Замечательно, когда человек глубоко погружён в тематику какой-то игры и ещё более замечательно, когда он способен рассказывать о ней другим так, чтобы было интересно и опытным игрокам и практически случайным людям со стороны. Именно такова ситуация с тов. SadSido, который опубликовал на «Тесере» свою далеко не первую статью о Magic: The Gathering. На этот раз она посвящена эволюции правил пересдачи стартовой руки. И, поверьте, это более чем увлекательное чтение! 

Кто бы ни был Джон «В Некоторых Источниках Дэвид» Маллиган, про него известно следующее: он играл в гольф и делал это весьма паршиво. Залупив очередной мяч в никуда, он невозмутимо сообщил партнёру, что перебьёт удар. И перебил, выполнив первый в истории «муллиган» — повтор игрового действия, если предыдущее исполнение вышло особенно неудачным. Термин сначала прижился в гольфе, потом перекочевал в дартс, а оттуда уже в наши любимые ККИ.

В контексте карточных игр, под муллиганом понимают возможность как-то повлиять на стартовый расклад. В Magic эта проблема стоит особенно остро — вы запросто можете проиграть самому себе из-за неудачной стартовой руки. Сегодня мы посмотрим на историю появления муллигана в Magic и эволюцию этого правила с течением времени. Присоединяйтесь!

Первый муллиган (1994 г)

Как вы знаете, в Магии колода состоит из «заклинаний» и «земель» для их оплаты. Это значит, что в вашей стартовой руке будет либо одно, либо другое, либо (если повезёт) некоторая смесь. Неизвестно, кто стал пациентом номер ноль, начавшим и закончившим игру без единой земли, однако уже в 1994 году появилось официальное правило муллигана, примерно такое: если ваша стартовая рука не содержит земель, либо состоит только из земель, вы можете замешать её в колоду и набрать новую. Если вы поднимаете семь земель во второй раз, вам предлагается переориентироваться на покер — там больше ценятся редкие комбинации.

Парижский муллиган (1997 г)

Первая версия магического муллигана была, мягко говоря, несовершенна. Получается, что стартовая рука с шестью землями и одной нерелевантной картой значительно хуже семи земель, потому что её нельзя смуллиганить. Несправедливость устранил некий Мэтт Хира (Matt Hyra), профессиональный игрок и по совместительству сотрудник Wizards of the Coast. В 1997 году он предложил разрешить игрокам муллиганить любые руки, при этом каждая следующая рука должна содержать на одну карту меньше.

Новый муллиган был впервые опробован на турнире в Лос-Анжелесе и получил название «парижского». Не пытайтесь найти логику в последнем предложении.

Парижский муллиган был тепло принят играющим сообществом. Игры, в которых вы разглядывали стартовую руку и сдавались, ушли в прошлое. На смену им пришли игры, в которых вы разглядывали стартовую руку, муллиганились пару раз и только потом сдавались. Нет, серьёзно. Выяснилось, что потеря одной карты в стартовой руке — довольно серьёзная проблема. Потеря двух, и дело пахнет керосином. Неплохо было бы сгладить преимущество, получаемое игроком с большим количеством карт.

Ванкуверский муллиган (2015 г)

Следующая итерация — «ванкуверский» муллиган 2015 года, разрешающий несчастному игроку посмотреть верхнюю карту колоды и решить: оставить ли её сверху или убрать под низ. Этот процесс называется «скрай» (scry — предсказание) и выполняется один раз, после того как мулиганящийся игрок удовлетворился своей стартовой рукой (гусары, молчать!). Ванкуверское правило не решает проблему потери карт на руке, но немного улучшает качество топдека.

Лондонский муллиган (2019 г)

Ванкуверский муллиган, по большому счету, всех устраивал. И если бы не неприятная история, мы бы жили с ним дальше. Однако, произошло следующее: в недавнем финале Pro Tour Guilds of Ravnica, Луи-Скотт Варгас (Luis-Scott Vargas, любимец публики и заслуженный мастер спорта по магии) смуллиганился до четырёх карт и весьма позорно слился какому-то ноунейму на глазах у всего честного народа. «Да и фиг с ним», скажете вы и будете правы. Но есть нюанс.

Magic долгое время наслаждался монополией на рынке ККИ. Сейчас от этой монополии не осталось и следа. Hearthstone отъел львиную долю электронной аудитории, поделившись остатками с Hex и Eternal. Fantasy Flight Games аннонсируют, выпускают и прикрывают в среднем по две-три ККИ (простите, ЖКИ) в неделю. С востока поджимает «Берсерк. Герои«. Ричард Гарфилд, гад, придумал Keyforge. Мы живём в мире, где игры вынуждены бороться за внимание игроков.

