Первоапрельская рецензия на Монополию от Александра Белякова — одна из лучших рецензий, среди всех, что я читал и определённо лучший русскоязычный обзор Монополии всех времён. Читать обязательно!
Этот блог появился на свет ровно год назад. Без шуток. И год спустя я хочу посвятить этот день написанию рецензии на игру, которая, я уверен, повлияла на жизни многих геймеров и не геймеров, их друзей и их родителей, их собачек, кошечек, попугайчиков, хомячков, тушканчиков, сусликов, дегу, питонов, тарантулов и енотов-полоскунов. Это игра, которая в свое время взорвала рынок, и до сих пор продолжает его взрывать, вместе с мозгами тех, кто в нее играет. Это настолько великая игра, что в нее и играть-то страшно, хочется, чтобы она просто стояла на полке, за всеми другими играми, которые есть в твоей коллекции, а еще лучше, если бы она перешла в коллекцию твоего друга, который тебе уже вовсе не друг, потому что две недели назад, играя в Diplomacy, он гнусно предал тебя и захватил Севастополь турками, поэтому нет ему пощады, и пусть эта игра со всей своей ужасной кармой лежит у него на полке, занимает место и портит ему жизнь, тем более что у тебя все равно есть еще семь вариантов этой игры на тему Звездных войн, Властелина колец, Губки Боба с квадратными штанами, гей-сообщества, Маленькой Русалочки и операции “Буря в пустыне”, а также кошерная версия на иврите. Как называется эта игра? Все вместе, на три-четыре, прихлопывая в ладоши: “МО-НО-ПО-ЛИ-Я!”… Так, не понял, кто там в третьем ряду выкрикнул “шахматы”?!
Если вы ничего не знаете о жизни, а хотели бы знать, то это игра для вас. Особенно есть речь идет о трудной жизни на улицах американских городов. Хотя, если немного обработать игру лобзиком, и вместо “Baltic Ave.” написать “Бирюлево”, а вместо Park Place накорябать “Китай-Город” или “Рублевское шоссе”, то игра может вполне научить жизни и москвича (заранее извиняюсь перед жителями других российских городов, но, я думаю, суть вы уловили). В частности, если верить написанному, эта игра обучает торговле недвижимостью. Уже после одной игры вы будете знать, что торговля недвижимостью в основном зависит от бросков кубика и чаще всего происходит в форме аукциона. Все здания делятся на дома и отели, а передвигаться между объектами недвижимости можно не только на модном спортивном кабриолете середины 30-х годов прошлого века, но и верхом на утюге или забравшись, как в ступу, в наперсток. Удивлены? Я же говорил, что эта игра – просто находка и открывает сознание почище различных натуральных и искусственных субстанций.
В ДВУХ СЛОВАХ
Итак, каждый игрок в Monopoly становится торговцем недвижимостью. По крайней мере, в оригинальной версии игры. Чем занимаются игроки в Monopoly: Spongebob Squarepants, я даже боюсь предположить. Игроки выбирают себе фишки, которые также очень сильно отличаются в зависимости от издания игры, однако в ранних изданиях были кабриолет, собачка, наперсток, ботинок, утюг, шляпа и что-то еще. Соответственно, важной часть игры является выяснение, кто чем будет играть, потому что, как вы понимаете, выиграть в эту игру ботинком как-то совсем не комильфо.
Затем все ставят свои фишки на начальную клетку игрового поля, именуемую “Go!”, берут по $1,500 разными купюрами, включая купюры по $1, также известные как “туалетные бумажки” и случайным образом определяют, кто будет ходить первым, кто вторым, и т.д.
Далее игроки перемещаются по игровому полю, бросая два шестигранных кубика. Например, выбросив на двух кубиках 8 очков, игрок обязан подвигаться на восемь клеток. В отличие от новомодных игр, в которых игрок не обязан двигаться ровно на это число, а может походить и на меньшее число, в Monopoly ты должен мириться с тем, что есть риск, что тебе выпадет не то число, которое тебе нужно. Таким образом авторы внесли в игру элемент риска, который надо учитывать каждый раз перед тем, как ты бросишь кубики. Надо отметить, кстати, что авторы внесли в игру интересную механику – если ты выбрасываешь дубль, то ты ходишь еще раз! Однако есть и противовес – если ты выбросишь дубль три раза подряд, ты попадаешь на клетку “Тюрьма” (об этом чуть позже). Таким образом, авторы очень интересным и инновационным образом сбалансировали преимущества дублей.
