Добро пожаловать в мир настольных игр

Настольный герой № 15 – Максим Каленков

На этой неделе настольным героем по выбору Александра Булгакова становится Максим Каленков, известный также как mkal. Вот что сказал о нём oranged:

Для меня остаётся загадкой, почему среди настольных героев до сих пор не числятся Максим Каленков (mkal), Алексей Бабайцев (Imploded) и его бабушка, гиклист с отзывами которой на различные настолки, выполненный в виде интервью, занимает 36-место (!) в общем зачёте на BGG. Ребята являются завсегдатаями форумов "Ролемансера" — gameforums.ru — и BGG, в частности, "Гильдии русскоговорящих настольщиков", и всегда первыми приходят мне на ум, когда речь заходит о настольном движении. Поэтому мой выбор — всего лишь искоренение несправедливости. Поскольку выбрать было непросто, решил передать эстафетную палочку человеку с наиболее внушительной коллекцией, т.е. Максиму. Надеюсь, что Алексея и его бабушку обязательно выберет кто-то другой.

Полезные ссылки:

http://www.boardgamegeek.com/guild/584
http://boardgamegeek.com/user/mkal
http://boardgamegeek.com/user/Imploded
http://www.boardgamegeek.com/geeklist/41194/
http://www.boardgamegeek.com/geeklist/41490
http://www.boardgamegeek.com/geeklist/43859

Ну а теперь — слово нашему новому герою: 

Алаверды

Во первых строках своего письма хотелось бы поблагодарить Александра Булгакова за оказанную честь нести почётный стяг настольного героя сразу после него. Каждый настольщик рунета регулярно читает его заметки о последних событиях в мире настольных игр. Не хочу обидеть Юрия Тапилина, но у меня настольный рунет последние пару лет ассоциируется именно с ником oranged. Поэтому мне вдвойне приятно, что звание настольного героя перекочевало ко мне именно из его рук. 

Ну а раз уж я уже упомянул о Юрии Тапилине, то хочется и его сразу же поблагодарить за создание этого блога вообще и рубрики с героями недели в частности. 

И на этом с благодарностями покончим и перейдём к сути.

О себе

Родился и вырос в городе Брежнев, ныне именуемом Набережные Челны. В школьные годы довольно успешно выступал на олимпиадах по математике, а позже — по информатике. Окончив школу поступил на мехмат МГУ, где отучился 2.5 года, после чего бросил это бессмысленное занятие и устроился программистом в ABBYY, где и работаю уже почти 7 лет. Последние 5 лет у меня дома живут водоплавающие черепахи (сейчас это 3 красноухие, 1 болотная европейская и 1 трионикс). Раньше также жили (в хронологическом порядке: крыс Афанасий, крыс Пит, мадагаскарские шипящие тараканы и тараканы «Мёртвая голова» (Blaberus craniifer), краб (вид не помню) и несколько видов креветок.

26 лет, женат, есть сын Гриша, которому сегодня исполняется 11 месяцев. 

О настольных играх

Я вот пытаюсь ответить на вопрос, как, когда и при каких обстоятельствах я познакомился с настольными играми. И тут есть два варианта ответа — формальный и правдивый. Формальный ответ скучный и не интересный, зато короткий, поэтому я его сразу и озвучу, чтобы потом перейти к правдивому. Так вот, формально я с настольными играми познакомился в столовой компании ABBYY года 4 назад. Там некоторые мои коллеги играли во вторую редакцию "Сумерек Империи", и я к ним присоединился. Дальнейшие события кратко и ретроспективно описаны в одном из моих гиклистов на BGG (читать снизу вверх, пока не надоест).

Честный ответ сложнее и запутаннее. Проблема в том, что само понятие настольной игры довольно размыто. Если исключить игры вида кинь-двинь из журнала "Весёлые Картинки", классические карточные игры и всевозможные шашки/шахматы, то первой моей игрой, которую некоторые считают настольной, будет "Мафия". Сам я её к настольным играм относить бы не стал, но её буржуйский аналог "Werwolf" прочно засел в Top-500 настольных игр на BGG. В оригинальную же "Мафию" активно играют на всех математических олимпиадах и турнирах, которые я посещал.

Нечто гораздо более настольное, хотя и отсутствующее в базе игр BGG — игра "Лабиринт". Я не знаю её истории, но впервые о ней я узнал, когда учился в 8 классе от Андрея Халявина. Было это на замних сборах по математике. Тут я должен немного рассказать о том, что собой представляют эти самые сборы. Сборы бывают летние и зимние. Проводят их для отбора и тренировки школьников, которые будут представлять Россию на международной олимпиаде. На летних сборах школьников обучают и готовят, а на зимних происходит отбор в команду. Если мне не изменяет память, то происходит это в течение 5 дней, 4 из которых заняты решением сложнейших математических задач, на что отводится 5 или 6 часов. Это титанический умственный труд на самом деле. Поэтому после решения задач некоторые из школьников «расслаблялись» тем, что играли в этот самый «Лабиринт». Это довольно увлекательная игра, для которой надо только бумагу в клеточку и ручку, но требующая особого склада ума. Скажу лишь, что по моим субъективным оценкам она не проще сумерек империи, и одна партия занимала у нас в общей сложности часов 10-15 (за 2-3 дня), а мозг она съедала не хуже тех самых задач. К счастью (ну или к сожалению), я тогда не особенно уставал при решении задач, так как просто не знал и половины вещей, которые были нужны для их решения, так что мог себе позволить некоторые умственные усилия после. В норме на зимних сборах должны были находиться только 11-класники, а я тогда учился в 8-м классе – это немного оправдывает моё незнание. Хотя Андрей Халявин, от которого я узнал об игре "Лабиринт" и который был у нас мастером, тоже был восьмиклассником, но довольно неплохо справлялся с задачками. Он вообще был умнее меня. Что касается игры "Лабиринт", то я могу в комментариях описать, что она собой представляет, если кому-то будет интересно.

