На этой неделе настольным героем становится известный новосибирский настольщик Михаил Баландин. Именно его кандидатуру предложил Пётр Тюленев, прокомментировавший своё решение следующим образом:
Откровенно говоря, я порядком удивился, когда не обнаружил в списке настольных героев этого человека. На мой взгляд, его сайт — один из лучших русскоязычных авторских блогов о настольных играх. Да, новые материалы там появляются нечасто — но каждая статья представляет собой тщательный разбор темы, логически выверенный и написанный хорошим языком.
Редко у кого найдёшь такое сочетание литературного таланта, математического склада ума и любви к настольным играм. Поэтому, беззастенчиво пользуясь личным незнакомством, я передаю пальму настольного героизма Михаилу Баландину.
А теперь — слово нашему новому герою:
Признаться, мне было несколько неожиданно получить пальму настольногеройства от человека, работающего в "Мире Хобби", бывшем "Смарте", в адрес которого я высказывал изрядно претензий, причём обычно довольно резко, но раз уж так получилось…
Моя настольная биография, наверно, не совсем обычна, ведь детство полностью пришлось на советский период (я родился в 1972 году). Это имело как свои плюсы, так и свои минусы… минусом, в частности, являлось то, что настольных игр… как бы это сказать… в общем, негусто их тогда было.
Это компенсировалось играми в дворовых компаниях, где я обычно занимал позицию сказочника-рассказчика (научившись читать в три года, я не имел проблем с сюжетами и их изложением). Игры были в основном карточные, традиционной колодой, и чудесным образом кое-что из того дворового наследия всплывает и в наши дни (взять хоть "Из грязи в князи" от проекта "Игрология").
В начале 1980-х главным объектом детских игровых вожделений была… только не удивляйтесь, та самая "Монополия". 🙂 В условиях развитого социализма такой идеологической заразе, конечно, места не было, и быть не могло, так что игра изготовлялась самостоятельно. Не миновала чаша сия и меня, причём лет через восемь после того экземпляр был найден на даче и подарен соседским детям, которые играли в неё недели две. Ещё чуть позже появилась возможность познакомиться с оригиналом, и я хорошо помню, как мы удивлялись и пожимали плечами: да ну, фигня ж какая! Ей-богу, наши самопальные поделки (по большому счёту, не имевшие с оригинальной "монополией" почти ничего общего, кроме названия), были лучше и интереснее…
Году в 1985 я замахнулся на гейм-дизайнерство более серьёзно, попытавшись создать не более и не менее, как игру по книге. Это была до сих пор мной весьма любимая повесть "Непобедимый" пана Станислава Лема. Всё было готово процентов на семьдесят, и в прототип играли около дюжины раз, но до конца разработка не дошла. Случилось событие, которое определило всю мою дальнейшую жизнь.
Событием этим стало появление первого в моей жизни (да и в жизни моих одноклассников тоже) компьютера. ZX Spectrum, кто знает. Естественно, освоив программирование, я пытался наваять что-то своё, игровое. Самым большим успехом среди знакомых пользовался текстовый квест с довольно сильно разветвлённым сюжетом и некоторым рандомом — что-то вроде появившихся немного позднее книг-игр. Но на этом моя карьера гейм-дизайнера благополучно и завершилась.
Кстати сказать, сами книги-игры и кое-что из постперестроечных настолок ("Чудовище Джио-Джанги", например), прошли совершенно мимо меня. Я в курсе, что у многих эти вещи вызывают сильную ностальгию, но мне оно не говорит ни о чём. Некоторые, упоминая эти вещи в разговоре со мной, сильно удивляются…
Закончив школу, я поступил на факультет прикладной математики — поближе как к любимой математике, так и к полюбившимся компьютерам. СССР, как известно, распался в 1991 году, после чего зарубежные веяния стали просачиваться довольно серьёзно, в том числе и по части игр. В частности, ближе к концу обучения кто-то где-то раздобыл материалы по системе AD&D на английском, естественно, языке.
