Михаил Баландин о бесконфликтных играх

На сайте Заметки новосибирского настольщика появилась статья о бесконфликтных играх, где Михаил рассказывает о шести настолках, в которых игроки своими действиями не способны друг другу навредить. 

После статьи о кооперативных играх меня попробовали поймать на слове. 🙂 Напомню, там я во вступлении сказал, что существуют (хотя и немного их) бесконфликтные игры… и вот, с меня стребовали список оных. Давайте попробуем прикинуть, что же может в такой список входить.

Сразу наложу на себя несколько ограничений. Я считаю аукцион формой конфликта (сразу минус кучу экономических игр). Я считаю формой конфликта ситуацию, когда игрок может крупно обломить другому игроку плоды его трудов, хотя бы даже и нечаянно (минус «Зельеварение», «Ticket to Ride» и т.п.). Я не буду рассматривать чисто кооперативные игры по той простой причине, что это уже было сделано в той самой статье.

И — отдельным пунктом — я не считаю бесконфликтной игрой  «Каркассон». Много раз говорил, и скажу ещё: если вы считаете его бесконфликтным, то вы в него элементарно играть не умеете.

А теперь поехали.

Tales of the Arabian Nights («Сказки Тысячи и одной ночи»)

BGG#169, 2009 год. Интерактивный сказочный квест, в котором игроки пускаются в странствия и попадают в самые неожиданные приключения. Подробный обзор здесь.

Конфликты и агрессия исключены в принципе. Игроки по отношению друг к другу выполняют функции чтецов, озвучивая из большой Книги Историй текущие обстоятельства и их реакцию на действия ходящего.

Из недостатков — очень сильная языковая зависимость (игра не локализована). Плюс тот факт, что здесь нужно получать удовольствие от процесса, а результат как таковой труднопредсказуем.

Cluedo («Игра в улики»)

BGG#5201, 1948 год. Расследование старого доброго чисто английского убийства старым добрым дедуктивным методом. Подробный обзор здесь.

Агрессии нет, чистая логика. Нужно вычислить убийцу, орудие и место убийства. Тот факт, что убийцей оказывается персонаж одного из игроков, ничего личного в игру не вносит — правильно сформулировав обвинение даже «против самого себя», всё равно выигрываешь.

В игре есть элемент, который некоторыми поначалу воспринимается как конфликтный: персонаж, в отношении которого высказывается предположение, тут же перемещается на предполагаемое место преступления. Однако в действительности это не мешает, а помогает расследованию, придавая ему этакий коллективный характер путём собирания всех вместе.

Из недостатков — не очень высокая реиграбельность. После того, как до игрока доходит оптимальный способ расследования (обычно не позже, чем раза с третьего-четвёртого), становится не очень интересно (так называемая «сломанная игра»).

Dixit («Диксит»)

BGG#63, 2008 год. Творческая игра на загадывание и разгадывание нетривиальных ассоциаций по художественному изображению. Обзора пока нет. 🙂

Игрового конфликта нет в принципе — кого винить, если твою ассоциацию не угадал никто, или, напротив, угадали все? Правда, может возникнуть обидная ситуация для игроков с небогатым воображением и/или невысокой образованностью — им тут мало что светит. Если, конечно, про остальную компанию нельзя сказать то же самое.

Основной недостаток — не очень реиграбельна в одной и той же компании. Этой игре показана регулярная смена партнёров. 🙂

Dominion («Доминион»)

BGG#8, 2008 год. Колодостроительная игра, за какие-то три года ставшая живой классикой и эталоном. Обзор здесь.

Конфликт в принципе возможен, ибо любая коробка (и базовая в том числе) содержит агрессивные и пакостные карты. Однако в каждой отдельно взятой партии используется всего 10 типов карт, так что при миролюбивом настроении пакости можно просто-напросто игнорировать. С дополнениями делать это становится ещё легче, так как общее количество карт увеличивается. При этом есть и карты, обеспечивающие взаимодействия без пакостей.

Значительных недостатков у игры, по-моему, вообще нет. Ну классика же. 🙂

DungeonQuest («Пещерное приключение»)

BGG#479, 2010 год. Приключения авантюристов в неизведанном подземелье с несметными сокровищами и прилагающимся к ним драконом. Обзор здесь.

Агрессия в игре есть. А вот конфликтов нет. 🙂 Игрокам здесь не до конфликтов, ибо им бы как-нибудь с подземельем справиться, а друг о друге и думать-то некогда. 🙂 Правда, при столкновении ходящего с каким-то монстром за монстра приходится отыгрывать соседу, но в правилах предусмотрены и другие боевые варианты.

