Добро пожаловать в мир настольных игр

Настольный герой № 39 — Денис Лобазов

По выбору Евгения Кузнецова настольным героем этой недели становится Денис Лобазов, один из авторов Настолкомании. Вот что говорит о нём Евгений:

Хочу представить нового героя — Дениса Лобазова. 

Он — настоящий игровик, очень много знает и умеет. Один из авторов Настолкомании.

Уникальность его состоит и в том, что, наверно, это единственный человек в России, который ведет уроки в общеобразовательной школе (Кадетском корпусе) по настольным играм.

Ну а теперь — слово нашему новому герою: 

Всем привет от красноярского клуба настольных игр «Кадетский Штурм» и от всех кадет в частности!

На фотографии изображена наша команда кадет, которая участвовала на выставке-ярмарке МИПЛ 2011. Справа – руководители кадет. Ну а сам я в рубашке, между взрослым и молодым мужчинами в очках.

Фотография эта важна потому, что Кадетский Корпус – учреждение особое: военное, с очень строгой субординацией и дисциплиной, и создать там клуб настольных игр было не так-то просто. О том, как я очутился там, и о том, что это значило для меня, расскажу ниже.

О настольных играх я узнал в 1997 году, когда впервые увидел легендарную настолку «Корона Эмбера». Сложно описать то влияние, которое произвела на нас в детстве эта игра. Ежедневно целой кучей ребятни мы собирались у друга дома для того, чтобы отправиться в странствия по бумажному полю: в миры магии, разума и силы. Беда была лишь в том, что игра была редкостью, хоть и стоила, как сейчас помню, 32 рубля. В попытках воссоздать её я ни один час провёл за ватманом, чтобы нарисовать что-то подобное, изучить особенности, модернизировать. Для этого я откопировал все карточки из игры, у меня даже кончился новый картридж. Тогда же дело дошло и до того, что я сам начал делать собственные настолки. Вдохновением стали популярные среди нас компьютерные игры: «Вангеры», «Дальнобойщики», «Герои Меча и Магии». Но всего мне было мало, и я старался достичь чего-то сверх этого.

Переломным моментом стал один репортаж на ОРТ (да, в то время 1й канал ещё так назывался). Репортаж о европейском турнире по Magic: the Gathering. Как они сняли.сюжет об этой игре? Как я смог его увидеть в обеденных новостях, когда в вечерних об этом даже не упомянули? Так или иначе, увиденные кадры, сверкающие на экране карточки меня так захватили, что я начал искать эту игру везде, спрашивать у каждого. Но какой уж там был «Мэйджик» в Сибири в те годы. Моим мечтам об этой игре ещё долго не суждено было сбыться. Зато в то же время мой хороший друг рассказал о такой игре, как «денжен» (Dungeons&Dragons). Описания были весьма абстрактными. Но идея МТГ и денжена так вцепились в мой детский мозг, что я вскоре наваял свою настольную игру с (!) двумя сотнями самодельных карточек героев и приключений. Сам того не понимая, я сделал простейшую ролевую систему, вдохновляясь компьютерными Lands of Lore, Eye of Beholder и Secrets of the Silver Blades, которые брали своё начало, как я узнал позже, от 2й редакции D&D. Среди сверстников моя игра пользовалась бешеной популярностью, могли играть днями напролёт.

Шли годы. В 10м классе (2003 год) я вновь абсолютно случайно натолкнулся на МТГ, но на этот раз воочию. Его продавали в одном магазине компьютерных дисков, который занимается своим промыслом и по сей день. Не задумываясь, я купил коробку за огромные для меня тогда деньги – 360р. Только потом я задумался о том, что надо найти себе товарищей по игре =) Товарищи подключились быстро. Именно в то время для нас открылся мир карточных настольных игр, а именно коллекционных карточных. Это был всё тот же МТГ, Властелин Колец, а позже и первый Берсерк, Гарри Поттер, Варлорды, Легенда 5ти Колец, даже Покемоны и многое другое. Год спустя мы узнали, что организуется клуб МТГ, и сразу же туда вступили. Там мы познакомились с кучей интереснейших людей. Один из них, ныне игровед одного из клубов настольных игр Красноярска, как-то предложил партию в тот самый заветный «денжен». А после второй игры я заявил, что буду водить сам. Набрал всю литературу, что была у знакомых. Нарыл где-то у кого-то ещё по крупицам. И вожу до сих пор.

Сказать, что тема настольных ролевых игр меня захватила – это не сказать ничего. Изучая в университете социологию и психологию, я добавлял в свои игры изученные знания, делая сюжет интереснее, а встречных персонажей живее. Кроме того я попробовал десятки разных ролевых систем, тем не менее, оставаясь постоянным пользователем ДнД. Игры свои я вёл сначала с друзьями, но после одного момента игроков у меня стало куда больше. Этот момент случился в 2005 году, когда Детский Образовательный Центр №2 пригласил меня в свою летнюю компьютерную школу. Там с ребятами мы сделали буквально ремейк моей старой игры, а сам я начал создание моего настольно-ролевого проекта, который активно воплощаю в жизнь до сих пор. 

