Накануне Эссена-2019. Интервью с Юрием Ямщиковым

Всем привет! Через несколько дней в небольшом городке Эссен в Германии начнётся крупнейшая в мире выставка-ярмарка настольных игр Spiel. Издатели со всего мира везут туда свои новинки, желая продемонстрировать новейшие игры максимально широкой аудитории. В том числе в этом году в Эссен направляется Юрий Ямщиков, один из немногих российских разработчиков настолок. Сегодня мы поговорим с Юрием о планах на выставку, о том, с чем Юрий едет на Эссен и с чем рассчитывает вернуться. 

Для погруженных в хобби Юрий Ямщиков – это «Космонавты», «Лабиринт зеркал», «Экслибриум», «Турнир кренделя», «Динозаврикус» и, конечно же «Стальная арена» с дополнениями. Ничего не забыл?

Еще есть «Правильный мед», «Интриги Асгарда» и «Искатели: тайна гималайских гор» 🙂

Юрий Ямщиков сегодня — это: один из самых плодовитых и перспективных разработчиков в России, сооснователь Гильдии разработчиков настольных игр, один из организаторов фестиваля разработчиков настольных игр «Граникон». Что ещё? 

Еще я один из преподавателей онлайн-курса «Разработчик настольных игр», который вскоре будет запущен «Нетологией».

Это большой курс с теорией и практикой, в котором мы с другими лекторами постарались осветить различные аспекты работы геймдизайнера — от подготовки прототипа и написания правил, до тестирования и балансировки игры, а также поиска издателя.

Играют ли разработчики в настольные игры для удовольствия? Или только для работы? Получается ли сохранять какой-то баланс, или после многочисленных тестов получать удовольствие от двигания фишек и розыгрыша карт уже сложно?

Да, я с большим удовольствием играю как в новьё, так и в проверенные временем любимые игры. Да и тестирование до сих пор приносит мне много эмоций, большей частью положительных 🙂

Насколько ты, вообще, сейчас погружен в хобби? Следишь ли за новинками? Выделяешь ли для себя какие-то игры с мысленной пометкой «вот в это хочется поиграть, но некогда»?

Слежу, отмечаю и большей частью умудряюсь сыграть 🙂

Благо Питер для этого отличное место — спасибо группе НИСП и многочисленным настольным друзьям!

Ну-ка, три-пять новых отличных игр за последнее время?

Сейчас, только открою свой аккаунт в Инстаграмме 🙂

«Санта-Мария», «Глумхевен», Wingspan, «Корпорация «Смартфон», «Кланы Каледонии».

Вообще, есть ли какая-то профессиональная деформация, когда знакомясь с новой игрой ловишь себя на мысли «а я бы вот тут сделал по-другому» или что-то ещё в этом духе?

Да, бывает. Где-то видишь красивые игромеханические решения, где-то оцениваешь проработанность и баланс, а где-то замечаешь явные огрехи и недоработки.

Какой-нибудь свежий пример можешь привести? Если уместно? 🙂

Да, без проблем. Если уместно, то вот мой недавний пост боли по поводу Антички C&C.

Disclaimer: я не варгеймер, поэтому смотрю на игру с позиций евро-настольщика и меня прямо корежит от того, как неэлегантно все сделано. При этом я понимаю, что для труъ-варгеймеров все эти таблицы, нюансы и исключения — суровая норма жизни и им это даже нравится.

При этом какой-нибудь Strike of the Eagle мне очень понравился, поэтому сказать, что варгеймы совсем не мой жанр будет неверно.

Или вот пример разбора с точки зрения того, как сделана игра: статейка “Серпом” по игромеханикам

Расскажи немного о новинке, над которой совместно с другими авторами идёт работа для «Лавки игр». И сразу вопрос, нет ли опасения, что получится как в поговорке насчёт семи нянек?