Там же на сборах, но уже на пару лет позже, я узнал о такой вещи, как D&D. Ну, не то, чтобы прямо так вот узнал. Играли мы по памяти одного или двух людей, которые когда-то держали в руках правила. Мы безуспешно отыграли один сценарий, даже ни с кем и не подравшись. Я вообще слабо представлял, что нужно было делать, и потому не делал ничего. В итоге ничего и не произошло — игра закончилась по таймауту, когда где-то произошли какие-то события, которым мы должны были помешать, а мы про них даже толком ничего и не знали, т.к. утопали куда-то в другое место. И хотя сценарий был безнадёжно провален и мастер признал нас никудышной командой, но сама концепция D&D мне понравилась. Позже я несколько раз просил того, кто был мастером, провести ещё одну игру, но он стойко отказывался.

На какой-то из олимпиад (кажется, это был Летний турнир кубка городов им. Колмогорова) я жил в одной комнате с питерцами из 239 школы и несколько раз сыграл с ними в PnP версию MtG. Я не уверен, что мы играли по каноническим правилам — у нас была общая дека и играли мы не 1 на 1, а сразу человек 5-6 до последнего выжившего. Надо сказать, что мне эта игра хоть и понравилась, но особо не зацепила, т.к. в ней было очень много разных карточек, и чтобы в неё хорошо играть, надо было их все запомнить. Кроме того, некоторые карты были явно сильнее других, и многое зависело от банального везения. В общем, мне MtG тогда показалась слишком перегруженной и случайной. А когда я узнал, как эта игра распространяется на самом деле, я понял, что это не для меня. Позже я несколько раз наблюдал всё в той же питерской 239 школе (я там на самом деле даже немного учился в старших классах, но к настолкам это отношения не имеет), как в столовой некоторые ребята играли в MtG (настоящий, а не PnP), но у меня это особого интереса не вызвало, т.к. вникать в детали я не хотел, да и ребята были не знакомые.

Уже будучи студентом я с однокурсниками играл в другую RPG — Эра Водолея. Это была такая книжка с описаниями механики и несколькими примерами миссий. Сыграли мы 4 или 5 раз, даже одну миссию доиграли, но потом это дело заглохло, т.к. началась сессия и т.п.

Ну а дальше уже я устроился работать в ABBYY и присоединился в партии в Сумерки Империи (см. формальный вариант выше), и тогда я уже капитально подсел. Сначала у нас в коллекции было игр 5, мы собирались по субботам не регулярно, но зато играли в Сумерки Империи. Потом игр стало становиться больше, собираться мы стали почти каждую субботу, но играли уже в игры попроще и покороче, зато сразу в 2 или 3 за игровую встречу.

Сейчас у нас в коллекции порядка 350 игр и ещё 250 расширений. Играем мы по прежнему каждую субботу за редкими исключениями. Но с таким набором игр мы редко в какую игру играем больше одного раза. Кроме того, сейчас настоящих хардкорных геймеров у нас осталось человека 3, ещё человек 5 присоединяются время от времени (и планировать сколько человек придёт в следующую субботу практически невозможно). Плюс к этому у всех ещё сформировались свои вкусы — кто-то в сухие еврогеймы не играет, кто-то кооперативные игры не переносит и т.д. Даже если удаётся собрать за раз 6 человек, то договориться во что играть удаётся с трудом — одному одна игра не нравится, другому другая. В общем, решить, во что играть — задача не из лёгких. Скажем, в игры для двух игроков мы вообще не играем, т.к. похоже, что никто, кроме меня, такой формат игр не любит. Или, по крайней мере, не готов приходить в субботу, чтобы играть в игры для двух игроков. Даже в игры для троих сыграть удаётся редко, обычно мы стараемся не меньше, чем вчетвером собираться. Вообще, как мне кажется, 4-5 игроков — это оптимально для настольных игр. Но из-за этого многие хорошие игры для 3, и ещё больше игр для 2 игроков пылятся на полках.

Ну а в «Сумерки Империи» мы уже года два как не играли, а на полках стоит ещё штук 50 не играных коробок, и что с этим всем делать — не понятно. Несмотря на огромную коллекцию, перспективы у нашей игровой ячейки довольно туманные. Одна надежда — подрастёт Гриша (это мой 11 месячный сын, если кто-то уже забыл), будет с кем вечером настолку разложить.

