Добро пожаловать в мир настольных игр

Mascarade. Обзор игры

Тов. NewMetod поделился в рамках новогоднего конкурса обзоров описанием игры Маскарад (Mascarade) от Бруно Файдутти. По словам автора обзора, игра удалась, и получилась она из разряда тех, что нравятся всем. Маскарад — отличная смесь из Мафии и Тайного послания

Сколько бы не талдычили, что после Цитаделей игры у Файдутти не удаются, но удовольствия от них не убавляется. А Маскарадом игра не зря называется, здесь все скрывают свои личности. Представьте себе, что вы пришли на бал во дворец и закадрили даму в маске, а потом под маской оказалась Королева (в 16-17 веке такое случалось, говорят Елизавета уж очень любила маскарады со статными офицерами).  А еще в описании придворного рождественского маскарада 1859 г., цитирую: "Несколько молодых людей оделись дамами в элегантные домино, интриговали своих начальников и чуть не вскружили им головы. Так, например, Сухозанет почти весь вечер просидел с розовым домино, ухаживал за ним донельзя, восхищаясь его любезностью и умом, целовал его руки и всех допрашивал: "Кто эта очаровательная женщина?" Не знаю, добился ли он правды, но многие скоро узнали, что эта очаровательнейшая из женщин не кто иной, как адъютант Кавелин" (поручик Ржевский отдыхает, а тот кто не смог отбиться от ухажера поднимается по карьерной лестнице 😉 ). 

Да-а, некоторые ворчат, дескать заполонили все патигеймы, но эта игра – тренировка для ума и для большого количества участников (2-13 игроков). Да еще и такой Арт просто за душу берет. Мне лично нравятся игры, рисунки в которых лучше, чем мои. Игра без внешности – это набор геометрических фигур. Из компонентов скромная колода карт Персонажей, памятки по способностям, жетоны, чтобы помнили, кто участвует в игре, плоское здание Суда и собственно золотые и серебряные монеты (картонные конечно).

Пройдусь и по механике. Игра является ядреной помесью Цитаделей и Верю-Не Верю. Каждый игрок получает персонажа с особыми способностями, например: Королева получает 2 монеты из банка, Вор грабит ближайших соседей по 1 монете, Шпион подсматривает чужую карту и т.д. Персонажи раздаются в открытую, чтобы могли запомнить (всего-то 13 штук – экая трудность-то, в Каруте японцы запоминают по 50 карт – 25 своих и 25 чужих), затем переворачиваются и первые 4 игрока вместо хода перемешивают под столом по 2 карты (свою и чужую) чтобы внести дополнительный рандом и сумятицу в карты на столе.

В свой ход игрок имеет право выполнить одно из трех действий на выбор: посмотреть свою карту (узнать какой у него Персонаж), поменяться с другим игроком картами в темную (или сделать вид) (и если в Цитаделях Вы выбираете из того что придется, то здесь берите любого если знаете), объявить своего Персонажа. Победу получит либо тот, кто набрал 13 монет, либо самый богатый в случае полного банкротства одного из игроков.  

Если игрок объявляет своего персонажа (например «я Шпион»), то остальные игроки по их выбору либо верят ему и он, не вскрывая своей карты, выполняет спецспособность Персонажа («а покажи-ка мне свою карту», а он имеет право и соврать), либо они не верят ему, тогда вскрываются карты текущего игрока и не поверивших ему. После вскрытия игрок с картой Персонажа выполняет спецсвойство (даже если это не тот кто его объявлял), а те, у кого Персонажи не соответствуют заявленному платят штраф 1 монету в Суд.

Есть даже очень мощный Персонаж Судья, который забирает монеты из Суда. Только вот один нюанс: если игрок в течении круга каким либо образом вскрывал карту своего Персонажа, то объявлять его в текущий ход он не имеет права, поэтому мы брали цветные кубики в случае если вскрывались раньше времени и отдавали их, если круг заканчивался (хотя можно и поворачивать карты, это на Ваш вкус, но кубики хорошо видно, а карту можно и случайно повернуть).

Есть очень полезные персонажи в качестве смены лидера, например Ведьма (та еще зараза, меняется монетами с другим игроком), но победить с ней на руках невозможно (только если остальные верят тебе, что ты другой Персонаж, а это вряд ли), Шпион тоже не даст финального рывка, он полезен в начале игры. Например такие как Судья, Вор, Епископ очень хороши, когда у тебя не хватает до победы 2 монеты (и тут внимательность игроков очень важна), а Вдова способна вернуть к жизни почти полного банкрота. Не буду описывать всех Персонажей и их действия, скорее всего Вы уже догадались об основных, поэтому лучше оцените их за игрой.