Мы работаем над игрой по «Сказкам старой Руси» Романа Папсуева. В нашей группе Герман Тихомиров, Иван Лашин, Денис Пластинин and your humble servant. У каждого из нас как авторов свои сильные стороны и своя сфера ответственности, что ускоряет работу и, как кажется, повышает ее качество.

Если за время работы над игрой ничего не изменится, то она будет приключением, в котором игроки перемещаются по локациям, выполняют квесты, справляются с неожиданными ударами и подарками судьбы и, конечно же, сражаются с разнообразными врагами. Все это ради достижения общей цели, которая может различаться в зависимости от сценария.

Нам, как кажется, удалось сделать интересный движок игры, оригинальную систему экипировки и прикольную боевку.  Но проект масштабный и над ним предстоит еще много работы.

А что насчёт семи нянек? 🙂 Как построена работа над проектом? Каждый пилит свою отдельную часть или есть какое-то пересечение, перекрестное тестирование?

Глобальные вопросы мы обсуждаем на общих встречах, там же большей частью тестируем. Иногда собираемся в неполном составе. Сидеть и прорабатывать свою часть механик и контента мне проще сидя дома, но другие участники команды иногда для этого собираются вместе.

Что же до семи нянек, комментировать смысла не вижу — выпустим проект, а игроки уже рассудят, хорошо получилось или нет.

Твои планы на Эссен? Что будешь делать? Что смотреть? Планируешь ли с кем-нибудь встретиться?

Большую часть времени я буду на стенде издателя «Карманного детектива» — Jet games studio (5H130), пробегусь по знакомым издателям, если будет время — посмотрю новинки любимых авторов. Во все стоящее все равно сыграю по возвращении 🙂

Любимые авторы едут вместе с тобой из России или есть и зарубежные товарищи? Кто?

Часть едет, часть остается в России, но и зарубежных хватает: МакГерц, Фридман Фриз, Уве Розенберг и Вольфганг Крамер. Не слежу за ними целенаправленно, но возможно успею перед поездкой посмотреть, выходит ли у них что-то новое. Сейчас у меня не хватает времени для ловли жемчуга в бурном потоке релизов, я предпочитаю выжидать и пробовать то, что будет отобрано временем и оценками игроков.

Если привезти с Эссена-2019 ровно одну зарубежную игру, то какую?

Разрываюсь между «Скайтопией» и «Акватикой», которые, не факт, что будут изданы в России 🙂 Если говорить про чисто западные игры, то пожалуй интереснее всего был бы новый «Эклипс».

И, кстати, это же не новинка, а переиздание игры 2011-го года. 

Ну, редакция таки новая — интересно посмотреть, что сделали с игрой 🙂

Как у тебя отношение к новым настолкам? Дозрел ты уже до стадии, когда хороших игр и так много, и за каждой новинкой гоняться необязательно? Или у тебя иная точка зрения на этот вопрос?

За новинками я перестал гоняться уже несколько лет как, во всяком случае скупать их пачками. Сейчас покупки редки, из последнего только The Mind и «Каруба». Я много во что играю, чтобы быть в курсе трендов, но вот игр, которые удивят настолько, что их захочется прописать на полках сейчас действительно немного.

Будет ли на Эссене представлена Гильдия разработчиков настольных игр? Каким образом?

Пока нет, мы все еще сосредоточены на русскоязычной индустрии. На запад тоже думаем выходить, но скорее приглашая западных издателей на Граникон. Правда не в этом году — сейчас и так идет смена площадки и обновление формата конвента.

Хочется услышать о твоей последней разработке, игре «Карманный детектив». О чём она, чем отличается от других детективных настолок?

В этой игре я постарался сделать правила максимально «прозрачными» для игроков, чтобы они не думали о них, а сосредоточились на игровой ситуации. И за час смогли бы расследовать полноценное дело, осматривая место преступления, опрашивая подозреваемых и возможных свидетелей, исследуя зацепки и сопоставляя факты.

