Добро пожаловать в мир настольных игр

Настольный герой № 24 — Максим Богатов

На этой неделе настольным героем по выбору Михаила Лойко становит Максим Богатов, известный также как MakVlad. Максим давно увлекается военными играми, и буквально на днях запустил блог о варгеймах. Вот что говорит о нём Михаил:

Хотел бы передать "заветную палочку" самому известному варгеймеру рунета, создателю прекрасного форума по настольным военно-историческим играм http://boardwars.forum24.ru/, автору многих интересных тематических статей MakVlad-у. Во многом именно его статьи вызвали у меня интерес к военным играм, а переводы правил и отчеты о партиях на его сайте делают более доступным замкнутый мир этих игр для большего количества любителей истории. Приветствуем нового героя! 

Ну а теперь — слово нашему новому герою: 

Меня зовут Максим Богатов. Я родился 34 года назад в Казани, там же учился в техническом университете и защитил диссертацию. Женат, детей нет. Пока. Работаю инженером. В настольные игры играл ещё в детстве, но тогда они были не очень интересные. Скорее, они были познавательные, чем развлекательные. Так что когда пришло время, с этим детским увлечением расстался без сожалений. Увлёкся чтением, оказалось интереснейшее занятие. Я начал с «Весёлых Картинок» и «Мурзилки» (кстати, вот отличная тема для русской «Батлстар Галактики» — с агентами Ябеды-Карябеды вместо сайлонов), а вырос на журналах «Наука и жизнь», «Техника-молодёжи», «Крокодил». Солдатики в моём детстве были, но никаких правил я для них не придумывал, да и играл в них редко. Потом появились компьютеры у друзей, через них я познакомился с Panzer General, Silent Hunter, из-за которых увлёкся военной историей.

Второе погружение в мир настольных игр началось после моего переезда в Москву в 2005 году. Причём начал я не с Каркассона или Колонизаторов, а сразу с варгеймов. И первая посылка, заказанная на западе, уже была частично варгеймерская. Моё увлечение сопровождалось знакомством с замечательными людьми, ветеранами россиского варгейминга – Игорем Лукьяновым, Ильёй Литсиосом и другими, которые доброжелательно отнеслись ко мне и поддержали в моём новом увлечении. В 2008 году я создал форум настольных варгеймов (http://boardwars.forum24.ru/), поскольку хотелось общаться, выкладывать отчёты, обсуждать игры, а места такого в рунете не было.

Я играю в игры довольно редко – примерно 1-2 раза в месяц. В варгеймы чаще не получается, в настолки – не хочется. Однако если учесть, что практически после каждой игровой сессии я пишу отчёт, то времени на хобби уходит гораздо больше. Недавно создал свой блог «Я варгеймер» (http://yawargamer.blogspot.com/), в котором намерен публиковать не только новые статьи, но и старые свои материалы, размещённые на форуме. Иногда мне кажется, что я больше люблю читать правила, чем играть. А иногда наоборот, потому что от игры получаю очень большое удовольствие, и это, кстати, мешает делать хорошие отчёты, потому что про фотоаппарат забываю на втором ходу, а вспоминаю или в перерыве (в 6-8 часовой варгейм без перерыва играть тяжело) или вовсе по окончании игры. В плане варгеймов я почти всеяден, меня больше интересуют правила, эпоха стоит на втором месте. Например, сейчас я увлёкся морской тематикой и собираюсь купить игру Serpents of the Seas, посвящённую даже не морским, а озёрным сражениям Американской революции. Тема непопулярная, но это не пугает, зато можно разыгрывать дуэльные сражения «корабль на корабль».

Помимо варгеймов, у меня есть другое хобби – я играю в спортивное «Что? Где? Когда» с 1998 года, сейчас играю в одной из команд Высшей Лиги Москвы.

Теперь три утверждения:

1. Моё имя стоит на коробке одного из западных варгеймов.

2. Форум настольных варгеймов названием своего web-адреса (boardwars) обязан моей предыдущей работе.

3. Однажды я играл в варгейм в темноте, не в полной, разумеется, а примерно вот так (фото с BGG): 

35 комментариев

  1. MoriQuessir

    Максим, поздравляю!

    А Flying Colors ты уже отыграл? Что можешь сказать про эту систему?

    Думаю, второе неверное)

  2. smilek

    Поздравляю!
    Рад тому, что помимо интересного форума появился еще и авторский блог.

