Добро пожаловать в мир настольных игр

Настольный герой № 60 — Александр Невский

По выбору Тимофея Сафронова настольным героем с круглым номером 60 становится Александр Невский, украинский игрок, автор и издатель настолок, а по совместительству — организатор Игросферы, львовского фестиваля настольных игр. Вот что говорит о своём выборе Тимофей:

Решая кто же с моей точки зрения может стать следующим "Настольным героем", мне почти сразу вспомнилась "Игросфера", где, к сожалению, пока так и не удалось побывать, но о которой я весьма наслышан. Организаторы этого истинно настольного мероприятия — дуэт хорошо известных в сети настольщиков, создателей, кроме того, еще и издательства IGAMES — Олег Сидоренко и Александр Невский. Олег, силами Остапа, уже был посвящен в "рыцари круглого стола", так сказать, а вот Александр еще пока нет… Я решил исправить это недоразумение, и предложил ему стать следующим! 

А теперь — слово нашему новому герою: 

Приветствую всех читателей! Еще раз скажу большое спасибо за оказанную честь, и за выбор моего предшественника. Было неожиданно, а от этого, и в двойне приятно. Сразу извинюсь за свой сумбур, писать не люблю и не умею, а вот поговорить наоборот. Так что конфликт формы и содержания будет неминуем.

Пора представится. Меня зовут Александр Невский. Работаю разработчиком игр в издательстве IGAMES. Делаю это не один, а вместе с моим напарником и соавтором Олегом Сидоренко. На нашем счету всего две изданные собственные разработки, но хочется верить, что их будет больше.

Садясь за этот текст, я начал думать, о чем было бы интересно поговорить с теми, кто будет все это читать. Решил спросить у самого себя. Ответ был прост – настольные игры и индустрия в целом. Если перефразировать поговорку, получится так: «Спросите, в какие игры играет человек, и узнаете, кто он.» Но, так как я практически всеяден, формула может не сработать. Просто история о том, как это хобби и работа появилась в моей жизни, уже была на этих страницах, вдобавок она малоинтересна и совершенно банальна.

Кратко: игр стало больше, но это и так неизбежно, скажите вы, главное другое – они стали лучше! Качество и глубина проработки механики, художественное оформление, разнообразие тематик и лицензий – все это вышло на совершенно новый уровень. Но бюджеты, количество специалистов и сам цикл производства увеличились в разы, если мы говорим об играх мирового уровня. С одной стороны это хорошо для конечного потребителя – качество растет, больше игр хочется попробовать (мой бедный кошелек). С другой стороны, для молодого разработчика или команды разработчиков конкурировать за право быть изданными стало сложнее. Тем более для отечественных авторов, живущих в стране, где только начинают воспринимать игровой дизайн как работу вообще, и где практически нет нормальных мест, где преподавали бы его основы.

Конечно, мы еще очень далеки до тех бюджетов, которые уже стали стандартом на рынке ААА класса игр для современных консолей и персональных компьютеров. Но движение в эту сторону есть.

Если говорить о компьютерных играх, надо отметить, что в последние время, и не в последнюю очередь благодаря буму портативных устройств, вернулась мода на жанры, которые господствовали в начале 90-х. А это дало возможность многим независимым студиям выйти на мировую арену, не имея за спиной богатого издателя. Получилась своего рода рекапитуляция, если здесь уместно механистическое применение такого термина из биологии (умничаю, но забавность аналогии стоит этого). Но будет ли второй шанс у нашей с вами индустрии?

Поживем – увидим. Хотя происходящее «за экраном» очень помогло и нам. Интерес к настольным играм заметно вырос, именно благодаря всему мобильному и портативному, сама специфика делает настольные игры идеальными для таких платформ. Так что унывать не стоит.

Кстати, продолжая разговор о цифровых версиях, отметил для себя тот факт, что есть пару вещей, которые мне безумно нравятся, но за которые меня не за что не усадишь играть в картоне. Еще года три назад, это показалось мне странным, но теперь это уже можно назвать тенденцией. Нас разбаловали? Думаю, что нет. Просто это новый тип настольных игр, для которых виртуальный стол подходит намного больше, чем его деревянный прародитель, но при этом, это именно настольные игры. В этом плане игры, как и люди, спешат в ногу со временем. Горячо любимые Seasons с грустью смотрят на меня с полки, что поделать, их цифровое воплощение не оставляет им никаких шансов. Кстати, кто еще не пробовал — www.boardgamearena.com; настоятельно рекомендую. Не сочтите за рекламу. 

Вдобавок появился краудфандинг! Который, не побоюсь этого слова, взорвал привычный и консервативный рынок настольных развлечений. Он дал возможность независимым, талантливым и по-хорошему дерзким в своем творчестве разработчикам напрямую вести диалог с потенциальными покупателями их творений. Без серьёзного бюджета и имени, просто вооружившись идеей и правильной подачей, разработчики и игроки совершили маленькую революцию. 

Правда, в последнее время, все больше разговоров о не выполнении обещаний, о том, что не все так уже и хорошо, особенно в плане качества конечного продукта, (например, когда настольная игра лишь повод для продажи набора миниатюр), и тому подобных вещах. Включая подрыв доверия к играм, выходящим на данной платформе, что в принципе неизбежно для любых инноваций, но факт остается фактом. Просто мода и интерес всегда подогревают ожидания. Но, не будем углубляться в детали, тем более, я сам еще плохо разбираюсь во всех нюансах, а также, к своему стыду, еще ни разу ничего не финансировал.

