В 2010 году польский разработчик Игнаций Тшевичек выпустил карточную игру "51-й штат", в которой в постапокалиптическом мире боролись за влияние различные фракции, возводя разнообразные постройки, добывая необходимые ресурсы и отправляясь друг на друга в набеги. Игра приобрела определённую популярность, хотя и не в очень широких кругах. И, тем не менее, к "51-му штату" было выпущено несколько дополнений.
А четыре годя спустя пан Тшевичек взял, да и переделал эту игру. Сменил тему с мрачного мира постапокалипсиса на реальную земную историю, причесал правила, убрал всякие сложности и немного упростил процесс, а также добавил в коробку привлекательные компоненты. Так появилась игра Imperial Settlers, снискавшая внимание мировой аудитории и выпущенная в 2015 году на русском языке под названием "Поселенцы" стараниями компании "Звезда".
По сюжету "Поселенцев" несколько фракций, а именно: варвары, римляне, египтяне и японцы, одновременно открыли новые земли, стали их заселять и развивать: добывать всякие ресурсы и возводить постройки, время от времени вступая друг с другом в стычки. Включиться в борьбу за звание самой-самой фракции могут от 1 до 4 игроков, на одну партию в зависимости от числа участников уйдёт от 45 до 90 минут.
Компоненты
В коробке с игрой скрываются две с небольшим сотни карт, четыре планшета игроков, счётчик очков, полсотни картонных жетонов, да сотня с четверью деревянных фишек. Особого внимания заслуживают карты, они почти все украшены оригинальными иллюстрациями, которые не просто красивы, но ещё и забавны. На каждой карте представлены сюжеты из жизни маленьких человечков, за которыми просто приятно наблюдать. Не меньшее умиление вызывают и деревянные фигурки, выступающие в роли дерева, камней, еды и человечков.
Вообще, в России игра выпущена в комплектации, аналогичной оригиналу по составу и по качеству, так что в плане компонентов всё на высоте. И планка даже поднята ещё выше, потому как оригинал многие ругали за слишком мелкий шрифт на картах. В российском издании он увеличен до нормального размера и воспринимается без затруднений.
Немного об игровом процессе
На первый взгляд "Поселенцы" – достаточно типичная настольная игра европейского стиля. Цель игры – заработать как можно больше победных очков, которые добываются из двух источников. Во-первых, нужно строить, то есть выкладывать на стол карты зданий, оплачивая их ресурсами (очки приносят сами здания). Во-вторых, у некоторых зданий есть эффекты, позволяющие оплачивать ресурсами дополнительные победные очки. В общем-то, всё просто и привычно для опытных игроков: добывай ресурсы и конвертируй их в победные очки.
Каждый ход игроки получают на руку несколько карт, причём они приходят как из общей колоды, так и из уникальных колод с эффектами, присущими только каждой конкретной фракции. Затем игроки по очереди совершают действия, из которых три относятся к основным: карту можно построить, заплатив указанные на ней ресурсы; карту можно сбросить в отбой и получить за это ресурсы; либо карту можно использовать как "сделку", в этом случае она будет регулярно приносить ресурсы, но – понемногу.
Основная идея игры – нужно строить здания с различными эффектами, создавая тем самым экономический движок. Он базируется на трёх китах: производство (карты, приносящие ресурсы), действия (карты, позволяющие тратить ресурсы) и особенности (карты, срабатывающие при определённых условиях).
Интриги добавляет несколько неординарных факторов. Партия здесь длится ровно пять ходов, что подталкивает игроков к быстрому созданию экономического движка и его интенсивной эксплуатации. Условно первые пару ходов отводятся на "раскачку", в ходе которой нужно наладить производство нужных вещей, а последние пару ходов нужно выжать максимум из поступающих ресурсов, заработав как можно больше очков.
Кроме того, от типичных евроигр "Поселенцев" отличает возможность вступить в прямое противостояние с соперником. Тут можно запросто рушить чужие здания, ломая таким образом чужие производственные цепочки, да ещё и зарабатывая на этом ресурсы!
Впечатления
Первое впечатление от игры – она очень красива. Все эти иллюстрации, мимимишные деревянные ресурсы, даже сам графический стиль – всё направлено на создание положительных эмоций у игроков. Впрочем, я уже упоминал, что качество компонентов тут выше всяких похвал, так что не будем заострять на этом внимание повторно.
