По выбору Евгения Кузнецова настольным героем этой недели становится Денис Лобазов, один из авторов Настолкомании. Вот что говорит о нём Евгений:
Хочу представить нового героя — Дениса Лобазова.
Он — настоящий игровик, очень много знает и умеет. Один из авторов Настолкомании.
Уникальность его состоит и в том, что, наверно, это единственный человек в России, который ведет уроки в общеобразовательной школе (Кадетском корпусе) по настольным играм.
Ну а теперь — слово нашему новому герою:
Всем привет от красноярского клуба настольных игр «Кадетский Штурм» и от всех кадет в частности!
На фотографии изображена наша команда кадет, которая участвовала на выставке-ярмарке МИПЛ 2011. Справа – руководители кадет. Ну а сам я в рубашке, между взрослым и молодым мужчинами в очках.
Фотография эта важна потому, что Кадетский Корпус – учреждение особое: военное, с очень строгой субординацией и дисциплиной, и создать там клуб настольных игр было не так-то просто. О том, как я очутился там, и о том, что это значило для меня, расскажу ниже.
О настольных играх я узнал в 1997 году, когда впервые увидел легендарную настолку «Корона Эмбера». Сложно описать то влияние, которое произвела на нас в детстве эта игра. Ежедневно целой кучей ребятни мы собирались у друга дома для того, чтобы отправиться в странствия по бумажному полю: в миры магии, разума и силы. Беда была лишь в том, что игра была редкостью, хоть и стоила, как сейчас помню, 32 рубля. В попытках воссоздать её я ни один час провёл за ватманом, чтобы нарисовать что-то подобное, изучить особенности, модернизировать. Для этого я откопировал все карточки из игры, у меня даже кончился новый картридж. Тогда же дело дошло и до того, что я сам начал делать собственные настолки. Вдохновением стали популярные среди нас компьютерные игры: «Вангеры», «Дальнобойщики», «Герои Меча и Магии». Но всего мне было мало, и я старался достичь чего-то сверх этого.
Переломным моментом стал один репортаж на ОРТ (да, в то время 1й канал ещё так назывался). Репортаж о европейском турнире по Magic: the Gathering. Как они сняли.сюжет об этой игре? Как я смог его увидеть в обеденных новостях, когда в вечерних об этом даже не упомянули? Так или иначе, увиденные кадры, сверкающие на экране карточки меня так захватили, что я начал искать эту игру везде, спрашивать у каждого. Но какой уж там был «Мэйджик» в Сибири в те годы. Моим мечтам об этой игре ещё долго не суждено было сбыться. Зато в то же время мой хороший друг рассказал о такой игре, как «денжен» (Dungeons&Dragons). Описания были весьма абстрактными. Но идея МТГ и денжена так вцепились в мой детский мозг, что я вскоре наваял свою настольную игру с (!) двумя сотнями самодельных карточек героев и приключений. Сам того не понимая, я сделал простейшую ролевую систему, вдохновляясь компьютерными Lands of Lore, Eye of Beholder и Secrets of the Silver Blades, которые брали своё начало, как я узнал позже, от 2й редакции D&D. Среди сверстников моя игра пользовалась бешеной популярностью, могли играть днями напролёт.
Шли годы. В 10м классе (2003 год) я вновь абсолютно случайно натолкнулся на МТГ, но на этот раз воочию. Его продавали в одном магазине компьютерных дисков, который занимается своим промыслом и по сей день. Не задумываясь, я купил коробку за огромные для меня тогда деньги – 360р. Только потом я задумался о том, что надо найти себе товарищей по игре =) Товарищи подключились быстро. Именно в то время для нас открылся мир карточных настольных игр, а именно коллекционных карточных. Это был всё тот же МТГ, Властелин Колец, а позже и первый Берсерк, Гарри Поттер, Варлорды, Легенда 5ти Колец, даже Покемоны и многое другое. Год спустя мы узнали, что организуется клуб МТГ, и сразу же туда вступили. Там мы познакомились с кучей интереснейших людей. Один из них, ныне игровед одного из клубов настольных игр Красноярска, как-то предложил партию в тот самый заветный «денжен». А после второй игры я заявил, что буду водить сам. Набрал всю литературу, что была у знакомых. Нарыл где-то у кого-то ещё по крупицам. И вожу до сих пор.
Сказать, что тема настольных ролевых игр меня захватила – это не сказать ничего. Изучая в университете социологию и психологию, я добавлял в свои игры изученные знания, делая сюжет интереснее, а встречных персонажей живее. Кроме того я попробовал десятки разных ролевых систем, тем не менее, оставаясь постоянным пользователем ДнД. Игры свои я вёл сначала с друзьями, но после одного момента игроков у меня стало куда больше. Этот момент случился в 2005 году, когда Детский Образовательный Центр №2 пригласил меня в свою летнюю компьютерную школу. Там с ребятами мы сделали буквально ремейк моей старой игры, а сам я начал создание моего настольно-ролевого проекта, который активно воплощаю в жизнь до сих пор.