Если говорить об играх, которые сейчас мне нравятся, то в них я все чаще стал замечать одну общую черту. А именно лаконичность и эргономичность в дизайне. Казалось бы, само понятие интерфейс, звучит немного дико в разговоре о настольных играх, но важность удобства и наличие интуитивно понятного управления, при постоянном возрастании количества тех факторов, которые игроки должны отслеживать во время игры, становится очень важным. Поэтому, садясь за такие вещи как Hansa Teutonica или Terra Mystica чувствуешь заботу, радуешься продуманности каждой детали. А главное, ты просто можешь концентрироваться на игре.

Кстати, изобретателям новинки были вовсе не авторы Hansa Teutonica, а сам маэстро Влада Хватил. Все началось с его великолепной работы Through the Ages: A Story of Civilization. Это, пожалуй, уже новый стандарт и эталон, сродни треку Волфгана Крамера. 

Это решение стало до такой степени привычным, что кажется существовало всегда.

Ну вот, я и заболтался. Наверное, пора вспомнить и о том, что хорошего происходит на нашем рынке. Во-первых, приятно осознавать, что среди тех игр, чей выход я жду, почти половина – это разработки российских и украинских авторов. Это очень и очень хорошо! С радостью назову их. Это «Вий» Дениса Лоншакова, «Сухой закон» и «Порталы» от ребят из Трехгранника, «Munivers de Paris» Павла Медведева, «Золотая лихорадка» Сергея Голубкина и «Находка для шпиона» Александра Ушана. 

Если вы не слышали об этих играх, обязательно обратите внимание, не потому, что это отечественные разработки, а потому, что это действительное интересные, самобытные и многообещающие проекты. Вдобавок, с нетерпением жду второго издания «Битва Легенд. Воскрешённые» Андрея Лучко. Мне очень понравился концепт и давно хочется попробовать. Надеюсь, второе издание не задержится с выходом.

Во-вторых, у нас прибавилось издательств. В России возобновило свою работу и набирает обороты Геменот, а в Украине полным ходом развивается «Третья планета». Надо отметить, что все они, понимая огромную конкуренцию, стараются сделать свои продукты максимально качественными, как по содержанию, так и исполнению, заботятся о своей репутации, учитывая интересы игроков.

Ну а в-третьих, это Игросфера 2014 — прошло всего лишь несколько месяцев, а я уже скучаю по данному ежегодному событию. С большой радостью увижу всех коллег по цеху и игроков. Уверен, будет весело! Мы очень постараемся, чтобы улучшить его, а недочеты и сложности были решены; остальное за вами. Как мне кажется, лозунг Игросферы 2014 – «Больше гостей, больше игр, больше общения»!

Пару слов о нашей работе. Наконец заканчиваем предварительную печатную подготовку игры «Знаки», в конце этого месяца она должна уйти в печать. Сам процесс разработки был очень долгим и интересным. К оформлению и подготовке этого издания приложили руку много очень талантливых людей, с которыми мы имели счастье поработать. Может, найдется время написать обо всем этом статью. Игра появится на прилавках в Украине и в России уже в конце этого года.

Также в этом месяце отправится в печать второе издание нашей дебютной игры «Весела ферма». Мы очень старались сделать его особенным. Мы значительно переработали правила, постаравшись, избавится от «детских болезней» первой разработки. Игра, как нам кажется, стала быстрее и проще, при этом мы сохранили те моменты, которые нравились игрокам. Кроме этого, коробка будет содержать дополнение, которое привносит не только новое игровое поле, а и взаимодействие, которого так не хватало опытным игрокам. Вдобавок, мы полностью поменяли художественное оформление. Работал над оформлением тот же замечательный иллюстратор Леонид Андрощук, создавший его и для первого издания.

Как только обе игры уйдут в печать, мы продолжим работать над нашим проектом «Пираты». Мы очень благодарны всем тестерам, согласившимся тестировать игру после демонстрации на Игросфере 2013, благодаря их работе мы собрали достаточно отзывов и планируем подготовить новую версию в самое ближайшее время. Далее мы снова попросим наших добровольцев помочь нам, проведя еще одно крупномасштабное тестирование. Планируем, что игра будет готова еще к концу этого года. Включая оформление.

Кроме этого, после «Пиратов» я очень хочу начать работу над одним проектом, который давно уже ждет своей очереди. Надеюсь, рабочий прототип мы успеем сделать уже к концу зимы.

Ну вот, теперь пора прощаться. Надеюсь, не сильно утомил. Еще раз спасибо Тимофею Сафронову и Юре, а также всем вам дорогие читатели за ваше внимание!

Ну и по традиции три утверждения, одно из которых не верное.

1. Однажды с заказом на разработку серии игр к нам обратилась сеть магазинов  «для взрослых». Хоть мы и отказались, но техническое задание проекта веселило нас еще несколько дней.

2. Периодически играю в Warhammer 40K.

3. Я предпочитаю играть желтыми фишками.

15 комментариев

  1. Mazz_O

    Ого, надо было ждать номера 60, чтобы позвать на пъедестал Александра Невского?! Поздравляю с геройством, теперь и тебя посчитали =).

    Читая твоё эссе, уже надумал спросить, когда же мы увидим и попробуем новинки от IGames, как автор обогнал меня и на всё ответил. =) Жду новую ферму и пиратов с нетерпением.

    Насчет некоторых игр в цифре согласен. Сам, когда играю в Неурошиму Хекс, ловлю себя на мысли, что это прекрасная настолка, в которую удобнее играть на планшете.

    Пара вопросов:
    — Планируете переносить свои игры в цифру?
    — Увидят ли свет ваши игры на российском рынке или опять надо будет как-то хитро заказывать с доставкой из страны в страну?
    — Только ли разработчиком игр ты работаешь? Неужели на жизнь хватает? =)
    — Создавала ли Igames игры по заказу? Есть ли спрос на данном поприще?
    — Про всеядность слышал, но назови последние несколько настолок, за которыми сидел и которые очень нравятся.
    — Не думали ли издавать игры сторонних авторов?
    — Кстати сколько человек сейчас работает в вашем издательстве?

