Совсем недавно, 4 и 5 сентября этого года, в польском городе Катовицы прошёл фестиваль настольных игр «Planszowki w Spodku», что примерно переводится на русский как «настолки в тарелке» (исходя из логотипа мероприятия, очевидно, в летающей). Один из читателей сайта по имени Станислав побывал на этом мероприятии, и теперь делится впечатлениями.
Учитывая ситуацию в мире, сегодня любое событие на вес золота, а настольное уж тем более! Потому стоило нам увидеть инфу о том, что в Катовицах в первый уикэнд сентября будет проводиться большой игрофест, мы без раздумий купили билеты и забронировали себе оба дня для новых впечатлений и хорошего настроения.
Признаюсь, мы не сразу врубились в чём прикол не только с логотипом феста, но и с названием. «Plansz?wki w Spodku», иначе говоря, настолки в… тарелке? Как, зачем, почему? Все наши сомнения отпали разом, стоило оказаться перед Spodkiem, спортивной ареной, расположенной практически в самом центре города.
Думаю, достаточно одного взгляда, чтобы оценить не только визуальную оригинальность места проведения феста, но неожиданный глубинный смысл всего мероприятия: ну кто бы отказался быть «украденным» летающей тарелкой полной настольных игр и незабываемых впечатлений? Точно не мы!
Ах, да, забыл нас представить. Меня зовут Стас, мою жену Тоня, и вот уже более двух лет мы живём в Польше, недалеко от Вроцлава, куда мы переехали из Украины. Выучить язык для нас не оказалось таким уж сложным делом, тем более его совершенствованию помогли как раз настольные игры. Мне уж точно. Тем более, что настольный рынок здесь весьма развит и многие новинки выходят либо одновременно с англоязычными тиражами, либо немного позже. Опять же, практически все доступные игры здесь локализованы, что просто обязывает знать язык для полноценного игрового опыта, да и просто является хорошим стимулом для развития.
Стас и Тоня, невыспавшиеся, но довольные путешествием и в предвкушении настолокИтак, что же это был за фестиваль?
Организатором «Plansz?wek w Spodku» уже в четвёртый раз выступила местная настольная кофейня Lupersum. Программа включала: прокат более 600 настолок, расположенный на главной арене; турниры по Hero Realms, Rummikub, MtG, Ostium и Hearthstone; ролевые сессии отдельно ото всех; а также выставку, в которой приняли участие издатели, магазины и авторы со своими прототипами игр. В числе издателей были как гиганты польского настольного рынка вроде Portal Games, Rebel, Phalanx, Albi или Lacerta, так и уверенно набирающие обороты Lucky Duck Games, привнёсшие в настольный мир механику с QR-кодами, или Czacha Games, выстрелившую очередной кампанией по Black Rose Wars.
Сама выставка расположилась в фойе комплекса, которое опоясывает арену. Повсюду были столы, куда каждый желающий (если удалось отыскать место, конечно) мог подсесть и сыграть в полноценную или ознакомительную партию. К сожалению, я не акцентировал внимание на конкретных играх и их редкости, а потому явно мог пропустить как новинки, так и анонсы грядущих изданий. В частности, на витрине Aldi можно было опробовать первый сценарий Gloomhaven: Jaws of the Lion, недавней новинки издательства и главного их хита. Мы уже начали проходить игру дома, а потому задерживаться причин не было, разве что не смогли отказать себе в удовольствии пощупать большого брата «Челюстей». Не знаю, созреем ли мы когда-нибудь для того, чтобы отдать 499 злотых (самая низкая акционная цена, что я смог найти) за этот гробик, но кое-что на память мы утащили.
Катовице город индустриальный, потому отчасти его можно было бы сравнить с Глумхэйвеном, хотя нам он показался скорее из вселенной БрассаRebel давали возможность опробовать предстоящую новинку от Адама Квапиньского Origins: First Builders. Это градостроительное евро, в котором игроки выступают в качестве инопланетных архонтов, которые решили не ждать, пока люди созреют для цивилизации, а сразу её принести и обучить правилам пользования. Признаюсь, меня не заинтересовала эта игра от слова совсем. Кубики, тайлы, какие-то перемещения туда-сюда — ничто из указанного не привлекало настолько, чтобы засесть за разбор правил. А ещё чрезмерно напряжённые лица игроков вызывали сочувствие.