Однако тут есть и светлые стороны. Каждый день по будням в 16 часов мы с коллегами собираемся пить чай с плюшками и играем в Hera & Zeus. За 40-50 минут мы успеваем сыграть 4-6 партий. И так продолжается уже года два. Я сначала отмечал сыгранные партии на BGG, но потом бросил. Сейчас, наверное, я в эту игру сыграл уже больше 1000 раз, и она до сих пор не надоела. В этом формате у Hera & Zeus конкурентов не видно — она быстрая, в меру случайная, но достаточно глубокая, достаточно зрелищная для знающих правила наблюдателей и невероятно реиграбельная. Я несколько раз пробовал найти замену, чтобы разбавить монополию H&Z чем-то ещё, но остальные игры на двух игроков не выдерживают конкуренции — или слишком случайны, или слишком длинны, или слишком сложны или совершенно неинтересны для сторонних наблюдателей. Так что я в очередной раз всем порекомендую эту игру. Она, кстати, уже не издаётся и весь тираж английского издания уже распродан, но у меня есть ещё пара коробок с немецким изданием, если кому-то вдруг захочется. Текста на картах там нет, а правила можно и на BGG скачать.

На этом вроде всё.

Загадка.

Тут, как положено, три утверждения, два из которых истинны, а одно — ложно.

1. Чтобы запустить русский аналог BGG я купил и разместил на collocation выделенный сервер, но пока не написал ни строчки кода.

2. Чтобы помнить, где какая игра находится и кто и какие игры в данный момент взял поиграть, я написал программу для учёта настольных игр, в которой для каждой копии отмечается в каком шкафу и на какой полке она стоит и когда её брали поиграть.

3. Первый предмет одежды, который я купил своему сыну – это футболка с надписью «Level 1 Human» и D&D характеристиками персонажа.

35 комментариев

  1. Mazz_O

    Мне кажется, или второй десяток героев более престижный? 🙂 Первыми были тестеры, потом пошли мастадонты =)

    Поздравляю тёзку с покорением вершины. Честно говоря, у меня есть ощущение, что Максим представляет элиту настольного движения наряду с еще несколькими лицами. Заметить его на более-менее известных отечественных ресурсах нельзя, появляется он только на БГГ, обозначая, что интерес к хобби не пропал, а наоборот, как самодостаточный (от опять же сообщества) механизм он прорубает дорогу в мир настолок.

    С удовольствием читал небольшие рецензии играм месяца, на ссылку которым уже Максим дал.

    Несколько вопросов:
    1) Я смотрю, ваша игровая ячейка спускалась от сложного и долгого к простому и быстрому. Не осталось ли желания опять начать движение вверх к более насыщенным ситуациями играм? К каким?
    2) Порекомендуй пожалуйста, игры для двоих. Какие бы ты предложил игры, если бы хотелось партию в 30 минут, 45 минут, 1 час и больше?
    3) Вопрос конечно с ответом, но есть ли в вашей коллекции отечественные разработки? 🙂
    4) Есть у меня с тобой (можно на ты?) один общий знакомый по имени Саша (в триоминосе скрывался под ником Sasha). Этот милый человек постоянно вскрывал механику любой игры и быстро находил самые оптимальные стратегии. 🙂 У вас вся ячейка такая? 🙂
    5) вытекает из 4) — как ты относишься к фактору случайности? Назови игры, где, по твоему мнению, случайность есть и нисколько не мешает процессу.
    6) Не думал никогда создать свою игру? с таким игроопытом должно уже выработаться какое то недовольство, что чего-то этой игре не хватает, чего-то другой…Эх, если бы я делал игры… и тд.
    7) Расскажи про лабиринт =)
    8_ Что думаешь про отечественный игропром? стоит ли заниматься этим или как в случае с Ладой Калиной, лучше вообще ничего не делать?
    9) Назови самую сложную за твою игроисторию игру, или несколько.
    10) ТОП-5 игр на данный момент времени.
    11) Есть ли игры, в которые очень хочется поиграть, но никак не удаётся?

    Считаю третье утверждение неверным…_+)

  2. чёрный джокер

    .. что за игра «Hera & Zeus» (1000 партий !!!!! хотя коллеги рубятсо второй год в «покер на костях», однажды показанный мной и если это время пересчитать в.. дни.. то цифра получаетсо страшная :))))?? где правила?? где сканы ?? где всё это?? :)) и «Лабиринт» пожалуй тоже интересен. Так ты где живёшь то сейчас ?? не в Челнах?? загадка хорошая .. надо подумать .. а потом взять и чпокнуть олимпийского чемпиона по математике

  3. Ekspressionist

    От, этих людей нужно было в первую десятку сунуть (если конечно места вообще имеют степень важности).

    3 ложно

  4. Лекс

    2 ложно) А Лабиринт- уж не из Юного ли Техника эта идея, когда Ведущий рисует на листочке с клеточками Лабиринт со стенками и 4мя входами, разные ловушки, ямы, сокровища, и загоняет туда несколько человек с револьвером и 6ю патронами? Игроки изначально не знают расположение стенок, и заходят вслепую, постепенно нанося на листочек стенки и пытаясь найти сокровище, в то же время уворачиваясь от конкурентов?