  2. Олександр

    Пара вопросов:

    — Планируете переносить свои игры в цифру?

    Такие планы есть. Скажу больше, даже была тестовая версия одной нашей игры. Но дальше этого не пошли, пока только изучаем этот вопрос. Все опять упирается в бюджет. Причем даже не разработки, а раскрутки такого проекта и окупаемости. Это отдельная ниша рынка со своими проблемами и подходами. У нас есть пару знакомых энтузиастов готовых начать работу, но просто перенести игру в цифру еще не достаточно. Поэтому пока мы сосредоточились на нашей основной деятельности. Но это вовсе не означает, что мы будем против предложения о переносе наших игр в цифру.

    — Увидят ли свет ваши игры на российском рынке или опять надо будет как-то хитро заказывать с доставкой из страны в страну?

    На данный момент «Счастливая ферма» уже продается на российском рынке более года, издание настольной игры «Низам» было анонсировано издательство «Геменот», игра скоро должна уйти в печать. Премьера настольной игры «Таинственные знаки» состоится на украинском и российском рынках практически параллельно. Подобное запланировано и для остальных наших новых проектов.

    — Только ли разработчиком игр ты работаешь? Неужели на жизнь хватает? =)

    В моем случае доход приносит еще и само издательство, но на практике жить с этого можно, даже отечественным разработчикам, если вы все сделали правильно и заключили честные контракты на издание ваших разработок.

    — Создавала ли IGAMES игры по заказу? Есть ли спрос на данном поприще?

    К нам обращались не однократно. Но, к сожалению, ни одно из предложений нас не заинтересовало. И в плане финансов, и в плане тематики. Но возможно все впереди.

    — Про всеядность слышал, но назови последние несколько настолок, за которыми сидел и которые очень нравятся.

    Вот мой лист того, что вы обязаны попробовать, срочно и без оговорок.

    Номер один и абсолютный лидер Suburbia, мое глубочайшее почтения авторам! Да – велика доля случая при собирании сетов, да – раскрывается только при игре вдвоем, да – минимализм в оформлении, но это шедевр. Самый настоящий. Торжество слияния механики и тематики. Самый тематико-верный евро проект за последнюю пару лет. В игре про город вы именно проектируете и строите. Окинув взглядом в конце партии ваше творение, вы видите внутреннюю логику и определенную красоту застройки. Что и почему находится именно там, где и должно быть, вот индустриальная часть, вот бизнес центр, а вон там студенческий городок. А идея с взаимодействием, так красиво завернута в проектирование водоемов, одним словом великолепно. Проектируя парк, который снова ударит по бюджету города, но обрадует горожан, как буфер между очередной фабрикой, вы понимаете самое главное — все это практически повторяет то, что есть в реальности. Но требование к внимательности и сосредоточенности делает эту игру, выбором не для всех. Но, если зацепит, вы будете довольны не меньше моего.

    Номер два Hansa Teutonica, но о ней уже говорил выше. Лучшее из тяжеловесов на рынке. Лаконичная и умная отличница немецкой школы.

    Ну и опять Seasons, полсотни карт способные заменить целое ККИ, со своими архетипами, метагеймом, поломами и пайлом (в зависимости от вашей степени погружения в игру), первыми пиками и контрпиками, с открытием изначально не очевидного потенциала определенных карт и, конечно же, постоянными экспериментами. Когда очередной незнакомец выигрывает у вас совершенно невероятной связкой и открывает вам глаза на ваши, казалось бы, хорошие карты в сравнении с его, это игра с большой буквы. Но только на двоих и в электронном виде, либо на столе, но с опытным противником.

    Вот еще игры, которые вначале вызвали восторг, но разочаровали, это Terra Mystica, Bora Bora и Helvetia.

    — Не думали ли издавать игры сторонних авторов?

    Думали и планируем. Кроме того, нам выпал случай попробовать себя в роли продюсеров одной многообещающей разработки. Мы поговорили с одним нашим старым знакомым, у которого в работе есть игра с интересной идеей и антуражем. Посмотрим, что из всего этого получится.

    — Кстати сколько человек сейчас работает в вашем издательстве?

    Нас двое. Олег и я. Но этот штатные сотрудники. Наши не штатные герои это Лариса Мельник (наш самый главный переводчик) и Николай Амброзяк (корректор и редактор наших текстов). Ну и конечно наши художники, с которыми мы работаем. Кроме этого у нас много друзей и коллег они нам помогают постоянно и за это им большое спасибо.

  3. Денис Басыров

    Как пишется — так и слышится) Прочитал не моргнув и глазом – столько всего нового узнал. Александр, поздравляю с геройством. На многие вопросы я уже нашёл ответ, но кое что ещё осталось:

    1. Какая тематика или антураж в настольных играх меньше всего привлекает? А может быть есть и та, что прямо отталкивает.

    2. Какую игры на своей памяти ты купил стихийно, посмотрев на коробку и оформление?

    3. Сейчас на популярных ресурсах довольно часто заходит речь о геймдизайне и геймдизайнерах. Слово вошло в обиход. Расскажи немного об иллюстраторах с которыми вы работаете.

    Можешь ли ты дать несколько рекомендаций начинающим авторам или мини-издательствам в том, как найти дизайнера/художника и с ним взаимодействовать?

    4. Спасибо за ссылку на boardgamearena (опять не реклама) =) Может ещё парочку подобных рекомендаций?

    5. Есть ли у вас в IGAMES ритуалы, приметы и традиции? =)

    И, кстати, Олегу привет!