Примерно год я участвовал в этом деле и довольно активно водился. Сначала было интересно, потом как-то прискучило. Мой крайне ехидный характер в сочетании с опытом рассказчика дворовых компаний приводили к вливанию в игровой мир и его историю колоссальных объёмов стёба. Наверное, я был кем-то вроде манчкина в RPG-шном смысле этого слова — с той лишь разницей, что моей целью была не самопрокачка, а стёб и дурдом. 🙂 А методика полностью совпадала. Когда же стало очевидно, что народ стёба не хочет, а хочет пафосного отыгрыша, я не стал мешать и перестал водиться.
Дальнейшее полетело как-то быстро: закончил институт, работал два года программистом и админом, вернулся в аспирантуру, три года, защитился-женился, преподавал (чем занимаюсь по сей день), и всё такое.
Уже в середине 2000-х познакомился с коллекционными карточными играми — Magic the Gathering, ну как же без неё-то. Играл много, и играл неплохо, правда в официальных турнирах участия не принимал, ограничиваясь дружескими компаниями. Поинтересовался "Берсерком", когда он был ещё на заре своего становления, но это не заинтересовало. Ну, а потом было знакомство с "Манчкином" от дядьки Стива нашего Джексона, и всё заверте…
Потом в 2008 году организовалась небольшая компания новосибирских настольщиков, которая на следующий год обзавелась своим сайтом — sibdice.ru, если кто помнит. Оно продержалось лишь чуть больше года, но именно оттуда всё и началось по-настоящему.
Когда осенью 2009 стало ясно, что "Сибдайс" зачах, я перетащил свои статьи оттуда на движок сервиса Blogger, и так появились "Заметки новосибирского настольщики". Впоследствии блог обзавёлся своим доменом, на котором существует и сейчас… хотя времени на написание материалов, к сожалению, катастрофически не хватает.
Что из себя представляет моё настольное хобби в настоящее время? В целом, я предпочитаю не особо продолжительные игры (исключения — "Battlestar Galactica", "Doom", "Descent"). Сильно не люблю еврогейм в его современном понимании и обычно не упускаю случая ехидно высказаться по этому поводу. 🙂 Пожалуй, есть лишь две евроигры, которые нравятся мне по-настоящему, это "Colosseum" и "Dungeon Lords"… хотя последняя является скорее пародией на еврогейм, заставляя игроков вопить "я не понимаю, как в это надо выигрывать!.." 🙂
Очень позитивно отношусь к декбилдингу, особенно к тем его представителям, которые ближе всего к коллекционным карточным играм. Безусловным фаворитом в последнее время является "Ascension", с прекрасной половиной человечества отлично идут "Fairy Tale" и "Tanto Cuore". Со старшим поколением — "Ticket to Ride"…
Довольно много играю в компьютерные воплощения настолок под iOS, где всегда можно найти партнёра и не тратится время на раскладку-укладку. При этом к чисто компьютерным играм равнодушен совершенно — хотите верьте, хотите нет, а я даже в "Angry Birds" не играл ни разу. 🙂
Помимо настолок, активно увлекаюсь фотографией и интересуюсь историей. Люблю читать. Хотя совершенно не читаю газет и не смотрю телевизор в принципе. Такое вот я асоциальное существо. 🙂 Ах да, и ещё у меня крайне вредный характер в сочетании с довольно острым языком, так что добром я не кончу, мне это уже много раз говорили.
Вообще, моё жизненное кредо выражается фразой из старого советского мультфильма "Котёнок по имени Гав". Помните, когда матёрый и умудрённый жизнью кошак предрекает котёнку, что с таким именем его ждут большие неприятности? Котёнок оживляется и отвечает: "Они меня ждут, эти неприятности? Тогда я пошёл!" 🙂
Так что с вашего позволения. Хотя — ах да, нужно же ещё напустить туману тремя высказывания о себе. Ну что ж, попробуйте угадать, какое из трёх неправда:
1) У меня есть спортивный разряд по шашкам.
2) Среди моей фототехники есть камера, выигранная в нарды.
3) Хотя я очень не люблю совершенно безрандомные игры, я равным образом терпеть ненавижу вероятностные разделы математики.