Пример того, что было, и того, что стало после частичной доработки в 2010г.:

При этом центре был организован первый в Красноярске клуб настольных игр. Там я провёл ни один десяток часов, проводя настольные ролевые игры самых разных видов. Количество моих игроков всегда крутилось около 50ти. Своими идеями и мирами я заражал всех: знакомых, друзей, родственников, даже случайных зрителей – все они становились моими игроками.

Пока был студентом, я перепробовал разные форматы, водил разных людей: готов, скинхедов, откровенных нёрдов, гопников и фриков. Но надежные и постоянные игроки проверяются временем. И, взрослея, я понимал, что моё творчество должно найти более важное место в мире. И тогда я решил, что буду писать свой диплом по этой теме. Итогом дипломной работы стала полевая ролевая игра живого действия (две её части успешно прошли в 2009 и 2010гг). Но и этого было мало, и тогда я продолжил развивать тему ролевых игр, поступив в аспирантуру. В своих научных работах я пишу о влиянии ролевой игры на коммуникативные навыки человека: на их актуализацию, самореализацию и общее развитие.

Это всё сделало меня не только социологом и психологом, но и педагогом. И также волей судьбы, в 2010 году, я пошёл работать в Красноярский Кадетский Корпус, когда узнал, что им не хватает игроведа для их зачатка клуба настольных игр. Внезапно выяснилось, что им нужен ещё и психолог. И там я почувствовал, что могу развернуться как надо. Для детей я организовал поначалу занятия по настольным играм. Дело в том, что кадеты сильно ограничены во времени, а потому только чётко структурированные занятия и временные рамки могут уместить в себя всё, что их интересует. Постепенно я носил им новые игры: свои и покупные. Чуть позже добавилось направление психологии, где надо было участвовать в серии настольных ролевых игр разной сложности. С 2012 года в нашем клубе появилось также направление военно-тактических настольных игр (линейка Warhammer). Хочется повториться: Кадетский Корпус – очень своеобразное учреждение. Всё учебное и свободное время ребят строго расписано. Тут, чтобы твои труды приносили плоды и были полезны, как детям, так и тебе, нужно понимать специфику и быть её частью. 

Похвастаться нашему клубу (какими-то пафосными и громкими наградами), пока, к сожалению, нечем. У нас есть всего лишь несколько благодарственных грамот за участие. Дело в том, что кадетам нет времени тренироваться и посещать все занятия. Командиры требуют от них быть взрослыми, но кроме этого все они – одарённые, необычные Дети. 

В заключение своего рассказа напишу три спорных  утверждения о себе (что же неправда?! 😉 ):

1) Однажды я смог в одиночку провести партию настольной ролевой игры в 12 человек.

2) Я смог провести турнир по настольной ролевой игре, в котором участвовало 6 ведущих и 24 игрока.

3) Среди знакомых (и знакомых у знакомых) обо мне иногда говорят «Три Тараски – одна с крыльями».

На этом благодарю вас за внимание, за возможность высказаться, да и вообще. 

Всем вам мира и до новых встреч!

12 комментариев

  1. Павел Керчь

    Вот это дело! Наконец то по настоящему интересный Настольный герой с научным подходом к настольным играм! А работы ваши можно почитать? 

  2. Алексей Бобров

    Поздравляю с геройством! Урок «Настольные игры» в школе — это круто! Вот несколько вопросов, как педагог педагогу 🙂

    1. Какова продолжительность таких занятий?

    2. Выбирается ли какая-либо игра заранее или вы с ребятами определяете во что играть по-ходу?

    3. Есть ли какие-либо обучающие моменты в самом занятии, помимо самой игры (разбор партии, анализ использованных игроками стратегий и т.п.)?

    4. Каким образом урок включен в образовательную программу? Или эти занятия идут как факультативы? Или в рамках реализации Государственного образовательного стандарта за нумером 2 :)?

    5. Какие из игр были наиболее хорошо восприняты детьми?

    6. Что для вас является основной целью таких занятий? Какие игры наиболее отвечают этой цели?

    Желаю долгой жизни вашему проекту!

  3. Денис Лобазов

    Павел, например:

    Настольная ролевая игра как симулятор трансакций — Арт-педагогика: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. Н. Ю. Сергеева. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. — 304 с

    или

    Педагогические возможности настольной игры — Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 1 — 3 декабря 2010 г. в 2 т. Т.1 / отв. ред. Г.И. Чижакова. — Красноярск: СибГТУ, 2010. — 354 с

    Алексей, 1) 1.5 часа, т.е. 2 школьных часа

    2) есть программа. Поначалу новичкам показываем «классику», потом посложнее. Примерно с середины года турниры. А под конец могут играть во что хотят. Старшаки помогают

    3) поначалу только на примере опытных игроков. Речь же о средней школе — им хочется скорее взяться за дело. Потом, после обучения основам, ближе к турнирам, разбор тактик.