Если сравнивать с другими играми — это игра уровня «Элементарно», но совсем на других механиках. Они ближе к книгам-играм вроде «Шерлока» или «Тайн Аркхема», но при этом единственным компонентом являются карты. Что-то подобное использует в своем «Детективе» пан Игнаций: на открытых картах есть ссылки на другие карты, которые можно открыть. Большинство действий тратит время, которое учитывается количеством значков на открытых картах. Время оказывает влияние на некоторые игровые события и на итоговый счет, хотя и в меньшей степени, чем правильность ответов на вопросы.

В третьем деле, над которым я сейчас работаю, я пробую отказаться от значков времени — если все получится, то это будет бомба 🙂

Как родилась идея «Детектива»? Как продвигалась разработка? Кто ещё участвовал в создании игры?

Мне очень понравилась «Элементарно» и захотелось чего-то столь же простого, но менее абстрактного, чтобы было понятно кто мы и почему занимаемся расследованием. Чтобы партия занимала около часа, а правила были столь просты, что о них можно было бы не думать, сосредоточив все внимание на расследовании.

Основа первого дела была сделана за февраль и март, потом было много тестов с разными игроками. Хотелось, чтобы было не слишком сложно для казуалов, но при этом интересно гикам. Даже на отдыхе на море тестировал уже практически готовую игру на соседях не-настольщиках. Как оказалось, задача гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд: нужно придумать интересную историю, тщательно продумать все возможные сценарии развития партии, сделать так, чтобы даже при проигрыше было интересно.

Мне очень помогли советы Германа Тихомирова и Вани Лашина, а также готовность других моих коллег и друзей тестировать одноразовую игру, в том числе на ранних стадиях, когда еще не все работает как надо.

Кстати, а как устроено тестирование одноразовой игры? Каждый раз приходится привлекать новых людей? Как тот, кто уже тестировал прототип, может попробовать его доработанную версию?

Обычно тестирование проходит так: я сажусь перед игроками, кладу колоду карт и говорю, что все правила на картах, а мне важно посмотреть, как они будут играть без подсказок с моей стороны. Передо мной лист бумаги и ручка и я записываю последовательность открытых карт и возникающие при этом у игроков версии, идеи и пожелания. Часто делаю пометки «вот это работает не так как нужно», «это слишком просто», «это игроки не поняли, надо переформулировать» и т.д.

Основной сюжет почти всегда удается сразу и проходить игру повторно бессмысленно, так как изменения обычно относятся к второстепенным вещам. Если находится критичный косяк, то я переделываю игру сразу, если в результате теста выявляются только мелкие опечатки — обычно провожу несколько тестов с одним прототипом.

Да, тестеров нужно много, поэтому я стараюсь сажать их парами — так они медленнее кончаются 🙂

Но, слава Богу, в питерской ячейке Гильдии достаточно много активных участников, плюс у меня хватает знакомых игроков, которых можно попросить сыграть. Ну и разные мероприятия вроде «Граникона» или «Лавка-кэмпа» тоже дают немало отзывов.

Намекни хотя бы, что там за основная механика? Мы берём карты и… делаем с ними… что?

С точки зрения механики все предельно просто: берем карты, изучаем, открываем новые, ссылки на которых были на старых. Изредка перед ссылкой может быть условие, при котором по ней можно перейти. В каждом из дел есть своя дополнительная игромеханическая изюминка, обусловленная спецификой конкретного дела. Все правила умещаются на паре карт, которые лежат сверху с надписью «ПРОЧТИТЕ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ДЕЛАТЬ ЧТО-ЛИБО!»

Но повторюсь — все соль не в механике, а в истории, ситуации, задача правил — не мешать игрокам в нее погружаться.

Будут ли в «Детективе» какие-нибудь «пасхальные яйца», например иллюстрации с отсылками к каким-то книгам, фильмам, персонажам?

Будут, хотя и не очень много. И большей частью за них спасибо Денису Пластинину, который занимается оформлением «Детектива» и воссоздает в нем атмосферу 90-х. Из забавного — концовка третьего дела намекнет на сеттинг второго сезона игры 🙂

Вскоре после Эссена твой «Карманный детектив» разлетится по всему миру. Готов проснуться знаменитым?

