Магнетис. Мои впечатления

Магнетис поставляется в средних размеров коробке, внутри которой скрывается совсем немного компонентов. В аккуратный пластиковый вкладыш уложены четыре картонных треугольника, россыпь магнитов, а также листок с правилами игры. Больше ничего в игре нет, только поле, да фишки-магниты. Идея игры очень проста: каждый игрок получает некоторое количество магнитов, а затем их надо по очереди по одному выкладывать на игровое поле. Кто первый избавится от всех своих магнитиков, тот и победил. 

Перед началом игры нужно выполнить некоторые приготовления – сложить из четырёх фрагментов игровое поле. Рекомендуемый вариант – квадрат, но никто не запрещает проявить фантазию и выложить треугольник, параллелепипед или какой-нибудь другой многоугольник неправильной формы. Затем всем игрокам раздаётся равное количество магнитов, которых в коробке 20 штук, и начинается партия.

В свой ход игрок должен поместить на поле один из своих магнитов. Хитрость в том, что класть магниты на поле просто лишь поначалу. Со временем на нём не остаётся свободного места, и подкладывать новый магнит приходится крайне аккуратно. Одно неверное движение и силой магнитного поля какой-то магнит может вытолкнуть за пределы поля. Или, например, несколько штук могут примагнититься. Если игрок спровоцировал такую ситуацию, он забирает все себе все «штрафные» магниты (те, что оказались за пределами поля или примагнитились) и ход передаётся дальше. 

Что мы имеем с виду? Очень простая игра, которой можно быстро обучить кого угодно, правила интуитивно-понятны, компонентов всего-ничего, а партия на 2-4 человек длится совсем недолго, буквально 5-10 минут. Магнетис заявлена как настолка «про космос», но на самом деле она совершенно абстрактна. О её тематике напоминает лишь рисунок на коробке, да изображение звёздного неба на игровом поле.

Игра мне заочно понравилась. Простая, абстрактная, да ещё и с магнитами! К тому же они здесь самых разных форм и даже отличаются по размеру. Держать их в руках – сплошное удовольствие. Но на практике, к сожалению, Магнетис проявила себя далеко не с лучшей стороны.

Мы отыграли несколько партий, и все они развивались по одному и тому же шаблону. Сначала все игроки расставляют магниты на поле, а потом наступает такой момент, когда ещё один магнитик поставить просто некуда, для него просто не находится места. Но ход-то ты сделать должен, поэтому в результате ты примагничиваешь пару магнитов, и следующий игрок оказывается в выигрышной ситуации – для него место на поле появляется, свой ход он может сделать без проблем. Причём, когда магниты примагничиваются в первый раз, обычно их собирается сразу несколько, из-за чего игрок, первым забравший их в руку, обычно уже не имеет никаких шансов на победу.

Из-за этого в игре бывают две ситуации. Или на поле есть место, и ты можешь поставить магнит, или места нет, и ты вынужден собрать штрафные магниты. Не спасает ситуацию даже возможность строить игровые поля различной формы. Какое бы поле перед тобой ни лежало, квадратное, треугольное, многоугольное, всё всё равно сводится к одному из двух: либо тебе есть куда поставить магнит, либо нет.

Казалось бы, спасение может крыться в размерах магнитов. Они ведь отличаются по форме и размерам, так что в первую очередь надо класть на поле самые большие, а в последнюю стараться приткнуть куда-нибудь самые маленькие. На практике же эти отличия не играют никакой роли. Если на поле имеется подходящее место, в него войдёт и маленький, и большой магнит. Так что, в каком порядке их играть – совершенно неважно.

Из-за этой особенности игра показалась нам неинтересной. Если есть безопасный ход, ты просто ставишь на поле магнит, выбирать особо не из чего, и это – скучно. Если безопасного хода нет, ты заранее знаешь, что ошибёшься, что тебе просто не повезло, потому что на тебе закончилось свободное пространство. И это неинтересно, потому как от тебя ничего не зависит. Середины здесь нет. Максимум, что может сделать игрок – это выставлять свои магниты так, чтобы на поле осталось побольше места (в этом случае магниты располагаются прямо по его краю) или поменьше (магниты размещаются ближе к центру). Из-за всего этого складывается впечатление, что не ты играешь в игру, а она играет тобой, предлагая либо поместить магнит на поле, когда есть куда положить, либо забрать несколько штрафных магнитов, когда место кончилось.

Увы, но это не все претензии к Магнетису. У игры ещё имеются и неловкие проблемы с текстом правил, в котором попросту отсутствует описание важных игровых моментов. Начнём с того, что в них ни слова не сказано о форме игрового поля. Сказано просто, мол, сложите поле из фрагментов, но нет ни слова о том, каким это поле должно быть. Правда, на обратной стороне коробки нарисовано-таки квадратное поле, а из переписки с издателями я узнал, что допустимы и любые другие формы. Только почему об этом прямо не написано в правилах? Это ведь не так сложно, привести несколько схем, и указать, что игроки могут выбрать любую, а также придумать свой собственный вариант.

А ещё в правилах ничего не сказано о ключевом моменте игрового процесса: что происходит, если игрок в свой ход примагнитит лежащие на поле магниты или вытолкнет их за его пределы. В тексте правил есть такие фразы:

Играющие по очереди выкладывают магниты на игровое поле и стараются не притянуть свои и чужие магниты. Побеждает тот, кто первый избавится от всех магнитов у себя на руках.

