Добро пожаловать в мир настольных игр

Мафия превращается… превращается… в оборотня! Обзор игры «Однажды ночью: Оборотни»

Все знают «Мафию». И те, кто играет в современные настольные игры, и тем более те, кто с ними не знаком. И можно отметить устойчивую тенденцию, чем более человек погружен в среду настолок, тем меньше, как правило, ему нравится «Мафия». Всё потому, что в игре нет главного – значимых решений. Все эти «голосую за него, потому что слышал шорох с той стороны» на самом деле не опираются ни на что, в лучшем случае на какие-то ощущения.

Для людей неискушённых оно, может, и привлекательно, но почему-то опытные настольщики буквально все как один воротят от «Мафии» нос. Возможно, именно поэтому настольные издатели так стараются сделать некую новую «Мафию», которая будет интересна для искушённых игроков. И выпушенная компанией GaGa Games игра «Однажды ночью: Оборотни» (в оригинале One Night Ultimate Werewolf) — как раз такая попытка.

О компонентах

«Однажды ночью» — это очень компактная коробочка. Когда её открываешь, возникает подозрение, что в неё даже игру забыли положить, потому что всё, что внутри – это полтора десятка больших картонных жетонов персонажей, и такое же количество небольших круглых жетончиков, на которых изображены эти же самые персонажи. И всё. Не считая буклета правил.

С точки зрения качества тут всё хорошо. Картон плотный, иллюстрации наглядные, функциональные. Круглые жетоны довольно крупные. Прямоугольные жетоны довольно-таки большого размера (к слову, не очень понятно, чего бы их не сделать в виде карт). Ну и сама коробочка тоже ничего, красивая.

К числу компонентов по большому счёту стоит отнести и цифровое приложение. Оно не лежит в коробке, но в правилах есть QR-код, по которому его можно удобно скачать на любое мобильное устройство. Приложение бесплатное, и, вообще-то, как бы и не нужно. В игру можно играть и без него, просто в таком случае кто-то из игроков должен взять на себя роль ведущего. Но, безусловно, куда проще играть именно с приложением. Тем более, нет никаких причин его не использовать.

О правилах

Как и в случае с «Мафией» перед нами игра для компании. Формально играть в «Оборотней» можно любым составом от 3 до 10 человек. Рекомендованное же количество игроков – от 5 до 10. А самую первую партию, вообще, рекомендуют играть строго впятером заранее подготовленным набором ролей.

Важно, что самих ролей всегда больше, чем игроков. Вот, в «Мафии» всегда берутся карты по количеству участников, и каждый получает по одной. В «Оборотнях» же всегда остаются 3 лишние карточки, которые лежат на столе лицом вниз. Скажем, если играть впятером, то ролей в игре будет восемь. И важно подчеркнуть, что в игре может быть максимум 2 оборотня. То есть теоретически возможна ситуация, когда «мафии» за столом нет вообще, если обе такие карточки не достались никому (в таком случае чтобы победить игроки должны прийти к выводу, что никто не мафия).

С точки зрения правил тут всё очень похоже на уже неоднократно упомянутую «Мафию». Игроки втайне друг от друга получают некие роли и смотрят кому что выпало, ничего не сообщая друг другу. Все роли делятся на две категории, это оборотни (так называется местная мафия) и мирные жители. После ознакомления с ролями все засыпают, потом через какое-то время просыпаются, и начинается самое интересное – фаза голосования. Да ещё и отводится на неё всего 5 минут, прямо по таймеру.

Самое главное, что вся игра тут состоит из одного дня. То есть вот эта вот привычная схема «все засыпают, мафия ночью убивает мирного жителя, все просыпаются и решают, кого казнить, и так – несколько раз» нивелирована буквально до одного дня, до одного голосования. Игроки должны всё как следует обсудить и проголосовать за кого-то одного. Если это окажется оборотень, мирные жители выигрывают. Если казнят невиновного, побеждают оборотни.