Ух ты! Человек, занимающийся ПМ профессионально — это редкость… 🙂 Рискну предположить, что 3 — правда. Я больше всего в институте не любил теорвер. 🙂 Из оставшихся двух выберу ложным, пожалуй, первое утверждение.
Наконец-то выбрали Михаила, уже давно думаю, что ж за дискриминация такая! 🙂 Михаил, поздравляю! Всегда с удовольствием читаю Ваши материалы, особенно интересен был цикл статей про RftG. Желаю всяческих успехов на почве популяризации настолок! 🙂
Михаил, поздравляю!
Всегда с удовольствием читаю ваши статьи про карточные игры. Nightfall купил в основном из-за вашего обзора 🙂
так вы попробуитe Nightfall, это эщё ближе колекционным играм чем Acension.
Ура! Михаил, поздравляю! Рад, что у меня есть возможность общаться с тобой в реальной жизни. Но парочку вопросов, немного нестандартных, себе позволю:
Спортом я знаю ты чуть интересуешься. Как известно у нас в городе есть в последнее время влачащая жалкое существование хоккейная команда, под названием «Сибирь» Новосибирск. Вот если б ее можно было бы переименовать и присвоить ей имя любой настолки, чтоб дела у хоккеистов пошли в гору, то какое название ты бы выбрал?
Ну и какую игру, по твоему мнению, нужно показать младенцу сразу после рождения, чтобы жизнь у него удалась?
Михаил, мои поздравления! Считаю, что звание героя более чем заслужено.
1. Не припомню, чтобы ты рассказывал о каких-нибудь исторических игрушках. Сочетается ли любовь к истории и любовь к настолкам?
2. Как ты относишься к играм с миниатюрами? Я имею в виду игры без поля, всякие военные сражения и столкновения типа отряд-на-отряд?
3. Как изначально восприняло твоё увлечение настолками твоё окружение? Как друзья и близкие относится к твоему хобби сейчас? Не шепчутся ли за спиной о том, что пора оставить эти детские забавы? 🙂
4. Чем именно тебя так привлекают колодостроительные игры и почему ты слез с «МТГ»? Очевидная причина «денежного насоса» или тут что-то ещё?
5. Расскажи-ка поподробнее за что ты любишь Doom. Глядишь, может я дам этой игре второй шанс.
6. Ты — один из немногих, кто никогда не возражал против перепостов своих материалов. Почему?
7. Какую игру ты хотел бы увидеть в цифровом формате, например, для iOS?
8. Посещаешь ли ты какие-нибудь городские игротеки? Планируешь ли участвовать в общероссийских турнирах по настолкам (если такие будут проводится, как, например, сейчас по 7 Wonders)?
Назвать «Сибирь» по настолке? «Ascension: Return of the Fallen». Неудобно и длинно, зато по сути. Может, хоть так простимулирует. 🙂
Что показать младенцу? Нарды, конечно. Вообще без вариантов, на мой взгляд.
Не рассказывал, да. Получается так, что практически все «исторические» игры (я пока заберу в кавычки) — это либо варгеймы, либо хардкорное евро с чисто условной привязкой к истории. Варгеймы — это просто совсем не моё, а про евро я уже сказал. 🙂
Исключения мне пока просто не попадались. Что же касается сочетания… помнится, в сентябре 2011 я забавы ради устраивал небольшую угадайку настолок по снимкам исторических достопримечательностей. 🙂
Возиться с миниатюрами как таковыми я люблю (в том числе и с фотографической точки зрения). А к соответствующим играм отношусь с уважением и сожалением, что у меня на такое банально не хватает места. 🙂
Нормально восприняло. Тут есть такой немаловажный момент, что занятия абстрактными науками определённым образом влияют на мозги, и без какой-нибудь отдушины (от слова «душа») недолго дозаниматься до шизофрении (тьфу-тьфу-тьфу). Я сам видел пару таких печальных примеров, моя жена тоже (она училась на том же факультете). Так что наличие несерьёзного хобби воспринимается просто как нечто само собой разумеющееся. Особенно коллегами.