Основной недостаток игры — чрезвычайно высокая реалистичность приключения. Проще говоря, погибнуть тут — как нефиг делать. 🙂 Но виновны в этом будут только обстоятельства, а никак не соседи по игровому столу.

Race for the Galaxy («Борьба за Галактику»)

BGG#12, 2007 год. Построение галактического царства-государства с его сложной внутренней инфраструктурой. Обзор здесь.

Игра бесконфликтна при использовании базовой коробки (локализована) и первого дополнения. Со вторым и третьим дополнением она будет бесконфликтной в режиме «захваты запрещены» (а это штатный режим, который разработчик рекомендует задействовать через партию). Взаимодействие игроков сводится к попыткам угадать чужие действия и получить с них как можно больше пользы себе.

Основной недостаток — довольно высокий порог вхождения. Также многие ВНЕЗАПНО жалуются на недостаток взаимодействия. 🙂

Вот примерно как-то так. Я привёл здесь лишь наиболее удачную шестёрку примеров из числа того, что имеется у меня в коллекции. Думается, этого вполне достаточно для обоснования тезиса — бесконфликтные игры существуют. Думается, что тому есть и другие примеры, которые я готов с интересом выслушать.

Cluedo, Dixit, Dominion, DungeonQuest, Race for the Galaxy, Tales of the Arabian Nights, Борьба за галактику, Обзоры



Похожие записи
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
  • Фотографии «Частной коллекции»
  • Открыт предзаказ на «Адреналин»
  • Рецензия на «Свинтус 2.0»
  • Отличия между «Arne Classic/Vintage» и «Arne Total»
    1. OntAlexandr
      17 Июн 2011 из 8:32 | #1

      Хорошая подборка. Иногда такие игры нужны.

      Не изучал только Dungeon Quest. Сейчас почитаю обзор – просвещусь.


    2. Ламбер
      17 Июн 2011 из 14:11 | #2

      Если вы считаете Борьбу за Галактику бесконфликтной, то вы в нее элементарно играть не умеете. ^_^


      А как же такое сочное и радостное навязывание производства противнику?

      Потребление товара, который предназначался для продажи. Конфликт же!


      А в дополнениях «Ачивки» вводят куда больше противостояния, чем захваты.


      Впрочем, и в базовом Доминионе можно все планы игрока обломать, купив карты, на которые он заглядывался.

      Не выдерживает критики этот список 🙁


    3. Omi
      17 Июн 2011 из 18:16 | #3

      Про доминион долго смеялся) У нас это одна из самых батхёртных игр. Когда выходят одновременно ведьма, вор, шпион, ополчение, то бесконфликтной игру сложно назвать. Другое дело, что они действуют на всех, и это уже не такая сильная боль:)


    4. Сергей
      17 Июн 2011 из 20:19 | #4

      Кстати, у когонить есть материалы по арабским ночам? давно уже ищу


    5. AnotherOneVadim
      17 Июн 2011 из 21:02 | #5

      Кстати интересно, сравнительно недавно об этом думали с компанией. Кстати у нас самые «подлянские» игры — это «AlienFrontiers» и… «Каркассон». Оказывается последняя может быть весьма жесткой.


    6. Igirey
      18 Июн 2011 из 2:48 | #6

      Конфликтность — она в голове(-ах), а не в играх.


      Из перечисленного играл в «Диксит». Конфликта нет, но — теоретически — кто-то может почувствовать, что уступает остальным в фантазии\догадливости и, соответственно, «проигрывает».


    7. Phobosis
      18 Июн 2011 из 11:34 | #7

      Считаю постанвку задачи неправильной.


      Пропуская негодование про «Рейс», сразу к делу. Я думаю, игры без конфликта быть не может. Просто в некоторых играх («Арабские ночи»), имеет место не конфликт «игрок-игрок», а конфликт «игрок-игровой мир», например.

      Тем не менее, даже игры без идеи соперничества (даже какие-нибудь «дочки-матери») по определению должны содержать конфликт (что-то, чему игрок должен обучиться и что должен преодолеть), потому что игра — это и есть процесс обучения, а обучение без конфликта — это учебник, а не игра.


    8. ZoRDoK
      19 Июн 2011 из 2:06 | #8

      Двойка автору. С задачей не справился. Арабские ночи и Диксит вспомнил, остальное притянуто за уши.


      Из безконфликтных игр, не беря кооперативки, могу вспомнить GiftTrap (соревнование там аналогичное дикситу) и FITS.