Как пионер — всегда готов. Но поживем — увидим 🙂

В этом году ещё будет «Игрокон». Приедешь? Что привезёшь? На каком стенде тебя там искать?

Да, обязательно приеду! Если ничего не сорвется, что на «Игроконе» будет второй доп к Стальной арене и русская версия «Карманного детектива». Также надеюсь показать пару своих новых игр на авторской игротеке — одну детскую игру на скорость и более комплексную игру про Цирк. Точное время и стенд пока сказать, увы, не могу — сейчас издатели озабочены Эссеном.

Твоё мнение о российском геймдизайне? Можно ли говорить о его становлении и почему? Ощущается ли какая-то конкуренция между разработчиками?

Мировые игры наши авторы делали и раньше, но в этом году их выходит реально много, притом сразу на западе — «Скайтопия», «Одержимость» (Deraged), «Тортуга», «Акватика», «Прорисунки», Gravity Falls, Pandorum — и это только те, в которые я сам играл.

Прямой конкуренции пока не чувствую, я бы сказал, что наши авторы стали конкурировать с западными коллегами и это здорово.

Если представить, что игр от Юрия Ямщикова не существует, какую российскую настолку последних лет ты бы назвал лучшей?

Затрудняюсь выбрать между «Одержимостью», «Скайтопией», «Клумбой» и «Войной миров».

А из игр Юрия Ямщикова? Есть ли что-то, во что играешь регулярно?

Из своих игр я больше всего играю в «Стальную арену» и «Динозаврикус». В первую с гиками, во вторую — с шестилетним сыном (когда начинал над ней работать, ему еще было пять). В последний год много играл в «Правильный мед». Выделить любимую затрудняюсь — это как сказать, кого из детей любишь больше.

Позволяет ли уже разработка игр полностью сосредоточиться именно на этом направлении и отказаться от обычной работы?

С уверенностью об этом можно будет говорить еще через пол-года — год, но пока полет нормальный и необходимости возвращаться к полноценной ненастольной работе я не чувствую.

Нет ли каких-нибудь планов по переизданию и (или) переработке «Космонавтов»? Игрушка-то заслуживает внимания, может пришло время встать в строй со многими другими играми, доросшими до второй редакции или юбилейного переиздания?

К сожалению планов по переизданию нет, во всяком случае пока. Но у меня есть давняя задумка сделать игру про бои в космосе на движке «Космонавтов» и «Стальной арены» с разными плюшками, включая легаси. Надеюсь сделать демонстрационную версию к следующему «Граникону».

Первое отечественное легаси? Намекни хоть немного про что будет игра? Битвы огромных человекоподобных роботов, только в вакууме?

По задумке это гонки без правил в поясе астероидов. Опциональный режим инерционного движения — как в «Космонавтах», оригинальная, как кажется, боевка на общем поле и ключевое — сбор модулей своего корабля в процессе игры. Легаси планирую реализовать в новых механиках и победных условиях, модулях, а также в получаемых после каждой гонки свойствах пилотов, притом не только положительных, но и отрицательных.

Спасибо большое за интервью, успехов на «Эссене» и до встречи на «Игроконе»!

Спасибо! Буду рад увидеться на «Игроконе» — с тобой и читателями! 🙂

Интервью



Похожие записи
  • No related posts
    1. Random_Phobosis
      23 Окт 2019 из 12:08 | #1

      > игру про бои в космосе на движке «Космонавтов» и «Стальной арены»

      Омайнгот! Да!


    2. Мишаня Питерский
      23 Окт 2019 из 21:58 | #2

      Развитие Космонавтов очень хочется, конечно!


    3. berezovskii
      24 Окт 2019 из 1:08 | #3

      Интересно как поживает проект с Папсуевым?


    1. Трекбеков пока нет.