И тут наступает ступор. Да как так-то? Ну, получили роли. Ну, уснули. Ну, проснулись. Как голосовать-то? На что опираться? Как понять, кто может быть оборотнем, а кто мирным жителем? Чем, вообще, всё происходящее отличается от «Мафии»?

К счастью, разработчики игры прекрасно осознавали, что подобное непонимание обязательно возникнет. И об этом напрямую написано в правилах, мол, в первый раз вам вообще будет ничего непонятно, как, за кого и почему голосовать. Но вы сыграйте 3-4 раза, и потихоньку начнёте понимать, что тут к чему. И, учитывая, что на одну партию надо буквально 5-10 минут, это точно сделать несложно.

Так в чём же дело? Почему сперва непонятно ничего, и как это понимание приходит? Всё дело в ролях, которые получают игроки. Тут есть привычная мафия (то есть оборотни) и обычные мирные жители (так называемые обыватели). И есть ещё и другие мирные жители, тоже мирные, только не совсем обычные. Эти роли умеют всякое, что позволяет им в первую и единственную ночь совершать различные манипуляции с картами ролей.

Кто-то умеет подсмотреть чужую карту. Кто-то может стащить роль другого игрока, а тому отдать свою. Кто-то способен поменять местами чужие роли. А кто-то просто способен в конце ночи посмотреть свою карточку роли. С учётом того, что происходит ночью, это может быть очень важно. Потому что роль, с которой ты засыпаешь, может оказаться совсем не той, с которой ты проснёшься.

О впечатлениях

Первое впечатление от игры очень сумбурное. Непонятно очень многое: почему так мало компонентов; как, вообще, это может работать; почему надо играть в каких-то оборотней, а не во всем известную «Мафию»; как вычислить этих самых оборотней и как, вообще, это можно сделать всего за один игровой день.

Но, как и написано в правилах, нужно всего лишь сыграть несколько раздач и наступает прозрение. Внезапно оказывается, что всё не так просто. И, заодно, выясняется, что играем мы даже и не совсем в «Мафию», а как будто бы в небольшой настольный детектив. Только если в обычных детективах надо раскрыть преступление, узнав, кто, как и почему его совершил, то в «Оборотнях» ставятся немного иные вопросы.

Здесь нужно выяснить, что произошло ночью. И не просто произошло – а что случилось с картами ролей. И вопроса по большому счёту здесь два. Первый – какие у кого роли. И второй – как карточки ролей перемещались ночью между игроками. Меняли ли они владельцев, и если да, кому какая карточка ушла.

Вот как выглядит со стороны «Мафия»: люди сидят и все говорят одно и то же – «я мирный гражданин». Поначалу и в «Оборотнях» всё также. Но тут есть второй слой игры. У участников есть некая информация о том, что происходило ночью. И рано или поздно они начинают ею делиться. Кто-то может рассказать, какую карту и у кого подсмотрел. Кто-то сознается, что поменял местами роли таких-то игроков (но не видел, что это за роли). Кто-то может сказать, что утром смог посмотреть свою роль, и остался мирным. Или чистосердечно признаться, что засыпал оборотнем, но его роль ушла к кому-то другому.

И вот тут-то и начинается коллективное расследование. Вся группа пытается выстроить картинку, как «гуляли» карточки между игроками. Нужно постараться понять, где лежали карты оборотней, когда все засыпали, и где они оказались утром. Теоретически может даже случиться и так, что кто-то получил карточку оборотня, а проснулся уже без неё. И, может быть, этот игрок даже об этом не в курсе (утром ведь подсматривать свои роли нельзя).

Особую пикантность происходящему придаёт то, что оборотни, как и в «Мафии», знают друг друга. И, конечно же, врут. И особенно забавно, что оборотень может прикидываться не просто мирным жителем, а мирным жителем с особой ролью. Это позволяет не только ввести в заблуждение остальных игроков относительно того, что ты не мафия, но и увести в сторону коллективное обсуждение о том, что происходило ночью с карточками ролей. Всего-то нужно вбросить неверную информацию, сказав, например, что подсмотрел карту такого-то игрока, а там – оборотень. И пусть тот как хочет, так и оправдывается!