Пример того, что было, и того, что стало после частичной доработки в 2010г.:
При этом центре был организован первый в Красноярске клуб настольных игр. Там я провёл ни один десяток часов, проводя настольные ролевые игры самых разных видов. Количество моих игроков всегда крутилось около 50ти. Своими идеями и мирами я заражал всех: знакомых, друзей, родственников, даже случайных зрителей – все они становились моими игроками.
Пока был студентом, я перепробовал разные форматы, водил разных людей: готов, скинхедов, откровенных нёрдов, гопников и фриков. Но надежные и постоянные игроки проверяются временем. И, взрослея, я понимал, что моё творчество должно найти более важное место в мире. И тогда я решил, что буду писать свой диплом по этой теме. Итогом дипломной работы стала полевая ролевая игра живого действия (две её части успешно прошли в 2009 и 2010гг). Но и этого было мало, и тогда я продолжил развивать тему ролевых игр, поступив в аспирантуру. В своих научных работах я пишу о влиянии ролевой игры на коммуникативные навыки человека: на их актуализацию, самореализацию и общее развитие.
Это всё сделало меня не только социологом и психологом, но и педагогом. И также волей судьбы, в 2010 году, я пошёл работать в Красноярский Кадетский Корпус, когда узнал, что им не хватает игроведа для их зачатка клуба настольных игр. Внезапно выяснилось, что им нужен ещё и психолог. И там я почувствовал, что могу развернуться как надо. Для детей я организовал поначалу занятия по настольным играм. Дело в том, что кадеты сильно ограничены во времени, а потому только чётко структурированные занятия и временные рамки могут уместить в себя всё, что их интересует. Постепенно я носил им новые игры: свои и покупные. Чуть позже добавилось направление психологии, где надо было участвовать в серии настольных ролевых игр разной сложности. С 2012 года в нашем клубе появилось также направление военно-тактических настольных игр (линейка Warhammer). Хочется повториться: Кадетский Корпус – очень своеобразное учреждение. Всё учебное и свободное время ребят строго расписано. Тут, чтобы твои труды приносили плоды и были полезны, как детям, так и тебе, нужно понимать специфику и быть её частью.
Похвастаться нашему клубу (какими-то пафосными и громкими наградами), пока, к сожалению, нечем. У нас есть всего лишь несколько благодарственных грамот за участие. Дело в том, что кадетам нет времени тренироваться и посещать все занятия. Командиры требуют от них быть взрослыми, но кроме этого все они – одарённые, необычные Дети.
В заключение своего рассказа напишу три спорных утверждения о себе (что же неправда?! 😉 ):
1) Однажды я смог в одиночку провести партию настольной ролевой игры в 12 человек.
2) Я смог провести турнир по настольной ролевой игре, в котором участвовало 6 ведущих и 24 игрока.
3) Среди знакомых (и знакомых у знакомых) обо мне иногда говорят «Три Тараски – одна с крыльями».
На этом благодарю вас за внимание, за возможность высказаться, да и вообще.
Всем вам мира и до новых встреч!
Вот это дело! Наконец то по настоящему интересный Настольный герой с научным подходом к настольным играм! А работы ваши можно почитать?
Поздравляю с геройством! Урок «Настольные игры» в школе — это круто! Вот несколько вопросов, как педагог педагогу 🙂
1. Какова продолжительность таких занятий?
2. Выбирается ли какая-либо игра заранее или вы с ребятами определяете во что играть по-ходу?
3. Есть ли какие-либо обучающие моменты в самом занятии, помимо самой игры (разбор партии, анализ использованных игроками стратегий и т.п.)?
4. Каким образом урок включен в образовательную программу? Или эти занятия идут как факультативы? Или в рамках реализации Государственного образовательного стандарта за нумером 2 :)?
5. Какие из игр были наиболее хорошо восприняты детьми?
6. Что для вас является основной целью таких занятий? Какие игры наиболее отвечают этой цели?
Желаю долгой жизни вашему проекту!
Павел, например:
Настольная ролевая игра как симулятор трансакций — Арт-педагогика: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции / отв. ред. Н. Ю. Сергеева. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. — 304 с
или
Педагогические возможности настольной игры — Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 1 — 3 декабря 2010 г. в 2 т. Т.1 / отв. ред. Г.И. Чижакова. — Красноярск: СибГТУ, 2010. — 354 с
Алексей, 1) 1.5 часа, т.е. 2 школьных часа
2) есть программа. Поначалу новичкам показываем «классику», потом посложнее. Примерно с середины года турниры. А под конец могут играть во что хотят. Старшаки помогают
3) поначалу только на примере опытных игроков. Речь же о средней школе — им хочется скорее взяться за дело. Потом, после обучения основам, ближе к турнирам, разбор тактик.