Ещё игру надо похвалить за достаточно простые и понятные правила. Их можно бегло просмотреть и буквально без подготовки начать играть. По уровню освоения "Поселенцы", конечно, к настолкам начального уровня не отнесёшь, но и никак выше среднего не дашь. Это не та игра, в отношении которой уместны опасения "Я это не освою".
Однако простые правила не означают, что проста и сама игра. Да, с одной стороны, всё просто: добывай ресурсы и строй карты. Вот только какие именно строить – вот это главный вопрос. Какие карты разрушать, какие создавать и какие из них можно соорудить комбинации – вот основной перечень решений, строящих перед игроком в партии в "Поселенцах". Именно умение выстроить производственные цепочки и скомбинировать карты так, чтобы ресурсов и, в конечном итоге, очков, оказалось больше, чем у соперника, и определяет победителя.
Несмотря на то, что каждая карта снабжена текстовым описанием, обилие букв никак не затрудняет погружение в игровой процесс. Возможно в самой первой партии ещё будет что-то неясно, но уже со второй игры карты будут выглядеть знакомо и будет понятно как и что здесь работает. А особо продвинутые игроки смогут освоить и в самой первой партии, уже ко второму-третьему ходу.
Отдельно хочу отметить отлично реализованный механизм атак на соперников. Тут по правилам можно добывать ресурсы, разрушая собственные карты с руки или чужие построенные карты. Понятное дело, ломать чужое выгоднее, ведь противник затратил на постройку ресурсы, да и производственный движок у него можно обрушить. Но чтобы разорить чужую карту нужно заплатить вдвое больше ресурсов, чем свою. Плюс противнику в утешение достаётся одно бревно, да и разрушенная постройка остаётся в его владениях и в последующем её можно использовать для постройки продвинутых зданий, которые требуют что-то сломать.
Кроме того, самые лучшие постройки, те, что приходят из уникальных колод фракций, ломать вообще нельзя. Тем самым с одной стороны атаковать выгодно, но с другой противник получает адекватную комбинацию, а самые лучшие домики у соседа погубить нельзя. Поэтому агрессия хотя и присутствует, но в определённых рамках и в определённой степени идёт на пользу и той, и другой стороне. Ну а для тех, кто на дух не переносит возможности причинять друг другу вред, в правилах есть специальный "мирный" вариант игры.
В коробке с игрой присутствуют 4 нации, и каждая из них заточена на свой стиль игры. Поэтому, как мне кажется, "Поселенцы" могут гарантировать много разнообразных и интересных партий, ведь каждая комбинация задействованных в игре франкций будет менять рисунок игры. Да и, в принципе, пока освоишься со всеми нациями, десятка два партий вполне за плечами оставить можно.
Под конец хочется поделиться парой замечаний. Во-первых, мелкая придирка. Картонные жетоны, которыми отмечается положение игроков на счётчике очков я бы заменил цветными кубиками (что, собственно, и сделаю), потому как так с ними куда удобнее управляться. Во-вторых, более существенное замечание. Лично меня "Поселенцы" увлекли, но не сильно. И то лишь потому, что я уже почти год как подсел на Race for the Galaxy, которая теперь прочно удерживает у меня звание лучшей карточной игры на построение экономического движка. "Поселенцы" для меня всё-таки проще. Хотя надо учитывать, что у них и RFTG целевые аудитории совсем разные. Ещё я когда первый раз рассматривал карты отметил, что у некоторых названия обозначают постройку (например, "часовня" или "замок"), а у некоторых — профессию (например, "свинопас" или "разбойники"). А потом посмотрел, в оригинале оно точно так же.
Резюме
Плюсы:
выдающееся оформление;
простой, но глубокий игровой процесс;
разнообразие фракций и стратегий.
Минусы:
нужно ждать, пока на русском выпустят дополнения.
Перед нами очень хорошая игра мирового уровня, рассчитанная на семейных игроков с уровнем сложности чуть выше среднего. Красивая, умная и обаятельная. Если есть возможность – обязательно в неё сыграйте.
Полезная статья — обнаружилось, что я упустил момент, что при разрушении здания дают дерево =))
@futb_all
Не совсем так. Дают дерево, если вы получаете фундамент