  4. Vladimir

    Поздравляю с геройством!
    Ждём не дождёмся с Катей «Знаки» 🙂

  5. Олександр

    @Денис Басыров
    1. Какая тематика или антураж в настольных играх меньше всего привлекает? А может быть есть и та, что прямо отталкивает.

    В принципе все зависит от степени проработки, стиля подачи и просто целостности сюжетной подоплеки. Если все сделано на высоком уровне, то захватить может любая тематика. Скорее всего не сяду за что-то совсем уж извращенное аморальное и вульгарное.

    2. Какую игры на своей памяти ты купил стихийно, посмотрев на коробку и оформление?

    Первое издание BattleLore, не мог пройти мимо.

    3. Сейчас на популярных ресурсах довольно часто заходит речь о геймдизайне и геймдизайнерах. Слово вошло в обиход. Расскажи немного об иллюстраторах с которыми вы работаете.
    Можешь ли ты дать несколько рекомендаций начинающим авторам или мини-издательствам в том, как найти дизайнера/художника и с ним взаимодействовать?

    Мы успели поработать с разными художниками и иллюстраторами, это был интересный и бесценный опыт, все, с кем мы работали, очень творческие и неординарные люди. Если говорить о проекте «Знаки», над которым мы как раз заканчиваем работу, над ним успели поработать несколько исполнителей. Главный вклад и общий стиль был создан замечательным московским иллюстратором Игорем Бурлаковым, в среде художников он известен как Dart Garry, именно за эту работу он получил награду на Игросфере 2013. Он отличный исполнитель, очень творческий и интересный человек с бесконечной фантазией. Вдобавок у него потрясающая техника и своя неповторимая манера исполнения. Также к работе над проектом подключился Мариуш Гандзель (Mariusz Gandzel). Великолепный художник и иллюстратор из Польши. У него большой опыт работы в нашей индустрии, например, если вы уже успели опробовать новую LCG Star Wars от FFG, значит вы уже знакомы с его работами, также он работает еще с рядом крупных западных издательств. Кстати, это был наш первый опыт работы с западными художниками. Также над проектом работала Каролина Вецка (Karolina W?cka), очень интересная польская художница, создавшая половину наших персонажей, которые не просто вышли очень характерными, но и отлично подошли к общему стилю игры. Также свою часть работы сделал и Леонид Андрощук, с которым мы начинали работу над этим проектом.

    Сразу скажу, что эта задача не тривиальная, и стоит определенных усилий. Иногда удается очень быстро найти исполнителя, иногда это может занять немало времени. Сейчас довольно много ресурсов, где есть объявления фрилансеров, но это не панацея. Не могу сказать, что именно там стоит начинать поиски.

    Первое правило. Если есть человек, который хорошо иллюстрирует книги или просто делает классный арт, это еще не означает, что он способен оформить настольную игру. Если вы будете об этом помнить, сэкономите и деньги и нервы. Поэтому лучше всего начинать поиск среди людей, которые уже имеют опыт в индустрии, чаще всего они сами играют в настольные игры и видели множество примеров, как и что сейчас является стандартом на рынке. Плюс вы будете говорить с ними на одном языке (поверьте в настольном мире огромное количество привычных терминов, которые абсолютно непонятны неподготовленному человеку), а это существенно упрощает работу. Просто отберите те игры, оформление которых вам понравилось, свяжитесь по возможности с теми, кто уже поработал с этим исполнителем, наведите справки. Конечно работа, западных профессионалов может стоить дороже отечественных художников, но тут все зависит от бюджета проекта. Тем более очень много высококвалифицированных художников в ближнем зарубежье, где цены соизмеримы с нашими, например, в Польше и Чехии. В тех странах, где индустрия шагает семимильными шагами, и это все объясняет. Зачастую цены там вполне приемлемы, а порой и ниже чем на российском рынке. Плюс в среднем там выше уровень профессионализма, ответственности и скорости исполнения.

    Второе правило. Хотя, это скорее дополнение к первому. Никогда не обращайтесь к людям, которые не рисует в цифре и не знакомы с планшетом. Пускай это будет гений, творящий карандашом на бумаге сущие шедевры, вы все равно пожалеете. Вы не раз столкнетесь с тем, что вам что-то придется чуть изменить, подправить или убрать. Если у художника все лежит в слоях, и он оптимизирует работу знанием современного цифрового инструментария, вы избавите себя, от головной боли, ссор и обвинений. Сканер хорошая вещь, но оставьте его для документов и старых фотографий. Есть счастливые исключения, но мы ведь говорим о приземленной практике.

    Третье правило. Художник — не есть дизайнер (Layout Artist). Это абсолютно разные профессии, требующие разных навыков и инструментария. Если человек отлично рисует, это не означает, что он сможет сделать красивый и эргономичный дизайн карт и коробки, придумать логотип или подобрать шрифт, а также сделать верстку и подготовить материалы к печати. Профессионалов, владеющих несколькими профессиями, единицы.

    Четвертое правило. Обговорите все условия работы заранее. Сроки, оплата, объем. Оплата только по факту выполненной работы. В крайнем случае, если человек на это не согласен, и еще вам не доверяет, оплата поэтапно, например, после десяти иллюстраций. Больше опирайтесь на отзывы других людей и рекомендации, это не большой рынок, и информация распространяется очень быстро. Если человек срывает сроки, без уважительной причины, лучше искать другого исполнителя со схожей художественной манерой, чем воевать с текущим. Так как, скорее всего это повторится вновь.

