Добро пожаловать в мир настольных игр

Маршрут построен! Обзор игры «Счастливый билет»

Настольные игры в жанре «roll and write», то бишь, кидай и рисуй, пожалуй, находятся сегодня на пике популярности. Жанр раздвигает рамки, и всё время появляется что-то новенькое, хотя базовые составляющие сохраняются: сперва даётся некая случайная вводная, а затем игроки на её основе что-то делают. На этих же принципах основана игра «Счастливый билет» от GaGa Games, которую с виду и не заподозришь в принадлежности к этому жанру. Однако, как мы увидим, это самый настоящий roll & write, хотя тут нет никаких кубиков, а пишущие принадлежности, фактически, нужны только для того, чтобы вести подсчёт очков.

По сюжету игроки прокладывают автобусные маршруты по территории города. Для этот тут есть игровое поле, а также деревянные палочки, раскладывая которые по улицам, мы и формируем маршрутную сеть. Визуально это всё очень близко к Ticket to Ride, есть общее игровое поле, есть индивидуальные фишки игроков. Их надо выставлять на поле, и так эти самые маршруты и формируются. Но это сходство – только внешнее, потому что «под капотом» «Счастливый билет» устроен совсем иначе.

Составные части

Как уже было отмечено, в игре есть поле. Оно двухстороннее и предлагает возможность прокладывать маршруты в Лондоне и в Нью-Йорке. Две стороны поля нужны с учетом масштабируемости, на одной положено играть если за столом собрались 2-3 человека, на другой – если играющих 4 или 5.

Помимо поля в игре есть ещё 5 комплектов фишек игроков, куда входят деревянные «палочки», а также по деревянному светофору. Есть ещё красный жетон кондуктора – маркер первого игрока, а также парочка небольших колод. Одна будет задавать конфигурацию маршрутов, вторая – особые задания на текущую партию. Ещё в коробке лежит блокнот с листами для записей, на которых игроки будут отмечать свои успехи по ходу партии, а также простые карандаши.

Компоненты все очень хорошего качества. Особо стоит отметить карты прокладки маршрутов, рубашка которых выглядит как проездной билет полувековой давности. Для большей аутентичности они ещё и имеют перфорацию, словно это не просто билет, а прокомпостированный билет. Вроде и мелочь, но очень приятная, даже милая! И ещё маленький нюанс, для пятерых игроков выбраны довольно странные цвета: бирюзовый, зелёный, жёлтый, тёмно-фиолетовый и светло-фиолетовый. Аж два фиолетовых – это как-то непонятно. Что, нельзя было сделать красный, синий, серый, чёрный, коричневый, да любой другой цвет, чуть более отличающийся от уже выбранных?

Как это работает

«Счастливый билет» базируется на очень простом принципе: каждый ход из колоды вскрывается карточка и, глядя на неё, игроки выставляют на поле свои фишки, выстраивая свой маршрут. Вскрыли – построились, вскрыли – построились. Так происходит 12 раз, после чего партия заканчивается и наступает подсчёт очков. Да-да, вся игра длится всего 12 ходов. И при этом она выходит довольно насыщенной!

Эта насыщенность складывается из ряда ограничений, предусмотренных разработчиками. Во-первых, на старте все игроки определяют свою стартовую локацию и в дальнейшем ведут свой маршрут строго из неё, «приращивая» к хвосту всё новые и новые элементы. Продолжить строительство в другую сторону (с головы) тут нельзя, ответвления тоже не предусмотрены, так что надо прикидывать, какие загогулины должна выписывать твоя трасса на поле, чтобы выполнить максимум заданных условий. Во-вторых, у каждого игрока есть 3 обязательные для посещения локации, приносящие дополнительные очки. В-третьих, есть ещё общие задания, где тоже обозначены некие «точки интереса», посещение которых оценивается с положительной стороны. Наконец, ещё и на поле могут быть дополнительные ограничения – если ты едешь по участку с «пробками» или по улице, где уже проложен чей-то ещё маршрут, за это полагается штраф, так что по возможности таких ситуаций хочется избегать.

И самое главное – игрок понимает, куда он хочет приехать, но влияет на направление движения несколько опосредованно. Основная механика игры – каждый ход вскрывается карта движения, от которой зависит, как именно дальше прокладывается маршрут. Это может быть прямой участок, поворот, загогулина и т.п. Игра даёт возможность немного модифицировать «выпавшее значение», но за это придётся получить небольшой штраф.

