Год назад мы попробовали «Мёртвый сезон», хорошую игру про зомби оставившую очень приятные впечатления. Но потом как-то она оказалась позабыта, и, наверное, незаслуженно. Потому что плохого про неё я ничего ни от кого не слышал. Более того, год спустя к ней ещё и полноценное дополнение появилось.

Те же, кто по каким-то причинам пропустили эту игру, могут ознакомиться с развёрнутым обзором, опубликованным на сайте «Настолки на полке»

Нравятся ли вам настольные игры и фильмы про зомби апокалипсис? Если «да», то отложите свои дела  и посвятите 3 минуты обзору игры «Мертвый сезон: Перекрестки». Из обзора вы узнаете достоинства и недостатки этой настолки.

Что за игра?

«Мертвый сезон» — кооператив на тему зомби апокалипсиса. Вы – выжившие, игра — зомби. Как и принято в хороших кооперативах – игра причиняет страдания и боль, вы коллективно преодолеваете невзгоды. Цель – получить удовольствие от совместного переживания и попытки решить игровую задачу.

Настольная игра Мёртвый сезон. Перекрестки Dead of Winter: A Crossroads Game

Мёртвый сезон. Перекрестки (Dead of Winter: A Crossroads Game)

Кроме кооператива, «Мертвый сезон» еще и америтреш, где сопереживание героям выше математических расчетов. Поэтому попутно удается полностью погрузиться в атмосферу альтернативного настоящего, страха и обреченности – для любителей фильмов и игр на заданную тему актуально. С другой стороны, никаких кошмаров, игра не оставляет негативных психологических последствий.

Как играть?

Опасность повсюду, единственный островок безопасности – это колония с несколькими выжившими, но отсидеться не получится. Отсюда вам предстоит совершать рискованные вылазки в локации за нужными предметами, которые требуются для выполнения заданий.

В начале игры выбираем основную цель. Цели различаются по сложности и продолжительности партии. Затем раскладываем игровое поле и делаем на нем стартовую раскладку (указана на карточке цели). Также нам потребуется 6 локаций с предметами — собственно, предметы в локациях – это ключ к победе. Каждому игроку выдаются дополнительно секретные карты с личной миссией. Благодаря им вы обязаны собирать предметы не только ради общего блага, но и для себя лично, так как в случае невыполнения своего задания, даже если колония победила, для вас партия закончится неудачей. Кроме того, может достаться роль предателя, задача которого сделать так, чтобы хорошие парни проиграли.

Dead of Winter

Карта с «главной целью». Dead of Winter

 

Каждому игроку предстоит непосредственно руководить своей группой выживших (персонажей), которые набираются случайным образом. В ходе партии состав группы будет меняться: кто-то погибнет, возможно, придут новые. Каждый персонаж уникален, помимо миниатюры, у него есть имя и профессия, а главное, способности.

Мертвый сезон

Планшет игрока в игре «Мертвый сезон».
Там, где нож и кубики — памятка, там, где карточки с людьми — персонажи и их экипировка

 

В игре несколько игровых механик, сочетание которых позволяет наполнить недолгую жизнь выжившего яркими красками. Вам предстоит в свой ход делать следующее:

  1. Кидать кубики и выбирать в зависимости от результата доступные действия: ликвидировать зомби, искать «шмотки» в локациях (самое востребованное), строить баррикады, приманивать зомби;
     
  2. Отыгрывать роли персонажей вашей группы — как правило, это особые способности, иногда полезные иногда не очень, плюс, навешанная в ходе игры экипировка;
     
  3. Перемещаться по локациям – занятие необходимое, но рискованное, при каждом перемещении придется бросать кубик повреждений, в результате поход в магазин может закончиться раной, обморожением или смертью. Есть варианты избежать неприятностей: воспользоваться способностью персонажа, если таковая имеется, или скинув с руки «топливо».
     
  4. Играть карты с руки. Небольшое количество предметов дадут на старте, остальное придется искать в локациях, а затем каждый игрок скидывает из личной руки карты на общие и свои нужды. Помимо этого, можно «прокачивать» персонажей предметами (см. выше).
     
  5. Зачитывать текст на картах событий. В игре 2 типа таких карт: «Перекрестки» и«Кризисы» Карты «Перекрестков» влияют на активного игрока. В ваш ход сосед справа вытянет (никому не показывая) карту из стопки и зачитает ее в тот момент, когда будут выполнены необходимые условия. Карты «Кризиса» — это минизадание на текущий раунд для всех выживших – таким способом игра методично ставит палки в колеса, затрудняя выполнение основной миссии.
     
  6. Иногда голосовать. Поводов для голосования всего 2 – либо надо решить проблему, возникшую в результате срабатывания карты «Перекрестка», либо выжившие решили прогнать предполагаемого Предателя из Колонии.
     
  7. Влиять на «маркеры угроз». В игре их несколько:
  • Свалка – часть карт с руки отправляется на свалку. Если к колонии будет много мусора, то будут неприятности, поэтому нужно следить за чистотой и тратить действия на уборку.
     