    Помимо варгеймов есть настолки, которые нравятся настолько, что ради них можно отложить партию в варгейм?
    Что больше всего нравится в варгеймах?
    Какие игры из выпущенных в 2011 (планируемых к выпуску) заинтересовали?

  3. magnitt

    Поздравляю, Максим! Мне всегда очень нравился стиль твоих обзоров и комментариев.
    Игры про парусные сражения мне, кстати, тоже очень интересны. Купил две старые игры на эту тему, но вечно руки не доходят до них у нас пока.
    Предположим, неверное третье уверждение 🙂
    Скажи, из твоих знакомых кто-нибудь разрабатывает игры? Если да, то насколько хорошо у них это на твой взгляд получается, сравнимо ли с лучшими образцами жанра? Кроме этого, интересно твое мнение о продукции нашей Status Belly — ты играл в их игры? Какие впечатления?

  4. Vladimir

    Поздравляю! С удовольствием читаю ваши отчёты, но играть в варгеймы пока побаиваюсь. На это дело сперва надо найти единомышленников ;(

  5. Лекс

    Максим, поздравления от волгоградских настольщиков! Так же поздравляю со своим блогом. Думаю, второе неверно.
    Скажи, а есть у тебя игра, в которую бы ты согласился играть всегда, пренебрегая другими играми?

  6. Michael

    Максим, поздравляю!
    Ставлю на третье.

    Несколько вопросов:
    1. Как появился твой ник?
    2. Твой Топ-5 варгеймов.
    3. В какую игру ты играл чаще всего?
    4. Твой список игр на следующую закупку?

  7. чёрный джокер

    ..чо бы спросить у человека.. которому не хочетсо играть в настолки.. и для которого второе погружение в мир настольных игр началось АЖ С САМИХ ВАРГЕЙМОВ а не с каркассона и колонизаторов .. PS. Юра !! Мне кажетсо еженедельная номинация это слишком часто, один СУПЕРГЕРОЙ в месяц будет в самый раз, иначе скоро геройствовать будут люди не умеющие отличить флэш от стрита.. или вообще.. не играющие в настолки 🙂

  8. Njuse4ka

    Я совсем ни разу не варгеймер. Меня в дрожь бросает от варгеймов 🙂 Поэтому спрошу: а кроме варгеймов есть настолки, которые интересны? И любит ли жена настольные игры? Предположу первое 🙂

    @чёрный джокер
    злюка 🙂

  9. hk

    Максим, мои поздравления!

    И вопросы 🙂

    1. Почему именно варгеймы? Чем они для тебя отличаются от обычных настолок? Что именно в них тебя так привлекает?

    2. Насколько значимо для тебя оформление игры? Не смущают ли традиционные гексы и каунтеры? Нет ли тяги к играм с миниатюрами с ландшафтом в виде искусственных деревьев, гор и т.п.?

    3. Твоё отношение к таким факторам, как «даунтайм», «значимые решения»? Ты играешь в военные игры скорее ради того, чтобы разыграть эпизоды из истории — конкретные сражения или же тебе скорее хочется самому определять ход битвы? Насколько важен для тебя исторический реализм?

    4. Какие варгеймы ты бы посоветовал новичкам? С условием, что они не должны быть долгими и с более-менее неплохим оформлением по меркам настольных игр (чтобы не отпугнуть)?

    5. Как ты относишься к популярным военным играм, таким как Memoir ’44, Conflict of Heroes, Combat Commander? Пробовал ли играть в Memoir ’44 — Overlord?

    6. Назови самый сложный варгейм, в который ты играл и расскажи в чём его сложность. Назови самый долгий варгейм, в который ты играл и расскажи, что побудило тебя отдать ему столько времени 🙂

    7. Как к варгеймам относится супруга? Удаётся ли усадить её за какие-нибудь игры?

    И мои традиционные вопросы: охарактеризуй отечественных издателей и расскажи, что тебе нравится/не нравится у меня на сайте.

  10. MakVlad

    Всем спасибо за поздравления!

    MoriQuessir :
    А Flying Colors ты уже отыграл? Что можешь сказать про эту систему?

