В серии небольших настольных игр от GaGa Games, выпущенных в 2019-2020 годах затесалась игрушка «На грани», небольшая настолка с картами и сюжетом, несколько напоминающим сериал Stranger Things. «Одиннадцатую», правда, вы тут не встретите, но общая канва очень похожа. Есть небольшой городок в американской глубинке, и на него надвигается таинственная тёмная сила. Кто победит, зло или жители города? Это и предстоит выяснить участникам этой дуэльной настолки.
Компоненты
В плане компонентов игра в основном состоит из карт. Тут есть 3 основные колоды: колода города, колода чудовища и колода персонажей. Персонажи – из них формируется игровое поле. Всего их 15, в каждой партии участвует по 10. Считай, запас реиграбельности. Колоды города и чудовища уникальны. В городской колоде все карты разные, у чудовища всего 7 разных карт, по 4 копии каждой (внимательный читатель подсчитал, что в колоде всего 28 карт).
Сами карты, кстати, необычного увеличенного формата. На них довольно-таки привлекательные иллюстрации, но – позор дизайнерам – крайне мелкий текст. Как так, у вас карты больше обычных, а шрифт как назло выбран довольно-таки мелкий. И, главное, свободное пространство есть, ничто не мешало бы увеличить размер букв как минимум на 1-2 кегля.
Помимо карт есть ещё немного картонных жетонов, а также деревянных кубиков. По ним никаких вопросов нет, качество нормальное, всё на достойном уровне.
Как играть
По сюжету действие игры разворачивается в небольшом американском городке в глубинке. На него обрушивается несчастье в виде некоей тёмной силы, желающей поглотить местных жителей. В свою очередь жители пытаются сопротивляться, ускользнуть, защититься от сил зла. За эти две стороны конфликта – существо и город – и предстоит выступить игрокам.
Несмотря на то, что перед нами карточная игра, в ней есть поле. Оно несколько условно и выкладывается из карт персонажей в виде круга. По этому полю движется фишка, активируя одного героя за другим. Кроме поля и фишки тут есть ещё карты и энергия, ресурс для оплаты эффектов карт.
Ход игрока состоит из розыгрыша ровно одной карты. Карты нужны, чтобы выполнить основную задачу – перестаскивать на свою сторону персонажей. У всех героев есть символы, как бы «масти». Сыграл карту масти персонажа – сдвинул его на свою сторону (для этого на карте есть небольшой счётчик, где перемещается специальный маркер). Кроме этого картами можно придать какому-нибудь герою новую масть, а также у них есть дополнительный платный эффект. Он стоит энергию и активируется по желанию игрока.
В конце хода ещё проверяется, если фишка стоит на персонаже, «перетянутом» на сторону активного игрока, этот игрок может прокачать некий абстрактный «уровень», оплатив за это энергию. Плюс, если персонаж достаточно сильно перетянут на сторону игрока, он даёт дополнительный бонус. А ещё можно не играть карту, а добрать карты или получить энергию.
Короче, если в двух словах, играем карту, двигаем маркер «склонённости» на персонаже, при желании применяем платный бонус карты, а в конце хода если получается качаем свой уровень. И так – пока кто-то не склонит полностью на свою сторону трёх героев или не прокачает уровень до максимального.
Впечатления
Интересный вопрос, если заранее не знать, что игра как бы по мотивам сериала Stranger Things, легко ли об этом догадаться самому? Тут, ведь, вот какое дело. Тематика в настольных играх обычно выражается двояко. Либо она приделана в качестве оформления, иллюстраций, легенды и так далее, либо чувствуется непосредственно через игровые действия и то, что происходит в игре. И, вот, как мне кажется, в «На грани» с точки зрения игрового процесса противостояние чудовищных злобных сил и мирных жителей города как-то не особо ощущается. Игра весьма абстрактна, и вся тема здесь – это иллюстрации на игровых карточках, не более.
Основное ощущение от того, что происходит на столе – это медленное перетягивание каната. Все карты позволяют понемногу склонять героев на свою сторону. Платные эффекты карт интересны, но не сказать, что как-то особо классные. Сами герои будут посильнее, но они чувствуются очень обезличенными, это просто карточки на столе, которые только ближе к середине партии могут начать приносить какие-то дополнительные бонусы. Только тогда начинаешь к ним присматриваться.
Важный момент, бывает, что кто-то любит игры на развитие, чтобы получался какой-то движок, или с каждым ходом открывались новые возможности. В «На грани», скорее, обратный случай. Тут очень часта ситуация, когда ты что-то делаешь, а соперник следом просто откатывает твой ход назад. Ты «притянул» немного героя к себе, а соперник «отодвинул» его назад. И так ход за ходом. Создаётся даже впечатление, что игра словно буксует, не развивается, всё время как будто одно и то же происходит. И кажется, что отдельно взятый ход – это такой микроскопический шаг в сторону победы. Слишком микроскопический. Хочется большего!
Но развитие всё же есть. Рано или поздно за счёт умелого розыгрыша карт, своевременной активации их платных свойств или просто из-за того, что сопернику не повезло с раздачей, получится «прокачать» персонажей на поле в свою сторону. Это откроет ряд новых свойств, а также сразу бросится в глаза доступный путь к победе. Оказывается, вовсе не обязательно по максимуму переманивать трёх персонажей. Достаточно лишь немного склонить в свою сторону нескольких, а затем постепенно прокачивать знания, когда фишка хода останавливается на этих героях. Неизвестно, планировал ли это разработчик, но львиная доля партий заканчивается именно по условию прокачки «уровня» до максимума, а не переманиванием трёх людей на свою сторону.
В плане сложности ничего особенного тут нет. Правила могут поначалу показаться объёмными, но надо сделать пару ходов, и всё становится понятно, как они работают. В реальном времени партия длится минут 20-30. Короче говоря, такая настолка начального уровня.
Заключение
«На грани» — нормальная игра. Совершенно не выдающаяся, не предлагающая никаких открытий, не блещущая авторскими находками в плане игровой механики. Она просто работает и работает нормально. Рекомендовать её всем и каждому, пожалуй, не стоит. Но если вам очень хочется сыграть в настолочку с отсылками к «Очень странным делам» — пожалуйста.
Заинтересовала игра?
Именно для того, чтобы не побеждать постоянно по энергии игру нужно хоумрулить.
На тесере в комментариях к карточке игры — предложены оптимальные варианты
@Евгений
Как-то неожиданно, что на игре стоит Seal of Excellence от Dice Tower, а её надо хоумрулить…