Добро пожаловать в мир настольных игр

Настольные игры – ум, честь и совесть нашей эпохи! (2/2)

Читатель блога Артем Платонов продолжает изучать вопрос, насколько совместимы политика и настольные игры. Перед вами вторая часть статьи (начало – тут). 

Товарищ Пу и Майдания

Очередной всплеск политоты в настолках случился несколько лет назад, когда на прилавках появилось сразу несколько игр на эту тему. Так, вторая неделя нового 2015 года в Эстонии ознаменовалась поступлением в продажу игры «Товарищ Пу завоевывает Эстонию». Ху из tovarisch Пу, тайны никакой не представляет: с коробки, разрисованной под hohloma, на нас глядит карикатурный президент России.

«Идея игры родилась прошлой весной, – поделился информацией с общественностью автор настолки. – Вместе с двумя другими студентами мы работали над другой игрой, как вдруг случилось так, что мы заметили большое количество различных событий на политландшафте. И мы подумали, почему бы не взять происходящее в политмире, добродушно пошутить над ним и дать и другим людям немного почитать и подумать, что происходит в мире. Конечным результатом и стала саркастическая и, надеемся, веселая игра».

Согласно сценарию «Товарища Пу», этот персонаж внезапно оккупирует почти всю Эстонию. Островом Свободы и Надежды становится Сааремаа, из столицы которого Курессааре и предстоит стартовать игрокам (до 5 человек одновременно). Играющие должны, бросая кубик и вытягивая карточки с заданиями, первым добежать до финиша (который почему-то располагается в России) – это символизирует освобождение родной Эстонии от оккупанта.

Что касается недавних событий на Украине, то им оказалось посвящено сразу две игры: «Майдания» и Maydan. Первая настолка под полным названием «Майдан и Я: ключ Свободы» описывается автором, одесским писателем и публицистом Юрием Власишеном, как «миролюбивая, революционная, но, тем не менее, интеллектуальная». Игра дуэльная: один игрок играет за революционеров, другой – за бойцов «Беркута». Цель «майдановцев» – развернуть как можно больше лозунгов и палаток, «беркутовцы» же стремятся превратить «патриотов» в серую массу. «Беркуты – это серые, они могут перепрыгивать «евромайдановцев» и таким образом, они переворачиваются, – раскрывает тайны правил автор. – У «евромайдановцев» есть журналистка, есть лидер оппозиции, священник, юристы, правозащитники и много студентов, которые пришли и стоят на Майдане. Так вот, когда «Беркут» их переворачивает, они становятся анонимными, без имени, серыми и дальше они не могут двигаться. Но когда другой «майдановец» перепрыгивает своего перевернутого, тот снова становится активным и с именем. Чем больше «майдановцев» сможет дойти до стены и поставить палатку, тем больше «беркутовцев» перейдут на сторону Майдана». Кстати, в игре сознательно допущен дисбаланс: на победу больше шансов у митингующих.

Верой в победу революции пышет и Maydan, где игроки-майдановцы вроде бы делают общее дело, как в Chaos in the Old World, но победа все-таки достанется кому-то одному. Цель игры – набрать как можно большее количество победных очков к тому моменту, когда будет завоевана Верховная Рада, и не дать беркутовцам разрушить палаточный лагерь на Майдане. Несмотря на клёвые миньки (с), потенциальные игроки на Kikstarter’е игру не оценили – она собрала в 24 раза меньше запрашиваемой суммы.

Кстати, в Интернете есть и хоумрульный вариант «майдановского»… «Плоского мира». Вот что вспоминает о его появлении автор: «Как только в Киеве стало относительно тихо, пошли мы со знакомым в клуб настольных игр «Гекс». Ну, сели за «Анк-Морпорк». Попалась карта «Тетушки милосердия», которую, естественно, переименовали в «титушки» – тем более карта-то издевательская. И сразу идея: игра отлично перелицовывается под события в Киеве!

Кличко, Тягнибок и Яценюк (благо, их как раз трое) – контролировать четыре района.

Янукович – накопить 50 монет.

Ярош – получить 8 баррикад (в оригинале жетоны неприятностей).

Пшонка – иметь восьмерых приспешников.

Тимошенко – выигрывает, если кончилась колода и никто не выполняет своих задач.