    Основной её плюс — она быстрая, средний сценарий можно отыграть за два-три часа. Конечно, ради этого пришлось пожертвовать многими вещами, привычными для любителей морских баталий. Например, нет зарядов разного типа, есть только возможность выбрать цель стрельбы — мачты с парусами или корпус корабля. Но поскольку по ним как раз и стреляли разными зарядами, то несмотря на упрощение, историчность сохранена. Сам я пока не играл, но знаю, что в Москве есть как любители, так и принципиальные противники этой системы.

  11. Виктор

    Максим, поздравляю! Думаю не верно второе утверждение.
    В какой варгейм и какая была самая запоминающаяся партия в 2011 году?

  12. SkyRover

    Максим, поздравляю с настолкогеройством!
    Вопросы задавать не буду, потому как Юра задал именно те, ответы на которые меня самого интересуют =) Особенно интересно послушать ответы на 4-ый и 6-ой вопросы.

    А из утверждений, мне кажется неверное второе.

  13. MakVlad

    smilek :
    Поздравляю!
    Рад тому, что помимо интересного форума появился еще и авторский блог.

    Спасибо, а я переживал. Скажут, дескать, зачем блог, когда всё то же можно на форуме прочитать. Значит, буду продолжать 🙂

    Помимо варгеймов есть настолки, которые нравятся настолько, что ради них можно отложить партию в варгейм?

    Я рад, что передо мной никогда не вставала такая дилемма. И в то, и в другое я играю, так сказать, «по предварительному сговору», в варгеймы, потому что они блинные, в семейные настолки — потому что мы играем с гостями на вечеринках. Если что-то отменяется, то по причинам, к играм не относящимся. Если же говорить о «настолке, которая понравилась настолько», чтобы прямо «ах!», помню, меня поразила игра Mr.Jack и качеством исполнения, и идеей «кошки-мышки». Это была тоже одна из первых игр, заказанных за рубежом. Потом я подарил её другу (не потому что надоела, а потому что друг — близкий), но он, к сожалению ни её, ни настолками в целом так и не увлёкся.

    smilek :
    Что больше всего нравится в варгеймах?

    Борьба интеллектов. Открытое противостояние. Не кто кого выгодней ударит в спину, а кто кого «передумает». Ну и ещё то, что большая часть варгеймов — про историю, а историю я люблю.

    smilek :Какие игры из выпущенных в 2011 (планируемых к выпуску) заинтересовали?

    По тематике The God Kings (стратегия по эпохе бронзового века) — интереснейшая эпоха, совершенно не известные нам государства — хетты, Ассирия, Вавилония, пока ещё не вышла; вторая — No Peace Without Spain! про войну за Испанское наследство. Пока мы тут мучались с Карлом Двенадцатым, Европа мучалась с Людовиком Четырнадцатым. причём, игра, говорят, достаточно простая, на уровне настолок средней сложности. Эту уже купил, буду изучать. По системе — Sekigahara: Unification of Japan. Оно конечно и тема редкая, но правила, говорят, и вовсе необычные. Вместо фишек — деревянные бруски. Бои без кубиков (ау, Зордок), отдалённо напоминают Игру Престолов, только карта играется не на весь бой одна, а по одной за каждый отряд. Нечто похожие было в игре Friedrich, но там карты были привязаны к областям, а здесь к типам войск. В общем, её я тоже купил и тоже собираюсь опробовать.

  14. MakVlad

    magnitt :
    Поздравляю, Максим! Мне всегда очень нравился стиль твоих обзоров и комментариев.

    Спасибо, это взаимно. Я с удовольствием перечитываю твой гик-лист игр для двоих, просто как сборник хороших рассказов.

    Игры про парусные сражения мне, кстати, тоже очень интересны. Купил две старые игры на эту тему, но вечно руки не доходят до них у нас пока.

    Уж не Close Action ли и Wooden Ships & Iron Men? Если первая, то знаю человека, который готов и научить и сыграть. Причём игра подробная, для начала хватает командования одним кораблём, так что играть можно любым числом игроков. Были бы желающие.

    Скажи, из твоих знакомых кто-нибудь разрабатывает игры? Если да, то насколько хорошо у них это на твой взгляд получается, сравнимо ли с лучшими образцами жанра? Кроме этого, интересно твое мнение о продукции нашей Status Belly – ты играл в их игры? Какие впечатления?

