Про Food Chain Magnate раньше писали только хорошее. Мол, интересная экономическая стратегия. Надо много думать, зарабатывать деньги и следить за конкурентами. Теперь появилось и альтернативное мнение. Игра не такая сложная, как про неё говорят, и достаточно однообразная. По крайней мере такое впечатление сложилось у тов. padmasambhava по итогам первых двух партий.
Так, начну с самого главного: я не врубаюсь в маркетинговую политику издательства от слова "вообще".
Вот после статей, например, совершенно запредельного флюдороса обратили в финской ячейке внимание на сию игру. Потому что звучит, как то, что мы с тов. финнами любим: евро, высокая цена решения, оптимизация, "снежный ком" с элементами декбилдинга, условно-сильное непрямое взаимодействие. Да и сложность игры на BGG указана как "запредельная" — 4.20/5 (для сравнения, Forbidden Stars 3.69/5, Twilight Imperium — тот же 4.20/5). 21-ое место, на момент написания заметки, в рейтинге "стратегии". Заманчиво очень это всё звучит, — подумали мы.
И отправились ценить местные магазы на предмет игры. И… как бы это сказать…
— Mita vittua?
Ладно, может это горячие парни случайно "1" поставили перед ценой, бывает, но ведь такие дела во всех магазах:
— Особенно доставляет "не более одной копии в руки".
— Ну вы поняли…
Может игра выполнена из драг металлов? Или там over9000 уникальных минек официанток в коротеньких платицах с предпокрасом? Хотя, еле прикрывающие, хм, десерт, платица в миньках — это немного другая игра.
Так НЕТ ЖЕ, Food Chain Magnate выглядит как грёбанный P'n'P "От Васильича" за 1500 руб !!1(один)
— Мешочек хавчик-миплов никак не оправдывает поехавший ценник.
Короче, мы нашли у одного моего настолко-диллера сей экземпляр за условно-адекватную цену.
— Аръян вообще хороший парень, покупайте у него настолочки.
Т.е. я, который P'n'Pшников воспринимает… ну, как з/к которые зарики из хлеба лепят, только пэнэпэшники это творят не из-за нужды, а, так сказать, из-за любви к искусству… вынужден признать и сказать вслух страшную фразу: лучше сделать p'n'p. Ведь там ничего кроме карт с картинками из фотобанков "A la 50-ые в США" и тотально убогого составного поля, напоминающего скорее прототип с Граникона, нету, если не считать упомянутый мешочек с деревянным хавчиком.
Хотя, надо отметить, что "хороший, плотный картон" (с) — т.е. печатали не на туалетной бумаге, как может показаться на первый взгляд. Короче, платим за иллюзию того, что игра сделана на туалетной бумаге.
Правила уже разжевал Вова, так что читните, если хотите, я сразу к послевкусию… впредь постараюсь без гастрономических цитат.
— (две партии за неделю, на 3 и 4 игрока)Я не понимаю, что вы в этой игре нашли сложного, ребята, лепящие "супер-сложнА" на BGG. Т.е. я садился слушать правила и думал, что сейчас вот услышу что-то выходящее за границы моего восприятия, с кучёй ньюансов и т.д.
— Все/ё врут.
Ничего сложного в игре нет. Правила объясняются минут за 20, и по моим ощущениям игра легче, скажем, той же Каверны. Потому что бесхитростна. Не, ну понятно, что если вы ни во что сложнее колонизаторов/каркассонов не играли, возможно замыкание в мозгу, и есть пара не совсем явных моментов, на которые надо отдельно указывать, но на этом всё, можно садиться играть.
На счёт длительности партии — тоже паника из ничего. Игра играется примерно из расчёта 1 час на игрока с учётом паралича анализа и прочей тупизны. Вообще, это как раз тот самый ньюанс, который понятен не сразу — игроки первым же действием в закрытую регулируют скорость игры задав "объём денег" на второй этап игры. Поэтому игра может закончиться значительно раньше, чем вы ожидали. Так у меня случилось в первую игру на 3 игрока, когда мы все играли в первый раз и положили карты на "быструю игру", а я всю свою стратегию, по незнанию, решил мутить вокруг топ-манагеров, развившись до которых я обнаружил конец игры с десятикратным отставанием от лидера.