Тролли – «Беркут», демоны – «титушки»…

Кто пишет историю, контролирует настоящее

Наконец, щедрой рукой на вентилятор в начале 2016 года набросили отечественные чиновники, которые, как явствовало из сообщений из Польши, хотят запретить продажу в России польской же игры Kolejka («Очередь»).

На первый взгляд, игра повествует о польских реалиях жизни в соцлагере, когда товары народного потребления были дефицитом и за ними приходилось стоять в долгих очередях. Однако история с игрой вышла мутная: Роспотребнадзор, на которого грешили поляки, ответил, что он об истории вообще из газет узнал, а дистрибьюцию в патриотическом угаре порыве решил прекратить сам импортер, компания «Юнитойз». Впрочем, важно тут другое – столь бурную реакцию, судя по всему, вызвали всего два предложения из русскоязычных правил «Колейки»: «1 сентября 1939 года на Польшу напала Германия, а 17 сентября – Советский Союз. Страна вновь подверглась разделу и безжалостной оккупации».

Игр с альтернативной историей среди настолок хоть пруд пруди, и (пока) в основном у всех хватает ума не оскорбляться ими. Однако в данном случае речь идет о сознательном искажении реальности: СССР на Польшу с точки зрения действующего с 1939 года международного права не нападал и оккупировал ее не больше, чем США – состоявшую в унии с Данией Исландию или англичане с французами – голландские острова Аруба и Кюрасао (то есть, с точки зрения того же международного права, не оккупировал). Таким образом, если с наличием в послевоенной Польше очередей и дефицита спорить сложно, то пример фальсификации истории в «Колейке» навсегда войдет, гм, в историю настольных игр.  

Спички детям не игрушка

Вообще говоря, важная особенность настольных игр – то, что играть в них одновременно могут люди даже с диаметрально противоположными политическими, религиозными или любыми другими взглядами и пристрастиями. Политота же вместо того, чтобы дать этим людям наслаждаться игрой, разжигает ненависть и рождает совсем не те эмоции, которые закладывались в нее автором. Да, некоторые несознательные личности надеются за счет бесплатного пиара от пылающих афедронов оскорбленных поднять продажи своего творения, но адекватные люди обычно к таким попыткам безжалостны и наказывают таких горе-игроделов рублём.

И, собственно, правильно делают. Футакимбыть.

10 комментариев

  1. Александр

    ну правильно «ФУ, такими быть», а морось с «колейкой», по моему , чисто пиар игры.

  2. Random_Phobosis

    Забавно, шрифт Maydan напоминает Iron Maiden.

  3. Random_Phobosis

    А если серьёзно и без шуток, то я на самом деле считаю пропагандистский потенциал игр, в том числе и настольных, огромным. Только находится он совсем не там, где его обычно ищут.

    Игры — самый крутой инструмент обучения. Игра позволяет изучить систему, взаимодействуя с ней, самостоятельно сделать относительно этой системы выводы и выработать собственные стратегии победы (которые, на самом деле, заранее придумал автор, но игрок находит их сам и не чувствует принуждения при их поиске). Обучение на собственном опыте, да ещё и когда видишь всю цепочку причинно-следственных связей, куда эффективней тупого вдалбливания или слащавых уговоров.

    Тематика игры на обучение влияет очень слабо. Нельзя назвать игру «Cкрепы», нарисовать на обложке что-то «исконное» и ожидать, что она этим скрепам научит. А ещё бессмысленно искусственным образом нагромождать на тело игры какую-нибудь викторину, которая регулярно останавливает процесс и спрашивает «а вот ответь-ка мне про скрепы». Игра учит по-другому — она даёт понимание игровой системы. Так вот, если эта система имеет аналоги в реальной жизни и что-то моделирует, то весьма вероятно, что свой опыт с моделью игрок захочет осмыслить и применительно к реалу.

    Теперь пара примеров.

    В своё время меня поразила Imperial 2030 — не игровым процессом, который кривоват, а тем самым пониманием модели, которое легко переносится на реальный мир. Самый важный урок, который даёт эта игра: интересы управляющего не всегда совпадают с интересами вверенной ему управляемой структуры (в частности, президента и граждан страны). Более того, совпадать у них нет ровным счётом никаких причин, хотя на этом почему-то и строится большинство систем в реальном мире. Что, если они вообще противоположны?