  5. чёрный джокер

    ..прям заинтриговал Зевсом этим.. нашёл койкакую инфу на русском БГГ.. кстати почём отдашь свои лишние экземпляры?? .. и по поводу загадки наверное всё таки К СОЖАЛЕНИЮ ложь — №З.. ибо ну не мог математик не придумать программу учёта .. ну и первое правда (ибо не могут так обычные олимпийские чемпионы по математике так врать) :))

  6. Braveden

    Появляешься ли ты сейчас в своем родном городе? Как часто? будешь ли там в ближайшее время? Есть там игровая компания с которой удается поиграть?

    PS ложно второе утверждение

  7. smilek

    Меня позабавили утверждения :).
    А H&Z мне тоже очень понравилась — жаль её за адекватные деньги не достать, т.к. успела стать раритетом.

  8. oranged

    Меня, на самом деле, интересуют ответы на вопросы, не связанные с настолками. (:

    Текущий и вечный (избранное) плейлисты, а также вишлист в

    1) музыке,
    2) фильмах,
    3) телесериалах,
    4) и книгах.

    А также, есть ли и каковы увлечения помимо настолок?

  9. Лекс

    Да, рекомендации в книгах тоже интересуют)

  10. magnitt

    Поздравляю с получением почетного знания! Спасибо еще раз за встречи и игры! Надеюсь, еще когда-нибудь поиграем.
    А я почему-то сразу подумал, что неверно утверждение 1. Вернее ничего такого уж неправдоподобного в нем нет, конечно, это скорее так, методом исключения 🙂

  11. Vladimir

    Поздравляю героя !

    Заинтересовала H&Z, только достатьеё где х.з. 🙁

  12. mkal

    Так. Сначала про «Лабиринт». Видимо, это действительно изначально была игра из Юного ли Техника. В базовом варианте игра проходит так. Мастер тайно рисует какой-нибудь прямоугольный лабиринт на клетчатой бумаге, где некоторые стороны клеток являются стенами, и помещает в случайные (или не очень) клетки игроков. Игрокам надо найти что-нибудь в лабиринте (ключ, сокровище и т.п.) и с этим предметом выйти. В лабиринте темно и игроки не знают кто ещё находится в их клетке и с каких сторон есть стены, но знает, какие предметы есть в комнате. Ходят по очереди и каждый ход игрок может попытаться пойти в одну из сторон (иду вверх/вниз/влево/вправо) или подобрать. Он, например, объявляет: «Иду влево». Масте сообщает, удалось ли ему пройти или он наткнулся на стену и ход переходит к следующему игроку. Ну и все игроки могут себе записывать или зарисовывать кто и как ходил.

    Таким образом игроки постепенно исследуют свои закутки лабиринта и строят карту. В какой-то момент вы можете понять, что ваша часть карты имеет много общего с тем местом, по которому ходит другой игрок и попытаться наложить пройденный вами маршрут с маршрутом другого игрока и получить более крупный кусок открытой карты. И так, пока почти весь лабиринт не будет исследован.

    Если вы считаете, что на вашей клетке находится какой-то другой игрок (или даже несколько), то в свой ход вместо других действий можно попробовать их атаковать. Вы просто заявляете, что неистово машете кулаками в своей клетке, а оказавшиеся в ней другие игроки, если они там всё такие имеются, получают ранения. Ну и у игроков есть сколько-то там жизней и можно умереть.

    Но это базовые правила. Мы же играли по гораздо гораздо более продвинутым. Некоторые отличия нашего варианта:

    0. Игроки не знают размеров лабиринта и где они начинают игру (может в базовой игре так же).
    1. В лабиринте есть двери, которые можно открывать и закрывать и стены двух видов (бетонные и гипсокартонные). Бетонные стены неразрушаемы, а гипсокартонные можно несколькими способами разрушить. Двери бывают закрыты на ключ.
    2. Множество разбросанных по лабиринту предметов и оружия. Аптечка, фонарик, компас, резинка, пистолет, граната, мина, БФГ и т.п. У предметов были разные полезные свойства.
    3. В лабиринте был медведь. Он ходит после хода каждого игрока и нападает на всех, кого встретит на пути. В лёгком варианте он просто повторяет ход каждого игрока (т.е. пытается идти в том же направлении). В сложном — управляется мастером более-менее осмысленно.
    4. Лабиринт трёхмерный. Из того, что я помню, мы играли в кубе 5x5x5 и в трёхэтажном лабиринте 7×7.
    5. В лабиринте есть лифты с кнопками этажей (в них вы можжете поехать на определённый этаж, но вы не можете узнать, на каком этаже вы сами) и ямы, в которые можно провалиться вниз (вам сообщают, что вы упали вниз и получили рану, но коварный мастер может и не сообщить, что вы упали не на 1 этаж вниз, а на 2 или 3).
    6. Телепортеры, которые перемещают вас неизвестно куда. Телепортер может быть так же и поворачиващим. Это значит, что все ваши направления надо повернуть, и когда вы идёте вниз, то на самом деле идёте налево или направо или ещё куда. В одной из игр у нас был мост, под которым был магнит, притягивающий все металически предметы, включая ключ, необходимый для выхода из лабиринта.

