная программируемая игра. Несмотря на то, что обе игры базируются в магическом мире Runeterra Mechs vs Minions – не просто «настольная версия League of Legends».

Mechs vs Minions начала свою жизнь как соревновательная зомби-стрелялка Weapons of Zombie Destruction, созданная Стоуном Либрандом.

 

Либранд создал игру как интересный проект для семьи и друзей, потом он присоединился к Riot, представил игру в стремительно развивающемся секторе настольных игр этой компании, привлек внимание разработчика Криса Кантрелла, который донес идею настольной игры до «больших шишек» Riot, которые, сами будучи любителями настольных игр, с готовностью согласились на это ответвление от очень успешного на данный момент формата игр Riot и все остальное, как говорится, уже история… По большей части. Игра была издана примерно 3 года назад, до того, как Крис пригласил Тома Вассела из The Dice Tower и Квинса из Shut up and Sit Down протестировать игру. Несмотря на то, что игра им понравилась, у них были сомнения относительно желания повторить этот опыт, что и стало ключом к развитию и шлифовке игры в последующие три года с целью превращения ее в игру кооперативного стиля.

Состав игры

Итак, как же вся эта любовь и труд передались игре? Что ж, с точки зрения компонентов игры, можно сказать «превосходно»!

Коробка просто огромна! И не только огромна, но и, благодаря одному из самых креативных и безумно красивых вкладышей от Ноя Адельмана из GameTrayz, каждый квадратный сантиметр ее заполнен превосходным содержанием. Вообще, мне не свойственно даже замечать вкладыш коробки и восхищение ими иных людей никогда не было мне понятно. Но эти вкладыши настолько хороши, что заслуживают некоторого внимания. Они прекрасно вписываются в коробку: каждый украшен литыми символами и иконографией игры, добавляя частичку к эстетическому эффекту. Я извиняюсь, если это кажется чепухой, но даже эта мелочь позволяет увидеть проблеск того внимания к деталям, которое Riot вложили в эту игру.

Итак, что же собственно по компонентам игры? Одним словом – исключительно!

Четыре полноцветных невероятно красивых фишки игроков изображают персонажей, взгромоздившихся на индивидуализированные замечательные машины – огромный бонус для игроков вроде меня, у которых сердце от идеи делать и раскрашивать миниатюрки уходит в пятки от страха.

В комплект входят металлические маркеры пути. Гравированные кубики, особый и стандартный, по 2 каждого – потому что зачем иметь 2 кубика, если можно иметь 4?! Проработанная миниатюрка бомбы, тьма толстых, шикарных на ощупь карт, 5 модульных двухразмерных игровых полей. Сами игровые поля имеют особую поверхность, заставляющую масляные слики блестеть, а озера лавы захватывать свет так, чтобы казаться устрашающе булькающими на столе перед вами.

Но, кажется, я слышу ваши возгласы: «А что же миньоны?» Что же, их 100! Да-да, 100 детализированных миниатюрок в четырех различных позах привнесут жизнь на игровую доску. Миньоны не крашенные – да-да, знаю, о чем вы подумали: «да как они смеют делать весь этот потрясающий материал и доставлять его вам всего за 80 евро/долларов, не озаботившись заказать ручную покраску всех 100 миньонов какому-нибудь итальянскому художнику?» Не расстраивайтесь – вместо этого их запустили в «цветную стирку». Для тех, кто, как и я, не представляет, зачем мыть свои миниатюрки, если они не испачкались, поясню: речь идет о процессе покраски, схожим с «намыванием» на всю фигурку темного лака, который, застывая, делается прозрачным. Однако, в углах и трещинках он темнее, и это подчеркивает все детали миниатюрки и выглядит гораздо более эстетично, чем одноцветная пластиковая фигурка, на которой некоторые детали могут затеряться, если не вглядываться в нее специально.