    Признаюсь, эта мысль, вкупе с другими любопытными наблюдениями за игровой системой, перевернула мои пылкие юношеские представления обо всём на свете. Вот это, господа, и есть пропаганда. И это мощнее любого там телевизора или проплаченного бота, потому что эти выводы — не навязанные, а собственные, глубоко личные.

    Другой неплохой пример — Junta Viva el Presidente. Если страна ничего не производит, а деньги берутся из продажи ресурсов за границу, то какова будет структура её управления? Как будет вести себя власть и оппозиция? Что будет с самой страной? Доступные, понятные, правдоподобные ответы. И здесь, как и в случае с Imeprial, разработчик не пишет в правилах открытым текстом свои убеждения — он просто задаёт набор условий и спрашивает: «а как в такой ситуации действовать наиболее разумно?»

    Отсутствие идеологической подоплёки — как раз-таки мощнейший инструмент, потому что игре нельзя возразить «а ваш Сталин — убийца»/»а ваш царь — злодей»/ «а я не согласен с вашими ценностями, поэтому всё, что вы говорите, автоматически ложно, ла-ла-ла, я заткнул уши и вас не слушаю». С игрой такие системы защиты не сработают. Игра по определению цинична, в ней важна только выгода действий, а во что вы там глубоко в душе верите — системе до лампочки. Именно поэтому ответы, которые даёт игра, так ценны — они, в отличие от идеологической жвачки, универсальны, и не базируются на шаткой мифологической платформе. При этом у разработчика всё равно огромный контроль над игроком, ведь от того, какой он сделает свою систему, будут зависеть и выводы, которые сделает игрок.

    За пределами политоты неплохие случаи тоже бывали.
    Пазл Plague Inc не убеждает мыть руки перед едой. Он просто наглядно показывает, как болезнь распространяется, в том числе и если люди рук не моют (там это, собственно, настройка уровня сложности). А поскольку играть надо за болезнь, мы особо внимательно следим за заражением, переживаем за каждый очаг инфекции и с азартом считаем количество смертельных случаев. И невозможно не ловить себя на мысли «Как здорово идём! А если б эти идиоты мыли руки с мылом, то меня бы уже на первом миллиарде истребили!»

    Вот вам и меметическое оружие. Заронил — и готово!
    https://media.giphy.com/media/SIgYDEOU7z10A/giphy-facebook_s.jpg

  4. futb_all

    @Random_Phobosis, и еще интересный вопрос, как такие игры взаимодействуют с убеждениями игрока =) Например, что будет, если тому, кто орет «при штурме Зееловских высот трупами закидали!!11адинадин», дать возможность отвести всю группировку немцев в Берлин и попросить его взять?

  5. Stierlitz

    Это обзор или как? О самих играх информации практически ноль, зато политота во всей красе. И «альтернативная история», и «эмоции, которые закладывались в нее автором». Это перелицованные знаменитые игры? В статье об этом ни слова. Автор статьи знает что-то об авторах этих игр, и они задумывались совсем не так? ни слова…

  6. moranor

    Зеркало эпохи. Зеркало.
    И — да, неплохой инструмент для манипуляции.

  7. эль_чупакабра_гранде

    игроки-майдановцы вроде бы делают общее дело, как в Chaos in the Old World

    тонко

  8. futb_all

    @эль_чупакабра_гранде, вот блин, а когда писал, ничего такого в виду не имел =))

  9. arnoid

    Я хоть и вышиватник, но нафига это пихать на наш уютненький сайтик?

    Почему не указана вот эта игра https://boardgamegeek.com/boardgame/157573/ukrainian-crisis ???

    Про политоту очень хорошо заходят игры, где ты видишь «потери» сторон. Мне сложно назвать примеры из настолок, но я помню компьютерную игру Space Empires. Там после каждого боя показывается статистика в которой есть человеческие потери. В начале игры потери 100-200 человек, а уже ближе к развязке жертвы исчисляются миллионами, просто при пограничных терках.
    Внезапно начинаешь задаваться вопросом, а стоило ли твое решение этих жизней? Еще нарожают? А обучить, накормить и прочее?

  10. futb_all

    @arnoid, не указана потому, что я ее не нашел =)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