Стратегия и тактика в чистом виде – таковы абстрактные настольные игры проекта GIPF. Новая игра дизайнера Криса Бурма LYNGK претендует на звание венца проекта. Рекс Мур подготовил обзор этого нового «светила» и постарался понять, насколько такая характеристика правомерна (в переводе Екатерины Александровой)
LYNGK описывается как «седьмой элемент» в солнечной системе GIPF и «представляет синтез всего проекта». Имейте в виду, что изначально в этой серии было шесть игр, потом одну выпихнули из системы, как несчастный Плутон, потом одну добавили, и вот теперь эта «финальная» игра-синтез… итого восьмая игра, седьмое название в серии шести игр.
Ясно?
Но даже если у Криса Бурма есть некоторые проблемы с тем, чтобы держать под контролем вселенную GIPF, он – мой любимый абстрактный дизайнер, – и я высоко оцениваю его заслугу в том, чтобы вернуть меня в абстрактные игры с увлеченностью, которую однажды уже пробудила серия GIPF. Итак да, я действительно с нетерпением ждал появления LYNGK!
Кратко о правилах
Для начала 43 фишки – по 8 каждого из 5 цветов и три другого «дикого» цвета – случайным образом помещаются на шестиугольную доску с гранью 4. Кроме того из каждой грани гексагона наподобие звезды торчат еще 6 слотов. Вот базовая расстановка из правил:
- Все ходы состоят в том, чтобы передвинуть весь столбик (или одну фишку) по прямой и наверх другого столбика. На пустое место фишки не перемещаются, а перескакивают его.
- На момент старта игры все фишки нейтральные и могут двигаться любым игроком. В начале хода игрок может «заявить» один из пяти цветов, и с этого момента он становится единственным, кто может двигать столбики фишек с фишкой этого цвета сверху. В какой-то момент игроки заявят по два цвета из пяти, тогда последний, пятый, останется нейтральным.
- Три «дикие» фишки могут представлять любой цвет в столбике, но никогда не перемещаются сами по себе – на них можно сложить другие фишки или перемещать их внутри столбика.
- Столбик не может содержать более одной фишки каждого цвета и, таким образом, максимально может содержать пять фишек.
- Когда игрок собирает столбик из пяти фишек с фишкой своего цвета сверху, он снимает его с доски, и это будет одно очко в конце игры.
- И вот теперь правило, которое, на мой взгляд, значительно добавляет глубины (и веселья) в игру: нейтральные фишки или столбики не могут помещаться на столбики, которые выше, чем они сами. А вот фишки или столбики заявленного цвета могут перемещаться на столбик любого размера (если, конечно, вписываются в правило составления столбика, упомянутое выше).
- И заключительный штрих – это то, что называется правилом LYNGK. Оно связывает фишки и столбики заявленного цвета, находящиеся в пределах одного хода (то есть либо расположенные рядом, либо разделенные только пустыми слотами). Таким образом фишка или столбик может двигаться вдоль этой сети одним ходом, если по правилам закончит его на другой фишке или столбике. Это правило создает действительно интересные комбинации ближе к концу игры.
Когда все ходы исчерпаны, подсчитайте все полные столбики (из 5 фишек), которые были сняты с доски, чтобы определить, кто выиграл… В случае ничьей учитывайте столбики размером в 4, 3 и 2 фишки.
Итак, как же играется игра?
Во-первых, должен сказать, что LYNGK не захватила меня с самого начала так, как другие игры GIPF. Особенно гениальная TZAAR – моя любимая в серии (до сих пор помню трепет от погони по доске больших столбиков за маленькими в паре моих первых партий в TZAAR!).
Но после пары игр в LYNGK я продолжал думать о ней. О разных возможностях в каждом ходе перевернуть игру в свою пользу. Когда заявлять цвет. Играть ли наступательно или оборонительно и т.д. И тогда я был готов вернуться и сыграть снова.
Вот некоторые из моих наблюдений:
- Идея цвета, не принадлежащего никому до тех пор, пока кто-то не заявил его, гениальна. Как скоро вам стоит заявлять цвет и как вы хотите, чтобы доска выглядела к этому моменту? В идеале, заявляемый вами цвет уже должен иметь несколько столбиков, особенно учитывая, что вы не заинтересованы, чтобы кучка фишек нейтрального цвета запрыгнула поверх фишки вашего цвета. Конечно, если вы будете ждать слишком долго, этот цвет может заявить ваш оппонент. Вот оно – напряжение!
- Мне также очень нравится то усиление, которое вы получаете, заявляя цвет – эти фишки/столбики теперь могут запрыгивать на столбики любой высоты.
- Стоит ли использовать свой ход, чтобы положить фишку нейтрального цвета на фишку вашего противника (тем самым выводя ее из игры как потенциального столбика из 5 фишек)? Не понятно. Некоторое время я так делал, но вскоре оказывался позади в плане финишировавших столбиков.
- Как лучше всего расположить цепочки «lyngks» для собственной выгоды? Пока не знаю – на данный момент они у меня появлялись только случайно.
- Уделяйте внимание фишкам, начинающим в шести «торчащих» слотах. Они будут изолированы быстрее других, поскольку имеют только две линии для перемещения на основное поле. Они могут сработать на вас или против вас.
Заключение
Осознать правила и понять, что мне стоит делать, заняло пару игр, но LYNGK довольно быстро затягивает. Эта игра приносит характерное для серии GIPF веселье и «а-ха!» моменты, включая простор для стратегической мысли и тактики, которую необходимо продумать.
Не думаю, что она превзойдет в моем понимании TZAAR или YINSH, но все же слишком рано говорить, как она встроится в ряды серии Бурма из восьми игр. В конце концов, раскачаться к YINSH заняло некоторое время, и теперь она у меня на почетном втором месте во вселенной Бурма.
Потребуются десятки игр, чтобы действительно прочувствовать LYNGK, но это будет отлично проведенное время, и я жду его с нетерпением!
Очень интригующе выглядит, спасибо за информацию