Кстати, за дальним столом можно было опробовать новый Descent: Legends of the Dark, которая привлекла разве что внешним видом, но не геймплеемБольше внимания привлекала вот эта красочная игра, Glory: A Game of Knights. Партии в неё были расписаны практически на день вперёд, что не удивительно, учитывая шикарное оформление. Это польская игра от Strategos Games, которая позволяет принять участие в серии рыцарских турниров, где будет определён и возвеличен самый непобедимый рыцарь. К сожалению, времени было мало, чтобы полноценно присмотреться к игре, но мне удалось немного поговорить с её соавтором, который также отметил, что при разработке оформления соблюдалась историческая достоверность в костюмах, доспехах, так как помимо издательства их компания также занимается исторической реконструкцией.
Уж не знаю, каков там геймплей, но атмосфера передана шикарно!Phalanx, как мне показалось, после успеха Brass.Birmingham решили издать всего Мартина Уолласа: TaZmania и Rocketmen были доступны для дегустации на месте, а отдельно красовалась Tinners’ Trail, очередная реинкарнация его старой игры. Представлена она была в единственном экземпляре польской версии под названием Cynowy Szlak. По словам девушки, представлявшей новинку, игра легче Брасса, а её механика частично перекликается с ТаЗманией. Сомневаюсь, что мы будем её брать, но выглядит новая версия весьма привлекательно, со всеми этими разрисованными миплами зданий и рабочих и чудесным художественным оформлением.
Главная достопримечательность магазина GRY BEZ PR?DU — миниатюра Ктулху в далеко не миниатюрном форматеК слову о ролевых играх. Признаться, я далёк от этого направления, а потому обалдел, сколько разнообразных настольных RPG издаётся в Польше. Лидером в данной сфере, как я понял, выступает издательство Black Monk Games. Мы уже видели их продукцию и на познаньском Pyrkonie, и на вроцлавском Dni Fantastyki, и везде их игротеки были забиты до отказа людьми, вооружёнными карандашами и ворохом листов персонажей. Будь я в этой теме, в первую очередь опробовал бы вселенную Симона Столенхага Tales from the Loop. Мы как раз недавно смотрели одноимённый сериал, который нас очень зацепил своей атмосферой и глубиной. Интересно было бы оказаться на месте тех детей, для которых необъяснимые вещи и события являются частью их будничного мира.Кстати, на фото выше можно оценить большой выбор книг-игр на любой вкус: детективы, фантастика, ужасы, сказки… Мне бы их да в детстве, ох, я бы просто не вылазил из этих приключений, как когда-то из книг Дмитрия Браславского! Я пролистал парочку наугад, и скажу вам, это не просто бродилки по параграфам, а полноценные ролевые и даже экономические игры. Хотя сейчас я предпочту полноценную настольную игру, да и так, чтобы не в формате соло.
Напротив было ещё одно RPG-издательство, которое представляло игры по разным тёмным вселенным вроде вампирских, но я поленился сделать фото
Ещё стоит отметить небывалую щедрость магазинов, к которой даже теперь нам сложно привыкнуть. На фото ниже можно увидеть, насколько дешевле можно было купить себе в коллекцию пусть и не топовые, но тем не менее качественные игры. Нас особенно поразила семикратная (!) уценка игры Manhattan, которая в новом оформлении явно оказалась лидером среди аутсайдеров рынка. Я не раз видел её на распродажах издательства, но даже тогда цена не опускалась ниже 80 z?. Неудивительно, что её смели в первый же день подчистую ещё до того, как мы пришли в Spodek.
Ладно, пришло время рассказать, в какие игры нам удалось поиграть.
На самом деле, особых запросов у нас не было, по крайней мере у меня. А потому мы просто ходили мимо витрин, и если было свободное место, то усаживались и ждали, когда нам всё покажут и расскажут. О том, чтобы фотографировать, я обычно вспоминал уже когда мы уходили или успевали собрать игры, а потому сорян за отсутствие наглядности.
