Некоторое время назад на «Кикстартере» выпустили Plague Inc., настолку по мотивам одноимённой компьютерной игры, где нужно управлять смертоносными болезнями и уничтожить весь мир. На Board Game Geek уже появились отзывы о новинке, с одним из которых (в моём вольном переводе) предлагаю ознакомиться. Если в двух словах – игрушка не очень сложная и хорошая.
Предупреждение:
* Я поддержал эту игру на Кикстартере.
* Мне очень нравится Plague Inc. на мобильных устройствах, по мотивам которой и создана эта настольная игра.Основные параметры:
Игроки: 1-5 (2-5 + соло-режим)
Минимальный возраст: 14 (заявленный), 12 (реальный)
Время на обучение: 15 минут
Длительность партии: 60 минут
Механики: контроль территорий, различные возможности игроков
Сложность: 5,5 из 10
Прямое противодействие (механика «Take That»): 2 из 10
Фактор случайности: 4 из 10
Итоговая оценка: 8,5 из 10Тематика: Если вы читаете этот текст, вероятно, вы уже знаете об игре Plague Inc. Если же нет, перед вами злой брат-близнец «Пандемии». Игрокам предстоит управлять болезнями, старающимися эволюционировать и погубить весь мир. Много лет назад у меня была похожая игрушка под названием «Чёрная смерть», только она была проще и её действие разворачивалось в средневековой Европе. Plague Inc. – её идейный последователь.
Компоненты: Поле изготовлено из хорошего плотного картона. Планшеты игроков неплохи, но можно было бы их заламинировать. Пластиковые фишки красивые, детализированные, причём настолько, что при плохом освещении мелкие детали можно и не разглядеть. Фишки немного мелковаты, зато жетоны победных очков очень качественные. Карты немного нестандартного формата (5х7 см), если будете много играть, лучше одеть их в протекторы.
Жетоны победных очковПроисхождение: Перед нами настольная версия игры для мобильных устройств Plague Inc., причём настольную версию сделал автор цифрового оригинала. Превращение игры в реальном времени с абстрактной механикой в пошаговую настольную игру с соревновательным элементом, считаю, удалось. Если вам понравилась Plague Inc. в цифре, вы будете довольны и настольным вариантом.
Игровой процесс: Ход игрока состоит из 5 фаз:
1. Подсчёт очков ДНК (победных очков) за каждую страну, в которой доминирует ваша болезнь (за страны, которые вы «контролируете»).
2. Поместить на поле одну из трёх доступных стран либо сбросить одну из них чтобы набрать новую руку из 5 карт;
3. По желанию можно за победные очки приобрести новое свойство для своей болезни. Изначально у каждой болезни есть 2 стартовых свойства, игроки могут докупить ещё 3.
Карты свойств болезней4. Поместить в страны, с которыми вы «соединены», новые фишки болезни (их количество зависит от параметра вирулентности)
5. Бросьте кубик за каждую страну, которую вы контролируете. Сравните результат с вашим показателем летальности. Если он равен результату броска или на кубике выпало меньше, каждый игрок получает победные очки (столько, сколько фишек болезни было в стране), а страна удаляется из игры («вымерла»).
Страны с фишками болезнейАнализ: В целом перед нами простая игра на контроль территорий, с единственной особенностью – вернуть себе свои фишки можно только когда территории удаляются из игры. Это может сработать против вас, если неудачная страна в неудачный момент выйдет из игры и вы останетесь «отрезаны» от других стран. Может даже так случиться, что вам будет недоступна большая часть игрового поля.
Подвержена случаю и раздача карт. Может так случиться, что кому-то придут дешёвые свойства, а у кого-то окажется полная рука дорогих карт, которые просто не на что купить.
Сложность игры: Если представить себе шкалу, на одном краю которой находится «Уно», а на другом – «Агрикола», Plague Inc. окажется примерно посередине. В игре есть хорошие решения, например, какие свойства стоит покупать за победные очки, какие страны стоит заражать, в какой момент стоит переключиться с развития вирулентности на летальность, а когда стоит разделаться с какой-то страной. Но в то же время в игре нет ситуаций, когда нужно серьёзно погрузиться в раздумья. Решения всегда ограничены, но при этом остаются значимыми.