  • Площадки перед входом в колонию. Колония привлекает зомби, если перед входами их скопится слишком много, то произойдет прорыв – это уже большие неприятности, погибнут выжившие.
     
  • Жители колонии. Кто остался в колонии на конец раунда, нуждается в еде. Голодные колонисты – это неприятность. Кроме того, нужно контролировать число выживших, находящихся в колонии, так как от этого зависит количество новых зомби, которые появятся перед входом (см. выше).
     
  • Зомби на планшетах локаций. Выжившие в локациях и шум, который они производят, когда ищут предметы, также привлекают зомби. Если место в локациях для зомби нет, то они устремляются в колонию.
     
  • Моральный дух. Самый главный «индикатор». Все описанные выше неприятности отражаются, в первую очередь, на нем. Если уровень упадет до отметки «0» участники проиграют (кроме предателя, если тот успеет выполнить все личные условия).

Dead of Winter

Игровой процесс

 

Итого:

Игровой процесс несложен: имея определенные ресурсы (персонажи и предметы) игроки выполняют свои и общие задачи (главную и личную миссию, эффекты перекрестков и кризисов) перемещаясь по локациям, добывая необходимые предметы и стараясь при этом держать под контролем перечисленные выше «индикаторы угроз». Игра длится в зависимости от выбранной сложности 5-9 раундов (40 – 90 минут) на троих.

Плюсы.

Оформление

Оно шикарное! Плотная коробка с ламинированными вставками, игровое поле, картонные миниатюры персонажей и зомби, фишка первого игрока в виде ножа, жетоны еды и ран – все стильно и качественно.

Но есть и к чему придраться:

  • На паре фигурок замечено расслоение картона
  • Планшеты локаций из тоненькой бумаги.

Мне это ни разу не мешало, но для объективной оценки приходится констатировать.

Главная «фишка» в оформлении – миниатюры из картона. Благодаря им игра оживает – персонажи, зомби движутся по локациям, а «угрозы» приобретают реальный вид.

Dead of Winter

Выжившие в окружении

 

Атмосфера

«Мертвый сезон» не просто предлагает вам решить проблему, игра предлагает пережить её: испытать страх, надежду, отчаяние и радость. Это как в хорошем фильме, где вы начинаете сопереживать героям, но здесь еще и поучаствовать можно!

Создание атмосферы в игре решено следующими простыми, но эффективными способами:

  • Миниатюрами (см. выше)
     
  • Персонажами – в игре 30 активных выживших: у каждого свой образ, история и способности
     
  • Большим количеством художественного текста, который необходимо зачитывать. Особая роль отведена картам «Перекрестков» — именно они постоянно напоминают игрокам об опасной реальности. При этом текст построен таким образом, что, несмотря на то, что он обращен к активному участнику, интересы затронуты всей группы, поэтому, если карта «Перекрестков» сработала – слушают ее одинаково внимательно все.
    К сожалению, есть ошибки в переводе карт, но нам это также ни разу не помешало.
     
  • Рандом. Мир вокруг полон опасностей, потерять жизнь можно сиюминутно в результате броска кубика. Персонажи покидают игру один за другим, а нужные вещи в локациях ищутся наобум. Все это выбивает почву из под ног, сталкивая чувства и разум, риски и планирование.

Настольная игра Мёртвый сезон. Перекрестки Dead of Winter: A Crossroads Game

Рыбак над лункой?

 

В результате:

Оформление подсказывает образы, текст формирует воображение, а невозможность контролировать ситуацию рождает такое уместное в данной игре чувство тревоги. В итоге с большим удовольствием проваливаешься в этот полуигровой, полукинематографический мир, где фан накрывает с головой. Для максимального удовольствия рекомендую включать звуковое сопровождение. Мы используем этот вариант. Он хорош тем, что здесь есть возможность микшировать несколько звуковых дорожек.

Dead of Winter: A Crossroads Game

Требуется постоянно контролировать количество зомби перед Колонией и в локациях. Работа по отстрелу зомби опасная — часто ей сопутствуют смерть персонажа и даже вспышки заражения.

 

Порог вхождения и время партии

Правила изложены коротко и толково. Действия логичны и интуитивно понятны, с объяснениями проблем не возникает. Нюансы есть, но их не так много, чтобы «спотыкаться» в ходе партии. Например, не совсем было понятно сначала, что скидывается на свалку, а что нет, но в итоге разобрались, решение оказалось на поверхности — внимательно читаем условия на самой карте.

Самое важное, игра обладает регулируемой сложностью – можно выбрать короткую, среднюю и длинную партии. Средняя партия занимает на троих чуть более часа, что способствует частому появлению «Мертвого сезона» на нашем столе.

Решена проблема первого игрока

Альфа игрок – это бич кооперативов. Происходит это тогда, когда в компании обнаруживается лидер, который тем или иным способом «продавливает» свои решения. Ничего хорошего в этом нет – с этого момента в игру играет один человек. В «Мертвом сезоне» эта проблема решена благодаря наличию скрытого предателя. Каждый вынужден брать ответственность за свои решения, и передавать полномочия добровольно или под нажимом третьему лицу уже не возникает ни желания, ни мотивации. Наличие внутреннего врага повышает остроту восприятия и заставляет подозревать всех и каждого, опасность предательства не дает шанса альфа игроку проявить себя — выгонят из колонии.