И вот Вы за столом, первые игроки уже внесли сумятицу в карты, но есть еще и те, чьи карты не участвовали в обмене, вот они то уж точно знают свои карты (самое главное, чтобы знали их Вы). Некоторые пытаются вычислить свои карты, предпочитая вскрыться заранее, дабы в свой ход не смотреть, а уже меняться. Самые хитрые (братья глубоководных удильщиков) пытаются вычислить своих и чужих Персонажей не вскрываясь, а пользуясь ходами других.

И вот наступает момент в игре, хитрозадость уже не спрятать, азарт усердно лезет на лицо: все Персонажи засветились, у игроков бегают глазки от желания заполучить Судью и освободить здание Суда от бремени монет (накопившихся штрафами). Начинается чехарда: затаившийся на плече Хомяк говорит «сейчас дойдет очередь и ты возьмешь монеты на шару», но сосед справа ловким движением руки перемешивает свою и твою карты под столом. А-а-а что же делать? Растроение личности: Жаба говорит «забери у него свою карту», Падальщик говорит «возьми Ведьму и в следующий ход отберем у него монеты» (все равно для выигрыша ему не хватит), а рассудок говорит «у тебя больше всего монет сейчас, ограбь самого бедного и обанкроть его» (выиграй игру на понижение). Жаба слишком тупа, рассудок никогда не слушают, поэтому предложение Падальщика доходит до адресата. Ты берешь Ведьму, в следующий круг грабишь самого богатого и понимаешь – у тебя 11 (может 12) монет, но НЕ ТРИНАДЦАТЬ. Ты самый богатый, вроде бы самый ушлый, но завершить игру не можешь! Накал страстей кипит в душах, но внешне все делают вид что «так всё и задумывали». Каждый видит себя серым кардиналом, а по карте простой Шпион (печалька).

Страсти утихают, как только все понимают – вскрывшийся игрок добирает недостающие монеты и ВЫИГРЫВАЕТ. И вот тут расслабляясь понимаешь, что хочется сыграть в эту игру еще раз.

Игра с постоянным взаимодействием игроков, даунтайм редок, обычно до своего хода (а он наступает достаточно быстро) игрок уже знает, как будет ходить. Не буду говорить о том кому игра понравится, а кому нет, она из разряда ВСЕМ. Недостатки ищите в собственной стратегии, а не в механике, она настолько проста, что дорабатывать там нечего. Можно конечно рассказывать что в игре слишком много взаимодействия между игроками, что любой может лишить тебя нужной карты в любой момент, а с другой стороны у Вас те же возможности – лишайте любого, особенно если Вы точно знаете какой у него Персонаж и на что он способен. Не сравнивайте игру с Мафией и Love Letter, ближайший её родственник — Coup. Не планируйте её на игротеки, просто берите с собой и посмотрите настолько ли вы лучший стратег (ветеран америтрешей, вар- и еврогеймов), чем девчонка все время игравшая в запотевшие патигеймы!

В игре имеется и скрытый временной механизм, состоит он в том, что денежные персонажи постоянно подкачивают в игру деньги (это при том, что стартуют все с 6-ю монетами), а учитывая что деньги из игры не выходят, то рано или поздно кто-нибудь да выйдет победителем. О качестве сыгранной партии можно судить по времени игры: если игра прошла чересчур быстро, то скорее всего вина в этом проигравших игроков не уследивших за действиями лидера. Вообще игра мало прощает новичкам и невнимательным людям (не надейтесь на Фортуну, эта дама улыбается гнилыми зубами). Если участники игры не будут внимательно рассчитывать свои ходы, то грамотный игрок (при этом я не имею ввиду часто игравшего в Маскарад) в 2-3 хода сможет завершить игру, блицкригом так сказать (например сыграть Шулера после Вдовы). И вообще, в начале выигрыш ближе за счет банкротства одного из игроков, а по мере накачки денег в игру победа возможна только за счет набора необходимого количества монет.

Игра конечно миниатюрами не блещет (ну не будет вам солдатиков), любители декбилдинга дадут отдых своим рукам, Вы будете играть в основном тем, что принадлежит только Вам – мозгом (как говорит Шелдон Купер, оборудование с самой мощной видеокартой в мире). И не отчаивайтесь если перед Вами за столом сидят маститые умы, эта игра не шахматы, относитесь к ней легче, внесите в их игру сумятицу (коснитесь своей ногой их ноги, может они отвлекутся, будут больше думать о соседке справа и меньше следить за Вашей картой 🙂 ), будьте коварны и неожиданны. 

Веселой всем игры. Надеюсь обзор понравился, с ув. NewMethod.