Зато во вторую партию на 4 игрока, я разгромил своих конкурентов именно модифицированной стратегией топ-манагеров + все игроки, играя второй раз, предпочли "длинную" игру. Заполучив очаровавшего меня ещё в первой игре товарища "Гуру", который клепает из пацанчиков 12-ти лет 50-ти летних шев-поваров, выписанных прямиком из Италии, за один ход, я производил у себявообще всё и в огромных количествах. Развитие конкурентов я сильно замедлил бомбя ежеходно радиостанцией с двойным спросом, причём каждый раз спрос был новый. Ну а потом просто собрал все сливки, открыв второй ресторанчик и напихав полную колоду скидочных барышень. Разрыв с вторым игроком в 3 раза.
Стратегий в игре, к слову, на мой взгляд меньше, чем в той же Каверне. А старт так вообще почти что стандартизован:
— Кто-то там на BGG делал статистику по онлайн-версии.
Как видно из графика, через некоторое время, все игроки пришли к выводу, что можно начинать игру только двумя способами. Все другие варианты приводят к весьма печальным последствиям. Разве только при игре вдвоём, теоретически, должен быть более широкий простор.
К этому я бы ещё добавил, что цена ошибки в этой игре чудовищная. В прямом смысле: один плохо продуманный ход может полностью слить вашу стратегию в биомусор.
РЕЗЮМИРУЯ
Прозвучит совершенно дико, но я бы рекомендовал эту игру как Gateway для хардкорного евро. Аргументирую позицию: игра проста (для хардкорного евро) и, одновременно, многогранна, приближаясь в этом к шахматам (как бы не банально звучало такое сравнение). Кажется, что ты копаешься в своём пицца-бургерном огороде, но на самом деле игра пронизана взаимодействием, сильно зависима от опыта, но не запредельна по требованиям. Тема понятна и проста, почти не ощущается. Всего два уровня действий: создание спроса — удовлетворение спроса, причём оба — коллективные, с конкуренцией. Медитативна, но есть пространство для агрессии.
Короче, всё на хорошем, среднем уровне, кроме цены и оформления (хотя тут, конечно, вкусовщина). Сыграть хоть раз рекомендую всем, кто любит безкубиковое евро на "хорошо подумать" не отвлекаясь на тему и/или оформление.
Что нового сказал нам товарищ? Что цена на игру — запредельно высокая, а оформление — на любителя? Об этом все говорят, плюются, но продолжают игру покупать, раз уж у издательства такая политика, причём со всеми его играми.
Да, есть два самых сильных дебюта, и я написал о них ещё в самой первой статье. Действительно, все остальные ведут к проигрышу. В реальном бизнесе ведь то же самое: если начинаешь его не с подборки толкового персонала компании, а скажем, сразу просишь парня с улицы начать что-то выпекать на продажу, без какой-либо рекламы своего заведения и изучения цен у конкурентов, то быстро прогоришь.
Получается, что вся статья — пускание мыльных пузырей. Только из выводов понятно, что игра хорошая (многогранна, пронизана взаимодействием), но подаётся это так, будто делается одолжение. Поспорю только с одним утверждением: «Есть пространство для агрессии». Чушь! Более жестокой, агрессивной, головорезной и подлой игры просто нет! Всё, как в жизни. Об этом пишут и предупреждают особо нервных в каждом обзоре. Из всех новичков, которые пробовали играть со мной, все сломались после первого же разгрома, и только gegege мужественно выдержал два десятка проигрышей, изучая нюансы игры, прежде чем впервые выиграл.
Пригорело? Неужели только одно мнение может быть верным, когда это мнение — твоё?
@Pard
Лично я, прочитав чей-то обзор, а возможно и твой, подумать сделать ПнП (да, мне нравится делать ПнП). Но ещё тогда, скачав материалы и осмотрев игру, я подумал, что игра вообще не зрелищная и какая-то… «без изюминки» что ли. В итоге отложил «на потом» (читай нахрен).
И вот выходит обзор, написанный в интересном стиле, подтверждающий мои опасения.