    Пятое правило. Прежде чем искать исполнителя хорошо продумайте общую концепцию оформления. Подготавливайте для исполнителя подробные технические задания, постарайтесь договориться о том, чтобы каждую иллюстрацию вы утверждали еще на стадии эскиза. Это существенно упростит работу и художнику будет проще и куда приятнее с вами работать. Запомните, все глобальные переделки и изменения стоят денег. Даже если это и вознаграждается, очень часто это все равно не радует исполнителя, а у многих может просто отбить желание вкладываться в этот проект. При этом если вы уже уверены в художнике, и он чувствует характер проекта, дайте ему свободу творчества, зачастую так рождаются великолепные работы.

    Шестое правило. Если объемы позволяют, старайтесь чтобы иллюстрации создавались одним человеком. Это сохранит общую стилистику и придаст графическому оформлению целостности. Плюс, это чаще всего чуть дешевле и даст человеку возможность сосредоточиться на этой работе.

    Это не ультимативная инструкция, а лишь те советы, которые я могу дать исходя из нашего опыта. Но если все рабочие нюансы учтены, значит, творчеству ничто не будет помехой.

    И напоследок. Если вы начинающий автор, без большого бюджета, не стесняйтесь говорить об этом. Часто ваша увлеченность и ваша целеустремленность могут заинтересовать настоящего профессионала. Он может пойти на уступки, и даже поработать с вами на условиях: когда проект выйдет в коммерческой форме, то тогда и будет произведена оплата, потому что ему интересно и он поверил в вас и ваш проект. Такое хоть и редко, но тоже бывает.

    4. Спасибо за ссылку на boardgamearena (опять не реклама) =) Может ещё парочку подобных рекомендаций?

    Если вам нравятся Warhammer LCG обратите внимание на http://www.deckbox.org

    5. Есть ли у вас в IGAMES ритуалы, приметы и традиции? =)

    Сложно ответить. Это уже стиль жизни, что-то выделить одно сложно. Главное, наверное, то, что мы всегда стремимся сделать каждый наш следующий проект еще лучше во всех смыслах.

  6. Slim Slam Snaga

    А можно ли получить «Пиратов» чтобы потестировать в Москве?)

    Ps. Жду Игросферу-2014!!! Отличное мероприятие с уникальной атмосферой.

  7. hk

    Саша, ты уникальный человек. Одновременно и игрок, и разработчик и издатель и ещё и организатор крупного настольного мероприятия. Не все могут совмещать даже две составляющие, а в тебе сочетаются целых четыре элемента. Более чем достойная кандидатура для героя!

    Мои вопросы:

    1. Рассматривалась ли возможность поехать лично в качестве посетителя или в качестве участника (как издательство IGAMES) на Игрокон? Как, вообще, относишься к этому мероприятию? Планируете ли сотрудничать, перенимать опыт?

    2. Что ты чувствуешь в преддверии Игросферы-2014? Ведь это для посетителей и гостей выставки это праздник, а для организаторов — тяжёлая работа. Нет ли чувства пресыщения, в преддверии четвёртого фестиваля? Желания что-то кардинально поменять или что-то сделать по-новому?

    3. «Знаки» планируются только на русском и украинском рынках? Что насчёт зарубежного издания? Например, в США или хотя бы Восточной Европе?

    4. Нам тут из России не сильно виден внутренний украинский рынок. Расскажи, заметны ли на нём какие-то изменения? Сильно ли выстрелила «Третья планета»? Как пошли украинские версии «Манчкина» и «Эволюции»? Появились ли какие-то новые игроки?

    5. Помню, были разговоры о сложностях в распространении локализованной версии «К2» на российском рынке? Расскажи подробнее, если можно. Как, кстати, разошёлся тираж? Есть ли желание продолжать работу в плане издания локализаций?

    6. Как воспринимается аудиторией «Низам»? Отличаются ли украинский и российский тираж (который «Геменот» выпускает)?

    7. Как часто ты сейчас играешь в настолки? Остаётся ли на них время?

    И два традиционных вопроса: что бы ты пожелал российским локализаторам и что думаешь о развитии boardgamer.ru?

  8. smilek

    Снимаю шляпу.
    Саша, два вопроса:
    1. Что не так оказалось в Terra Mystica
    2. Когда ждать чудесных «Пиратов»

    PS: Утверждение про WH неверное, нме кажется.

  9. Олександр

    @Slim Slam Snaga
    Конечно можно, будем только благодарны. Обратная связь от продвинутых игроков очень важна, тем более данный проект сейчас на перепутье. Есть три основные версии, три пути, по одному из которых проект и будет развиваться. Найти мои контакты очень просто, например на нашем официальном сайте. Напишите, вышлем прототип для печати.

    Мы очень рады что вам понравилось. Увидимся на Игросфере 2014 в следующем году. Хочу пожелать удачи и успеха вам и «Munivers de Paris» в Германии, как появится в продаже обязательно куплю.

  10. Олександр

    @hk
    Саша, ты уникальный человек. Одновременно и игрок, и разработчик и издатель и ещё и организатор крупного настольного мероприятия. Не все могут совмещать даже две составляющие, а в тебе сочетаются целых четыре элемента. Более чем достойная кандидатура для героя!

    Спасибо Юра, но не соглашусь с тобой. Уникальной является команда профессионалов, в которой я работаю, вот с ней мне действительно повезло.

    1. Рассматривалась ли возможность поехать лично в качестве посетителя или в качестве участника (как издательство IGAMES) на Игрокон? Как, вообще, относишься к этому мероприятию? Планируете ли сотрудничать, перенимать опыт?