Секрет завоевания аудитории кроется в правильном позиционировании. И вот вам первый бизнес-урок от меня: вы не хотите, чтобы ваша ККИ позиционировалась как дорогущее развлечение для одержимых бородатых гиков, в котором все решается правильным соотношением земель на стартовой руке. Так вот, кадры, на которых Луи-Скотт обречённо перебирает четыре карты и сливается, обошли твитч, ютьюб, реддит, Матч ТВ и телеканал «Культура». Неслабый удар по имиджу игры!

Большие боссы посмотрели пару видосиков с разбором ситуации и постановили: «чтобы такой фигни больше не было». Оперативная группа по восстановлению имиджа игры разработала новую версию муллигана, по которой вы всегда берёте стартовые семь карт, а потом убираете лишние карты под низ колоды. Этот вариант получил название «лондонского» и был успешно опробован на турнире Mythic Championship в столице Великобритании. С середины лета 2019 весь магический мир перейдёт на лондонский муллиган.

Есть только одна маленькая проблема…

Выше, я уже писал, что изменения в правилах муллигана тепло принимаются игровым сообществом. Это, разумеется, сарказм. Отношение к муллиганам варьировалось от скептического к враждебному. Против первого правила высказывался в 1994 году сам Ричард Гарфилд, автор игры и адекватный в остальных вопросах человек. Ричард считал, что проблемы стартовой руки не существует, надо просто тщательно выверять баланс земель и заклинаний. Надеюсь, он вдуплил пяток-другой партий со своим тщательно выверенным балансом и теперь смотрит на вещи более широко.

Парижский муллиган в корне изменил подход к декбилдингу. Игроки стали играть меньшим количеством земель, надеясь в случае чего удачно помуллиганиться. Колоды, для которых важно качество карт, получили некоторое преимущество над теми, кто ценит количество. Всё это вызвало недовольство старпёров, считавших, что плохие стартовые руки — это проблемы игроков, а не игры. Мол, если вам не нравятся раздачи, смените колоду.

Ванкуверский муллиган, как развитие парижского, был ещё радикальнее. Всё то же самое, но за потрею карт в руке вам полагается компенсация. Получить шесть карт + скрай для многих колод ничем не хуже, чем номинальные семь. «Это же, простите, попахивает казуальщиной», — говорили злые языки. «Скоро мы просто будем выбирать, с какими картами начать игру».

Выбирать — не выбирать, но шаг в этом направлении мы, безусловно, сделали. Лондонский муллиган идёт ва-банк, позволяя игрокам набирать по семь карт снова и снова. Часть, конечно, придётся сбросить, но качество стартовой руки значительно улучшится. В нашей магии есть несколько колод, способных победить на первом/втором ходу, если нужная комбинация окажется на стартовой руке. Я думаю, пилоты этих колод с нетерпением ждут введения лондонского муллигана! Посмотрим, удастся ли им сломать Magic, ища свою комбу снова и снова…

В заключение посмотрим, как решают проблему другие ККИ:

Большинство поделок от FFG (Android NetrunnerWarhammer ConquestGame of Thrones LCG) и прочие динозавры типа World of Warcraft TCG: позволяют игроку полностью пересдать стартовую руку. Один раз за партию, разумеется. Сложно придумать что-то более банальное.

Hearthstone: игрок может сбросить любое количество карт со стартовой руки и добрать столько же. Прекрасное решение, к которому по моему скромному мнению должны придти все ККИ. На данный момент подобный муллиган встречается разве что в Star Wars CCG.

Pokemon TCG: тут какое-то шапито. Игрок может пересдавать руку до тех пор, пока в ней не окажется хотя бы один «базовый покемон». Если такой в колоде один (совсем без них играть нельзя) — вы будете пересдавать до потери сознания. Прикол в том, что за каждую вашу пересдачу противник имеет право взять дополнительную карту. Второй прикол в том, что на первом же ходу можно сыграть карту, заставляющую противника сбросить все дополнительные карты, которые он набрал (вычитал на форумах. За что купил, за то и продаю).

Yu-Gi-Oh и Vampire: The Eternal Struggle: как-то обходятся без муллиганов. Вялые попытки предложить правила мулигана встречают на форумах недружелюбно, мол, не надо нам этих ваших «эм-тэ-гэшных» штучек.

В Doomtown: Reloaded, следуя традиции, всё не как у людей. Дело в том, что вы можете сами выбрать, каких персонажей выставить на поле в начале игры. Персонажи со свойством «grifter» («ловкач» или «мошенник») определяют, по каким правилам вы набираете стартовую руку. Вы можете выбрать «Джека-Ванкуверский-Муллиган» или, скажем, «Элизабет-Парижский-Муллиган». Разумеется, в вашей банде может быть только один грифтер.

На этом, я думаю, можно закруглиться. На сегодня у меня всё. Спасибо за внимание и хороших вам стартовых раскладов!