Итак, первой ласточкой стала игра Zamek,которая оказалась совершенно беззастенчивой калькой Каркассона (это я уже потом узнал, что в оригинале это и есть вариация Каркассона, а тогда поразился наглости Райнера Книции). Забегая вперёд скажу, что именно эта игра задала тон нашим партиям, так как следующей стала Cacao, а завершили мы фестиваль двумя партиями в Carcassonne: Gold Rush. Но вернёмся к Замку. На поверку это оказалась приятная расслабляющая тайлоукладывательная игра. И хотя я не ценитель подобной механики, благодаря атмосфере фестиваля с интересом выкладывал эти разноцветные плиточки и ломал голову, куда класть миплов, чтобы точно конвертировать их в очки в будущем. Хотя нет, вру, в первую очередь это было, чтобы порадовать любимую, которая давно мечтала поиграть в Каркассон, а в процессе я и сам втянулся и стал получать удовольствие.
Особенно этому поспособствовала Cacao, о которой я когда-то читал, и потому предложил консенсус — тайлоукладывание, но с более интересными правилами. Благо игра оказалась доступна, и мы, после 10 минут чтения инструкции, сели играть. И это был хит дня, скажу вам! Мы обожаем игры с прямым взаимодействием, но тут ещё постоянно вставала дилемма как бы выложить плитку с выгодой для себя, но бесполезной для противника в его последующий ход. Конечно, после трёх дуэльных партий игра нам поднадоела, но уже на следующий день мы буквально охотились на неё, так как её постоянно забирали прямо у нас перед носом. В итоге мы остановились на Carcassonne: Gold Rush, и снова выбор был сделан с уважением к запросам каждого: Тоня получила долгожданный Каркассон (напомню, мы не знали что Zamek им же и являлся), а я чуть более комплексную версию, чтобы не было так скучно.
При этом нам повезло, так как к нам в компанию попросился случайно проходивший мимо парень, который тоже искал эту версию и хотел опробовать. Мы вместе выучили правила и весьма неплохо поиграли. Мне понравилось, что игра даёт возможность подрезать противника и вообще всячески ломать соперникам всю малину. С обязательной ответной реакцией, конечно же. Ответными были, само собой, мои реакции, так как моя драгоценная жена всячески подрезала мои начинания и гребла золото десятками жетонов. Во второй партии и Мариуш уже отбросил в сторону вежливость и при доброжелательном содействии Тони отрезал мне вкуснейший кусок территории, на которую я пошёл ва-банк. Дома я бы Каркассон себе не завёл, но в следующий раз не буду высокомерно фыркать и с удовольствием сыграю даже в базовую версию (да-да, Тонь, ты всё верно прочитала!).
Мариуш, Тоня и автор. Это если кто запутался в персоналиях к этому моментуПосле Cacao я очень захотел наконец-то оценить вживую новинку месяца Santa Monica, на которую засматривался некоторое время, но в итоге решил не брать. Мне очень понравилось офомление игры, однако после ознакомления с обзорами и правилами интерес практически сразу улетучился, как та чайка с обложки. Не люблю, когда каждый игрок копается в своём огороде, а единственное взаимодействие происходит на общем рынке карт. Также мне не зашло, что с развитием пляжа (по правилам каждый игрок должен выложить перед собой 14 карт местности) заметно увеличивается даунтайм, так как каждый хочет совместить чем больше элементов, способных скомбиться и принести в итоге кучу очков. Короче, не моя тема в плане игры, но арт у неё прекрасный. Да вы и сами видите.
Пока я думал о том, как бы красиво оформить пляж, Тоня закомбила очки и победила со значительным отрывомНа этом наш первый день закончился, так как после короткой ночи и пусть и двухчасовой, но всё же поездки, мы немного подустали, а потому отправились на поиски еды. Заодно оценивая город, который в итоге нам больше запомнился своими современными достопримечательностями, чем историческими. Как я уже отметил выше, мы нарекли его для себя «брассовским» благодаря большому количеству почерневших домов. Не вследствие пожаров, а из-за использования свинцовых белил, которые окислились со временем под воздействием воздуха и света. Ещё удивило засилье зданий эпохи 80-х годов, все эти скучные домобытовские страшила, от которых так и веет пролетарским душком. И потому неудивительно, что новые постройки просто таки излучают творческий замысел. Чего стоит архитектурный ансамбль Spodka и соседствующего бизнес-центра.