    Да, кончено рассматривалась, если получится, обязательно постараемся приехать в следующий раз. Если нас пригласят и как издательство, то я думаю, будет и наш стенд. Правда, не особо знаю о условиях участия, но думаю это возможно. Отношусь только положительно, это очень здорово, что таких мероприятий все больше, они разные, у каждого своя специфика и свои преимущества, но в целом они очень важны для развития культуры настольных игр в наших странах. Мы всегда открыты для новой информации и новых идей, а также критики и предложений, поэтому посмотреть и поучится у других, мы считаем очень важным моментом для развития нашей выставки.
    2. Что ты чувствуешь в преддверии Игросферы-2014? Ведь это для посетителей и гостей выставки это праздник, а для организаторов – тяжёлая работа. Нет ли чувства пресыщения, в преддверии четвёртого фестиваля? Желания что-то кардинально поменять или что-то сделать по-новому?

    Чувствую, что работа предстоит не малая. Мы начинаем полномасштабную работу над подготовкой к Игросфере 2014 с начала следующего месяца. Но это всегда интересно, ты просто делаешь определенную работу, вычеркивая выполненные задачи из списка, проходишь этапы, а потом, когда выставка начинается, ты видишь, как она сильно поменялась, чувствуешь ее развитие. Все, что было сделано, складывается в одну общую картинку, этого не увидишь и не прочувствуешь во время подготовки, осознание приходит тогда, когда ты смотришь на ее результат. Пресыщения нет и не было. Ведь мы постоянно развиваемся, это могут подтвердить все, кто был хотя бы на двух наших мероприятиях. И мы только в начале пути, понимание того, какой может стать Игросфера, у нас есть, задача простая — работать над этим. Вот если бы выставка достигла своего пика, и развитие было бы незначительным и эволюционным, тогда можно говорить о пресыщении и рутине, но это будет не так скоро, как нам хотелось. И да, поправлю, если мы считаем Игросферу полноправной преемницей Украинского фестиваля настольных игр, то это будет уже пятая по счету выставка. Желание есть, изменения будут, а также будут и новые возможности.

    3. “Знаки” планируются только на русском и украинском рынках? Что насчёт зарубежного издания? Например, в США или хотя бы Восточной Европе?

    Игра выйдет и в Украине и в России. Мы планируем что премьеры пройдут одновременно в обоих странах. Также премьера состоится в Польше ближе к концу этого года. К сожалению, пока не имею права давать развернутый комментарий по второй части вопроса, следите за новостями.
    4. Нам тут из России не сильно виден внутренний украинский рынок. Расскажи, заметны ли на нём какие-то изменения? Сильно ли выстрелила “Третья планета”? Как пошли украинские версии “Манчкина” и “Эволюции”? Появились ли какие-то новые игроки?

    Изменений очень много, рынок меняется практически каждые полгода, что вполне естественно. На нем превалируют именно революционные изменения, что характерно для такой молодой сферы как эта. Издательство «Третья планета» очень правильно вышла на рынок со своими продуктами, грамотный и взвешенный подбор продуктов, дал свои результаты. Насколько мне известно, украинский «Манчкин» очень популярен, что и не удивительно, качество перевода и адаптации текста на самом высоком уровне, желаю ребятам удачи. Что касается «Эволюции», это тоже отличный выбор, и вообще здорово, что «Правильные игр» нашли отличного партнера на украинском рынке. Надеюсь, второе издание этой игры будет локализовано полностью на украинский язык в отличие от первого, уверен это еще сильнее увеличит популяризацию этой игры на нашем рынке. Новые игроки появляются регулярно, уверен, что в самое ближайшее время появятся еще несколько издателей.

    5. Помню, были разговоры о сложностях в распространении локализованной версии “К2? на российском рынке? Расскажи подробнее, если можно. Как, кстати, разошёлся тираж? Есть ли желание продолжать работу в плане издания локализаций?

    Сложности, к сожалению, так и не были решены, но это касается только K2, хотя мелкие партии этой игры регулярно появляются на российском рынке, Плюс игру всегда можно заказать на нашем сайте, для покупателей из России предусмотрена специальная возможность, которая поможет существенно сэкономит на доставке. С остальными нашими играми этот вопрос решен, одна игра уже доступна, остальные также можно будет свободно приобрести в России, практически в любом магазине настольных игр. Тираж расходится согласно нашим прогнозам.
    Желание продолжать работу в плане издания локализаций есть, мы планируем этим заниматься и в дальнейшем.

    6. Как воспринимается аудиторией “Низам”? Отличаются ли украинский и российский тираж (который “Геменот” выпускает)?

    Хорошо, игра нашла своего игрока. Отличия будут в плане правил, так как коробка, по сути, содержит несколько небольших игр и их вариантов, которые играются одним набором компонентов, не все эти варианты успели попасть в нашу коробку. Часть из них доступна для скачивания с нашего официального сайта. В российском издании все они будут изначально присутствовать, в печатном виде, непосредственно в коробке.

    7. Как часто ты сейчас играешь в настолки? Остаётся ли на них время?

    Более чем часто. Это еще и часть работы. Кроме своих проектов мы стараемся как можно больше играть в игры вообще. Я воспринимаю это как некое подобие образования, ты играешь, смотришь как что сделано, и в плане дизайна, и в плане оформления, и в плане качества производства, ну и конечно разбираешь игровой механизм на составляющие. Это очень важно, если ты хочешь идти в ногу со временем и делать продукты, которые будут соответствовать тем стандартам, которые есть сейчас на рынке. Тем более в нашей стране где, повторюсь, нет толком мест, где дают основы профессии игрового дизайнера. Конечно, есть две точки зрения, на то, что чужое влияние может лишить ваши игры персонального почерка и наоборот, что на данном этапе это необходимо. Есть случаи, когда авторы мало знакомые с современной индустрией создают действительно интересные и уникальные игры, яркий тому пример Александр Ушан и его «Находка для шпиона», которая мне очень нравится. Но с другой стороны возможно и разочарование, когда автор долгое время работает над тем, что уже сделали задолго до него, такие собственные открытия хоть заслуживают уважения, но приносят автору лишь разочарование. Так что я скорее за второй подход, тем более он просто необходим, если ты являешься одновременно и издателем. В среднем мы знакомимся с двумя новыми играми в неделю.