Перейдем к самим клеткам. Большая часть поля (размер которого – 44 клетки) состоит из клеток недвижимости. Это могут быть улицы, железные дороги и объекты ЖКХ. Если ты умудрился на такую попасть, то, будь любезен, либо покупай, либо устраивай аукцион. Третьего не дано – жители улицы, уж коли ты сунулся к ним со своими грязными зелеными бумажками, просто так тебя не отпустят. Особенно интересны в этой игре аукционы, потому что обычно они приводят к тому, что улицу надеются купить дешевле рыночной цены, а в конечном итоге покупают дороже. Какой из этого можно вынести урок? Совершенно верно, жадность – порок!
Как только ты купил улицу, любой, кто на нее попадет после этого, должен будет тебе платить некую сумму за то, что он на твоей улице остановился. Предполагаю, это показывает то, что верные тебе жители улицы зажимают бедолагу в каком-то закоулке и трясут с него деньги, уж коли он к ним пожаловал. Более того, если ты купил все улицы одного цвета, то ты можешь начинать строить на них дома (ага, не подозревали даже, что изначально все улицы без домов!) Если у тебя стоят дома, то любой, кто попадет к тебе на эти улицы, должен платить тебе больше, потому что верные тебе жители успевают зажать беднягу несколько раз, пока он пытается понять, как выйти из трех сосен… тьфу, из трех домов. Да, кстати, максимум на улице может стоять только четыре дома. Если ты, не дай бог, хочешь построить пятый, то комитет по строительству заставляет тебя снести все дома и построить отель. И не спрашивайте, почему. Зато отель приносит кучу денег – блэкджек, шлюхи, все дела.
Схожая ситуация обстоит с железными дорогами и объектами ЖКХ. Чем больше у тебя железных дорог, тем больше ты получаешь за приземление другого игрока на любую из них. Ну а с объектами ЖКХ (которых, к слову, всего два – водоснабжение и электричество) все предельно просто – контролируешь только один, платят чуть-чуть, а контролируешь оба – тут уж деньги рекой текут, ибо ты и рубильник можешь опустить, и без душа всех оставить. Ляпота!
Помимо недвижимости, на поле есть некоторое количество клеток Chance (“Шанс”) и Community Chest (“Общественный сундук”, который некоторые некорректно и со сладострастным придыханием переводят как “Общественная грудь”). Попав на такую клетку, ты должен вытянуть верхнюю карту из соответствующей колоды, на которой будет предначертана твоя судьба. Например, ты занял второе место в конкурсе красоты, возьми $45. Или, у тебя умерла бабушка, получи $200. Тут-то игроки начинают понимать, что лучше убивать бабушек, чем участвовать в конкурсах красоты, тем более что на первой место в конкурсе красоты в этой игре рассчитывать бессмысленно, а бабушку при определенных условиях можно грохнуть несколько раз.
Также, на поле есть две клетки налогообложения – налог на роскошь, который в демократичных США всегда составляет какие-то жалкие $75 (вне зависимости от того, насколько ты на самом деле роскошен) и налог на доходы, о котором стоит поговорить отдельно. Клетка налога на доходы представляет одно из самых интересных решений в игре (нет, правда!) Попав на нее, ты можешь отдать либо $200, либо 10% от всех своих денег, включая стоимость принадлежащего тебе имущества. Таким образом, эта игра учит навыкам подсчетов налогов, чем достопочтенная американская публика занимается каждую весну – либо самостоятельно, без калькулятора, высчитывать 10% от всего накопившегося у тебя барахла, либо плюнуть на все, дать взятку в $200 и не париться. Воистину, авторская находка! Кстати, в более тупых поздних версиях эту цифру просто сделали $200, без вариантов. Такую хорошую идею закопали. Эх!