    С такими дополнительными правилами получалась жуткая мозгодробительная смесь, в которую нормальные люди играть бы не согласились. Обычно на одну партию уходило 10-12 листов бумаги, полностью изрисованных какими-то набросками карт и пометками.

  13. taran

    поздравляю!

    а что это за гигантское поле для хай фронтиерс?
    думаю что последнее утверждение ложное.

  14. oranged

    mkal :
    С такими дополнительными правилами получалась жуткая мозгодробительная смесь, в которую нормальные люди играть бы не согласились. Обычно на одну партию уходило 10-12 листов бумаги, полностью изрисованных какими-то набросками карт и пометками.

    Видимо, я ненормальный. После прочтения захотелось попробовать. (:

  15. Лекс

    Дада, а каждый Мастер на свой лад изменяет правила- у нас были и гранаты, которыми можно разрушать стены, и так же телепорты, ямы, а чтобы вылезти из неё- веревка…и фальшивые сокровища. То есть радостный игрок, весь израненый, с последним патроном в револьвере выползает на дневной свет с бережносохраняемым Сокровищем за пазухой, внимательно разглядывает его при свете, и, горестно завывая, со спокойствием обреченного лезет опять в Лабиринт…

  16. mkal

    Начинаем отвечать.
    @Mazz_O

    1)
    Переход к простому и быстрому вынужденный. Раньше, когда у нас было 5 игр, все играли в то, что дают. Сейчас, когда каждый сыграл в несколько десятков, а то и в пару сотен разных игр, многие начинают привередничать. Людей, которым нравится выжигать себе мозг мало, поэтому почти всегда оказывается так, что кто-то не готов играть в какую-нибудь сложную игру. Это не значит, что мы играем в простые игры. Скорее это игры средней сложности. Просто найти 6 человек для игры в Сумерки империи мы не можем, т.к. во-первых, редко столько много людей собирается, во-вторых, если и собралось много людей, то кому-то обязательно надо уйти через 3 часа, а в-третьих, из этих 6 игроков двое или трое не согласны играть ни во что сложнее агриколы.

    Так что желание играть во что-то сложное есть, но это просто не получается. Если честно, то мне последнее время и самом часто бывает не охота сильно мозг напрягать, а хочется чего-нибудь простого. Старею видать.

    2) Как я уже писал, мы в игры для двух игроков почти не играем. Так что я тут не большой специалист. Думаю, что многие из присутсвующих в играх для двух игроков гораздо лучше меня разбираются. Из того, во что играл моглу коротко чего-то посоветовать:
    Из абстрактных игр:
    Быстрая — Quoridor
    Средняя — Kamisado
    Длинная — Khet

    Из не абстрактных:
    H&Z — 5-15 минут партия, вне конкуренции
    Roma — тоже неплохая быстрая игра, но слишком велик фактор везения. Скажем так, в 50% партий победителя определяет случай и только в оставшихся 50% что-то решает стратегия/тактика/мастерство и всё прочее.
    BattleCON — новая игра, ещё не вышла. Довольна сложная и негеймеры в неё играть не смогут. С непревычки мозг выносит.

    3) Есть Эволючия и Зельеваренье. Сыграли и в то и в то по 1-2 раза.

    4) Да, Саша хороший игрок и часто выигрывает, особенно если мы в игру играем первый раз, а он её на стороне опробовал. Но у нас есть не менее сильные и проницательные игроки.

    Я вот на самом деле гораздо сильнее опасаюсь другого нашего игрока, Антона, который профессионально играет в покер (то есть зарабатывает этим себе на жизнь). Мало того, что он обычно пытается использовать ту же стратегию, что и я, так против него ещё бесполезно какие-то далекоидущие интриги строить, так как он их моментально просекает и тихонечко и незаметно готовит контрмеры, о которых ты узнаёшь когда уже поздно.

    Ещё есть Адиль, который как-то совершенно альтернативно мыслит (в хорошем смысле). Он делает совершенно неразумные на мой взгляд ходы, которые поэтому невозможно предсказать. А главное, что в половине случаев эти бессмысленные ходы дают осмысленные плоды, а в конце оказывается, что во всех его действиях был глубокий смысл. Просто он какой-то не человеческий.

    Ну и коварный Дима, который, собственно и всянул всех в настольные игры. В начале игры он обычно немного отстаёт от лидера и сидит себе тихонечно. И пока остальные игроки заняты погоней за лидерством и плетут игнтриги, Дима ни с кем не связывается и тихонечко себе развивается, пока в конце игры не окажется, что все остальные игроки истощены, а Дима как раз успел накопить достаточно сил для победного рывка. Самый феерический случай был, когда Дима пытался в Nexus Ops выиграть ни на кого не нападая (для справки — в Nexus Ops для победы надо набрать 12 победных очков, которые за редким исключением дают только за успешные атаки на других игроков). Дима копил силы и построил огромную армию, чтобы в последний ход перед тем, как другие игроки были готовы завершить игру, напасть всей орабой везде где можно и заработать, наверное, недостающие 10 из 12 необходимых победных очков. Только внушительная колода энерджайз-карт и везение с бросками кубиков помогла мне его остановить.