4) на данный момент в рамках дополнительного образования, но мы боремся за то, чтобы для отцов-командиров это были не просто «игрульки» =)
5) из классики: Карскассон, Руммикуб, Стратего
из относительно свежего: Диксит, Iliad, 100 тыс лет до НЭ (на рус)
есть особые любители: Игры Престолов, MTG, всего из Вархаммера
настольные ролевые игры нравятся всем поголовно
6) основной предмет изучения моей дисертационной работы — настольная ролевая игра и коммуникативные навыки
спасибо, стараемся! =)
Денис, мои поздравления! И, конечно же, вопросы.
1. Как психологу, вам больше интересны именно настольные ролевые игры, т.е. те, где есть ведущий, а игровой процесс основан на диалогах между ним и игроками? А как вы относитесь к обычным настольным играм? Входят ли они в круг ваших научных интересов?
2. Сами вы какие игры любите? Можете назвать свой ТОП-5 новинок последних лет? Склоняетесь к америтрешу или евроиграм?
3. Пробовали ли вы настолки с активной коммуникативной составляющей (помимо традиционной Мафии): За бортом!, Saboteur (Гномы-вредители), Battlestar Galactica? Как к ним относитесь?
4. Пробовали ли вы знакомить кадетов с настольными военными играми и (или) варгеймами (не считая Вархаммер). В частности, с тем, где предпринимаются попытки реконструировать то или иное сражения (например, игры от «Статус Белли»)? Считаете ли возможным использовать такую практику? Почему?
5. Ваша собственная игра — она доработана до конца? Собираетесь ли издавать её?
6. Не пробовали ли вы познакомить с настольными играми кадетских командиров (во внеслужебное время)? Вообще, как считаете, совместимы ли настолки и военная служба?
7. Знакомы ли вам отечественные ролевые системы? Можете ли их охарактеризовать? Что скажете о второй редакции «Эры Водолея», которая на днях получила премию «Тесера-2012»?
Ну и по традиции: что бы вы порекомендовали отечественным издателям и что нравится/не нравится на этом сайте.
hk
1) повторюсь, что на данном этапе научного исследования изучаю коммуникации (а точнее коммуникативную самореализацию). В настольной ролевой игре малая группа участников и отслеживать на ней результаты удобно и просто. А главное — наглядно. Обычные настолки безусловно входят (одна из моих обозначенных статей — про их влияние)
2) склонен скорее к америтрешу, хотяяя… =) очень люблю фирму FFG и её громоздкие и не очень издания. Если прямо топ 5 сделать: BSG, Warhammer FB: Invasion, SmallWorld: Underground, RuneWars.
3) БСГ — вообще самая популярная игра ближайшего ко мне клуба настолок =) хорошо отношусь, но для детей такие игры сложноваты — с подскока осилить не все могут
4) тут стоит отметить, что кадеты — это те же дети, только в форме. Я хочу сказать, это не значит, что они поголовно любят войны и склонны к реконструкции. НО такое направление вести надо, хоть на каком-то уровне. А вот со Статусом небольшая история вышла двоякая. Статью можно почитать на Настолкомании под моим авторством, но вся соль в комментариях
5) Сделана и проверена альфа-версия. Издать её было бы, конечно, здорово, но не думаю, что у неё есть такая перспектива. А если с оптимистической точки зрения, то надо в своё творчество верить!
6) командиры — это таке дядьки… особой закалки. Но некоторые из них знают и о днд, и про игры. А некоторые твердолобые до жути. А вот служба и игры, мне кажется, вещи вполне себе совместимые. Опять же, особенно настольные ролевые игры, ведь там порой хватает листка и кубиков и не нужны какие-либо элементы.
7) Позволю себе заметить, что я знаком с парой-тройкой десятков систем настольных ролевых игр, в том числе и отечественные творения. Эра мне хорошо известна в обеих формах. Причём новую я купил буквально во 1-2й день продажи в Питере этим летом до Ролекона в Москве. Чтобы не кидаться зря словами я даже целую учебную четверть вёл по ней игру у старшеклассников-кадет! И ощущения очень двоякие остались. Думаю, это тема величиной в отдельную статью, но тема эта очень скользкая. В целом, авторы новой Эры вызывает уважение, а вот сама книга (и система) далека от идеала.
8) на выставке-ярмарке МИПЛ 2011 я сумел пообщаться с представителями разных фирм. Звезда не перестаёт меня удивлять своей разнообразностью. На вопрос о том, почему же у нас так мало игр на подобии европейских, зато много по фильмам да мультикам, мы пожали плечами и рассудили: какой народ. Действительно — слишком уж узок круг возможных игрков. НО всё равно хотелось бы видеть разные качественные продукты: оригинальные и свежие
про сайт же скажу: — намаялся с регистрацией
— побольше мнений с разных сторон и про разные жанры. И про настольные ролевые игры — в том числе 😉
а в целом — всё на отлично!