Зордок поделился у себя на сайте впечатлениями от железнодородной игры 1830: Railways & Robber Barons. По его словам именно из этой игры родились все остальные настолки про железнодороджные перевозки. Она же — хорошая, несложная, но очень долгая.
Большая и серьёзная железнодорожная игра, входящая в топ-100 БГГ, и недавно переизданная Mayfair (это кто колонизаторов в США завозит). Наделав карт для неё Алан Мун сделал свой Билет на Поезд. Другие авторы сделали множество продолжений. Всяческие Steam, Railways of the World, Age of Steam и др — бледные подобия этой игры. Автор отдал ей всю жизнь, до сих пор выпуская дополнения и модификации правил.
Я до сих пор не понимаю, как мы так умудрились за 7 часов получить всего 20-30% от всех денег (игра заканчивается с окончанием денежной массы), но факт остаётся фактом, мы развили все паровозы и не доиграли. Но процесс был очень увлекательным, и достаточно простым, не сильно сложнее RoW. Суть в том, что кроме самих поездов игроки здесь играют на акциях примерно как в Imperial 2030. Продают и покупают компании, перехваатывают за них лидерство и получают всяческие паровозные дивиденды. А стройка дорог и прочее усложняется лишь с развитием местности: мы перестраиваем города, и так получаем доход за наши пути.
Игра не зря занимает своё место в топе — она воистину экономическая (в отличие от 99% евроигр, которые лишь эксплуатируют якобы экономику якобы средневековья как тему). Но долгая. Поэтому 7 / 10.
В линейке «18XX» есть 2 главных направления — игры на развитие ж/д сети (мне больше всех нравится «1861» про Россию, см. файлы на «Тесере») и игры с упором на биржевые манипуляции (в которых, ес-сно, блещет «1830»).
Партии в «1830» очень редко завершаются истощением банка (разве что игроки действуют неагрессивно), чаще идёт тактическая борьба за то, чтобы не стать банкротом самому (из-за необходимости покупать дизельный поезд из своего кармана). Лучше всего эту борьбу можно прочувствовать, посмотрев партию в теме http://www.boardgamegeek.com/thread/922674. Смотреть игру с помощью программы «Rails» — http://rails.sourceforge.net/ загрузив файл со всей игрой отсюда — http://tesera.ru/images/items/281440/1830_february_6.3final.rails
Программа “Rails” позволяет играть в некоторые игры серии по сети — игроки сохраняют файлы своих ходов, например, на «Dropbox».
Встречал рейтинг экономических игр на БГГ, там 1830 на законном первом месте. Это действительно крутая игра, этакая смесь Стим, Чикаго экспресс и Империала (хотя все эти игры появились позднее) и место ее в общем рейтинге считаю низким, оно объясняется именно сложностью игры и длительным временем партии.
И сложность, и большая длительность партий игр серии объясняется исключительно многочисленными расчётами сумм дивидентов, которые выплачиваются по акциям. Солидные игроки всегда имеют под рукой компы со вспомогательными программами для отслеживания всех расчётов, а обычным игрокам я бы порекомендовал распечатать и постоянно пользоваться любой таблицей расчёта дивидендов, которую легко сделать в Excel.
Также каждому игроку полезно записывать в блокнотике свои маршруты и доходы по ним, особенно в конце партии, чтобы не пересчитывать их каждый ход заново.
Полезно набить руку, поиграв несколько партий в программе «Rails». Это быстро — партию за всех 4 игроков можно осилить за полчаса-час — а навык будет получен, ведь программа соблюдает все правила игры. Тактический опыт она, правда, не даст — в ней нет AI — для этого нужно поиграть против сильных игроков.
Есть компьютерная версия. Правда, древняя – ещё под DOS.
Игорь, спасибо за полезные советы. Только начинаем осваивать эту замечательную игру. Читал, что люди играют в нее десятилетиями.. Как проходит чемпионат?
хорошая игрушка. деньги у нас тоже почему то кончались в банке крайне меедленноо
Да, игра под DOS тоже хороша. Позволяет научиться агрессивности на бирже, которая очень нужна в этой игре («1830»). В «1861», например, банкротств нет (как и игры на понижение на бирже), и играть в неё много проще (и комфортнее, поскольку более знакомая карта).
Чемпионат идёт нормально: некоторые партии предварительного тура уже закончились, а в моей ещё и середины не видно — отдельные ходы приходилось ждать по неделе. Формат у турнира хороший, но нужно желание игроков ежедневно делать ходы — в таком случае партию можно завершать за месяц.
Деньги в банке кончаются медленно потому, что игроки постоянно возвращают свои заработанные деньги в банк, покупая новые акции, а компании — покупая новые позда. Всё в игре решается в последние несколько ходов (кто из игроков и компаний лучше приготовился к «пришествию» дизельных поездов).
Кстати, в своих статьях я опустил вопрос первичного аукциона (по частным железным дорогам), а потом уже руки не дошли написать об этом. Первую игру можно играть и без него, а впоследствии, конечно, его результат имеет огромное влияние на всю игру (как дебют в шахматах). Если вкратце, то главная идея состоит в том, что эти ЧЖД приносят игрокам постоянный доход, на который можно докупать акции своей компании — до 60% (без которых компания не начинает действовать). Но кто-то из игроков останется без ЧЖД и ему в дальнейшей игре придётся рассчитывать исключительно на собственные средства — а, значит, запускать свою компанию при низкой котировке акций. Это (низкий стартовый капитал компании), в свою очередь, создаст компании проблемы в будущем — не на что будет купить дорогие поезда и придётся удерживать дивиденды. Поэтому такой игрок должен играть более агрессивно в начале игры, чтобы компенсировать своё отставание в доходах от ЧЖД.
в России не продается?
Нет, не продаётся. Большинство игр серии во всём мире продано в количестве всего несколько сотен штук и как правило они печатаются на заказ в течение нескольких месяцев (своего рода качественный пнп). Только «1830» и ещё несколько игр переизданы крупными издательствами со сравнительно высокими тиражами.