    И два традиционных вопроса: что бы ты пожелал российским локализаторам и что думаешь о развитии boardgamer.ru?

    Успехов во всем. Рынок очень большой и многообещающий, за ним большое будущее. Уверен опытные игроки со временем будут больше обращать внимание на локализованные версии, так как с увлечением рынка, выпуск сложных и серьезных игр для этого сегмента потребителей будет оправдан и не менее интересен, чем выпуск игр для масс. Скоро почти все интересные новинки будут выходить одновременно и в наших странах. Также цена будет идентична западному ценнику, и такое явления, как заказ игр из-за границы, потому что там ниже цена даже с доставкой, лучше качество и ассортимент останутся в прошлом. Либо это будет в случае с действительно редкими играми, выходящими сугубо на локальном рынке и малым тиражом.

    По поводу сайта. Это один из старейших и самых уважаемых сайтов в истории отечественного настольного движения. Всегда интересно наблюдать за его развитием и анализировать мнение его автора. Я захожу на этот сайт ежедневно уже в течение шести лет. Хотя меня на данный момент многое устраивает, поделюсь мыслями на счет того, каким бы мне хотелось видеть его развитие. Мне кажется, сейчас настал момент, когда нужно переосмыслить и выделить самые интересные вещи, которые есть и сконцентрироваться именно на них. Это ежедневная работа, и то, что ее делает один человек на добровольной основе уже столько лет, заслуживает как минимум уважения. Пытаться угнаться за комбинированными многопользовательскими сайтами, наподобие «Тесеры», как мне кажется не стоит. Это другой формат и совсем другая, коммерческая основа, с серьезными бюджетами и постоянными сотрудниками. Нужно сосредоточиться на своем авторитете и опыте, чтобы профиль автора проступал в каждой статье. Я вижу boardgamer.ru как российский аналог http://www.drakesflames.blogspot.com и это мне нравится. Мне кажется, люди заходят сюда, чтобы узнать твое мнение о той или иной игре, они прислушиваются к нему или наоборот дискутируют, это главное. Больше рецензий, первых взглядов на новинки и прототипы, а также интервью. Конечно, формат стабильное количество постов в день хорошо, и я лично к нему привык, но это отнимает множество твоего времени, хотя и дисциплинирует. Новости и цитирование интересных статей, это хорошо, но эта информация есть на специализированных сайтах и дайджестах. Для меня куда важнее твое развернутое мнение и анализ всего происходящего. Пусть даже не всего, а именного того, что ты сейчас считаешь наиболее важным и интересным. Может, стоит рискнуть, немного поменять формат появления материалов на сайте? Пусть их будет меньше, но больше будет аналитики и тебя, как автора, человека, которого просто интересно читать. Несколько обзоров и статей в течение недели, и например, анализ всех новостей в пятницу, ну и конечно блиц-обзор сыгранных партий. Вот такие мысли. Надеюсь, на меня не обидятся читатели. Мой лозунг прост «больше Юрия Тапилина на сайте Юрия Тапилина». Но обязательно регулярно.)

  11. dima

    Олександр :
    Сложности, к сожалению, так и не были решены, но это касается только K2, хотя мелкие партии этой игры регулярно появляются на российском рынке, Плюс игру всегда можно заказать на нашем сайте, для покупателей из России предусмотрена специальная возможность, которая поможет существенно сэкономит на доставке.

    Я прошу прощения, Александр, а на каком сайте? На официальном сайте IGames, насколько я понял, нельзя купить игру. И что это за специальная возможность для покупателей из России? Как ею воспользоваться? Не могли вы также сообщить, где конкретно в России появляются «мелкие партии» этой игры? (Давно хочу купить локализованную вами версию игры, но нигде не могу ее найти с доставкой в Россию).

  12. Олександр

    smilek :
    Снимаю шляпу.
    Саша, два вопроса:
    1. Что не так оказалось в Terra Mystica
    2. Когда ждать чудесных “Пиратов”
    PS: Утверждение про WH неверное, нме кажется.

    1. Игра великолепна в плане проработки деталей, эргономики и оформления. В ней органично переплелся целый ворох механик, плюс есть несколько новых интересных решений, перегонка манны великолепна. Конечно, уровень взаимодействия очень низок, и любые попытки мешать другим слишком затратные, не это является минусом игры. Главная проблема, это «блеск и нищета» этой игры — разнообразие доступных рас. Все они интересны и у каждой свои сильные стороны и пути к победе, но это скрипт, жесткий и безжалостный. Разработчики определяют ваш стиль игры и выбранную стратегию еще на этой стадии. И все, дальше вы катитесь по рельсам. Шаг влево, шаг вправо — приравниваются к побегу. Вернее к проигрышу. Уж лучше бы все начинали с одинаковыми, лишенными преимуществ и недостатков расами, и докупали свойства и бонусы во время игры. На крайний случай можно просто представить, что все мы играем за желтых кочевников (Nomads), и действовать так, как вы хотите, выбирать стиль игры такой как вам хочется, и если что-то пошло не так, менять его по ситуации. Вторая проблема, это наличия случайной раскладки бонусов и поощрений, которые будут присутствовать в каждом из шести раундов в игре, где в остальных моментах случайность практически исключена, плюс игра требует большой внимательности и взвешивания всех факторов, а также просчета на несколько ходов вперед, цена ошибки очень высока. С одной стороны это интересно и приносит разнообразие. С другой еще сильнее увеличивает проблему заранее определенных стратегий каждой расы, ставя игроков в заведомо неравные условия. Если вам повезло, и порядок развития практически совпадает с этими бонусами, оторваться от других становится несложной задачей. Просто не делайте грубых ошибок. Да и в принципе, что свойственно, многим последним играм европейской школы, ваш выбор вовремя вашего хода непростительно сужен, по сути, у вас всегда есть всего один правильный выбор. Хотя изначально и кажется, что перед игроком множество выборов, но на самом деле это присутствует не во всех играх. Конечно, в игре есть несколько веток развития, разные способы заработка победных очков, часть которых меняется каждый ход, но, к сожалению, выбор расы и очередность бонусов не идут на пользу это великолепной игре. Да, она великолепна, это не опечатка, и не эпитет. В нее вложено сотни часов труда, построено множество таблиц, замечательно просчитано игровое поле, все это замечаешь, сыграв несколько партий, что вызывает еще больше уважение к разработчикам -замечательные иллюстрации и эргономика, вдобавок придумано целых 14 рас. Но, к сожалению, у вас есть 14 партий, которые вы сыграете разными расами, после это будет всего лишь повторение того что уже было. Но 14 раз это и не мало. Поэтому, хотя бы попробовать эту игру я настоятельно рекомендую всем любителям сложных игр европейской школы.

