Одна из последних новинок мирового настольного рынка, на которую я обратил внимание — колодостроительная игрушка Trains. По словам Мэтта Дрейка в ней сочетаются лучшие черты Railways of the World и Dominion, двух игр, к которым я отношусь очень хорошо. Далее — мой вольный перевод рецензии Мэтта.
Если внимательно присмотреться к Trains, новой колодостроительной игре от AEG, можно увидеть размышления разработчика в процессе создания игры. Это могло быть так: «Хочу сделать игру и продать её кому-нибудь. Что сейчас хорошо продаётся? Колодостроительные игры. Ещё что? Игры про поезда. Колодостроительная игра про поезда! Хмм, что ещё… автоматы по продаже нижнего белья? Эй! Мы с тобой говорим!»
(Конечно же Trains придумал японец, который мог счесть автоматы по продаже испачканного белья хорошей идеей. Изадательство Alderac – не из Японии, так что они убрали трусы из игры и автоматы из комнаты отдыха, чем вызвали благодарность большинства сотрудников и ужас у одного старого японского служащего, который теперь вынужден покупать использованное нижнее бельё на eBay).
Trains – это результат скрещивания Dominion и Railways of the World. Поскольку я люблю ROTW и считаю Доминион нормальной игрой (при том, что сегодня есть слишком много классных колодостроительных игр, чтобы продолжать играть в Доминион), я был уверен, что Trains мне понравится. И оказался прав!
В Trains колодостроение сочетается с таймингом, маневрированием, планированием и тактикой игры про строительство железных дорог. И главное в том, что обе эти составляющие взаимодействуют друг с другом, так что вы не обязаны заниматься чем-то одним. Например, можно выиграть, сосредоточившись на создании колоды и пренебрегая прокладыванием рельсов, а можно – создавая всё новые и новые ветки железных дорог, не обращая особого внимания на колоду. Хотя если вы не пытаетесь набрать очки везде, где это возможно, вы, наверное, не фанат пинбольных автоматов.
В Trains у вас есть несколько базовых карт. Самая распространённая карта – поезд (что вполне логично), когда он отправляется, вы получаете деньги, на которые можно купить больше поездов. Или же вы можете оплатить этими деньгами строительство новых дорог и дотянуть рельсы до густонаселённых районов. Вы можете разыгрывать карты, позволяющие строить железнодорожные вокзалы – если на них останавливается ваш поезд, он приносит дополнительные очки в конце игры. А ещё тут есть отходы, но не человеческие, так как это семейная игра (и это ещё одна причина, по которой в ней отсутствует нижнее бельё). Отходы – это мусор, который скапливается когда вы занимаетесь строительством (что происходит достаточно часто), мусор не приносит очков и скапливается очень быстро.
А ещё есть сложные карты, из-за которых Trains по-настоящему интересна. Есть карта, позволяющая выбрать любое действие из списка, или карта, которую можно сбросить и получить солидную сумму денег. Есть роскошные поезда, приносящие дополнительный доход, есть карты, позволяющие отправлять мусор на переработку, то если удалять его из колоды. Есть ещё много всяких карт с различными полезными эффектами, но они приходят случайно (таковы нынешние тенденции колодостроительных игр).
Итак, вы получаете очки за строительство дорог, проходящих через горячие точки (где, вероятно, располагаются сомнительные торговые автоматы, и, конечно же, железнодорожные вокзалы), также вы получаете очки за приобретённые карты недвижимости. В конце игры вы все их подсчитываете, так что можете заранее решить, будете ли вы приобретать люксовые апартаменты или строить дороги от одного края поля до другого.
Результат подобного скрещивания игр – прекрасный колодостроительный и рельсостроительный движок. Вам придётся покупать карты, необходимые для реализации выбранной стратегии – добывать деньги на приобретение недвижимости, карты строительства, чтобы расширять свою империю или карты вокзалов, чтобы повысить ценность своих городов. К финишу можно прийти разными способами, и какой-то явно выигрышной стратегии здесь нет. И мне нравится, когда в игру можно играть так, как нравится именно тебе.
К сожалению, мне также нравится, когда в игре можно взрывать чужие поезда, воровать чужие города и пропитывать чужие квартиры запахом немытых ног. В Trains практически нет никакого взаимодействия, что, откровенно говоря, мне не нравится. В моих глазах игра теряет очки из-за невозможности блокировать противников, организовывать провалы и обрушивать экономику. Мне действительно нравится Trains, это одна из самых интересных среди известных мне колодостроительных игр, но она не станет любимой, потому что тут нельзя взаимодействовать с друзьями.
Отсутствие взаимодействия, на самом деле, невеликая беда. Trains – очень интересная игра. Я надеюсь, к ней появятся дополнения и уверен, что ещё сыграю в неё. И я надеюсь, что в Японии будет издана версия с картой, где на вокзалах можно будет оборудовать автоматы по продаже нижнего белья только чтобы удовлетворить несчастного разработчика, который не смог издать свою игру в первоначально задуманном виде.
Итого:
2-4 игрока.
Плюсы:
отличное оформление;
сочетает лучшие черты колодостроительных игр и игр про поезда;
множество стратегий.;
широкий выбор хороших карт.
Минусы:
очень ограниченное взаимодействие игроков.
Взаимодействие игроков, хоть и небольшое, но есть — на игровом поле. Соперник пыжится, строит пути и станции, а ты прокладываешь ветку в его хорошо окученный район, и тоже получаешь победные очки за него. Правда, за подобное халявное строительство придётся хорошенько доплатить. А вообще, нужно стараться строить там, куда другим пробраться накладно.
Все-таки, странное у него чувство юмора…
Я себе добавил в заказ. Давно хочу её.
@Pard
Насколько сильно игра отличается от Доминиона? Нет ли ощущения, что при наличии Доминиона и Trains одна игра полностью «перекрывает» другую, и, например, в Доминион уже можно не садиться?
Насколько ярко в Поездах прослеживается сбор комбинаций и построение цепочек разных действий за один ход?
>>тут нельзя взаимодействовать с друзьями — вычеркнул из вишлиста
Я в-основном вижу мнения игроков о том, что Trains вытеснит Dominion, если к нему выпустят дополнительные карты — одних только новых полей игрокам для новизны маловато.
Цель в Trains — не совсем создание комбинаций карт — а скорее правильный баланс между зарабатыванием очков: а) на поле, и б) в руке. И не забывать разбираться с мусором 🙂
В отличие от Dominion, здесь приходится следить, чем занимаются на поле другие игроки (то есть Trains — не совсем групповой пасьянс, как Dominion), и при необходимости вносить коррективы в свои действия.
Ничто не мешает придумать правила для командной игры или разработать поле с городами-целями, к которым нужно провести железную дорогу — в-общем, на мой взгляд, потенциал у игры огромный. Будет жалко, если его не реализуют.
Мы тут уже и ПНП-версию набили. Половинчатый редизайн.
http://www.boardgamer.ru/forum/index.php/topic,8085.0.html