и

…вы можете не просто выкладывать магниты на поле, а составлять из них ловушки и западни. Не менее сложные маневры придётся совершать и для того, чтобы магниты не оказались за пределами игрового поля – в таком случае семейство «метеоритов» в ваших руках может существенно пополниться.

Отсюда можно догадаться, что если ты вытолкнул магниты за поле, ты забираешь их в руку, и, по всей видимости, то же самое происходит, если ты какие-то магниты притянул. Но тут же возникает ещё вопрос. Вот, допустим, забрал я магниты в руку, а что дальше? Я всё-таки должен положить свой магнит на поле или ход переходит к следующему игроку? Печально, но правила об этом умалчивают и ответ я смог узнать лишь от издателя: ход переходит к следующему игроку, выкладывать магнит на поле не надо.

Ещё одна важная причина, по которой мне не понравилась Магнетис заключается в том, что я играл в Гремучие джунгли, в настолку, в которой нужно было делать примерно то же самое – класть магниты на поле, пока кто-нибудь не останется с пустыми руками. Учитывая, что Магнетис издана через несколько лет после появления Джунглей, эту игру можно назвать клоном. И если сравнивать Гремучие джунгли с Магнетисом, сравнение окажется не в пользу последней.

По набору компонентов эти игры весьма похожи. И там, и там есть игровое поле. В Магнетисе оно составное, и может собираться в разные формы, в Джунглях – фиксированное. И там, и там есть магниты. В Магнетисе их 20 штук – многоугольники, немного отличающиеся формами и размерами. В Джунглях магнитов 12, и все они одинаковой вытянутой яйцеобразной формы. Дополнительно в Гремучих джунглях есть ещё шестигранный кубик, который нужно бросать в начале каждого хода – он определяет куда именно игрок должен положить свой магнит. И, должен сказать, что это небольшое правило делает в моих глазах Джунгли куда интереснее.

На гранях кубика изображены различные цвета, а на игровом поле в Гремучих джунглях нарисованы разноцветные змеи. Ты бросаешь кубик, смотришь, какой на нём выпал цвет, а потом должен положить магнит на змею этого цвета. Но тут всегда остаётся пространство для выбора, поскольку змей одного и того же цвета на поле несколько, так что ты можешь выбрать куда положить свой магнит.

В этом небольшом правиле кроется кардинальное отличие игрового процесса Джунглей от Магнетиса. В последней, как уже сказал, всегда работает бинарная логика: безопасный ход либо есть, либо его нет. В Джунглях благодаря кубику опасным может стать каждый ход. Кубик – это элемент случайности, порождающий неопределённость. Он может заставить тебя сделать сложный ход, даже когда на поле ещё много свободного места. И в таком случае ошибка не всегда автоматически означает поражение. Из-за того, что ты не можешь сам произвольно выбрать наиболее безопасную точку, так как твой выбор ограничен выпавшим цветом, в игре заметно сильнее чувствуется напряжение. И это делает её интереснее.

А ещё в Джунглях был такой классный эффект – когда ты пытаешься втиснуть магнит на поле, соседние магниты часто шевелились. Шевелились, но оставались на своих местах. Это происходило из-за яйцеобразной формы – магниты не особо устойчивы, и силовое поле заставляет их немного изменять своё положение. В Магнетисе, увы, ничего подобного не бывает. Тут у всех магнитов ровное, плоское «дно», так что они устойчиво лежат на поле.

Впервые услышав о Магнетисе, я обрадовался. Мне нравятся Гремучие джунгли, и я подумал, что ещё одна игра с магнитами – это здорово. К сожалению, мои ожидания не оправдались. После нескольких ознакомительных партий возвращаться к ней у меня нет никакого желания. 

Моё мнение таково: Магнетис – красивая, но малоинтересная игра. Она способна привлечь внимание и пробудить интерес вау-эффектом (Ух-ты! Магниты!), но поддерживать его дольше чем на несколько партий ей нечем. 

Magnetis, Обзоры



Похожие записи
  • Обзор игры «Гремучие джунгли»
  • «Гремучие джунгли» — новая локализация от «Звезды»
  • Настолки как элемент интерьера
  • Три новые игрушки: Делириум, Crunch, Magnetis
  • Отчёт № 255. Знакомство с Panic Station. 29.10-05.11.2012
    1. braveden
      30 Окт 2012 из 11:51 | #1

      Шевеление магнитов в гремучих джунглях было важной частью игровой атмосферы. Оно делало постановку магнитов более захватывающим. Кто играл тот помнит как некоторые игроки женского пола пытаясь ставить магнит вдруг неожиданно с криком «ой мама» отдергивали руку назад: что произошло? правильно, магнитные яйца пошевелились:)


    2. Лев
      21 Янв 2015 из 4:37 | #2

      Да, бывают ситуации однозначные, когда поле пустое, но когда магнитов все больше — они тоже начинают шевелиться. Правильно поставленный магнит может начать шевелиться уже когда соперник подносит руку с магнитом к другой стороне поля, не то что опускать будет. Если у вас в магнетисе всегда бинарная логика — у вас кривые руки.


    3. hk
      21 Янв 2015 из 22:25 | #3

      @Лев


      Подозреваю, вы утверждаете такое, только потому, что не играли в Гремучие джунгли. Там магниты овальные, располагаются на поле неустойчиво и так и норовят пошевелиться. По сравнению с ними неправильные многоугольники из Магнетиса лежат как приклеенные, и если и шевелятся, то минимум на порядок реже.


    1. Трекбеков пока нет.