    5) Случайность — это нормально. Она нужна, тобы делать игры реиграбельными. Вопрос случайности в игре — это всегда баланс между хаосом рулетки и сухостью шахмат. В некотором смысле это вопрос вкуса. Немного случайности в игре должно быть. Тот же Quoridor — отличная игра, но в ней совершенно нет случайности. Мы в неё сыграли несколько десятков раз, но теперь она пылиться на полке. С другой стороны Roma — неплохая игра и каждая партия не похода не предыдущую. Мы сыграли раз 5-10, но половина партий заканчивалось не успев начаться. В итоге игра продана. Где-т посередине проходит линия идеального баланса, очень близко к которой лежит Hera&Zeus. Я тут специально привожу примеры игр для двух игроков, так как с играми на большее количество игроков всё сложнее. Тут хороший пример, наверное, Агрикола. Карты профессий и улучшений во многом определяют вашу стратегию на всю партию и сильно влияют на то, кто победит. Но опытный игрок выиграет даже с плохими картами, а новичок не сможет распорядиться даже идеальным набором. Главное, чтобы у вас всегда была возможность повлиять на игру и перебороть случай, даже если он против вас. Плохо, когда один удачный/неудачный бросок кубика/ вовремя пришедшая карта делает игру. По крайней мере плохо, когда это случается часто.

    6) Думал, но дальше туманных идей ничего не пошло.

    7) Уже.

    8) Надо конечно. Просто у нас это пока экономически нецелесообразно. Надо сразу выходить на международный рынок с хоршими проектами. Благо теперь есть kickstarter и это гораздо проще осуществить. У нас пока нет гениальных авторов, потому что масса людей, вовлечённых в настольные игры, невелика. Отечественные Wallace’ы и Chvatil’ы просто ещё ничего не знают о настоьных играх.

    9) Khronos, Duel of Ages, Dungeon Twister, Бридж.

    10) Очень сложно сделать Top-5. Игры в разных жанрах и разного формата несравнимы. Мой Top-10 на BGG выглядит так (см. ниже), но он не вполне отражает всю картину.

    #1: Hera and Zeus
    #2: Battlestations
    #3: Space Alert
    #4: Duel of Ages Set 1: Worldspanner
    #5: Dungeon Twister
    #6: Twilight Imperium (third edition)
    #7: RoboRally
    #8: Shadow Hunters
    #9: Frank’s Zoo
    #10: Race for the Galaxy

    11) Полно. Я даже в нынешнюю лучшуюю игру по версии BGG не играл (Twilight Struggle). А всё перечислять — долго. В этом списке явно несколько десятков наименований.

  17. mkal

    @чёрный джокер

    Hera and Zeus. Я пару раз писал про неё обзоры, но сейчас ссылку не найду сходу.

    Свои экземпляры продаю по 700 рублей

    Живу в Москве.

  18. mkal

    @Braveden

    В Челнах бываю пару раз в год — у меня там родители и сестра и другие родственники. В следующий раз буду на Новый Год, наверное. Играю там с племаницей в Frank’s Zoo, «Эй, это моя рыба!» и «Волшебный лабиринт».

  19. taran

    кстати гера и зевс не пошла совершенно.
    у нас она проявила себя как игра в которой нет механизма что бы догнать вырвавшегося вперед игрока. несколько партий подряд показывали одно и тоже — опередивший продолжал уходить вперед увеличивая разрыв, отстающий окончательно закапывался. в общем игра никому не понравилась.

  20. mkal

    @oranged

    1) В музыке. Я на самом деле музыку слушаю не часто. Из того, что слушаю:
    Nelly McKey, Yann Tiersen, Михаил Щербаков, Олег Медведев, Веня Д’ркин, Рахманинов.

    2) Я к фильмам очень скептически отношусь последнее время. Они стали или на слишком широкую аудиторию, или на слишком узкую выходить. Или полная чушь и банальщина, или какие-то высокие материи, далёкие от реальности и народного хозяйства. Из того что когда-то смотрел и запомнилось — Амели, «О брат, где ты», Герой (который про летающих самураев и борющиеся ци).

    3) Из сериалов нравится: Scrubs, The Big Bang Theory, Game of Thrones. Неплохо — Доктор Хаус, Lexx. Несколько сериалов с Стивеном Фраем и Хью Лорри, всех не упомню сейчас. Может быть что-то забыл.
    Да, Футураму и Соус Парк смотрю ещё.

    4) Я вообще делю книги на серьёзные и развлекательные и предъявляю к книгам из этих друх групп разные требования по качеству. Если книга написана просто для развлечения, то она должна быть весёлой и всё. Если книга претендует на наличие идей, то в ней не должно быть переливания из пустого в порожнее, пустого филосовствования, глупого морализаторства. В общем, автор должен быть умным и иметь идеи. Он может быть наивен или идеализировать, но не должен обманывать ни себя, ни читателя.

    Из серьёзного. Любимая книга — «Вы конечно шутите, Мистер Фейнман». Фейнман вообще мой кумир. Уважаю некоторую фантастику (Лем, Азимов и очень Хайнлайн). Большую часть школьной классики и того, что называют высокой литературой и за что дают нобелевские премии по литературе не переношу совершенно.