Настольная игра Мертвый сезон Перекрестки

Предатель и его задание

 

Реиграбельность

В игре 20 основных и 44 секретные цели, 20 карт «Кризисов» и 80 карт «Перекрестков» — это не так много, поскольку многие задания пересекаются между собой, но в целом, комбинации для каждой партии получаются более менее разные. По крайней мере, ни одна партия у нас и близко не напоминала какую-либо из предыдущих. Да и как может быть иначе, когда спланировать ничего невозможно и многое зависит от случая? Кстати, выиграть в «Мертвый сезон» не так-то просто, что позволит с прежним трепетом переигрывать когда-то успешно завершенные задания.

Dead of Winter: A Crossroads Game

Выиграть в Dead of Winter: A Crossroads Game тяжело.
Очередной проигрыш и послеигровая депрессия.

 

Минусы.

Однообразный игровой процесс

Миссии связаны с добычей предметов, предметы лежат в локациях, поэтому из партии в партию делаем одно и тоже — перебираем колоды в локациях, другого не дано. Рутину могут развеять лишь внезапные неприятности, которые, к слову, «Мертвый сезон» умеет щедро раздавать при малейшей возможности – смерть товарищей, предательство, обморожения, экстренный сбор медикаментов и еды и т.п. – не будь этого, хождение по локациям не щекотало бы так нервы. Но, тем не менее, все предсказуемо: идем-находим-приносим. В общем, сюжет подкачал – это вам не «Андор».

Мёртвый сезон Перекрестки

Бороться и искать, найти и перепрятать… и так каждую игру

 

Рандом

Игра полна случайностей, сложные схемы рушатся в результате единственного броска кубика. Лучше вообще не строить планов, а ориентироваться по ситуации. Не всем это может прийти по вкусу, но не стоит забывать, что рандом необходим для создания атмосферы, он выбивает почву из под ног, заставляет почувствовать неопределенность и страх – именно они отвечают за фан в «Мертвом сезоне».

Отсутствие органайзера

Компонентов в коробке много, возни с ними на стадии подготовки и после партии тоже будет много. Тот случай, когда дополнительные аксессуары скорее необходимость, чем пожелание – рекомендую сразу присмотреть органайзер при покупке, что увеличит стоимость, но сэкономит время, а с учетом, что играется она минимум десяток партий, то лучше решить этот вопрос сразу и в самом начале.

Органайзер для Мертвого сезона

Органайзер GAMEFIT для «Мертвого сезона»

 

Привязка к теме

«Мертвый сезон» жестко привязан к теме зомби апокалипсиса. Забыть про сюжет и переключится на что-то другое не получится – он идет красной нитью и будет напоминать о себе везде: в текстах, в оформлении, в своем примитивном сюжете. Если у вас аллергия на зомби, то, к сожалению, проблему решить не удастся – это не евро, где тема абстрактна и можно запросто подменить изготовление ядерного оружия гамбургерами, что мы, например, провернули в «Проекте Манхеттен».

Мертвый сезон Перекрестки

Зомби боятся собак?

Мёртвый сезон. Перекрестки. Мнение:

 

«Мёртвый сезон. Перекрестки» (Dead of Winter: A Crossroads Game) — игра отличная, превосходно сочетающая в себе кооператив и америтреш. Она завораживает, заставляя не просто выполнить игровую задачу, а совместно пережить её, испытать коллективные эмоции: опасность, страх, тревогу, надежду и заслуженный катарсис.

Плюсы:
  • Оформление
  • Качество локализации
  • Низкий порог вхождения
  • Атмосфера
  • Реиграбельность
  • Регулируемый уровень сложности
  • Отсутствует проблема «первого игрока»

Минусы:

  • Тяжело без органайзера
  • Единственная стратегия — поиск предметов в локациях
  • Огромная зависимость от случая
  • Жесткая привязка к зомби-теме может показаться мрачноватой

PS. Заголовок к обзору переводится как «Мёртвый сезон. Перекрестки»: даешь зомби апокалипсис!»

Дополнительные материалы:

Проблемы Негатив. Это общий показатель "заморочек" связанных с игрой: сложность правил, сложность игры, конфликтность 1
Сложность правил Сложность правил Простые 1
Сложность игры Сложность игры Простая, но выиграть сложно 1
Конфликтность Конфликтность Кооператив с предателем 1
Общее впечатление Позитив   9,25
Оформление Оформление Шикарное 10
Атмосфера Атмосфера Достойный америтреш 10
Реиграбельность Реиграбельность Высокая 10
Общее впечатление Впечатление Чтобы стать идеалом мешает однотипность способа получения предметов 7
Рейтинг Рейтинг Позитив-негатив=рейтинг 8,25
Время игры Время игры, мин Вместе с подготовкой на троих 80
Компания Компания, чел.   1-5
Место для игры Сколько места Средний стол Целиком