Добро пожаловать в мир настольных игр

Настольная мудрость, № 9. Сложные правила и любимые игры

Ещё одна заметка под заголовком «Настольная мудрость» с ещё двумя тезисами из подборки «5 вещей, которым я научился, сыграв в 500 игр». с портала Board Game Geek (как обычно в вольном переводе). На этот раз речь пойдёт о сложных правилах и о любимых играх ваших друзей, которые вам не нравятся (игры, а не друзья).

Не бойтесь сложных правил (но избегайте игр, где сложность – это самоцель)

По отношению к пати-играм я раньше был снобом, а тяжёлые игры меня пугали. Например, чтобы изучить «Сквозь века» я потратил очень много времени и так и не рискнул научить в неё играть кого-нибудь ещё. Более того, играл я в неё в основном в онлайне, где все расчёты берёт на себя компьютер. Однако недавно я подметил, что игры, которые пугали меня в начале погружения в хобби, такие как Mage Knight и Archipelago, на самом деле довольно просты, а их правила дают возможность для выбора разных стратегий.

Я даже рискнул, и рассказал другу как играть в «Сквозь века». И оказалось, что это совсем не сложно. В игре всё логично, варианты выбора игрока понятны и влекут прогнозируемые последствия. Да, новичку может быть сложно понять, как именно тут победить, но он точно видит, что в игре есть различные стратегии и понимает, как ему стоит действовать в следующей партии. Похожая ситуация произошла и со Stationfall. Ещё пару лет назад освоение этой игры показалось бы мне непосильной задачей, но теперь я вижу, что правила этой игры не столь уж и сложны, и даже понимаю, как они служат каркасом, не позволяя игре развалиться из-за повышенной сложности.

И ещё теперь я способен распознать, когда игру усложняют просто ради того, чтобы сделать её сложнее. Хороший пример – My Father’s Work. Она могла бы быть простой и понятной евро-игрой про выполнение заданий, но из-за множества правил и нюансов, добавленных ради того, чтобы сделать её более «нарративной», она в итоге стала чересчур запутанной. Схожее чувство осталось у меня и после знакомства со Star Wars: Rebellion. Это забавная игра в прятки, но из-за непроработанной боевой системы, управления ресурсами и картами всё, что она у меня вызывает – это чувство утомления. Из-за сложности правил я не чувствую удовольствия от принятия решений, не получаю приятных впечатлений. Сложные правила тут как будто бы излишни.

Сложная игра, требующая существенных усилий в освоении, должна оправдывать их впоследствии, в самом процессе игры, предлагая интересные решения и (или) увлекательные и запоминающиеся впечатления.

Каждую игру кто-то очень любит. И может объяснить за что

Мне не особо нравится «Покорение Марса». Она слишком долгая, а карты там приходят слишком случайно, из-за чего в игре нет никакого долгосрочного планирования. Да и поле как будто бы не слишком значимо. С тех самых пор, как я с ней познакомился, я думаю: «Зачем в неё играть? Вместо этого лучше разложить 5-6 партий в Race for the Galaxy».

Однако «Покорение Марса» — это любимая игра одного товарища в нашей компании. У него есть несколько дополнений к ней, в том числе трёхмерные фигурки для поля. И когда мы в неё играем, он всегда очень-очень радуется. В итоге мы играем в неё довольно часто, потому что я обычно готов к чему угодно, и, в ситуации, когда есть вариант не играть вообще или сыграть в «Покорение Марса», я выберу «Марс». Пусть мне она и не нравится, я всё равно получу удовольствие, потому что мы играем в любимую игру моего друга.

Настольные игры для меня – это в первую очередь социальное развлечение. А любая социальная вещь предполагает, что ты иногда делаешь то, что хочет другой человек. Может быть тебе и не особо хочется смотреть очередной фильм про супергероев, или ты предпочитаешь китайскую кухню итальянской, или ты совсем не любишь спорт, но тебе приятно делать то, чего хочется кому-то другому, потому что ты знаешь, что это для него важно. В этом даже есть какое-то эгоистическое удовольствие, сделать что-то ради другого человека и наблюдать, как он этим наслаждается.

И если раз за разом играть в игру, которая тебе не очень нравится, с человеком, который её обожает, можно, всё-таки, и самому получать удовольствие. Теперь я понимаю, как это здорово, найти метеориты и разбить их о поверхность Марса, ради повышения температуры. Я могу оценить иллюстрации на картах, которые не раз развлекали меня в наших долгих партиях. Полагаю, я никогда не смогу полюбить «Покорение Марса», но теперь я ценю эту игру иначе. Так, как никогда бы не ценил, если бы мой друг не хотел играть в неё снова и снова.

Хотя, лучше бы мы всё же играли в Race for the Galaxy.

1 комментарий

  1. ivan111

    Напоминаю своим парням, если они расстраиваются поражению, или им не нравится чей-то выбор текущей настолки, что самое главное — что мы собрались вместе за столом и играем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