Обзор

В отношении правил я призываю всех изучить книгу инструкций, доступную в PDF на сайте Mechs vs Minions. Но в основном они сводятся к следующему: ваша команда из 2-4 игроков, каждый из которых управляет своей фишкой, выбирая карты из определенного ограниченного количества, доступного в каждом раунде. Вы добавляете эти карты к своей программной линии, которую потом исполняете. Каждая карта представляет собой команду вроде «двигаться вперед», «развернуть огонь орудия», и используя эту постоянно усложняющуюся «программу», необходимо достигнуть цели текущей миссии: переместить бомбы в определенные точки, оборонять башню, убежать и т.д. до того, как бомба взорвется, миньон проскочит мимо вашей защиты или вы будете расплавлены стеной лавы и т.д.

Несмотря на то, что вы можете понести урон, игра не включает уничтожение игрока. Вместо этого повреждения приписываются случайным образом из специальной колоды и могут серьезно насолить вашей работе. Некоторые повреждения вмешиваются в вашу программу, например, заставляя ваш эпичный огнемет выстрелить до того, как вы повернетесь, в результате чего ваша машина изрыгает огромный огненный шар через пустое поле перед тем как вы поворачиваетесь на 90 градусов и обнаруживаете надвигающуюся на вас орду миньонов. Некоторые повреждения вставляют себя в вашу программу как действие, заставляя вас постоянно рыскать вокруг да около вместо того, чтобы выпустить смертоносную серию выстрелов по отряду миньонов.

Игра подразумевает не менее 10 различных миссий, формируя игру в стиле кампании. Опять же, внимание к деталям в этом отношении безупречно. Каждая миссия имеет свой буклет, разъясняющий исходные данные и задачи. И что еще более потрясающе, каждая поставляется запечатанной в отдельный конверт, имеющий кодовое название на лицевой стороне.

По завершении миссии вы получаете кодовое название следующего конверта, который и открываете. Кроме того, каждый конверт содержит «сюжетные карты», которые добавляют особые способности конкретным персонажам и могут быть использованы для его усиления в этой миссии. Однако, там также содержатся мощные карты повреждений, которые придется добавить в колоду, добавляя новое ощущение обреченности к каждому повреждению, которое придется тянуть, когда одна из этих надоедливых шаек умудрится приземлить свой топор на прекрасную раскрашенную поверхность вашей машинки!

Riot еще и проделали отдельную работу по подготовке радио-версии, видео-инструкции и саундтрека, доступных на сайте Mechs vs Minions. Обучающее видео делает знакомство с игрой просто прекрасным сном! Я включаю новым игрокам 4-минутное видео, пока расставляю учебную миссию, и 10 минут спустя каждый готов начать, а я выбираю новую миссию. Конечно, всегда должен быть кто-то, знакомый с более тонкими деталями, но я-то всегда есть!

Радио-версия добавляет глубину персонажам, кампании и миссиям. Вы просто выбираете миссию и следуете инструкциям, запуская новые части истории, когда выполняете определенные действия в игре. Это забавно, заставляет людей улыбаться и существенно обогащает общее ощущение от игры.

Чем меньше я скажу о саундтреке, тем лучше. Это не более чем шум, вызывающий головную боль. Но сложно рассматривать его как что-то негативное в отношении игры – это всего лишь бесплатный бонус, которому случилось быть мне не по вкусу.

Процесс игры

Что же, как эта пудра – золотая пудра, но все же пудра в моем ощущении, — преображается в игру?

Во-первых, стоит сказать, что это не – за отсутствием лучшего слова – игра в стиле «ameritrash» (настолка в американском духе). Хотя удача играет существенную роль, существует множество способов смягчить или даже обойти невезение. Конечно, в начале вы будете топтаться вокруг прихотей колоды карт команд, безнадежно пытаясь подтолкнуть вашу машинку идти прямо или хотя бы повернуться в нужную сторону. Однако, по мере того, как вы будете продвигаться по кампании, вы начнете нащупывать некоторые скрытые способы контроля, которые игра вам дает. Примерно на середине игры нужно действительно выдающееся невезение, чтобы помешать вам достигнуть своей цели в определенный ход – требуется всего несколько минут, чтобы посмотреть и решить задачку, которую вы видите перед собой, может, немного подтолкнуть свою удачу.