Отдельно надо поговорить о четырех угловых клетках поля. Как я уже упоминал в начале, первая клетка – “Go!” Она никак не связана с замечательной одноименной настольной игрой, она, скорее, как бы намекает игроку: “П*здуй дальше!” На самом деле, каждый раз, проходя эту клетку, ты получаешь зарплату в $200. При этом, если ты принял решение выбрасывать на кубиках высокие числа, то ты будешь получать зарплату чаще, чем те, кто решил выбрасывать единицы и двойки. Такая вот система поощрения в США – чем быстее бегаешь, тем больше получаешь. Ей богу, олимпиада какая-то.
Вторую клетку я тоже упоминал – это тюрьма. Что самое интересное, если ты просто попал на нее благодаря броску кубика, то ты как бы навещаешь своего родственника Боба (возможно даже, что с квадратными штанами), но сам в тюрьму не попадаешь. Но как ты, наверное, помнишь, мой юный читатель, в тюрьму можно попасть, выкинув три дубля подряд! Также, ты идешь в тюрьму, если ты вытаскиваешь из “Шанса” или “Общественных сисек” карточку “Иди в тюрьму!” (в случае “Общественных сисек”, видимо, тебя отправляют в тюрьму за сексуальный харассмент, а в случае “Шанса” – за то, что ты посетил клуб “Шанс”). Третий вариант – если ты попадаешь на еще одну угловую клетку, на которой написано (внимание, барабанная дробь!) “Иди в тюрьму!” Воистину, эта игра поражает своим постоянством и пуленепробиваемой логикой.
Отдельно стоит поговорить о том, каким образом можно выбраться из тюрьмы. Вы не поверите, для этого надо кидать кубики и надеяться на то, что выпадет дубль – который, возможно, тебя туда и привел какое-то время назад. Насколько я понимаю, это воспитательная методика от обратного, столь популярная не только в США, но и в нашей стране. Например, если ребенок ест шоколадные конфеты, хотя ему делать этого нельзя, мамаша запихивает в нерадивое чадо как можно больше шоколада, чтобы эта психологическая травма лишила чадо желания впредь смотреть в сторону это прекрасного пищего продукта в частности и, в некоторых особо сложных и запутанных случаях, еды в целом. Но если это не помогает, и после трех бросков дубль так и не выходит, игрок просто должен дать на лапу констеблю $50 и идти вон, потому что у полиции есть дела и поважнее.
Ну и последняя угловая клетка – это шедевр с философским подтекстом. Клетка сия называется “Бесплатная парковка”. Ты можешь на ней остановиться, ничего не сделать, и никому ничего не заплатить за это. Как мне кажется, она призвана заставить игрока, попавшего на нее, на минутку притормозить, осознать всю тщетность происходящей гонки по кругу, после чего набрать полную грудь воздуха и бодрой рысью помчаться дальше в своем кабриолете, ботинке или утюге.
Кстати, немаловажно обсудить ситуацию, в которой игрок остается без денег, а надо платить по долгам. Что тогда? Тогда ты должен начинать распродавать свои дома и отели, а если таковых нет, то закладывать свое имущество. А если и имущество закончилось, и в карманах ветер свищет, то, извини, брат, ты вылетел из игры. Возьми свою фишку, изо всех сил брось ее в человека, который забрал твою последнюю туалетную бумажку, и убеги в другую комнату, плача навзрыд. Потом приляжь на диван и подумай о приятном – ты заслужил этот отдых, а им еще часов пять мучаться.
Ах, да! Я-таки до сих пор не упомянул такой вещи, как цель игры. В Monopoly выигрывает человек, набравший наибольшее количество победных очков. Одно победное очко выдается человеку, который последним остался в игре. Все остальные победных очков не получают. Сурово.
КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ
Последний раз, когда я проверял (что было, надо признаться, достаточно давно), в эту игру могло играть от 2 до 8 человек. Поверьте мне, игра одинаково бессмысленна и безудержно весела при любом количестве участников. При желании можно и впятнадцатиром играть – надо только фишки найти. Используйте монетки, пуговицы, кусочки сахара и кошачьей еды, а также стеклянный глаз тети Светы. Не ограничивайте себя, эта игра благосклонна к творческим людям.