    Я знаком с Алексеем Калининым, правда он теперь варгеймы не разрабатывает, да и настолки тоже. И с Алексеем Разыграевым. То, что делает он в Статус Белли — это качественные и крепкие варгеймы, но на мой взгляд, их стиль слишком классический. Как говорил Паниковский, «сразу видно человека из раньшего времени». Он попытался это изменить «Смутой», но на мой взгляд, игра получилась переусложнённой. Я бы предпочёл её видеть более близкой к «Игре престолов», не по историчности, конечно, а по сложности правил и по соотношению стратегических и тактических элементов в игре. Это уже частично ответ и на третий вопрос. «Статусы» — большие молодцы. В наших условиях они выпускают варгеймы. «Я не говорю, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть» 🙂 Но они выпускают хорошие варгеймы. Большая проблема, что кроме Разыграева у нас, увы, нет разработчиков. Правда, сейчас, как я знаю, «Статусы» готовят к выпуску несколько локализаций, «Порт-Артур» первая из них.

  15. MakVlad

    Лекс :
    Скажи, а есть у тебя игра, в которую бы ты согласился играть всегда, пренебрегая другими играми?

    Это должна быть реиграбельная, «многоразовая» игра. Поэтому, пожалуй, Commands & Colors: Ancients. Так нелюбимый многими рэндом на картах и кубиках, плюс более двухсот сценариев обеспечивают почти бесконечную реиграбельность. К тому же она охватывает большой период. Посмотрел «300» — играй в греко-персидские войны, почитал «Записки» Цезаря — пожалуйста, куча сценариев с ним. А есть ещё Ганнибал, Александр Македонский, Пирр, Диадохи! Хотя в этом году в настольную версию не играл, только через Vassal.

    На остальные вопросы постараюсь завтра ответить. Спать пора 🙂

  16. magnitt

    MakVlad :
    Уж не Close Action ли и Wooden Ships & Iron Men? Если первая, то знаю человека, который готов и научить и сыграть. Причём игра подробная, для начала хватает командования одним кораблём, так что играть можно любым числом игроков. Были бы желающие.

    Wooden Ships & Iron Men да, а вторая — Fighting Sail (выбирал что-нибудь попроще, и мне на BGG посоветовали ее. Действительно выглядит сильно проще WSIM и довольно интересно, но сыграть так и не сыграли пока. А Close Action тоже интересна, но судя по отзывам на BGG в нее интересно играть от 4 человек и чтобы каждый управлял своим кораблем. Даже на 30+ участников ее рекомендуют! 🙂

  17. MakVlad

    Vladimir :
    Поздравляю! С удовольствием читаю ваши отчёты, но играть в варгеймы пока побаиваюсь. На это дело сперва надо найти единомышленников ;(

    Спасибо! Ну, если есть интерес к истории, то бояться не надо, надо найти напарника и прикупить что-нибудь из «статус беллиевских» игр.

  18. MakVlad

    Michael :
    Несколько вопросов:
    1. Как появился твой ник?
    2. Твой Топ-5 варгеймов.
    3. В какую игру ты играл чаще всего?
    4. Твой список игр на следующую закупку?

    1. Это сокращение от имени-отчества. На одном ЧГК-шном фестивале в гостинице в бланке заселения в графе фамилия мне написали Мак.Влад., друзья тут же начали шутить, что я, как Лермонтов, веду свой род от выходцев из славной Шотландии. Теперь я везде регистрируюсь под этим именем. И жалею, что не могу поменять на него свои старые ники. На ФНВ я Maximus, на Поле Боя franky, на форуме Охобби Primus.
    2. Без разделения по местам: Commands & Colors: Ancients (CCA), Combat Commander: Europe (CCE), Sword of Rome, No retreat!, Unhappy King Charles.
    3. Пожалуй, CCA и Down in Flames, поскольку в них самые короткие партии. В первую сыграно порядка 50 партий, во вторую – около 30.
    4. За этот год я купил столько игр, в которые ещё не сыграно, что, боюсь, долго не буду покупать новые. Вот моё пополнение: No Peace Without Spain, Sekigahara, Fighting Formations, For roads to Berlin, FAB: Bulge, Sun of York. Из того, что хотел бы купить, могу назвать, пожалуй, Hannibal at Bay из серии Rome at war. Она быстрая, красивая и дешёвая. Но, к сожалению, второе издание уже распродано, буду ждать третьего.