Ну как, прогулялись немного? Тогда возвращаемся в Spodek на второй день фестиваля.
И хотя мы пришли пораньше, чтобы в числе первых опробовать настольные новинки, не мы одни были такими умными: к 11 часам у обоих входов уже толпилось не менее двух сотен людей. Поэтому в первую очередь мы поспешили к витрине издательства Ogry Games, которое представляло свой главный хит Unmatched в составе двух первых локализованых коробочек: Bitwa Legend, Cz??? I и Robin Hood & Wielka Stopa. Также была представлена английская версия Unmatched: Cobble & Fog, тематика которой вызывала наибольший интерес у посетителей их витрины. Локализация коробочки обещана на начало года, однако для нас это ничего не значит, так как брать эту игру мы не будем.
На самом деле игра прикольная и мне понравилось, что колоды персонажей уже подготовлены и каждая заточена под определённый стиль игры. Однако в коллекции достаточно игр, которые дают похожий опыт, да и Hearthstone всегда под рукой, а после пары дуэлек банально становится скучно. Если только это не единственная игра в коллекции. У нас были партии Робин Гуда против Короля Артура и Медузы против Короля Артура. И в обоих случаях Король Артур крошил своих соперников (меня) смачными комбосами (в принципе, уже понятно, почему я не собираюсь покупать Unmatched😉 Но если будет возможность опробовать новых персонажей или просто полчасика порубиться с достойным противником, почему бы и нет.
В первую очередь внимание к игре привлекали покрашенные фигуркиПотом мы сыграли партейку в Szarlatany z Pasikurowic (The Quacks of Quedlingburg), о которой я много читал обзоров, но как-то не было возможности опробовать. В игре мы выступаем в роли шарлатанов, которые на ярмарке предлагают люду разного рода настойки, но весьма смутно понимающих, какие компоненты между собой сочетаются безопасно. В итоге бурлящие котлы то и дело грозят взорваться, если жадность игроков перевешивает здравый смысл. Короче, веселая и азартная игра, но в коллекцию я бы не взял, так как под неё должна быть и компания соответствующая, и настроение. Всё же в игре весь фан строится на случайности, а её не все приемлют. Фото нет, потому что я ленивая жопа.
После игры я побегал по выставке, чтобы запечатлеть на память событие и иметь хоть немного контента для этого обзора. Что касается покупок, то это были памятные прозрачный дайс и складной дайс-трей, небольшая дорожная карточная игра Forest с милыми сказочными иллюстрациями, и ещё маленькая коробочка с красивыми жетонами, замаскированная под мемори-игру.
Аксессуаров на фесте тоже было с избытком, это только два прилавка для наглядностиАх, да! Ещё я наконец-то прикупил себе стартовый набор для покраса миниатюр Army Painter Hobby Set! Частично в качестве компенсации продавцу, которого я натурально замучил расспросами о покрасе, красках, инструментах и хобби в целом. Точнее, я бы ещё полгода ходил кругами и не решался на покупку (учитывая цены на краски, помноженные на требуемое их количество), однако моя любящая жена дала мне смачного копняка в этом направлении, за что я ей безмерно благодарен.
Ну вот, в принципе, и вся поездка. Теперь ждём анонса Gratislavii, вроцлавского настольного фестиваля, который обычно проходит осенью. Вся надежда на то, что пандемия не усилиться в ближайшие месяцы и мероприятие состоится. Потому что не успели мы вернуться, а уже заскучали за этой доброй атмосферой, которая царит там, где собирается куча гиков с горящими глазами и туго набитыми кошельками.
А на прощание рыбка-философ желает всем оставаться там, где вы счастливы.
интересно, спасибо 🙂
@Михаил
И вам спасибо, что не заскучали при прочтении 🙂