ВРЕМЯ ИГРЫ
Правила игры объясняются за 20 минут, и на первоначальную расстановку уходит где-то минут 5-7. А вот сама игра – это другой разговор. Длина игры обычно зависит от количества игроков, при этом прогрессия этой зависимости имеет геометрический характер. В то время как вдвоем или втроем ее можно закончить за более-менее приличный промежуток времени, игра ввосьмером имеет все шансы не закончится никогда. Ну, то есть, всегда есть вариант перевернуть доску или огреть противника бейсбольной битой, но эти приемы не описаны в правилах. С другой стороны, все, что не запрещено, разрешено, так ведь?
СЛОЖНОСТЬ
Аукционы и высчитывание 10% от общей суммы всего имущества. Да, это очень сложная игра. Не для средних умов. Каждый раз пытаешь понять, сколько взять сдачи, если налог на роскошь $75, а у тебя на руках одни сотки. Ну и, в конце концов, агония выбора между утюгом и шляпой в начале игры. Если вы не заканчивали ВУЗ (желательно с экономическим уклоном), проходите мимо.
ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ
Случайность в этой игре отсутствует. Есть только уверенность в том, что на двух кубиках выпадает число от 2 до 12, и умение выкинуть то число, которое тебе нужно.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ
Можно кидаться друг в друга фишками, деньгами и бейсбольными битами. Можно обмениваться улицами. Можно кусаться. Можно угрожать оставить без ужина и выгнать спать в прихожую. Эта игра о тонком дипломатическом общении.
Кстати, всегда есть опасность kingmaking’a, когда обозлившийся на тебя сосед говорит: “Я не буду больше играть в это говно, а все свои деньги и улицы я отдаю Машке, потому что в правилах говорится, что я могу продать ей это за минимальные деньги, и пусть берет за $1!” Поэтому очень важно постоянно быть дипломатичным и не доводить других игроков до белого каления.
КОМПОНЕНТЫ
Прекрасны! Особенно в версии Боба с квадратными штанами. Шедевр!
ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Все зависит от того, насколько для вас принципиален истинный смысл словосочетания “Community Chest”. Если “сиськи” устраивают, то даже не парьтесь по поводу языка.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
- Вам понравится. Даже не задумывайтесь.
КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?
- Вполне возможно, что вам же и не понравится. Игра прямо-таки балансирует на тонкой грани между любовью и отрыжкой.
РЕЗЮМЕ
Количество игроков: 2-8
Время игры: 60 минут-плюс бесконечность
Сложность: дьявольская
Тематичность: умопомрачительная
Фактор случайности: на грани фантастики
Агрессивность: грррррррр!
Kingmaking: неизбежен
Компоненты: выше всяких похвал
Языковая зависимость: язык опухает и приобретает фиолетовый оттенокВ общем, что я могу сказать. Бесконечные клоны и самодельные копии этой игры, через которые наверняка прошли многие из нас, говорят о том, что эта игра должна занимать первое место в любом рейтинге настольных игр. До сих, правда, она этого не сделала, но ведь если мы все соберемся с силами и поставим ей на BoardGameGeek оценку 10, ситуация резко поменяется! Флэшмоб?
Моя финальная оценка: бесценно!
написано здорово =)
когда мне было 8-14 лет, практически каждый вечер на даче проходил за игрой в советскую вариацию монополии, «подарок менеджеру».
с тех пор меня от нее тошнит.
Браво!
Это самое убойное описание игры! Манчкин отдыхает.
Автору глубокое уважение 🙂
***До сих, правда, она этого не сделала, но ведь если мы все соберемся с силами и поставим ей на BoardGameGeek оценку 10, ситуация резко поменяется!***
Хорошая мысль. Но лучше проставить десятки клону Монополии с характерным названием Гей-монополия. Вот это уже будет полный ахтунг!
Обзор великолепен чуть больше чем полностью 100500/10
пока прочитал, раза 3 чай разлил — пипец, давненько я так не хохотал)))
спасибо!
фуууух, поржал так поржал. спасибо!!! подняли настроение на весь день!