    Ил развлекательного. Некоторое фентези и фантастика. Скажем, с удовольствием читал Рудазова про Архимага первые несколько книг, пока он не исписался окончательно. Из последнего прочитанного очень понравился Патрик Ротфусс «Имя Ветра». Сейчас читаю вторую книгу из этого цикла в оригинале — «The Wise Man’s Fear». Получается очень медленно, так как английский я не знаю.

  21. mkal

    @taran
    > кстати гера и зевс не пошла совершенно.
    > у нас она проявила себя как игра в которой нет механизма что бы догнать вырвавшегося вперед игрока.

    С опытом это проходит. Это немного от стиля игры зависит, конечно, но в целом неверно. У нас каждая вторая партия заканчивается тем, что один игрок всю игру доминировал, а потом проиграл по ходам или истощил руку и попар под мощную контратаку, и в итоге проиграл.

  22. mkal

    @taran
    High Frontier Huge Poster Map

  23. mkal

    @taran
    Вот эта — High Frontier Huge Poster Map

  24. mkal

    @oranged
    > А также, есть ли и каковы увлечения помимо настолок?

    Ну программирование. Ещё всякую живность неприхотливую дома держу. Раньше ещё кактусы выращивал и прочие суккуленты, но после рождения сына как-то не до этого стало, да и надо от ребёнка прятать все растения, так что я их почти все на работу отнёс.

    Ещё люблю научно-популярные книги по физике и биологии/генетике читать, в разной пропорции научности с популярностью.

    Немного в пинг-понг играю.

    Вроде всё.

  25. taran

    @mkal
    круто — капец!
    так я не понял, это чисто по приколу? или играть действительно можно и удобно?
    и как присылают, в рулоне?
    с доставкой наверное вообще золотая получается…

  26. mkal

    @taran

    Можно играть, и при наличии большого стола, думаю, даже удобнее чем поле от самой игры + поле от расширения, так как эта какрта-постер крупнее (всё имеет немного больший физический размер) и монолитнее. Кроме того, на ней немного больше всего, чем на картах из базы и расширения вместе. Скажем, отмечем маршрут к альфа-центавре (уже чисто по приколу, т.к. надо несколько сотен бёрнов).

    Я заказывал на zazzle.com. Прислали в плотном картонном тубусе.

  27. rusa

    Рад, что Максим наконец получил по заслугам. 🙂

    Хорошо знаю вышеупомянутого Сашу. С его помощью мне удалось однажды сыграть с Максимом, а также познакомится с его черепахами и мозгодробительным Хроносом.

    Если, еще есть в наличии “Hera & Zeus”, то желал бы приобрести.

  28. mkal

    Из книг на меня в своё время ещё «Игра Эндера» Орсона Скотта Карда произвела сильное впечатление, кстати.

  29. lolo

    Чисто женский вопрос…а где ты всю свою коллекцию хранишь?) ну уж думаю не в прикроватной тумбочке?

  30. mkal

    @lolo

    Игры хранятся у нас в офисе. Сейчас они занимают 7 шкафов и разбросаны по нескольким местам, и новые игры уже некуда ставить. Раньше все шкафы вместе стояли, но сейчас у нас много новых сотрудников нанимают и все пустые отсеки заняты, поэтому шкафы пришлось расставить по разным местам, где они не сильно мешают.

  31. mkal

    Разгадка, если кому-то ещё интересно.

    1. Да. На самом деле сервер не только для этого покупался, на нём ещё несколько других моих сайтов крутиться, ну и для экспериментов с новыми технологиями вроде webSockets. Но создание отечественного аналога BGG была одна из основных целей.

    2. Нет. На самом деле я визуально почти всегда помню где какая игра стоит. Раньше, когда шкафов с играми было не 7, а 4 или 5 и они стояли все вместе, то это вообще никаких проблем не вызывало. Сейчас шкафы в 3 разных местах и после очередной перестановки из-за прибытия новой посылки с играми некоторое время уходит на привыкание. Для более строгого учёта, чтобы уж точно ничего не упустить, я использую коллекцию в профиле BGG и отмечают там все заказанные и уже прибывшие игры.

    3. Да. Большую часть одежды или моя жена купила, или сшила, или нам друзья/родственники отдали, у кого дети подросли. Так что мне месяцев 6 не было необходимости что-то покупать. А эту футболку Грише я заказал вместе с той, что на мне на фото выше и картой для High Frontier на той же фотографии на сайте Zazzle.com.

  32. чёрный джокер

    … ты глядико .. обманул таки

  33. hk

    Извиняюсь, но я опять задаю вопросы с диким опозданием.

    1. Как начальство относится к играм на рабочем месте? Тем более, когда ими забито несколько шкафов? 🙂

    2. Есть ли игрушки, которые ты считаешь «математичными»? Например, такие, где нужно решать чисто арифметические задачи?

    3. Хотел бы ты сыграть в переиздание Эры водолея?

    4. Ты однажды писал про Duel of Ages и, по-моему, это был единственный русскоязычный отзыв об игре. Нет желания написать подробный обзор?

    5. Ждёшь ли ты выхода какой-нибудь настолки?

    6. Как ты относишься к Dominion и многочисленным дополнениям к нему? Не станет ли это новым MTG?

