Наткнулся на заметку в газете Los Angeles Times, посвящённую настольным играм. Статья рассказывает об играх, о том, что они популярны и интересны и о том, что разработчики не могут заработать себе на жизнь и занимаются созданием игр исключительно в качестве хобби.
Настольные игры находятся в тени видеоигр, но привлекают внимание людей, которые ищут более социализированные формы развлечений. И это по-прежнему неплохой бизнес для издателей.
Блокбастеры среди настольных игр – явление необычное, один из них – Ticket to Ride от компании Days of Wonder.
Эта уже ставшая классикой игра, в которой игроки продумывают, как лучше проложить железнодорожные маршруты, выпущена в 2004-м году и продаётся по всему миру «по несколько сотен тысяч экземпляров в год», как говорит Эрик Натемонт, соучредитель издательства.
Благодаря этому Ticket to Ride становится одним из центральных элементов независимого игрового мира, в котором сражения чудовищ в King of Tokyo и королевствостроительная игра Dominion стремятся встать на одну линию с такими традиционными классическими играми как Монополия и Sorry.
Благодаря обсуждениям на специализированных сайтах, таких как BoardGameGeek, и популярности цифровых онлайновых игр, таких как Small World, старомодные настольные игры приобретают культовый статус, а их популярность растёт.
Движимой силой настольного ренессанса стали хорошо известные американский настольный триллер Пандемия, импортные игры Каркассон и Колонизаторы. Вслед за ними появились такие хиты как Gloom, игра о несчастьях, эпическая цивилизация 7 Wonders и галактическое приключение Race for the Galaxy.
По подсчётам Хатемонта на рынке присутствует порядка 40 активных издателей, которые ежегодно издают около 900 игр, рассчитанных на небольшую, но полную энтузиазма аудиторию.
Сорокадвухлетний Рассел Хауэл (Russe; Howell) открыл для себя настольные игры примерно пять лет назад. Сегодня он возглавляет группу LA Games, которая организует игротеки в магазинах и кафе в Лос-Анжелесе.
«Я обнаружил в настольных играх то, чего мне недоставало в других развлечениях, то, чего не хватает в видеоиграх: личные взаимоотношения», — отмечает Рассел.
Разработка и издание игры обходятся недёшево. По словам Хатемонта у Days of Wonder уходит $20 тыс. только на разработку игры. Это максимальные затраты на рынке, зато год после выпуска Ticket to Ride компания Хатемонта заработала $7 млн.
У большинства издателей более скромные бюджеты. Крис Киркман (Chris Kirkman), бывший журналист, ставший издателем и разработчиком, сумел разработать, отпечатать и издать свою первую игру Carnival, уложившись в $18-20 тыс.
Мэтт Ликок, главный дизайнер компании Sococo, как-то пытался самостоятельно издать свою игру Lunatix Loop. Он продемонстрировал её публике на международной игровой выставке Spiel, проходящей в Германии в г. Эссене, которую посещает более 100 000 человек.
«Каждый экземпляр обошёлся мне около $10, возможно около $15», — вспоминает Ликок. «Я продавал их по $25. Это не покрыло всех расходов, включая аренду стендов и таможенные пошлины»
Ликок, оставшийся в убытке, говорит: «Я бы никому не посоветовал идти этим путём. Если вы точно не знаете что делаете, результатом будет лишь выпуск очередного неважного продукта».
В итоге большинство тех, кто разрабатывает или издаёт независимые настольные игры зарабатывают на жизнь чем-то ещё. Например, Аль Сигерт (Alf Seegert), выпустивший в прошлом году игру Road to Canterbuty, игру, вдохновлённую «Кентерберийскими рассказами» Джоффри Чозера (Geoffrey Chaucer), предподаёт в университете Юты. Нейтан МакНейр (Nathan McNair), чья компания Pandasaurus Games переиздала Tammany Hall, работает финансовым консультантом.
«Для большинства разработчиков создание игр – это хобби», — говорит Киркман: «На жизнь этим не заработаешь».
В этом может помочь Голливуд. Компания Cryptozoic Entertainment приобрела права на издание игр по мотивам телесериалов, таких как «Ходячие мертвецы» и «Теория большого взрыва». Сейчас эта компания собирается выпускать игры по мотивам кинотрилогии «Хоббит» от Питера Джексона.
Может помочь и цифровой мир. Спрос на настольные игры подогревают онлайн-версии, которые стоят значительно дешевле печатных изданий. Например, экземпляр Ticket to Ride стоит $50, а версия для XBOX продаётся всего за $4.99.
«Индустрия видеоигр – это благо для настольных игр», — отмечает Рик Сойе (Rick Soued), куратор компаний Gryphon Games и Eagle Games и основатель интернет-магазина Funagain Games. «Одно-два поколения игроков узнало о настольных играх посредством видеоигр».
Один из них – это МакНейр из Pandasaurus Games, в прошлом – онлайн-игрок, однажды запустивший Колонизаторов на XBOX. Он обнаружил, что играть в печатный вариант куда приятнее.
«Мне кажется, мы все устали от цифровой эпохи», говорит МакНейр: «Мне всё ещё нравятся видеоигры, я постоянно доступен по мобильному телефону, но, думаю, люди ищут возможности встречаться и общаться с друзьями».
Низкие цены вызвали удивление у некоторых магазинов. Хадемонт рассказывает, что все продавцы спрашивали об одном и том же: «Постой, за сколько ты хочешь продавать цифровые версии? Это же похоронит все мои продажи!» Нет, ребята, это их только увеличит.
Сегодня настольные игры – это самый продаваемый товар в Pasadena's Game Empire. А после выпуска версий для iPhone или iPad продажи иногда вырастают до 40%.
>По подсчётам Хатемонта на рынке присутствует порядка 40 активных издателей, которые ежегодно издают около 900 игр
Спотолочные цифры у Хатемонта. Ежегодно издаётся несколько десятков тысяч настолок, из них процентов 10-20 попадают на BGG. Из тех, что не попадают, около 15% вполне нормальные играбельные современные настолки, изданные не на английском просто. И уж активных издателей намного больше 40-ка, даже известных.