Не нравится обзор? Иди ещё раз выиграй сам себя. Всё равно, по твоим же словам, нормальные люди с тобой играть не хотят.
Мне этот Food Chain Magnate чем-то напоминает Инновацию. В том плане, что они обе 1) уродливые, 2) замороченные и 3) имеют узкую но преданную группу фанатов, уверяющих, что это игра тысячелетия и все остальные игры просто рядом не стояли…
@Red Meeple
Наверное, вы плохо понимаете русский язык: мнение товарища ничем по сути не отличается от моего. Только кривляний много.
@Ort
Какая замороченность? Товарищ же написал: «Ничего сложного в игре нет». Узкие и преданные фанаты — это про Munchkin. Которого купили 40756 человек, но реально в него играют (июнь 2016) 140 из них 🙂
Странно слышать столь категоричные выводы после двух партий. В этот момент можно говорить лишь об оформлении.. На мой взгляд оно отличное, стильное, а карт лучших по качеству вообще не припоминаю. А так типичная крепко сбитая игра от Splotter Spellen: несложные правила, не яркое оформление, высокая стоимость, комплексность (глубина), сильное взаимодействие, длительность партии выше среднего. Это полноценный хардкор, а не введение в него.
Т е игра какбэ «сломана» и новичку не остаётся ни чего другого как проигрывать?
@gazza
Вот именно! Самый первый обзор на БГГ, почти год назад, был практически таким же: мол, сыграли 2 партии, но так и не поняли, почему в них выиграл сначала один, а потом другой игрок, причём оба раза — с большим отрывом. Теперь в обзорах пишут другое: чтобы начинающий игрок хотя бы не обанкротился в игре против сильного игрока, ему следует сыграть как минимум десяток партий, постигая азы игры.
@Александр
В плане «сломанности» игра аналогична шахматам — новичку против мастера ничего не светит. Поэтому там мастер может дать фору — фигуру-другую. Точно так же и в «ресторанах» — играя против слабых игроков, опытный игрок может делать несколько ходов просто по-дурацки, поскольку знает, что в середине партии найдёт способ, как обмануть противника и отыграть отставание. Тренируя gegege, я, выиграв партию, в следующей давал ему возможность сыграть так, как только что играл сам, и обыгрывал его другим способом. В следующей партии — третьим способом. И так далее. Теперь-то он знает, что против любого дебюта есть контригра, и главное — правильно реагировать на действия противника.
Правильный дебют, конечно, хорош, но уже с 3-го хода все уходят в свободное плавание, и там опытный игрок справится с любым дебютом, который выбрал новичок. И ход каждой конкретной партия сильно зависит от данной карты города — то, что отлично работало на одной схеме, вообще не катит на другой. Поэтому игра — ОЧЕНЬ сложная. Даже сейчас, имея за плечами около 50 партий, gegege иногда напарывается на нюансы, о которых он не подозревал и не учёл, планируя свои действия.
Откуда только берутся эти шавки? Сами ничего полезного не делают, но обязательно обтявкают всё, что увидят.
Отличная игра! У нас, все, кто в нее играл — в восторге
@Pard
Действительно. Парень написал нормальный обзор. Возможно кто-то теперь не потратит весьма неприличное количество денег на игру или ПнП.
Но вылез же умник с «Получается, что вся статья — пускание мыльных пузырей.»
А потом ещё и оскорблять начал. Фу таким быть.
@Guardian45
Да не обращайте Вы внимания. Для таких «гоноровых» снобов, как пАРД, существует только два мнения: его и неправильное. Знавала я таких парочку (к сожалению, не только в настольной тусовке). Не завидую его товарищам, а ещё больше подруге, если, тьфу-тьфу, она у него есть.