20 комментариев

  1. proto

    Ну и обзор…
    может конечно я не прав, поправьте меня, но мы играли так.
    1) это вам не верю не верю. тут принцип другой. если ктото говорит что он король, то любой другой игрок может сказать что он король, получается 2 короля, а такого быть не может и идет суд, кто не прав тот и платит. вот где логика!
    2) после суда у игроков есть только одно действие, какие нафиг кубики — они сидят с открытыми картами, в свой ход могут только сделать обмен (или сделать вид что его делают но не менять карту).

  2. proto

    что то редактор не хочет работать, раньше работал…
    3) логика обзора хромает, это не цитадели, тут не важно кто у тебя на руке, для хода, можно и надуть, что в нашей компании всегда и делали. можно сидя с шулером сказать что ты король и получив до 10 монет, а на следующем преспокойно сказать что ты шулер, пусть проверяют. Не страшно это что отдашь 1 монету, зато если тебя проверят, то и он за то что проверял будет вынужден менять карту, особенно приятно когда ошибаются, а такое бывает частенько, если своевременно менять карты у выигрывающих.
    4) Часто удобно брать карты не у игроков а из середины стола (1-2 карты), тот же судья хорош тогда, когда судятся часто, а так, что в нем толку, если в суде 1-2 монеты, ничем не лучше короля или королевы, учитывая, что он забирает монеты ДО суда на этом ходу.

    Игра великолепна, долго искал продолжение успеха цитаделей, говорят еще libertalia хороша

  3. Денис

    proto :
    2) после суда у игроков есть только одно действие, какие нафиг кубики – они сидят с открытыми картами, в свой ход могут только сделать обмен (или сделать вид что его делают но не менять карту).

    Нет, карты должны быть снова закрыты. Это усложняет игру остальным, запутывает их и одновременно тренирует память.
    И кубики тут вполне к месту.

  4. proto

    @Денис
    фигня, не столь это мешает, а гемор обеспечивает, возможно когда игроков много это и имеет смысл, но в 4-м, партия идет быстро и все и так все помнят

  5. Денис

    Вы, наверное, не играли просто большим составом. Тогда это существенно меняет дело.

  6. proto

    @Денис
    кстати в русских правилах не нашел что карты должны быть закрыты ссылочку в студию

  7. Денис

    proto :
    @Денис
    кстати в русских правилах не нашел что карты должны быть закрыты ссылочку в студию

    Легко.
    http://www.boardgamegeek.com/filepage/94944/russian-rules
    Страница 7. Пример игры. Пункт 2.

  8. proto

    действительно, тогда проще будет класть карты горизонтально если вскрыты и вертикально если нет 😛

  9. NewMethod

    @proto
    Когда человек нервно теребит свою картишку, он и её и диагонально может поставить :-), поэтому дабы избежать споров и сомнительных ходов решили класть кубики, а насчет мухляжа с персонажем, так у нас не брезговали отдать по 3 монеты, но не дать трем игрокам выдать себя за чужого персонажа.

  10. NewMethod

    @proto
    Все зависит от избранной игроками стратегии, если народ не боится штрафы платить, то у каждый может расчитывать на Судью и тогда это становится самый желанный персонаж в игре.

  11. proto

    @NewMethod
    ну это у кого как, у нас никто ничего не теребит)))
    карта всегда лежит перед игроком, трогать свою карту можно только в свой ход, зачем ее теребить?))) Тем более я еще пока их не заламинировал.
    Но спорить не буду, те же кубики заметнее чем повернутая карта.

  12. NewMethod

    @proto
    Если человек уже проверял другого игрока, то он может запросто проверить и тебя (не пожалеть монетки, все равно карту менять в текущий круг), не давать же кому-то монетки на шару загребать!

  13. pilot63

    Хорошо это или плохо, но игра обречена на сравнение со своим старшим братом. Меня, как фаната Цитаделей, Маскарад конечно же, заинтересовал. Игра привлекает знакомыми персонажами и хорошим оформлением, но от покупки пока останавливает неоправданно завышенная цена и излишняя простота игрового процесса. Не могу сказать, что меня радует общая тенденция к упрощению и без того не слишком сложных настольных игр. Видно, что автор отчаянно пытается вернуться в тренд и выпустить новую версию своего самого большого хита, изо всех сил стараясь избавить игру от её единственного серьёзного недостатка — даунтайма, при этом как можно меньше повредив игровой интерес. Думаю, он подошёл к этой цели гораздо ближе, чем Коупы и Любовные послания, но всё равно у меня остаются серьёзные опасения, что Маскарад окажется просто очередными «Цитаделями для бедных», и понравится скорее любителям Мафии.

  14. proto

    @pilot63
    зря вы так, игра прекрасна. специально для вас попробуйте поиграть вдвоем, там есть карта которую противник не может поменять, очень интересно получается.
    я вот думаю после десятка двух партии замутить правила для игры в 3 или 4-м но по правилам 2, 3 игроков, думаю будет весело.
    Большими компаниями собираемся редко в основном 3-4 человека, а тут столько персонажей впустую уходит(

  15. Random Phobosis

    Насамделе, «Маскарад» — не родственница «Цитаделям», а логическое развитие Coup с менее суровой платой за ложь и более логичным условием победы, в остальном игры очень похожи.