    7. И мой традиционный вопрос — охарактеризуй отечественных издателей.

  34. mkal

    @hk

    Ох, я думал что уже отмучился.

    1. Начальство оно разное. Вот скажем руководитель отдела технологий оптического распознавания каждый день болеет во время традиционных партий в «Геру и Зевс» то за одного участника, то за другого (но сам не играет). А руководитель всего отдела R&D иногда во время этих самых партий, проходя мимо обычно неодобрительно замечает: «Я смотрю работа кипит?» и даже один раз полушутливо запретил одному сотруднику играть в карты, пока тот какую-то вещь не доделает. Один раз CEO проходил и интересовался, что это за игра и просил показать. Сам он, вроде бы, регулярно в Мафию играет в офисе, но это у нас другая тусовка. В целом у нас на работе если ты делаешь то, что должен и во время, то чем ты там ещё занимаешься не очень интересует.

    Ой, я вот это всё написали понял, что я не про то отвечал. К играм разные люди по разному относятся. HR их очень любит и всем показывает нашу коллекцию. Когда каких-нибудь чиновников водят, тоже часто проходя мимо замечают: «А это у нас самая большая в России коллекция настольных игр, сотрудники в свободное от работы время в них играют. А вот тут у нас пазл на 16 тысяч кусочков, его собирали программисты при выпуске Fine Reader 8. Пройдёмте дальше…» Пока эти шкафы никому не мешают, на них внимания не обращают. Если они начнут создавать какие-то проблемы, то могут попросить убрать или переставить. Один раз вот уже хотели игры в библиотеку унести, когда менста не хватало, но как-то обошлось.

    2. Ну, во первых, «решать арифмитические задачи» и «математические» — это две большие разницы. В широком смысле все абстрактные игры математические. Математических игр много у Reiner Knizia и у Leo Colovini. Просто так получается, что чисто математические игры обычно не интересны живым людям, и наоборот — интересные живым людям игры не интересны математикам.

    Очень хороший пример — Quoridor. То, что делает эту игру интересной для игроков (простите за тавтологию) одновременно является и фактором, который делает эту игру неинтересной для математиков. Я имею ввиду правило, по которому нельзя полностью отрезать фишку противника от его выхода, из-за чего вам выгодно оставить себе один путь к выходу. Это правило упрощает игру, но делает её интересной, но с математической точки зрения игра от этого становится не элегантной и интерес к ней падает — слишком просто и тут никаких глубоких вещей не найти.

    Математики копают очень глубоко. Если бы в играх были нужны рассуждения, которые требуются хотя бы от семикласников на олимпиадах по математике, то в игры было бы невозможно играть. А про серьёзных математиков и говорить нечего — я сам зеваю, когда они начинают какие-то интересные им вещи обсуждать.

    В общем, вопрос, опять, наверное, не об этом. Для отмазки скажу, что математические игры, обычно, не интересны, поэтому их нет. А если бы и были, вы бы в них не играли.

    В Mansions of Madness, кстати, есть чисто математически головоломки. Они ттам даже довольно элегантно встроены в механику. Но их всё равно ругают, хотя мне идея понравилась (но головоломки я бы взял другие).

    3. Наверное, нет. Когда сын подрастёт, может быть было бы интересно побыть мастером и поводить какую-нибудь партию в педагогических целях. А самому играть — не очень. Элементы механики не так важны ведь, а антураж и хром от издания к изданию не меняется и он на определённый возраст рассчитан.

    4. Я хочу в неё ещё поиграть для начала. Я на самом деле правила перевёл даже, но довести перевод до ума (вёрстка, корректура терминов и т.п.) руки не дойдут. Если наберётся ещё пара желающих поиграть, то может и займусь. А после двух=трёх полновесных партий можно и обор накатать.

    5. Ну, вот жду переиздания Дюны от FFG (которое теперь Rex: Final Days of an Empire). Не то, чтобы очень, правда. Ещё есть несколько древних игр, в которые я не играл и обрадовался бы, если бы их переиздали. Вторую редакцию Duel of Ages тоже жду, кстати. Но что-то на форуме автора новостей нет уже пару месяцев, так что в этом году, наверное, не дождусь.

    6. Механика у игры хорошая. Миллион дополнений — это явный перебор. У меня лежат все вышедшие дополнения, но я играл только в базу и один раз в интригу, и это уже слишком много. Новым MtG не станет, т.к. MtG создал рынок, а Dominion вышел на существующем и уже перенасыщенном, хоть и растущем рынке, где огромная конкуренция. В каком-то смысле новым MtG стал Манчкин, как ни странно. Не знаю, как это удалось Стиву Джексону, но аудитория манчкина много шире, чем аудитория настольных игр, и многие игроки в Манчкина понятия не имеют о других настольных играх.

    7. Я с ними почти не сталкиваюсь. Тут мои познания настолько скудны, что я боюсь кого-нибудь с кем-нибудь перепутать. Заметил, что стало больше локализаций хороших игр и это хорошо, но не мне интересно. Правильные игры с английскими изданиями Эволюции и Зельеваренья молодцы. Больше я про отечественных издателей сказать ничего не могу.

  35. Лекс

    Ура, я первым угадал ложное утверждение!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