«Денежный насос» сыграл некоторую роль, но далеко не главную. Мне не нравилась суматошная атмосфера с «беготнёй впереди паровоза» — знаешь, когда очередной сет только-только вышел, а все уже находятся в сильном и нездоровом возбуждении от следующего, каковое возбуждение умело подогревается анонсами. Декбилдинг дал возможность наслаждаться приятными моментами, избавившись от неприятных.
К тому же я не могу сказать, что прямо совсем уж слез. У меня осталось несколько колод самого разного метагейма, при случае я охотно играю с новичками или могу помочь кому-нибудь потестировать его колоду.
В нём есть этакий налёт RPG-шности. Если ты играешь за захватчика, то тебе придётся не только играть, но и создавать правильные условия для данной конкретной компании десантников. Чуть-чуть изменить сетап, чтобы игра шла не в одни ворота, блефовать насчёт ещё не открытых залов, гнобить того, кто возомнил себя Единственно Правильным Лидером… 🙂 В общем, создавать атмосферу. Мне это понравилось, хотя и стало получаться далеко не с первого раза.
Если я пишу для того, чтобы читали люди, и не пытаюсь извлечь из этого ровным счётом никакой выгоды (а это по моему блогу очевидно — попробуйте найти там хоть какую-нибудь рекламу), то мне абсолютно безразлично, где именно люди прочитают мой текст. Любую другую позицию считаю лицемерием.
Разумеется, должны соблюдаться некоторые приличия, вроде указания авторства и ссылки на оригинал. Но такие отморозки, которые не доходили бы до этого собственным умом, мне пока не встречались. 🙂
Ну и я никогда не обсуждаю свои материалы на сторонних ресурсах. Если кому-то интересно моё мнение или какое-то уточнение, пусть придёт ко мне и спросит там.
«Fairy Tale» и «Lost Cities». Ещё, конечно, «Dominion» и «Race for the Galaxy», но это вроде как дело недалёкого будущего (хотя RGG так уже года полтора говорит). И нынешней весной (упс, она уже началась!) должен выйти «Nightfall», который точно куплю.
Неа. 🙂 Я асоциальное существо, помнишь? 🙂 Чтобы я захотел участвовать в каком-то мероприятии, оно должно быть очень фановым. К тому же в Новосибирске с игротеками и турнирами (не ККИ) всё пока довольно грустно.
А как насчёт других ККИ? Пробовал? Чем понравились / не понравились? Особенно интересует твоё мнение о WOW TCG и AGOT LCG.
Понял, у меня когда-то такое в Zombie Plague было, за зомби-то только я играл 🙂
Чем тебе так нравится Fairy Tale? Она, конечно, неплоха, но, например, у нас в компании не прижилась. Слишком уж тематика абстрактна. Другое дело — 7 Wonders. Это, безусловно, шедевр.
вот кстати.. обоим предложение 🙂 провести спарринг 7 Wonders — Race for the Galaxy — Доминион
В «Сказке» хороша атмосфера драфта. Там вообще драфт честнее, в том смысле, что карты набираем отдельно и играем их отдельно, да и не все. Есть шанс что-то изменить в тактике, передумать, и в конце концов, забрать карту в ущерб другому, не портя себе планы.
«Чудеса» мне не очень по нраву как раз тем, что там прямой геймплей «взял — играй!» К тому же там есть такой момент, что вдвоём без костылей не играется, для меня это минус. Хотя игра, безусловно, очень хороша.
В WoW играл, да. Она очень красиво оформлена, и очень хороша рейдами. Но её ж в России не поддерживает никто толком. А отсутствие локализации хотя бы на уровне стартеров сильно отпугивает новичков.
С «Игрой Престолов» не сложилось. Как книжка не пошла, так и настольная версия показалась скучной… на карточный вариант уже никакого любопытства просто не осталось.
Ещё немножко имел дело с «Небожителями» (новосибирская, кстати, разработка). Неплохо было задумано, но маркетинг всё погубил. У неё до сих пор есть фанаты, и она до сих пор встречается на новосибирских прилавках, но много ли там наиграешь двумя сетами, если игра изначально коллекционная?..