Всем плевать на мнение таких парней, которые судят по одной из самых СЛОЖНЫХ игр (сложность 4,19) всего по двум партиям, сыгранным вместе с такими же новичками (а я сыграл 170, в том числе 20 партий в двух чемпионата мира, собравших сильнейших игроков) — все спокойно ставят игре отличные рейтинги (сейчас у неё средний рейтинг 8,35). Всего 3 стратегические игры получили более высокий рейтинг, чем Food Chain Magnate:
— Through the Ages: A New Story of Civilization (2015) — 8,95 (сложность 4,30)
— Pandemic Legacy: Season 1 (2015) — 8,64 (сложность 2,81)
— Twilight Struggle (2005) — 8,36 (сложность 3,51)
@Pard
Да кто же спорит? Игра то на самом деле весьма годная, хоть и далеко не шедевр (мои 5 партий конечно не 170, но мнение имею). Да и новичком меня назвать сложно — вряд ли у вас наберётся наигранных в евро партий больше (сыгранных в живую). Да и вряд ли вы найдёте хоть 5 евро в которые меня обыграете.
Тут разговор лично про Вас. От Вашей категоричности, напыщенности и неприятия чужого мнения — тошнит, мягко говоря. Я понимаю, что вы пытаетесь таким способом самоутвердиться, но надо же иметь рамки. А то у вас все кругом шавки, один вы гепард. Однако, по вашей манере общаться, складывается мнение, что вы не геПАРД, а самый обыкновенный шаКАЛ.
@yETI
Заметьте: я ВСЕГДА обосновываю своё мнение доказательствами (цифрами, характеристиками, и тп). Это помогает мне находить (и сообщать другим о своих находках) хорошие игры. Я сделал русские пнп и всем рассказывал о хорошести Love Letter, Machi Koro, Patchwork, Codenames, Android: Netrunner, Glory to Rome, Splendor, Shadowrun: Crossfire, Star Realms, Pax Pamir, Baseball Highlights: 2045, Heart of Crown и прочих ещё тогда, когда о некоторых из них здесь вообще никто ещё не слышал.
Но вы можете, как и прочие шавки, тявкать просто так, лишь бы отметиться. Это, конечно же, более ПОЛЕЗНОЕ занятие, чем то, что делаю я. Да, у меня есть своё мнение и я буду его высказывать и отстаивать, а не подстраиваться под вашу брехню.
Игра классная, действительно не сложная (без достижений и банка может играть ребенок 7 лет), действительно, примитивного уровня оформления и, временами, изготовления.
К примеру, моя PnP версия по качеству вырубки существенно превосходит оригинал.
О картинках из фотобанков уже упоминали, но, учитывая комплексность и обилие элеметов, которые необходимо видеть и просчитывать — примитивность оформления я бы, скорее, отнес к плюсам 🙂
Самый главный недостаток — вес ошибки и паралич анализа всвязи с этим. Или это преимущество — сложно сказать. 😀
@Pard
Пард велик! Славься, Пард!
А если серьезно, такого размера ЧСВ жить не мешает?
Двоемыслие же не мешает, почему ЧСВ будет мешать?
Не понял , а почему безликие «ноу неймы» чтото пихают человеку который в интр-те известен не словом, а Делом?
Пард ты же знаешь, собака лает , а караван идет.
@Борис
Пард, перелогинься!
Развели срач на две страницы. Особенно умиляют комменты тех, кто в игру ни разу не играл. Полностью согласен с Пардом по поводу игры. Сыграно два десятка партий онлайн и раз пять в реале. У Парда не выиграл ни разу. 🙂 Появится время буду играть еще. Хотя не могу сказать, что это 100% моя игра. Очень жесткая. Если в Ж… попал в начале и соперники жалеть не намерены — будешь растоптан и унижен. Начинаем сначала 🙂 А автору статьи, кстати очень классно и с юмором написаной, за что респект, уважуха и подарочные зарики из мякиша 🙂 сильно рекомендую попробовать поиграть в онлайн версию, с тем же Пардом или новичками, для избавления от иллюзии «Правила освоил за 20 минут, 50% побед — игра для новичков.» Ну и Пард не говорил, что нормальные люди с ним играть не хотят. Новички, решившие перейти на более простые/рандомные/зрелищные/и т.п. уходят, делая для себя вывод — «это не мое» Давайте, прислушиваясь к частному мнению авторитетов, пробовать играть самостоятельно, и самостоятельно же делать выводы. Резюме — дайте человеку два раза сыграть в шахматы и попросите сделать обзор. Кстати, шахматы — «это не мое», понимая что с мастерами мне ничего не светит, но игру хаять не посмею. С уважением ко всем игрокам.