Сегодня читатель блога Артем Платонов рассказывает о новой отечественной игре про строительство Москвы. По его словам, она весьма напоминает Splendor, но имеет и свои особенности. 

В 1979 году иллюстраторы главного юмористического журнала СССР «Крокодил» Евгений Гуров и Юрий Черепанов в альбоме карикатур «Москва (вчера, сегодня, завтра)» изобразили столицу в разных ипостасях. Спустя почти 40 лет знамя подхватили отечественные разработчики настолок, выпустившие игру «Настоящее будущее Москвы». Игровой процесс в ней прост: настольщикам предстоит взяться за столицу со времен смутных девяностых и превратить ее в город-сад.

Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с игрой – это коробка. С тиснением «под лен» выглядит она шикарно и размером тоже внушает. Правда, оформление сыграло со мной злую шутку: я перепутал дно и крышку и некоторое время пытался ее безуспешно открыть, удивляясь нестандартному дизайнерскому решению.

Внутри нас поджидает спартанский набор: поле, стопка карт, жетоны и ложемент. Причем последний выполнен в обычном белом цвете, что несколько диссонирует с цветастостью оформления.

Карты выполнены на твердую пятерку: яркие цвета, хороший картон, прямая вырубка. Поле сделано на удивление хорошо для России, где традиционно не могут (не могли?) в человеческие складные поля. Но самый смак – это толстые акриловые жетоны, по две штуки на игрока. Их не хочется выпускать из рук – хорошо, что только один нужно класть на трек победных очков!

Правила, однако, оказались еще чудней коробки. Взявшись за их прочтение, я внезапно обнаружил, что читаю с третьего раздела, а не с первого. Решив начать заново, я «перевернул» обложку и нашел там не второй раздел, как ожидал, а третий и пятый, причем вверх ногами. С третий попытки выяснилось, что третий и четвертый раздел находятся на разных страницах, причем четвертый впереди третьего! лягушонок_пепе_в_ярости.жпг.

Столь нетривиальный подход к верстке объясняется тем, что правила напечатаны не в виде брошюры, как можно было ожидать, а в виде огромного плаката, сложенного «гармошкой» и затем еще раз пополам. Помимо путаницы с первоначальным прочтением правил, в эту простыню неудобно лазить по ходу партии, выясняя моменты, требующие уточнения. Хорошо здесь, впрочем, то, что правила очень просты и после первой партии необходимость подглядывания пропадет.

Итак, суть геймплея такова: используя СМИ, власти, москвичей и экологов, мы улучшаем Москву, попутно зарабатывая победные очки (судя по всему, очки славы или влияния). Типов карт в настолке три: ресурсы (СМИ, экологи и далее по тексту), достижения (вроде «Преображения Триумфальной площади» или «Московское центральное кольцо» метрополитена), а также цели, дающие бонусные ПО за выполнение. Цели являются подключаемым модулем и привносят в игру дополнительный пласт стратегии, так что играть с ними рекомендую всегда.

В свой ход игрок может выполнить одно из двух действий: взять одну из лежащих на поле карточек ресурсов (как открытую, так и закрытую в колоде), либо сбросить нужное число ресурсов с руки и сотворить достижение. Карта последнего идет к вам, принося победные очки и, возможно, бонусные ресурсы (как в «Сплендоре»). Так мы ходим до тех пор, пока кто-то из игроков не наберет 25 ПО, либо не кончится колода достижений (во всех этих случаях доигрывается круг). Затем игроки подсчитывают, кому удалось выполнить какие цели (они общие, то есть победные очки за выполнение получают все, кто сумел выполнить требования). Так получается общая сумма ПО игрока, и тот, кто набрал их больше, побеждает. Ах да, еще можно нагадить оппонентам, бесплатным действием переместив карту достижения с верха колоды поверх другой карты достижения, лежащей на столе. Таким образом, мы закрываем возможность выполнить его на следующий ход.

Если в «Сплендоре», на который отечественная игра похожа, мы в свой ход можем взять два одинаковых ресурса, один «джокер» (впридачу к зарезервированной карте) или три разных, то в «Москве» на каждой карточке ресурсов располагается сразу два ресурса – либо два одинаковых, либо два разных. В последнем случае вы можете использовать один из них, но не оба сразу. Также есть и «джокер» в виде медведя, который представляет собой любой ресурс. Правда, несколько огорчает то, что если в «Сплендоре» карты целей распределены по категориям от дешевых до дорогих, то в «Москве» они идут вперемешку, что может несколько затянуть партию, если вначале рандом выдал дорогие достижения и неподходящие ресурсы.

В целом настолку можно охарактеризовать как гейтвей для новичков-любителей Москвы. В эту категорию отлично попадают, например, москвичи в возрасте, доселе игравшие разве что в «дурака» и домино, или дети дошкольного и младшего школьного возраста, освоившие первым делом игры на смартфоне. Здесь плюсом «Москвы» является ультракомпактность: если оставить дома поле (по сути, оно нужно для придания атмосферности, так как стопки карт можно разложить на столе и так, а подсчет ПО вести умозрительно), правила и коробку, остаются только карты, которые помещаются в любой карман. Лайфкак: особенно если не выкидывать пленку, в которую они упакованы.

Так что, не исключено, среди этих категорий москвичей мы вскоре и увидим «Москву». А вы как думаете?