Прямое противодействие: Уровень взаимодействия игроков довольно низок. Несколько карт событий позволяют удалять фишки другого игрока с поля. Таким образом вы можете вывести страну из под контроля соперника и лишить его победных очков, которые могут оказаться очень важными (особенно в начале партии, когда надо приобретать какие-то начальные свойства болезней). Возможно кто-то будет даже играть в «мирный» вариант, когда первые несколько ходов отыгрываются без прямого вреда оппонентам.
Планшеты игроковФактор случайности: Стартовые страны, стартовая рука свойств и изначально доступные страны – всё это в игре выбирается случайно. Поэтому есть шанс, что кому-то сильно не повезёт. Один из базовых типов болезни (бактерия) позволяет использовать «вспышки инфекции», чтобы справиться с подобной неудачной раскладкой – игрок может переместить одну из своих фишек в другую страну. В начале игры это может быть полезно (а в середине и ближе к концу уже не особо актуально).
Время партии: Игра длится примерно час, и, если ваши друзья хорошо знают правила, можно даже успеть сыграть разок в обед.
Соло-режим: В игре есть вариант для одного, в котором нужно сражаться против автоматизированного «Чумо-бота», для которого заранее задан набор свойств и действий. Задача не из лёгких. Я пока сыграл в этом режим всего раз, и потерпел поражение. Сейчас, познакомившись с игрой получше, я планирую попробовать ещё.
Итого: Помня о «Чёрной смерти», я был рад появлению этой игры и не разочаровался, когда, наконец, сыграл в неё. Правила и механики в Plague Inc. достаточно просты, игроки быстро их осваивают, но при этом игра остаётся достаточно сложной, чтобы быть интересной. Я бы не назвал её настолкой для новичков, но она хорошо подходит для «второго шага» в мир настольных игр (если только ни у кого нет предубеждения насчёт тематики).
Plague Inc. не перевернёт мир. Это хорошая игра на контроль территорий примерно того же уровня сложности, что и Small World, только в ней больше случайностей. Мне она нравится, уверен, сыграю ещё не раз.
Мне так нравилась эта игра на планшете, что я сам пытался сделать настолку по теме, только вместо болезней инопланетные расы, посылающие на планету зомби, чужих и споры.
Но что-то до нормального прототипа дело довести не удалось, креатива не хватило.
Не понравилось принцип окончания игры, так называемая «внезапная смерть», не понравилось, что игроки, в любом спорном случае получаются одинаковое кол-во очков, не понравился механизм получения финальных очков. Игру спасает быстрый игровой процесс, фишки со свойствами для бактерий, тема. Первые две партии играть было любопытно и увлекательно, но думаю надолго ее не хватит, как там говорят — игра «проходная». Все время не покидало ощущение — что-то с ней не так
Не согласен. Игра интересная и после десятка партий не надоела. Думаю продержится до подхода еще какой-нибудь новинки, но и тогда буду не против разложить Plague Inc. Играется быстро, интересно, процесс не очень сложный, правила объясняются за 5 минут и что хорошо — количество игроков от 1 до 5.
По началу тоже было ощущение, что играется не так, потому что играли не по правилам, упустив пару нюансов. Поиграв по правилам, мнение поменял. Всё сбалансировано, но играли только за бактерии. С вирусами мне кажется будет слишком много рандома.
Насчет того, что при ничьей все получают очки или контроль, думаю это оправдано для такой недолгой игры. В странах есть пространство для тактических решений, поставить поровну фишек и обоим контролировать, но дать шанс другому забрать страну, или потратить лишнюю фишку, которых ограниченное количество, чтобы единолично владеть страной. При ничье при подсчете бонусов тем более оправдано, если представить ситуацию когда 2 человека к примеру уничтожили на одном континенте по 3 страны и не получили бы при этом очков так как у них ничья, или получили бы меньше очков, чем человек который уничтожил всего одну страну на другом континенте и получил бонусные очки… И бонус за страну с самым большим населением потерял бы свою актуальность, потому что там 2 таких страны…
Внезапная смерть дает так же небольшое пространство для тактики, можешь оставить свои фишки получив бонус за большее количество фишек, или проапргейдить летальность и уйти с карты закончив игру. В общем есть где подумать.
И вообще в игре разные тактики работают — засесть на одном континенте или везде понемногу распространяться. Последний раз лидировал до самого конца, но против меня разыграли все карты событий, полностью уничтожив и со штрафом -7 в итоге проиграл.
P.S.: Том В. плохого не посоветует)