  19. MakVlad

    @чёрный джокер
    Наверное я слишком резко описал, но я сделал это намеренно, чтобы расставить приоритеты. Мне действительно больше нравятся варгеймы, но почему я не могу совмещать их с настолками, тем более, что две эти ниши настолько близки что даже пересекаются. Чтобы вас утешить, сообщаю, что у меня на мобильнике стоит «Блокус», в который я играю по пять игр в день, пока еду на работу.
    Идею сделать рубрику чуть более редкой поддерживаю. Может её чередовать по неделям с интервью разработчиков, издателей и т.п.? А то действительно, у меня, например, не получается уделить рубрике то внимание, которого она достойна.

  20. MakVlad

    Njuse4ka :
    Я совсем ни разу не варгеймер. Меня в дрожь бросает от варгеймов Поэтому спрошу: а кроме варгеймов есть настолки, которые интересны? И любит ли жена настольные игры? Предположу первое
    @чёрный джокер
    злюка

    Сразу вспомнился замечательный диалог из любимой мной «Алисы»:
    «- А я думала, что единороги это сказочные чудовища.
    -А я думал, что маленькие девочки – это сказочные чудовища.
    -А давай верить друг в друга, ты в меня, а я в тебя!»

    Интересны многие. Хочу, например, приобрести Small World и 7 wonders. Понравилась новая цивилизация, но она для нашей кампании, пожалуй, сложновата. Из тех, что есть часто играем в Цитадели, Каркассон. Хит последних вечеринок – Gift Trap. Но на восьмерых она оказалась скушноватой, за всеми подарками не уследить, и часть удовольствия от игры теряется. Выручили старые добрые Цитадели. С новичками играем в Свинтуса и Дженгу. В прошлые выходные неожиданно «выстрелил» Билет на Поезд. Мы его раскладывали до этого один раз, и тогда игра внимания не привлекла.
    Вообще, я предпочитаю дожидаться локализаций, если в игре есть много текста. Вечеринка не должна превращаться в практикум по английскому языку.

    Жена относится к настолкам благожелательно, а к party-играм даже с энтузиазмом. Свинтус и Gift Trap – её любимые. С удовольствием играет в Каркассон, Цитадели и Дженгу. В общем, для нас настолки – отличный способ провести время с друзьями.

  21. MakVlad

    hk :
    Максим, мои поздравления!
    И вопросы
    1. Почему именно варгеймы? Чем они для тебя отличаются от обычных настолок? Что именно в них тебя так привлекает?

    Привлекает связь с историей. Не отдалённая, как обычно бывает в настолках, а прямая и непосредственная. В настолках часто отправной точкой бывает движок. Что такое Доминион? Декбилдинг. Что такое Кингсбург? Дайсменеджмент. В варгеймах такого не должно и не может быть. Там исходная точка – конкретная эпоха, конкретный конфликт. В варгеймах игровая система – не самоцель, а инструмент. Поэтому мне не нравится, когда, например, про CCE говорят, что это игра на картдрафтинг. Это не так! В игре присутствует эта механика, но если игрок будет относиться к игре как к картдрафтингу, то он упустит большую часть удовольствия от игры, и к тому же, скорее всего, проиграет.

    2. Насколько значимо для тебя оформление игры? Не смущают ли традиционные гексы и каунтеры? Нет ли тяги к играм с миниатюрами с ландшафтом в виде искусственных деревьев, гор и т.п.?

    Для варгейма оформление не главное. За хорошую игровую систему я готов простить невзрачное оформление. Правда, в последнее время варгеймы становятся всё красивее. А вот в настолках оформление – один из главных факторов для меня. Настолка должна быть красивой.
    А вот тяги к миниатюрам нет вовсе. Уж не знаю почему, откуда у меня такая прививка. Наверное, оттого, что в этом случае хобби скатывается к коллекционированию солдатиков, раскраске, изучению униформы и т.п. Я знаю людей, которые отказываются играть, если у противника не покрашен армия. Мне неинтересны споры «ты не можешь играть своими солдатиками в этот период, у них головные уборы не той формы». Я знаю случаи, когда люди отказываются, например, от правил на большие морские сражения, потому что собрать большой флот – это просто очень дорого. Поэтому они играют по другим правилам, для сражений 2х2, 5х5. А я хочу отыгрывать Трафальгар и Сен-Винсент. И я могу купить коробку Flying Colors, в которой есть и Трафальгар с сотней кораблей, и мелкие стычки два на два. Так что на миниатюры не тянет. Я считаю бумажное поле и картонные фишки оптимальным вариантом.