Но, конечно, подобные провокации всегда несут в себе риск. Ведь может оказаться, что роль, которой прикрывается оборотень, выпала кому-то ещё. И тогда уже начинаются неприкрытые обвинения друг друга во лжи. Остальные игроки в этот момент должны стараться опросить остальных, узнать у носителей других ролей что известно тем, и попытаться понять, кто из потенциальных обманщиков всё-таки говорит неправду. Чья информация не укладывается в картину, складывающуюся из прочих известных фактов.

А поскольку на обсуждение выделяется всего лишь 5 минут, партии протекают просто стремительно. За ограниченное время нужно всё обсудить, всё узнать, сделать все логические построения и вычислить таки-оборотня. И при этом информацию зачастую приходится вытягивать из окружающих буквально по крупице. Потому что для многих выгодно не выдавать всё сразу. Скажем, кто-то может сказать, что подсмотрел чью-то роль, но не говорить чью. А потом показать на кого-то пальцем, но не говорить сразу какую роль у него увидел (а, например, сперва послушать, что скажет тот игрок).

И внезапно оказывается, что можно играть почти в «Мафию», только осознанно, по-настоящему, с решениями и интересным процессом. Потому что в «Оборотнях» есть всё, что нужно. Интересные обсуждения, острые моменты, доводы и контрдоводы и всегда в основе всего лежат конкретные факты. Да, иногда их может не хватать, а в каких-то случаях судьба партии может свестись к тому, что идёт слово против слова. Но для игры на 5 минут это более чем простительно.

Заключение

«Однажды ночью: Оборотни» — это очень хорошая игра. Это правильная «Мафия» здорового человека (которая хорошо бы с самого начала была бы именно такой). И, что очень важно, точно также, как в «Мафию», в неё могут играть обычные люди. Её определённо можно рекомендовать любителям настольных игр на социальную дедукцию. Да и если вы, в принципе любите настольные игры, не откажите себе в удовольствии попробовать в неё сыграть. Партия займёт всего 5-10 минут, и это точно стоит того, чтобы познакомиться с одним из самых лучших вариантов «Мафии» (если не самым лучшим!).

4 комментария

  1. Денис II

    Не согласен, что в Мафии нет решений. Просто Мафия — это не настольная игра, она отличается от них не только по форме, но и по сути.

  2. Alex

    Вам надо попробовать сходить на Мафию там, где игроки наиграли более 50 игр. Получите интересный опыт. Поверьте там осознанный выбор и люди умудряются ВЫЧИСЛИТЬ твою роль и никто не разговаривает в стиле я мирный, я не мирный. Там также очень хорошо проявляются такие качества как красноречие и харизма.
    Мафия может быть очень жестокой к новичкам, поэтому в таких клубах даже делят столы по уровню игроков.
    Лично мне мафия не нравится по одной причине — если тебя убивает, то остаток партии ты сидишь и куришь бамбук. Вот это основное преимущество оборотней. Плюс не нужен отдельный ведущий.

  3. Repej

    Однажды довелось побывать на мероприятии, посвящённом только «Мафии». Сначала дали поиграть несколько раз для того, чтобы все вспомнили правила и втянулись. Затем провели ликбез: на пальцах объяснили как можно было определить роль каждого участника в проведённых партиях. Только логика, психология и опыт. Дали небольшой мастер-класс с примерами в последующих партиях. Осознал, что я вообще не умею играть в «Мафию».

  4. Kraltaras

    Интересно было бы почитать статью о том, как надо правильно играть в Мафию. Никогда еще не видел партии, где осознанно и логически вычисляли бы игроков, все сводилось к простому «ты мафия, нет ты мафия!».
    ONUW нравится тем, что тут есть стартовые зацепки (все, что происходит ночью), которые дают возможность выстраивать цепочку сразу же. В обычной мафии не всегда даже знаешь, с чего начинать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