Мэтт Дрейк поделился у себя на сайте впечатлениями от Ордонанса с дополнением. По его словам базовая версия куда зубодробительнее и "умнее", но с дополнением — тоже неплохо.
Учтите только, что в экспортном варианте «Правильные игры» поменяли местами названия игры и дополнения. По-русски база называется Ордонанс, а дополнение — Ордонанс: Королевство крестоносцев. В английской версии наоборот, база — это Королевство крестоносцев, а дополнение зовётся Королевство крестоносцев: Ордонанс.
Далее — мой вольный перевод рецензии.
Я всё больше люблю русские игры. Если бы меня спросили, я бы сказал, что это довольно странно. Я вырос в 80-е, когда мы все были уверены, что красные коммунисты собираются начать мировую войну и покончить с нами, устроив ядерный Армагеддон. Единственными, кого мы ненавидели больше, чем Советский Союз, были парни, которые залезали внутрь только что вскрытой коробки с хлопьями, и выуживали оттуда игрушку, вместо того, чтобы как полагается, забрать её тогда, когда все хлопья будут съедены. Всё изменилось, после того, как Рейган чужими руками разрушил Берлинскую стену, и сейчас я обнаруживаю, что эти хитрые русские выпускают нечто удивительно привлекательное.
Я уже опубликовал несколько отзывов на продукцию российского издательства «Правильные игры», включая Королевство крестоносцев, дополнению к которому посвящён нынешний обзор. Если это кому-то интересно, ко мне попала российская игра с пластиковыми роботами под названием Робогир. Она издана на английском языке, но в моём варианте на коробке и в правилах русский текст, так что я не имею представления как в неё играть. Это, конечно, не очень здорово, но – круто.
Королевство крестоносцев – это весьма интеллектуальная игра для двоих игроков, полная напряжения, с небольшим элементом удачи и достаточно сложными решениями, способными заставить ваш мозг дымиться. Если вы регулярно играете вдвоём и ищите хорошую игру, Королевство крестоносцев должно занять место в вашей коллекции (разумеется, если вы сможете её раздобыть – она из России).
В Королевство крестоносцев можно играть и большим количеством игроков, но для этого потребуется несколько экземпляров игры. Если вы объедините две игры: свою и товарища, то сможете сыграть вчетвером, а после этого будете разбираться, где чьи карты. Так что игре нужно было дополнение, позволяющее сыграть вчетвером без приобретения второго экземпляра. Таким дополнением и стал Ордонанс.
Краткая справка. «Ordnance» означает оружие. «Ordinance» — закон. А «Ordonnance» — это закон по-французски. Исходя из этого становится очевидным, что дополнение использует тематику крестоносцев на Ближнем востоке и добавляет в неё парижских адвокатов, которых, как учит нас история, часто выбрасывали за стены осаждённых городов, чтобы распространять чуму и явно необоснованные иски. Как бы то ни было на самом деле, ни в том, ни в другом, успеха они не добились).
Если вы просто хотите сыграть в Королевство крестоносцев вчетвером, это позволяет сделать Ордонанс – но это дополнение какое-то неправильное. В нём встречаются сумасшедшие карты, позволяющие вытворять различные трюки. Противник упорно лидирует в Иерусалиме? Теперь вы можете нейтрализовать его рыцарей, и он будет пытаться удержать территорию с парой копьеносцев и пуделем, страдающим недержанием. У вас есть всего три карты, складывающиеся в хорошую комбинацию? Уменьшите лимит карт в локации до трёх и обломайте этого самоуверенного ублюдка.
Встречаются также несколько сумасшедших двухсторонних карт, с помощью которых можно сложить все свои яйца в одну большую оружейную корзину. С их поддержкой превзойти мощь ваших отрядов будет очень сложно, но если у противника это получится (благодаря картам из дополнения, и, вероятно, французским юристам), вы останетесь с огромной дыркой от бублика. Обычно эти карты сложно перебить, и иногда всё решает всего одна карта.
Раньше это была напряжённая интеллектуальная игра. Теперь же играть можно тремя способами. Вы можете разложить базу с её жестким, хорошим дизайном и решениями, закрученными подобно колючей проволоке. Вы можете смешать два набора, чтобы в игре приняло участие большее количество друзей. Или вы можете задействовать странноватые карты и добавить в игру немного хаоса.
Как я уже отметил, оригинал – очень умная игра. В ней есть блеф и ложные выпады, атаки и стратегические отступления. Каждый ход – это комбинация из стремления захватить область и попытки ввести противника в заблуждение. Как правило, игра идёт нос-к-носу и завершается с минимальным разрывом при счёте 3-2.
Когда в игре участвует больше двух игроков, Королевства крестоносцев превращаются в совсем другую игру. Партия на двоих сфокусирована как лазерная указка. При игре втроём или вчетвером чувствуется инъекция анархии, из-за чего партия становится намного менее предсказуемой. Игра становится более интересной, но это уже менее интеллектуальная дуэль. Игра по-прежнему весело, но думать приходится уже не так много. Честно говоря, версия на двух игроков нравится мне куда больше. Если играть большим составом, уже не чувствуется значение каждой карты, а это именно то, что нравится мне больше всего.
Тем не менее, Ордонанс на двоих оказался совсем не тем, чего я ожидал. Я полагал, что игра потеряет элементы контроля и напряжения, поскольку теперь в ней появляются непредсказуемые возможности по изменению правил. Я ошибался. Новые хитрые возможности на самом деле лишь обостряют чувство паранойи. Вы уже можете считать какую-то область своей, но до розыгрыша финальной карты нельзя быть ни в чём уверенным до конца. Вы должны планировать заранее, действовать более осторожно и учитывать, что противник может украсть победу в самый последний момент, что заставит вас отшвырнуть карты в сторону в приступе ярости. Так делают только сволочи, но вам может этого сильно захотеться.
Если вы решили приобрести Королевство крестоносцев, я бы рекомендовал взять заодно и Ордонанс. Даже если вы никогда не будете играть вчетвером, дополнительные игровые возможности сделают игру куда более увлекательной и разнообразной. Если же вы решили приобрести его ради партий на четверых, ещё раз подумайте. Это весело, но совершенно не так зубодробительно и томительно, как базовый набор.
Что мне сейчас действительно нужно – так это найти побольше российских издательств, которые могут прислать мне игры на рецензии. Возможно, я также узнаю, боялись ли они в 80-х США, думали ли, что Америка собирается развязать с ними ядерную войну. Может быть, у них есть какие-нибудь дурацкие игры про то, как США нападает на СССР. На самом деле, если я действительно захочу поиграть в российские игры, мне придутся выучить русский язык (что маловероятно). Так что сейчас я довольствуюсь классными изданиями Правильных игр.
Итого:
2-4 игрока.
Плюсы:
партии на двоих теперь проходят ещё более напряжённо;
хорошая игра становится ещё лучше.
Минусы:
партии на четверых не так великолепны.
Хорошо, что наши игры посылают заграничным рецензентам)
Надо же. Можно сказать, положительная рецензия. Складывается впечатление, что рецензии М. Дрейка зависят от фаз луны. То он необоснованно и жёстко парафинит и Россию, и ее граждан, и игры; то источает елей и негу от Правильных игр.