  22. MakVlad

    hk :
    Максим, мои поздравления!
    И вопросы
    3. Твоё отношение к таким факторам, как “даунтайм”, “значимые решения”? Ты играешь в военные игры скорее ради того, чтобы разыграть эпизоды из истории – конкретные сражения или же тебе скорее хочется самому определять ход битвы? Насколько важен для тебя исторический реализм?

    Я вообще человек терпимый. К даунтайму отношусь спокойно: просто нахожу себе занятие, анализирую ситуацию, перечитываю правила, рассматриваю игровые элементы (во время самой игры красивостей не замечаешь, а тут есть возможность оценить работу художника, оценить шрифт на карточках и т.п.). Это если никто никуда не спешит. Но часто бывает, что кто-то, скажем, торопится на электричку, тогда приходится подгонять: «Ну, сходи уже как-нибудь!», «Хватит мудрить, у тебя же два очевидных варианта». Относительно «значимых решений», это, как я понимаю, решения, после которых ты, например, уже не можешь выиграть. У меня бывали такие ситуации, в них я предпочитаю играть до конца. Мне интересно не столько выиграть, сколько сыграть. Игра перестаёт иметь для меня интерес, не когда я проигрываю, а когда я перестаю влиять на её ход. Я благодарен тем дизайнерам, которые предусматривают правило «внезапной победы» за подавляющим преимуществом одного из игроков. Тут ещё стоит, пожалуй, упомянуть о «кингмейкинге». В мультиплеере я обычно стараюсь отыгрывать свою роль, но до известных пределов. Продолжать добивать проигрывающего игрока не буду. И противостоять буду не по правилам «так было в реале», а исходя из текущей ситуации в игре. Мне интересно не реконструировать, а именно разыгрывать эпизоды истории, то есть на основе правил, характерных для той эпохи добиться результата, максимально благоприятного для своей стороны. Поэтому я не люблю излишнюю заскриптованность в игре. Мне неинтересно правило «немцы не могут войти в Москву в 1941 году», мне интересны правила, объясняющие, почему немцы не смогли это сделать. И тут у каждого дизайнера свой взгляд. Один считает основным препятствием погоду, другой – проблемы снабжения, третий постоянные пополнения советских войск, четвёртый – несогласованность немецкого командования. Вот такой реализм я люблю и в такие игры мне интересно играть.

    4. Какие варгеймы ты бы посоветовал новичкам? С условием, что они не должны быть долгими и с более-менее неплохим оформлением по меркам настольных игр (чтобы не отпугнуть)?

    Во-первых, есть достаточное количество бесплатных варгеймов, но, конечно оформление большей части из них оставляет желать лучшего.
    Из дешёвых конечно порекомендую мини-серию Статус Белли. И красиво, и недорого, и действительно даёт представление о том, что такое классический варгейм.
    И ещё игры от VPG, у них есть целая серия простых варгеймов Battle Lessons. Они тоже недорогие, а кроме того, многие из варгеймеров, перерастя этот уровень, просто отдают их новичкам. У нас на форуме такое случалось не раз.
    Особо отмечу игру Battle for Moscow, простой варгейм, который есть и в бесплатном доступе, и продаётся в нескольких вариантах оформления. Игра простая, быстрая и увлекательная. Новичкам рекомендую играть за немцев, наступать интереснее и легче.
    Затем, конечно, серию CCA и CCN. Как бы ни ругал систему Танон, это один из лучших лёгких варгеймов, у которого даже есть фан-сайты.
    Из ещё более дорогих – Conflict of Heroes, она очень красочная, просто очень-очень. И в глазах неваргеймера гораздо привлекательнее чем CCE, хотя последняя, на мой взгляд замечательно передаёт хаос боя, и я это в ней очень ценю.

    5. Как ты относишься к популярным военным играм, таким как Memoir ‘44, Conflict of Heroes, Combat Commander? Пробовал ли играть в Memoir ‘44 – Overlord?

    M44, по моему мнению, перешагнули ту грань, что отделяет варгеймы от настолок. Я считаю её военной настольной игрой. А вот CCA и CCN по эту сторону границы, в них введены элементы тактики (поддержка, лидеры) и значительно увеличено разнообразие войск (что-то около 20 типов, если не больше). В Overlord играть не пробовал и, наверное, не буду, скорее освою CCA Epic (аналог Оверлорда для античности).
    Про CoH и CCE написал выше. Считаю обе отличными играми. CoH красивее и там есть танчики, CCE инновационнее и реалистичнее, на мой взгляд.