И это именно то, в чем механика урона столь умно работает – она никогда не убивает вас, а только делает задачку еще труднее. К тому же некоторые карты урона будут иметь небольшой эффект, а то и вовсе никакого к тому моменту, как вы их вытянете, хотя некоторые могут быть настоящим бедствием, отправляя вас врезаться в препятствия, вызывая больше и больше повреждений и превращая вашу невинную машинку в кучу неконтролируемого лома в течение двух минут. Однако, вовсе не будучи разочаровывающим, этот опыт иногда будет испытанием, иногда даже принесет пользу, но в любом случае всегда будет забавным и поправимым. Не остается никакого ощущения несправедливости, миньоны передвигаются по установленным правилам, и вы знаете, где они будут, когда будут атаковать. Урона почти всегда можно избежать – вы можете выбрать, где закончить ваш ход и иногда рискуете, стремясь подобраться поближе к своей цели, осознанно принимая угрозу повреждений и зная, что все может обойтись, а может и пойти категорически «не так». Выбор за вами, поскольку с каждым ходом, когда вы двигаете свою фигурку, надежда на удачу захватывает вас. Как говорится, «удача сопутствует смелым», и, к счастью, игра прекрасно сбалансирована в этом отношении – гораздо чаще вы сможете отделаться легкой царапиной, чем сокрушительной вмятиной.

Урон – это неудобство и прекрасно сочетается с одной из моих любимых сторон игры: большая часть миссий сопровождается встроенным таймером. Однако эти таймеры чудесно спрятаны в темах и компонентах соответствующих миссий: это может быть тикающая часовая бомба, ускоряющаяся стена лавы или заряжающееся оружие босса. Эти изобретательные скрытые таймеры добавляют новый уровень важности и страха в вытягивание карты повреждения. Все может быть неплохо, но, если вы вытащите урон, разворачивающий вас на 180 градусов так что вся ваша прекрасная программа побега внезапно превращается в наступление на догоняющий поток лавы, все может стать весьма запутанным. Опять же, такое случается не часто, но знание, что это возможно, оказывает влияние на принятие решений: вы выбираете переместиться на один ход меньше по направлению к зоне финиша, чтобы избежать потенциального урона, или рискуете, и ощущение неизбежной расплаты начинает стучать в ушах, пока вы тянете руку к колоде повреждений.

Следующий пункт – это головоломки. Каждый ход ставит перед вами новые задачки с практически бесконечным количеством решений, что определяется еще одним небольшим, но гениальным дополнением к картам команд: когда вы собираетесь разыграть карту, вместо того, чтобы положить ее в командную строку, вы можете ее сбросить для того, чтобы устранить повреждения или перепрограммировать два слота командной строки, поменяв их местами. Эти небольшие, почти незаметные буквы внизу каждой карты экспоненциально увеличивают количество возможностей и усугубляют имеющуюся головоломку. Вы почти наверняка сможете обойти вон того миньона и достигнуть цели, нужно только вычислить, как! Предварительное планирование – это основа всего. При всех моих разговорах об удаче, информация в этой игре чрезвычайно открытая, каждый ход вы выбираете, как оптимально разыграть его, и по мере того, как становитесь в этом лучше и лучше, вы можете смотреть все дальше вперед при планировании ходов, пока не перестараетесь, чрезмерно положившись на удачу.