В общем, вот так всё и устроено: тянем карточку, смотрим, что на ней выпало, выкладываем на поле новые участки своего маршрута. И переходим к следующему ходу? На самом деле, не совсем.

Неожиданные препятствия

Есть в «Счастливом билете» ещё один важный элемент – тот самый листочек для записей. По итогам каждого хода в нём полагается делать пометки, отмечая, какие точки на поле оказались на проложенном маршруте. При первом взгляде на этот листок глаза немного разбегаются, там довольно много областей, и в каждой пометки ставятся по своим правилам. И правила эти, зачастую, сформулированы не особо понятно.

Со «Счастливым билетом» произошла редкая ситуация, когда прочитав инструкцию к игре, начинаешь подозревать, что при локализации что-то не совсем адекватно или понятно перевели. Потом открываешь оригинал и осознаёшь, что там написано буквально то же самое. И точно также не совсем понятно.

На деле же всего лишь надо уяснить, что автобусы как бы собирают пассажиров, и периодически их высаживают на остановках. Вот фиолетовые или голубые пассажиры отмечаются на листочке. Когда попадается фиолетовая или голубая остановка, эти пассажиры превращаются в победные очки, причём, чем их было больше, тем ценнее награда. Прочие же категории намного проще (скажем, красные просто приносят очки за количество пассажиров, а жёлтые предусматриваются умножение пассажиров на остановки).

Как бы то ни было, вот эта заноза в правилах – она есть, к ней нужно быть готовым. Не очень приятно, но факт, что в такой, лёгкой, в общем-то, игрушке, можно немного, но споткнуться, разбираясь с тем, что положено сделать в свой ход.

Впечатления от поездки

Самое главное впечатление от игры – она очень простая. За исключением нюанса с фиолетовыми, синими и голубыми пассажирами всё очень наглядно и понятно. Плюс тут ещё реализована механика одновременных действий, а, значит, процесс получается очень динамичным. Вот, наступила очередь делать ход, вот поставили фишки на поле и отметку на листочке, и вот уже следующий ход. Ждать никого не надо, все ходят одновременно. И партии выходят быстрыми, точно укладываются в заявленные 30 минут.

На самом деле в игре есть ещё одно не совсем очевидное правило – запрещается пересекать собственный маршрут. Оно не интуитивное (почему это автобус не может проехать по той же улице, где был 5 минут назад?), но достаточно сказать себе, что мы просто играем в настольную «змейку», и всё тут же становится ясно. Про «змейку» все знают – впечатался в собственную тушку, значит, проиграл.

Сам игровой процесс довольно приятный. Тут применяется хорошая схема, когда сперва даётся некая вводная в виде случайной карты из колоды, а потом уже игрок принимает решение: каким образом проложить «выпавший» участок маршрута, да ещё и при необходимости за небольшой штраф этот участок можно немного модифицировать. И что особо приятно, «списывать» друг у друга не получится, т.к. для каждого игрока задаются уникальные участки маршрута.

В ходе прокладывания маршрута ты всегда разрываешься между желаниями и возможностями. На поле есть куча обязательных и факультативных точек, которые хочется посетить, а количество действий ограничено, так что побывать всюду точно не получится. Приходится делать выбор и что-то отсекать. А тут ещё то участок с пробками, то улица уже занята чужим маршрутом, то светофор, остановка на котором даёт бонусный ход. Так что приходится всё время лавировать исходя из возможностей и ситуации на поле.

Положительной оценки заслуживает и неординарный подход к жанру. Много ли вы видели «ролл-энд-райтов» с общим полем? Да и взаимодействие игроков, в виде штрафов за занятые участки, хоть и зачаточное, но присутствует. Плюс на столе всё это выглядит очень красиво, можно даже сказать умилительно. Вот эти пастельные цвета, деревянные палочки и светофоры… Красота. За исключением небольшого нюанса с двумя оттенками фиолетового и небольшого (но преодолеваемого!) когнитивного перегруза с подсчётом очков на начальном этапе знакомства с игрой, в «Счастливом билете» всё-всё-всё прекрасно. Особенно пресловутые «прокомпостированные» карточки.

Заключение

«Счастливый билет» — очень хорошая семейная игра начального уровня. У её разработчиков получилось придумать собственную «изюминку» даже в относительно «заезженном» жанре. И при этом все достоинства «ролл-энд-райтов» налицо: простые правила, понятные действия, динамичные и недолгие партии. И вишенка на торте — приятный внешний вид. Чего ещё хотеть от настолки начального уровня?

1 комментарий

  1. ReadyGun

    Так почему же все таки это ролл-энд райт, если записываем лишь очки?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