  23. MakVlad

    hk :
    6. Назови самый сложный варгейм, в который ты играл и расскажи в чём его сложность. Назови самый долгий варгейм, в который ты играл и расскажи, что побудило тебя отдать ему столько времени

    Самый сложный, наверное, был первый. И не потому что был первым, а потому что действительно сложный. Это игра Sweden Fights On из серии Musket&Pike Battle Series. Серия посвящена сражениям Тридцатилетней войны и достаточно подробно их отыгрывает. Масштаб не самый мелкий, и разницы в построении шведской бригады и испанской терции игра не учитывает. Но зато есть уникальная систем приказов и система реакций неактивного игрока. У каждого фланга и центра свой приказ, поменять его непросто, а быстро поменять почти невозможно, легче отменить предыдущий, перейдя в состояние готовности, а затем уже отдавать новый приказ. Систем реакций позволяет обойтись без зон контроля, традиционных для варгеймов. Обычно вы двигаете свой отряд до соприкосновения с противникам, и там должны остановиться, потому что вы вошли в область, где игнорировать присутствие противника уже нельзя. Здесь же можно всё, но на любое ваше действие противник может немедленно среагировать – развернуться, выстрелить, даже атаковать. Это усложняет систему, но зато устраняет даунтайм, даже в вазу другого игрока вы продолжаете контролировать ситуацию и влиять на неё. Кроме этого в игре много всего: 4 состояния морали, 5 видов построения, поочковый учёт потерь. Чего не хватает игре – так это Simple версии, как сделали для системы GBoH, посвященной античности. Разработчики пошли пока по другому пути – стали разрабатывать маленькие сценарии. Но надеюсь, что прощённые правила тоже когда-то появятся.
    Про самый долгий варгейм сложно сказать, наши игровые сессии часто ограничены временем, и иногда мы просто не успеваем доиграть до конца. Если подходить формально, то можно назвать A Victory Lost. В принципе это игра на 5-6 часов, но мы с другом играли по вечерам, делая по паре ходов ежедневно, поэтому она растянулась на три или четыре дня. Это игра очень хорошая, с отлично написанными и оформленными правилами. Она достаточно простая, но затянутая, если бы в ней вместо одного большого сценария было два-три поменьше, мне кажется, AVL завоевала бы гораздо большую популярность.

    7. Как к варгеймам относится супруга? Удаётся ли усадить её за какие-нибудь игры?

    Она понимает и принимает моё хобби, и я ей за это очень признателен. В варгеймы она, конечно, не играет. Хотя в Киеве она приняла участие в тестировании «Рутении».

    И мои традиционные вопросы: охарактеризуй отечественных издателей и расскажи, что тебе нравится/не нравится у меня на сайте.

    Ну, про Статус Белли я уже говорил. Это единственная фирма, выпускающая у нас настоящие варгеймы, за что им большое спасибо. Из отечественных настолок мне понравилась только Зельеварение, да и в неё давно не играем. Я очень благодарен всем фирмам, которые локализуют западные игры у нас. Для того, чтобы разрабатывать свои игры на западном уровне, надо этот уровень знать. Отдельная моя благодарность фирме Хобби-геймс, которая локализовала «Ганнибала», это отличная стратегическая игра!
    По поводу сайта, нравится, что он есть, что ты его не бросаешь, что ты в поиске, создаёшь новые рубрики, новые форматы, это очень здорово. Не нравится, что иногда этот поиск заводит не туда. Некоторые рубрики (двухминутка гнева) и некоторые темы (трагедии в играх) сильно отдают «желтизной». На «горячие» темы сбегаются околонастольные персонажи, с которыми просто неприятно общаться. Нормально обсуждать тему, пусть даже непростую, становится невозможно. Я не выступаю за превращение сайта в некий элитарный клуб, но и в столовую троллей его тоже превращать не хотелось бы.

  24. MakVlad

    Виктор :
    Максим, поздравляю! Думаю не верно второе утверждение.
    В какой варгейм и какая была самая запоминающаяся партия в 2011 году?