И тем не менее, это невозможно сделать одному. Вам приходится полагаться на сокомандников, удерживающих миньонов, до которых вы не можете сразу дотянуться, подбирающих бомбы, когда ваша машина настолько повреждена, что вам потребуется взять ход, чтобы починить ее до состояния хотя бы полу-контроля, или открывающих для вас ворота в крепость. Вот здесь-то игра по-настоящему раскрывается. Главный секрет – в тесном и постоянном общении. Замечательным образом задачки настолько трудны, по крайней мере для меня – человека, которые привык быть немного альфачем, — что сама возможность доминирования исключается. Я могу только следить за тем, что делает моя машинка и за теми возможностями, которые передо мной раскрываются, и не имею никакой возможности делать это за другого игрока. Моя альфа-игра сводится к: «Точно, эти три парня намереваются убить нас. Я могу взять на себя этого, может кто-то заняться остальными?» или «Я могу удержать эту локацию, можешь ты забрать кристалл?». Игра включает в себя таймер в виде песочных часов, помогающих исключить альфа-игру, но, на мой взгляд, в этом нет необходимости, хотя он и добавляет ощущение настоятельной необходимости в планирование, что прекрасно дополняет общую тему.

Однако, это упрощенное общение «на бегу» не лишено своих трудностей. Игроки, радостно выполняя предписанные им в этот ход задачи, могут неожиданно обнаружить по мере передвижения фишек по полю, что кто-то выступил вперед там, где должен был блокировать, и вся продуманная цепочка действий рушится, позволяя ускользнуть вон тому миньону. Общение и командная работа – это всё!

И все же, как и все игры, эта не лишена своих проблем. Наиболее очевидная, которая проявится очень быстро, – это правила. Имея 10 разных миссий, каждая со своими правилами и отдельной документацией, может быть сложно уследить, что к чему относится в данной конкретной миссии.

Некоторые правила, как предполагается, вы запомните и будете им следовать в последующих миссиях. Есть общий буклет-глоссарий, который проясняет некоторые вещи, но он далек от всеохватности. Например, что происходит с миньонами, когда они попадают в лаву?

Они погибают? Стараются ли они всегда ее обходить? Рассматривать ли ее также, как масляное пятно? Или же они ведут себя там как на обычной клетке? Если вы посмотрите в глоссарий на слово «лава» или «миньоны», вы не найдете упоминания об этом. Если потом вы потратите время и еще раз перечитаете всю документацию на уже открытые миссии, вы найдете строку, в которой сказано, что лава не причиняет миньонам никакого вреда, но это все еще отвечает только на половину вопроса! Иногда это раздражает, и иногда мы просто сходимся на правилах, которые кажутся наиболее логичными.

При всем сказанном выше, надо отметить и то, что Кантрелл и многие другие ребята из Riot активно участвовали в обсуждении на Boardgamegeek.com. Не думаю, что они вообще спали первые две недели! Как только появлялся запрос относительно правил, он получал ответ в течение нескольких минут в любое время суток. И они не только давали ответ, но и терпеливо отвечали на один и тот же вопрос снова и снова, когда люди не проверяли форум на предыдущие вопросы. Поведение, заслуживающее восхищения, но бьюсь об заклад, они пожалели, что не включили фразу «Не беспокойтесь, вы найдете карты, необходимые для заполнения всех пустых слотов в коробке, по мере того, как будете проходить миссии» в приветственное письмо, которое вы видите, открывая коробку!

Второй момент – это масштабируемость. Для игры, механика которой настолько выверена и, очевидно, хорошо протестирована, она очень разочаровывает. Суть в том, что играть вдвоем гораздо проще, чем вчетвером. Я могу понять, какая идея за этим стоит. Изначально авторы разработали игру для четырех игроков, где каждый игрок получает в ход одну карту. При таком раскладе команда игроков получает четыре карты за ход. Что ж, они решили сохранить эту пропорцию для двух игроков, так что каждый получает по две карты и вся команда имеет четыре карты на ход. Изначально можно подумать, что основная проблема в отсутствии игрока, чтобы прикрывать некоторые области поля. Однако вскоре становится понятно, что игра имеет определенный темп. Игроки начинают, будучи слабее игры, постепенно усиливаются и можно надеяться, что вы дойдете до нужных позиций, так что в ответственный момент получите преимущество и сможете выиграть до того, как встроенный таймер сработает и окончит игру.

