Влад Чопоров представляет заметку о стратегии и тактике в Эрудите, демонстрирующую как из одних и тех же букв можно составить одни и те же слова, которые принесут разное количество очков в зависимости от их размещения на игровом поле. Честно сказать, я не фанат Эрудита, но посмотреть на эти раскладки было интересно.
В данной статье речь пойдет не о той версии игры Эрудит, где буквы заменены цифрами и на поле надо выкладывать математические примеры, а о классической версии игры. Часто в рекламных целях карточные игры в слова называют «Эрудит (Скрэббл) без поля». Как любая реклама – это не совсем верно. Потому что для победы в Эрудит надо уметь хорошо и быстро считать, и именно эта составляющая пропадает в карточных играх.
Нет, обладатель большего тезауруса (словарного запаса) скорее победит. Но если они у игроков равны, то большие шансы на победу у того, кто лучше считает. И этот тезис рассмотрим на конкретном примере.
Первый ход игрока, на руку ему пришли такие руки: трехочковые Б, У, Г, двухочковые К и Л, одноочковые И и О. Буквы выбраны совершенно случайно. С одной стороны – удачная комбинация, из нее можно выложить много разных слов, с другой – разница в стоимости букв невелика, поэтому стоимости комбинаций не сильно различаются. Т.е. читатель должен сам после прочтения поразмыслить, что было бы, если у игрока была хотя бы одна буква стоимостью в 5 или 10 очков.
На картинке изображен центр игрового поля Эрудита. При такой хорошей стартовой руке вариант, что игрок избавился не от всех букв, даже не стоит рассматривать. Бонус же за использование всех букв одинаковый для всех примеров, поэтому в этом абзаце скажем, что он есть, а дальше вспоминать не будем.
Итак, первый вариант хода. Игрок выкладывает на стартовую клетку Л и строит слова ЛУБОК и ИГО. 18 очков.
Этот вариант не самый плохой и он возможен у новичка. Но при определенном опыте игры он плох и с точки зрения языка, и с точки зрения математики. Язык не советует слово «лубок», которое следующий игрок легко превратит в «клубок», заработав очки на наших буквах. Математика же предлагает нам два способа увеличивать очки: при большем числе слов больше букв приносит очки дважды (за попадание в каждое слово) и при попадании на клетку удвоения буква тоже приносит очки дважды.
Для наглядности применим каждый принцип по отдельности. Два слова в три можем превратить перестановкой всего одной буквы – ЛУБОК-ИЛ-ГО. 20 очков.
Если же первоначальную конструкцию сдвинем на 2 клетки влево, чтобы на удвоение попадала не двухочковая К, а трехочковая Г, то получим 19 очков.
А если разместим так, чтобы на стартовой клетке была буква Г, то на удвоение попадет сразу две буквы. И такая комбинация принесет 21 очко.
А объединив оба способа получим 23 очка. Хотя у нас по-прежнему выложено неудачное слово «лубок».
Давайте попробуем еще раз, используя имеющиеся знания. Мы хотим получить 3 слова и заработать на клетках удвоения. Ход ГОЛ(или ЛОГ)-ЛИК-КУБ(или БУК) с И на центральной клетке принесет нам тоже 23 очка. Однако, передавая ход следующему игроку, в этом случае мы затруднили ему и использование наших слов, как основы его, и доступ к незакрытым клеткам удвоения. Пожалуй, единственный пример, приходящий на ум и опровергающий этот тезис – это возможность превратить «гол» в «голь». И полностью будет использовано наше слово, и пятиочковая буква ляжет на удвоение очков.
Попробуем еще раз, постаравшись и учесть озвученные принципы, и максимально усложнить использование соперником наших букв. Оставляем И в центре и выкладываем ИЛ-КЛУБ-БОГ. Такой ход приносит нам 25 очков. Чем «клуб» и «бог», которые можно превратить в «клубок» и «богема», лучше «лубок» и «гол»? Тем, что вероятность наличия двух или трех нужных букв на руке значительно ниже вероятности наличия всего одной буквы.
Итак, мы начали с хода новичка на 18 очков и возможностью следующему игроку заработать много очков. И закончили ходом на 25 очков. Но теперь следующий игрок будет придумывать слово с использованием нашей Г, чтобы получить возможность удвоить очки за все свое слово. Впрочем, именно необходимость найти слово в это место может помешать ему избавиться от всех своих букв.
Возможно, читателю все эти рассуждения могут показаться банальными. Но надо учесть, что ход в Эрудите по правилам длится 1 минуту. И все эти варианты надо прокрутить в голове за это время. И так каждый ход – набирая на треть очков больше за счет лучших ходов, можно облегчить путь к победе.
«Итак, первый вариант хода. Игрок выкладывает на стартовую клетку Л и строит слова ЛУБОК и ИГО. 18 очков.»
Какое интересное правило….
Хорошая статья, спасибо.
Вот только два слова за раз нельзя выкладывать.