Вышедшая в позапрошлом году игра The Walking Dead: The Best Defense не может похвастаться особой популярностью в России, несмотря на достаточно широкое распространение сериала-первоисточника. Исправить это упущение взялся Артём Платонов. По его словам это достаточно интересная игрушка, похожая на Ghost Stories

The Walking Dead: The Best Defense – кооперативная настолка по сериалу «Ходячие мертвецы», эдакие чуть упрощенные, но от этого не ставшие менее интересными Ghost Stories в зомби-антураже. По ходу игры игрокам предстоит сообща выживать, однако сделать это совсем непросто, потому что просчеты в планировании оборачиваются неконтролируемым ростом количества живых мертвецов. Присутствует в игре и коммуникативный момент – текущий лидер группы имеет право приказывать, кому и что делать, но игрок также имеет право не послушаться (порой в стиле «назло бабушке отморожу уши»).

Поскольку перевода правил на русский на момент ознакомления с игрой мне не встретилось, я тезисно расскажу, как в Best Defense играть.

Итак, подготовка к игре включает в себя несколько шагов. Первым делом сформируйте игровое поле – перемешайте 4 тайла локаций и выложите их квадратом 2х2. Далее расположите около каждой локации какую-либо колоду (снаряжение, союзники, еда и боеприпасы) и поставьте жетон на первое деление трека числа ходов.

Затем определитесь, кто в первый ход будет лидером, и отдайте ему соответствующий жетон. Каждый игрок берет 2 жетона союзников, 2 жетона еды, 5 жетонов жизней и 1 карточку из колоды снаряжения. Если это оружие, возьмите к нему и жетоны патронов – сколько именно, написано на самой карте. Если вы решили играть с картами индивидуальных достижений, возьмите себе одну и никому ее не показывайте. Наконец, каждый игрок выставляет своего персонажа куда захочет, кидает черный (D3) кубик и выставляет в локацию со своим персонажем или, если это невозможно, максимально близкую к ней выпавшее число мертвецов. При этом действует правило «1 локация – 1 кубик», то есть если на местность уже кто-то призвал зомби, другой игрок обязан разместить своих рядом.

Далее выберите режим сложности: брать или не брать другого персонажа после смерти; использовать или не использовать карты индивидуальных достижений, привносящих в игру еще больше конфликта; и, наконец, планирование действий игроков до того, как они посмотрят пришедшие карты событий, или после этого, а также порядок их розыгрыша – сначала лидер, затем остальные, или наоборот.

Цель игры – на протяжении 12 ходов не допустить, чтобы колода ресурсов в какой-либо локации истощилась. Как только это происходит, все игроки проигрывают. Таким образом, нужно не только аккуратно планировать мародерство (усиленно грабили – быстрее кончится эта стопка), но и изо всех сил защищать от орд мертвецов локацию с «похудевшей» колодой.

Ход протекает по следующей схеме: срабатывает специальная способность лидера, описанная на его планшете, затем игроки на словах могут спланировать действия и, наконец, каждый игрок берет по 2 карты событий. После этого лидер имеет право приказать каждому игроку, в какую локацию ему двигаться (идти можно в соседнюю, но не по диагонали). Игрок обязан подчиниться, однако можно ослушаться приказа и походить по своему разумению, сбросив в качестве платы за самоволку 1 жетон еды.

После перемещения (можно и оставаться на месте) игроки тянут одну карточку из колоды данной локации, после чего каждый может передать (и получить) 1 предмет другому персонажу в этой же локации. Предметом считается 1 карта вещи, 1 карта боеприпасов с жетонами количества патронов на ней (т.е. запасной магазин), 1 жетон спутника, 1 жетон еды или 1 жетон патрона из числа заряженных в оружие.

Далее лидер в любом порядке играет свои карты событий, выполняя их свойства. После лидера то же самое по часовой стрелке делают и остальные игроки, но они разыгрывают только одну из двух взятых карт событий, после чего сбрасывают обе.

Если в локации с персонажами есть живые мертвецы, то они автоматически атакуют. Каждый игрок выбирает, каким оружием он будет в этот раз драться – использовать можно только какое-то одно. Если вы выбрали огнестрельное оружие, уберите с него 1 жетон боеприпасов. Если патронов нет, оружие использовать нельзя.

Чтобы определить, сколько зомби удалось уничтожить, киньте указанное на оружии число белых (D6) кубиков, прибавьте модификаторы (если они есть) и сложите результат. За каждые 5 полученных очков вы убиваете 1 мертвеца. У игроков с огнестрельным оружием в одной локации результаты складываются. Также игроки могут использовать союзников – каждый такой сброшенный жетон дает +1 к суммарному результату. Правда, союзников нельзя использовать, если вы участвуете в бою без оружия.

Если всех мертвецов в локации уничтожить не удалось, оставшиеся наносят персонажам урон: каждый мертвец снимает 1 хитпоинт. Если в локации несколько выживших, они могут распределить полученный урон между собой, как захотят (но ниже нуля понизить здоровье нельзя).

Если персонаж в локации уже умер от урона ходячих или людей в локации изначально не было, каждый активный зомби сбрасывает 1 верхнюю карту с деки этой локации. Тюрьма в этом плане имеет преимущество – ее стены позволяют сдерживать до 3 мертвецов (т.е. наносить раны и сбрасывать карты зомби в тюрьме начнут, только начиная с четвертого).

В конце хода каждый персонаж с 4 и менее жизнями может полечиться на 1 хитпоинт, сбросив 1 жетон еды. В ход для этого можно сбросить только 1 жетон еды. Более 5 хитпоинтов накопить нельзя.

Далее сдвиньте жетон по треку хода на 1 деление – начинается новый ход. По правилам лидеру необходимо передать жетон лидерства игроку слева, но мне думается, что этот момент также может влиять на сложность игры, ведь если становиться лидером не по кругу, а по желанию (или по результатам голосования), то это упрощает игру. Кроме того, для повышения сложности лидера можно выбрать раз и на всю игру – в начале.

Соло-режим игры предполагает, что вы сами себе лидер, поэтому каждый ход вы решаете – либо вы используете способность лидера и играете обе вытянутые карты событий, либо сбрасываете 1 еду и играете только одну карту. Также в режиме «один игрок» в начале игры вы берете не одну карточку снаряжения, а две.

В общем, несмотря на то, что антураж игры натянут на механику с трудом, любителям сериала это помешать не должно – мне, по крайней мере, не помешало. Также для усиления удовольствия от игры вместо жетонов мертвецов и картонных персонажей я использовал миниатюрки из «Зомбицида», что добавило игре антуражности. В итоге у Cryptozoic Entertainment вышла очень добротная кооперативка, лучшая в линейке игр по «Ходячим мертвецам», на мой взгляд. Всем поклонникам – рекомендую.