    Спасибо! Самая запоминающаяся, наверное, партия в The Fires of Midway на нашем междугородном варгеймерском слёте. Во-первых, удалось лично повстречаться с людьми, которых знал лишь по форуму. Во-вторых, это очень интересная игра про сражения американских и японских авианосцев. Сначала поиск противника на глобальной карте, потом бой, в котором надо отправлять в атаку эскадрильи торпедоносцев и бомбардировщиков, и в то же время оставлять часть самолётов для прикрытия кораблей. Интересная система боёв, с картами и кубиками. Кроме того, она очень красочная, даже возможно чуть-чуть слишком красочная. Очень гибкая в плане количества игроков: можно играть вдвоём, троём и так далее до шести человек. В общем, она вполне может быть основой для варгеймерских встреч.

  25. Pirx

    За кого играл в Мидуэе? Как закончилось?

  26. чёрный джокер

    MakVlad :
    @чёрный джокер
    Наверное я слишком резко описал, но я сделал это намеренно, чтобы расставить приоритеты. Мне действительно больше нравятся варгеймы, но почему я не могу совмещать их с настолками, тем более, что две эти ниши настолько близки что даже пересекаются. Чтобы вас утешить, сообщаю, что у меня на мобильнике стоит “Блокус”, в который я играю по пять игр в день, пока еду на работу.
    Идею сделать рубрику чуть более редкой поддерживаю. Может её чередовать по неделям с интервью разработчиков, издателей и т.п.? А то действительно, у меня, например, не получается уделить рубрике то внимание, которого она достойна.

    .. я утешен :)) .. просто когда в разговоре о кино человек говорит што он не смотрит мультики.. я понимаю што лучше с ним не говорить о кино

  27. BooLEan

    Поздравляю Максима с геройствованием 🙂 Энтузиаст и отличный в общении человек, огромное спасибо за переводы правил и популяризацию варгеймов.

  28. vladdrak

    Максим, если ты любишь варгеймы, то наверно и военно-историческую литературу любишь? Что сейчас читаешь, что из прочитанного недавно запомнилось ярче всего, какие тематические ресурсы в сети посещаешь?

  29. Pirx

    @BooLEan
    Интересная штука. Как в жизни — в реале джапам не хватило чуть везения и пары правильных решеий. По крайней мере ак я представляю себе Мидуэй. А игра очень любопытно сделана, совсем не так представлял по описанию.

  30. TTK

    Мушкето-пикой, конечно, убил…

    Высказывание про работу не то.
    В потемках ты точно играл.
    Тестер ты у нас заправский.

    Удач.

  31. BooLEan

    @Pirx
    Сам я к сожалению игры не видел, когда я был на междугородней встрече, раскладывали другие игры, компания соратников у Максима отличная, очень позитивные и доброжелательные люди. А так, просто отчёт читал и запомнил, что есть такой про Мидуэй 🙂

  32. Денис II

    Поздравляю, Макс!
    Хотел ещё написать что-нибудь по существу, да так и не придумал. 🙂 Вопросы интересные, вроде, уже все задали.

  33. MakVlad

    vladdrak :
    Максим, если ты любишь варгеймы, то наверно и военно-историческую литературу любишь? Что сейчас читаешь, что из прочитанного недавно запомнилось ярче всего, какие тематические ресурсы в сети посещаешь?

    Я прошу прощения за длительные перерывы, в интернет не всегда получается выходить, да и времени на всё не хватает. Да, читаю в основном научно-популярную литературу. Из последних — серия «Морская летопись» («Серебряный адмирал», «Схватка двух львов. Англо-голландские войны XVII века», «Борьба за испанское наследство»), очень хорошая серия, книги на темы, почти не затрагивающиеся ранее российскими историками, всем «мореманам» советую. Из ресурсов часто бываю на международном варгеймерском форуме http://www.consimworld.com/, на BGG, на сайтах разработчиков. Из российских — Тесера, варгеймерский сайт «Поле боя», и этот сайт.

  34. MakVlad

    Время рассказать про утверждения.
    Первое верно, моё имя стоит на коробке с игрой Field Commander: Alexander, как и имена других людей, предзаказавших её.
    Второе тоже верно. На моей предыдущей работе стоял фильтр, не дававший попадать на сайты с названием «games», поэтому мне пришлось совместить два слова, «wargames» и «boardgames» убрав его из каждого.
    Третье неверно. Такой случай действительно был прошлой зимой, но произошёл он не со мной, а с моими знакомыми. Они играли в ремонтирующемся здании и в какой-то момент рабочие вырубили свет по всему корпусу, остаток игры доигрывался то ли с переноской, то ли с фонариками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