Однако, при команде в 2 игрока вы становитесь сильнее игры слишком быстро. Многие миссии с 2 игроками мы выигрывали еще до того, как встроенный таймер проходил половину! Кроме того, имея 2 карты каждый ход, вы можете использовать одну для ремонта и продолжать совершенствовать свою машину другой, нужно только решить, какая из карт принесет больше пользы. Есть и другие, более тонкие преимущества, которые становятся понятными после нескольких игр с разным количеством игроков.

Правда, есть 2 миссии, в которых разница между количеством игроков не так ощутима. Но есть и по крайней мере 1 миссия, где для двух игроков больше времени и размышлений требуется, чтобы все расставить, чем чтобы выиграть!

И это приводит нас к следующему пункту. В этой игре легко выиграть. Я отыграл всю кампанию с двумя игроками и большое количество миссий с 3 и 4 игроками, иногда одну и ту же миссию по несколько раз с разными командами. Играя всю кампанию двумя игроками, мы проиграли всего 1 раз, в начале – на второй миссии. При большем количестве игроков победа становится не столь неизбежной, но все же не такой трудной даже с неопытными игроками.

Играя всю кампанию, примерно половину миссий я ждал, когда она станет сложнее и мы перестанем выигрывать каждую игру, и все больше и больше разочаровывался. Тем не менее, я все еще сильно наслаждался игрой и с удовольствием расставлял на столе новую миссию. Это довольно любопытно, потому что обычно мне очень быстро надоедает играть в одну и ту же игру снова и снова. И должен признать, я до сих пор прошел только половину Pandemic Legacy и настолько заскучал, что не имею желания продолжать! Не осуждайте меня! Это как раз тот момент, когда я осознал, что игра не проста, даже для двух игроков. В игру легко выиграть, но когда вы играете, задачки, возникающие перед вами каждый ход, вовсе не просты и становятся сложнее и сложнее. И решения, принимаемые вами – рискнуть или проявить осторожность, – тоже не просты. Необходимость постоянного общения и переговоров с партнерами тоже не проста. Эта игра очень сильно напоминает мне компьютерную игру Portal. В Портале вы никогда не находитесь в опасности смерти или падения, но каждая комната, на которую вы натыкаетесь, представляет новые загадки, которые необходимо решить. Я прошел эту игру, должно быть, в течение дня около 10 лет назад, но до сих пор не забыл приятное удовлетворение. Mechs vs Minions предлагает сложную и интересную задачку за задачкой, которую необходимо решить командой. Вопрос не в том, сможете ли вы это сделать, но в том, как вы это сделаете и как повеселитесь в процессе.

Заключение

Mechs vs Minions – это мастер-класс по тому, как сделать игру. Начиная с компонентов игры, продолжая вниманием к сообществу и заканчивая увлекательными и постоянно меняющимися головоломками. Конечно, она не лишена своих недостатков и, вероятно, она не для каждого, но эта игра принесла мне и моей жене 3 недели фантастического веселья каждый свободный вечер (мы до сих пор с радостью играем в нее и делим эту радость в друзьями, когда они заходят в гости! Нам также пока не удалось найти никого в возрасте от 7 до 64, кому бы она не понравилась). Она нас сблизила, оттащила от телевизора и объединила общим переживанием, которое, как я думаю, мы запомним еще лет на десять. Идея сыграть даже чаще исходила от моей жены! И это для меня лучший тест из всех возможных!

Вопрос, которым вам стоит задаться, не в том, стоит ли покупать эту игру, а в том, как ее стоит купить. Все, что сейчас нужно – это дополнение с новой кампанией.

Спасибо за чтение! Надеюсь, вам понравилось.