    4) на данный момент в рамках дополнительного образования, но мы боремся за то, чтобы для отцов-командиров это были не просто «игрульки» =)

    5) из классики: Карскассон, Руммикуб, Стратего
    из относительно свежего: Диксит, Iliad, 100 тыс лет до НЭ (на рус)
    есть особые любители: Игры Престолов, MTG, всего из Вархаммера
    настольные ролевые игры нравятся всем поголовно

    6) основной предмет изучения моей дисертационной работы — настольная ролевая игра и коммуникативные навыки

    спасибо, стараемся! =)

  4. hk

    Денис, мои поздравления! И, конечно же, вопросы.

    1. Как психологу, вам больше интересны именно настольные ролевые игры, т.е. те, где есть ведущий, а игровой процесс основан на диалогах между ним и игроками? А как вы относитесь к обычным настольным играм? Входят ли они в круг ваших научных интересов?

  5. hk

    2. Сами вы какие игры любите? Можете назвать свой ТОП-5 новинок последних лет? Склоняетесь к америтрешу или евроиграм?

  6. hk

    3. Пробовали ли вы настолки с активной коммуникативной составляющей (помимо традиционной Мафии): За бортом!, Saboteur (Гномы-вредители), Battlestar Galactica? Как к ним относитесь?

  7. hk

    4. Пробовали ли вы знакомить кадетов с настольными военными играми и (или) варгеймами (не считая Вархаммер). В частности, с тем, где предпринимаются попытки реконструировать то или иное сражения (например, игры от «Статус Белли»)? Считаете ли возможным использовать такую практику? Почему?

  8. hk

    5. Ваша собственная игра — она доработана до конца? Собираетесь ли издавать её?

  9. hk

    6. Не пробовали ли вы познакомить с настольными играми кадетских командиров (во внеслужебное время)? Вообще, как считаете, совместимы ли настолки и военная служба?

  10. hk

    7. Знакомы ли вам отечественные ролевые системы? Можете ли их охарактеризовать? Что скажете о второй редакции «Эры Водолея», которая на днях получила премию «Тесера-2012»?

  11. hk

    Ну и по традиции: что бы вы порекомендовали отечественным издателям и что нравится/не нравится на этом сайте.

  12. Денис Лобазов

    hk
    1) повторюсь, что на данном этапе научного исследования изучаю коммуникации (а точнее коммуникативную самореализацию). В настольной ролевой игре малая группа участников и отслеживать на ней результаты удобно и просто. А главное — наглядно. Обычные настолки безусловно входят (одна из моих обозначенных статей — про их влияние)
    2) склонен скорее к америтрешу, хотяяя… =) очень люблю фирму FFG и её громоздкие и не очень издания. Если прямо топ 5 сделать: BSG, Warhammer FB: Invasion, SmallWorld: Underground, RuneWars.
    3) БСГ — вообще самая популярная игра ближайшего ко мне клуба настолок =) хорошо отношусь, но для детей такие игры сложноваты — с подскока осилить не все могут
    4) тут стоит отметить, что кадеты — это те же дети, только в форме. Я хочу сказать, это не значит, что они поголовно любят войны и склонны к реконструкции. НО такое направление вести надо, хоть на каком-то уровне. А вот со Статусом небольшая история вышла двоякая. Статью можно почитать на Настолкомании под моим авторством, но вся соль в комментариях
    5) Сделана и проверена альфа-версия. Издать её было бы, конечно, здорово, но не думаю, что у неё есть такая перспектива. А если с оптимистической точки зрения, то надо в своё творчество верить!
    6) командиры — это таке дядьки… особой закалки. Но некоторые из них знают и о днд, и про игры. А некоторые твердолобые до жути. А вот служба и игры, мне кажется, вещи вполне себе совместимые. Опять же, особенно настольные ролевые игры, ведь там порой хватает листка и кубиков и не нужны какие-либо элементы.
    7) Позволю себе заметить, что я знаком с парой-тройкой десятков систем настольных ролевых игр, в том числе и отечественные творения. Эра мне хорошо известна в обеих формах. Причём новую я купил буквально во 1-2й день продажи в Питере этим летом до Ролекона в Москве. Чтобы не кидаться зря словами я даже целую учебную четверть вёл по ней игру у старшеклассников-кадет! И ощущения очень двоякие остались. Думаю, это тема величиной в отдельную статью, но тема эта очень скользкая. В целом, авторы новой Эры вызывает уважение, а вот сама книга (и система) далека от идеала.
    8) на выставке-ярмарке МИПЛ 2011 я сумел пообщаться с представителями разных фирм. Звезда не перестаёт меня удивлять своей разнообразностью. На вопрос о том, почему же у нас так мало игр на подобии европейских, зато много по фильмам да мультикам, мы пожали плечами и рассудили: какой народ. Действительно — слишком уж узок круг возможных игрков. НО всё равно хотелось бы видеть разные качественные продукты: оригинальные и свежие
    про сайт же скажу: — намаялся с регистрацией
    — побольше мнений с разных сторон и про разные жанры. И про настольные ролевые игры — в том числе 😉
    а в целом — всё на отлично!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