    2. В следующем году.

    Любимый цвет игровых компонентов для меня всегда был и остается зеленый.

  13. Олександр

    Несмотря на всю критику, Terra Mystica мне очень нравится, она есть в моей коллекции, продавать ее я не планирую. Поэтому, наверное, я так требователен к ней. Просто эти два момента мешают мне назвать ее безупречной.

  14. Олександр

    dima :

    Олександр :
    Сложности, к сожалению, так и не были решены, но это касается только K2, хотя мелкие партии этой игры регулярно появляются на российском рынке, Плюс игру всегда можно заказать на нашем сайте, для покупателей из России предусмотрена специальная возможность, которая поможет существенно сэкономит на доставке.

    Я прошу прощения, Александр, а на каком сайте? На официальном сайте IGames, насколько я понял, нельзя купить игру. И что это за специальная возможность для покупателей из России? Как ею воспользоваться? Не могли вы также сообщить, где конкретно в России появляются “мелкие партии” этой игры? (Давно хочу купить локализованную вами версию игры, но нигде не могу ее найти с доставкой в Россию).

    http://www.igames.ua

    Купить игру на нашем сайте можно. Просто сайт не создавался как интернет магазин, и в нем не предусмотрена функция привычной корзины. Вы просто пишите нам, что хотите приобрести, и мы договариваемся обо всем. Условия доставки наших товаров по территории СНГ вас приятно удивят. Будем рады вам помочь.

  15. hk

    Олександр :

    @hk

    По поводу сайта. Это один из старейших и самых уважаемых сайтов в истории отечественного настольного движения. Всегда интересно наблюдать за его развитием и анализировать мнение его автора. Я захожу на этот сайт ежедневно уже в течение шести лет. Хотя меня на данный момент многое устраивает, поделюсь мыслями на счет того, каким бы мне хотелось видеть его развитие. Мне кажется, сейчас настал момент, когда нужно переосмыслить и выделить самые интересные вещи, которые есть и сконцентрироваться именно на них. Это ежедневная работа, и то, что ее делает один человек на добровольной основе уже столько лет, заслуживает как минимум уважения. Пытаться угнаться за комбинированными многопользовательскими сайтами, наподобие «Тесеры», как мне кажется не стоит. Это другой формат и совсем другая, коммерческая основа, с серьезными бюджетами и постоянными сотрудниками. Нужно сосредоточиться на своем авторитете и опыте, чтобы профиль автора проступал в каждой статье. Я вижу boardgamer.ru как российский аналог http://www.drakesflames.blogspot.com и это мне нравится. Мне кажется, люди заходят сюда, чтобы узнать твое мнение о той или иной игре, они прислушиваются к нему или наоборот дискутируют, это главное. Больше рецензий, первых взглядов на новинки и прототипы, а также интервью. Конечно, формат стабильное количество постов в день хорошо, и я лично к нему привык, но это отнимает множество твоего времени, хотя и дисциплинирует. Новости и цитирование интересных статей, это хорошо, но эта информация есть на специализированных сайтах и дайджестах. Для меня куда важнее твое развернутое мнение и анализ всего происходящего. Пусть даже не всего, а именного того, что ты сейчас считаешь наиболее важным и интересным. Может, стоит рискнуть, немного поменять формат появления материалов на сайте? Пусть их будет меньше, но больше будет аналитики и тебя, как автора, человека, которого просто интересно читать. Несколько обзоров и статей в течение недели, и например, анализ всех новостей в пятницу, ну и конечно блиц-обзор сыгранных партий. Вот такие мысли. Надеюсь, на меня не обидятся читатели. Мой лозунг прост «больше Юрия Тапилина на сайте Юрия Тапилина». Но обязательно регулярно.)

    Спасибо за тёплые слова. К сожалению последние несколько месяцев у меня реально нет времени на сайт. Если раньше я обновлял его в достаточно свободном режиме после работы, то в последнее время посты готовятся в ночные часы, часто за полночь, когда голова соображает уже плохо, пальцы допускают всякие опечатки, и, вообще, больше всего хочется упасть и уснуть.

    То, что сейчас происходит — это медленное угасание. Так как в обозримом будущем времени больше у меня не станет, я надеюсь на помощь коллег по цеху, поскольку стабильность обновлений хочется сохранить. Сам же буду писать по мере возможностей.

    Хорошая мысль насчёт анализа новостей. Я сам подумывал о чём-то таком, причём мне было бы интересно делать это в видеоформате, чтобы можно было не только рассказывать, но и показывать какие-то новинки и т.п. Но пока это только мечты и, боюсь, таковыми и останутся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