    Про кубики, как уже было сказано, неправда — играть свое действие нельзя только в ход непосредственно сразу после вскрытия, а не весь раунд.
    Если человека вскрыли как Короля, а следующий игрок не «поменялся» с ним, то это проблемы стола, а не Короля — возможность помешать в любом случае была дана.

    Как по мне, так всё строительство из цитаделей давным-давно пора было выкинуть — чего мы наконец-то и дождались.

  16. NewMethod

    @Random Phobosis
    ВНИМАНИЕ!
    Если во время предыдущего хода игрок вскрывал свою карту (из-за объявления
    персонажа или из-за способности инквизитора), то он не может объявить этого пер-
    сонажа в свой ход. Игрок должен обменять — или не обменять — свою карту на карту
    другого игрока
    Это ответ на Ваш второй абзац, а кубики оказались очень удобными в игре, они, как заметил товарищ Денис, как раз к месту (у нас использовались розовые)

  17. NewMethod

    Уже через пару кругов мы были уже в курсе всех персонажей и активный их обмен мало спасал (память у людей не дырявая, даже если они так думают), если обьявить себя через одного человека после предыдущего вскрытия, то за столом врят ли будет хоть один человек, который не знает, что у тебя за Персонаж (что уже говорить о компании из 4-5 человек), а уж как быстро закончится игра, если деньги будут приходить так быстро из банка или Судье в руки.

  18. MisteriG

    У нас карты никто не теребит, они лежат на столе в доступности для обмена. Мы их поворачиваем боком, очень удобно для понимания вскрывался, нет. Играли компаниями 7-8 человек, память периодически «дырявится» как ни крути, тем смешнее получается иногда, когда спорят трое, а персонажа вообще среди них нет)

    Маскарад совершенно не похож на Цитадели (только художник тот же). Это другая игра с другими правилами и другими механиками, можете хоть обсравниваться, но нечего там сравнивать. Любителям Мафии он скорее категорически не понравится, там же надо запоминать свойства карт, какие карты у кого, вычислять, думать логически. Ничего этого в Мафии делать не надо, сиди и тыкай пальцем уверенно — «Я не мафия, он мафия — убить его»))

  19. NewMethod

    MisteriG :
    У нас карты никто не теребит, они лежат на столе в доступности для обмена. Мы их поворачиваем боком, очень удобно для понимания вскрывался, нет. Играли компаниями 7-8 человек, память периодически “дырявится” как ни крути, тем смешнее получается иногда, когда спорят трое, а персонажа вообще среди них нет)
    Маскарад совершенно не похож на Цитадели (только художник тот же). Это другая игра с другими правилами и другими механиками, можете хоть обсравниваться, но нечего там сравнивать. Любителям Мафии он скорее категорически не понравится, там же надо запоминать свойства карт, какие карты у кого, вычислять, думать логически. Ничего этого в Мафии делать не надо, сиди и тыкай пальцем уверенно – “Я не мафия, он мафия – убить его”))

    Для начала, любые две игры чем-то да отличаются, но я не сравнивал Мемуары с Каркассоном, а сравнивал с Цитаделями (способности персонажей, объявления и игра втемную) и Верю-не верю (итак понятно), ведь нужно же человеку в нее не игравшему какие-то ассоциации сформировать для примера.
    А насчет повернутых карт, так я карту могу сдвинуть даже если за печенюжкой повернусь (локтем), но это не значит что я мухлевал, чем меньше за столом поводов для глупых споров, тем лучше, поэтому мы сознательно устраняем то, что может вызвать конфликт (у меня даже была мысль сделать ячейки для монет в 7 Wonders чтобы люди не пользовались в текущий ход деньгами, которые получены от других за ресурсы в этом же ходу, но отказался, путаница и так и так может возникнуть, поэтому надежда только на внимательность) а за мухлеж я спокоен — у нас за столом таких нет. Настолки должны вызывать удовольствие, а не споры.

  20. Shiko

    Подскажите, пожалуйста, непонятку по правилам.
    Если игрок заявил персонажа, его никто не опроверг, может ли тот же игрок в следующий свой ход объявить того же персонажа? Или ему надо совершить обмен с другим игроком?
    И второе.
    Я так понял, что игрок, открывавший карту не в свой ход (удачно или нет неважно), может опять же не в свой ход,снова попытаться опровергнуть другого заявителя, даже зная, что он явно не тот персонаж. И так до тех пор, пока до него не дойдет ход, заставляющий его сменить свою карту… Или не так?
    Спасибо за ответы. )))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