    9. ZoRDoK
      19 Июн 2011 из 2:13 | #9

      Куча пати-геймов не кофликтные. «Ты робот», «Активити», «Что у меня на голове» и т.п. Вообще, игры без конфликта, это либо «гонки», абсолютно солитёрные, либо пати геймы (включая ролевые), где основная суть игры построена не на соревновании.


    10. Арсений
      19 Июн 2011 из 8:50 | #10

      Интересно, кто умудряется называть Каркассон бесконфликтной игрой.

      Одна из самых жестоких игр по отношению к оппоненту, если появляется желание так делать.


    11. magnitt
      19 Июн 2011 из 12:41 | #11

      Для нас с женой самые бесконфликтные игры — это те, в которых есть прямой конфликт, типа Мемуара. Потому что в таких играх как-то глупо обижаться, если тебя бьют, в этом как бы смысл игры. А вот игры, где прямого конфликта вроде бы нет, но где можно как бы невзначай подгадить, потенциально вызывают больше обид. Скажем, забрать нужную карту у соперника из под носа, заблокировать ему какую-нибудь возможность хода, и т.п.


    12. gostuv
      19 Июн 2011 из 22:23 | #12

      — Папа, папа, а бесконфликтные игры бывают?

      — Нет, сынок, это фантастика!

      🙂


    13. Romantic
      20 Июн 2011 из 3:41 | #13

      Да уж)) Играл я как то с тремя девушками в Доминион) «Безконфликтнее» не придумаешь))) Пока мирно пытался развить свою колоду, уже разхватали всех «воров» и «ведьм». Ох и крику было))


    14. kwout
      20 Июн 2011 из 7:44 | #14


      Omi :

      Про доминион долго смеялся) У нас это одна из самых батхёртных игр. Когда выходят одновременно ведьма, вор, шпион, ополчение, то бесконфликтной игру сложно назвать. Другое дело, что они действуют на всех, и это уже не такая сильная боль:)



      Romantic :

      Да уж)) Играл я как то с тремя девушками в Доминион) “Безконфликтнее” не придумаешь))) Пока мирно пытался развить свою колоду, уже разхватали всех “воров” и “ведьм”. Ох и крику было))


      А статью читать не пробовали?


    15. gostuv
      20 Июн 2011 из 8:28 | #15

      @kwout

      И?

      Ну я прочитал (даже 5 раз специально перечитал про Доминион, пытаясь вкурить). Так и не понял что автор хотел сказать…


      бесконфликтная если играть опред. наборами?

      бесконфликтная, если за столом все добрые и пушистые?

      бесконфликтная, если упорно игнорировать пакости?


      А то, у меня сложилось впечатление, что бесконфликтная если не играть совсем…


    16. Mazz_O
      20 Июн 2011 из 8:53 | #16


      ZoRDoK :

      Двойка автору. С задачей не справился. Арабские ночи и Диксит вспомнил, остальное притянуто за уши.

      Из безконфликтных игр, не беря кооперативки, могу вспомнить GiftTrap (соревнование там аналогичное дикситу) и FITS.


      GiftTrap — единственная игра, из-за конфликтности которой мне пришлось ее продать =). Борьба семейных пар на факт того, как они хорошо знают свою половинку, порой может перерасти в довольно неприятные сцены. Пробовал играть с незнакомыми или назамужними друг на друге людьми — эффекта от игры ноль, через 30 минут сложили и забыли.


    17. Mazz_O
      20 Июн 2011 из 8:55 | #17


      ZoRDoK :

      Двойка автору. С задачей не справился. Арабские ночи и Диксит вспомнил, остальное притянуто за уши.

      Из безконфликтных игр, не беря кооперативки, могу вспомнить GiftTrap (соревнование там аналогичное дикситу) и FITS.


      GiftTrap — самая конфликтная игра из пати-семейных игр, которые у нас были. Причем конфликт легко может перерасти в ссору.


    18. Евгений
      20 Июн 2011 из 10:35 | #18

      King of Siam — лично для меня сто процентный вариант бесконфликтной игры. все только от тебя зависит, противник даже при все старании не может тебе напакостничать, никаких тебе кубиков, ни вытаскивания карт, ход противника не обязывает тебя делать то что ты не хочешь.


    19. Romantic
      20 Июн 2011 из 11:54 | #19

      @kwout

      «МОЖНО проигнорировать…» это по моему вообще не аргумент) Можно проигнорировать агрессию в таком случае в любой игре, кроме тех в которых цель — противостоять напрямую другому игроку) В Колонизаторах сесть и «если настроение миролюбивое» как вы говорите, договорится, что каждый развивается в своём углу острова и не лезет в соседний))Тогда вообще в номер один записать можно)


    1. Трекбеков пока нет.