Navegador – игра небезызвестного автора Mac Gerdts (Imperial 2030, Concordia) была выпущена в 2009 году фирмой PD Verlag . Евро игра в которой рассказывается о золотом веке исследований морей Португальской короны. Игра рассчитана на 2-5 игроков, время партии занимает около 90 минут. За всю историю игра номинировалась 5 раз на разнообразные награды, но так и не удостоилась ни одной из них, однако занимает место в топ 100 на Boardgamegeek. Прочитайте обзор, подготовленный читателем по имени Артём, и узнаете почему.
Давайте перенесемся в XV век, Португалию. Генрих «Мореплаватель» , который к слову приходится сыном португальскому королю Жуану I, отличается своим стремлением к захвату и расширению владений королевства, миссионерскими деяниями и является великим крестоносцем. Однако главное внимание Генрих уделяет плаваниям к югу вдоль западного берега Африки с целью найти восточный морской путь в Индию. Вам предстоит выступить в роли состоятельных торговых династий, которым поручено открыть этот путь и наладить товарообмен.
Содержимое коробки:
Внутри коробки нас ожидает игровое поле, 5 персональных мини — полей игроков, 5 комплектов деревянных фишек 5-ти разных цветов, около 50 разнообразных деревянных фишек ,а так же картонные жетоны и тайлы . Качество компонентов не вызывает никаких нареканий, отличная вырубка жетонов, деревянные фишки выполнены на уровне, персональные поля- хорошая печать на плотном картоне. Но главное ( и по моему мнению это является сердцем игры) это игровое поле, которое выполнено в виде карты Африки, Азии и части Южной Америки и оно заслуживает отдельных похвал. Вся атмосферность игры завязана именно на поле и оно отлично передает настроение игры. Глядя на карту и расставленные фишки кораблей невольно представляешь себе открытый океан и плывущий по нему Португальский флот. Из за долгого плавания и неизведанных вод один из кораблей отстал от общей группы и видимо затонул. Когда уже надежды почти не осталось вдруг выкрик одного из матросов сидящего на мачте – «Капитан, земля!». И вот мы уже у берегов Африки, создаем новую колонию, для добычи золота для короны, строим верфи и церкви нанимаем новых работников для дальнейшего плавания, ведь это только первый шаг, а сколько их еще необходимо сделать , чтобы добраться до берегов Индии?
Краткие правила:
Игроки начинают партию с 200 крузадо ( местная валюта ), двумя кораблями в Португалии ( место на карте), тремя рабочими, фабрикой, верфью и церковью, а так же королевской привилегией. Каждый игрок так же ставит маркер своего цвета на круг, на котором отображены возможные действия. Перемещая маркеры по часовой стрелке на ронделе, игроки по очереди выбирают действия и выполняют их. Игровое поле разделено на 13 регионов в каждом из которых находиться по синему диску ( жетон исследования ) и до 4 тайлов колоний, которые представляют три вида товаров : сахар, золото и специи. Перемещая свои корабли ( слева направо по карте ) игроки по ходу будут открывать новые земли и основывать колонии. В игре есть 3 фазы, каждая из которых начинается после того, как один из кораблей пересекает красную линию (Cabo da Boa Esperança для начала второй фазы и Malaca для третьей соответственно). Поле этого игра переходит в новую фазу в начале хода следующего игрока. Каждый раз когда это происходит , дальность плавания кораблей возрастает на 1 и стоимость дополнительных рабочих и кораблей возрастает на 100 крузадо. Игра идет до тех пор, пока одно из условий окончания игры не будет выполнено: либо будет исследован последний регион Нагасаки, либо все доступные здания будут раскуплены. После этого каждый из игроков производит еще по одному действию и игра заканчивается. Тот из игроков, кто смог набрать наибольшее количество победных очков объявляется победителем.
Впечатления от игры:
Первое на что ты обращаешь внимание играя в Navegador это, насколько тема хорошо гармонирует с механикой игры. К примеру когда ты выбираешь действие плавание и хочешь отрыть новый регион необходимо вплывать в него двумя кораблями, один из которых ты теряешь в процессе исследования новых вод и территорий. Это выглядит очень логично, ведь если посмотреть на эту ситуацию с реальных точек зрения, возможность того, что плавая по неизведанным регионам можно наткнуться на рифы, корабль может выбросить на скалы или просто начаться шторм вполне реальна. Открывая новые земли, ты немедленно получаешь бонусы, первый из которых жетон исследования за открытие нового региона, а второй это денежное вознаграждение за открытие новых мест для колонизации. И хоть утрата корабля в процессе плавания — большая потеря, но вознаграждение тоже стоит свеч. Чем дальше корабли продвигаются вдоль Африки, тем все большие потери их ожидают однако и вознаграждение так же возрастает.
Следующее про что хочеться сказать — это рыночные отношения. На рынке можно либо продавать товары либо перерабатывать их в продукцию, но к примеру если часто продавать один тип товара не перерабатывая его, то на рынке образуется переизбыток этого товара и его цена резко снизиться, что делает переработку более выгодной. Именно эти два ключевых момента являются очень важной частью игры. Правильное комбинирование продажи и переработки товаров одно из главных условий победной тактики.
Что еще хочется отметить в этой игре — это выбор действий. На поле есть круг, который разбит на восемь секторов, каждый из которых одно из возможных действий. Да, механика не нова, такой же выбор действий можно встретить в той же Finka или Imperial 2030, однако рондель отлично вписывается в Navegador и к тому же на игровом поле он задекорирован под компас, что только добавляет антуража игре. Итак, всего на круге существует 7 вариантов действий : плавание, колонизация, привилегия, кораблестроение, найм рабочих, строительство зданий и рынок, который представлен на двух из восьми секторов. Действие «рынок» не случайно дважды нанесено на рондель, ведь четыре из шести оставшихся требуют финансовых затрат, поэтому деньги в игре играют главенствующую роль. Игрок может бесплатно перемещать свой маркер до 3 клеток вперед, по часовой стрелке, выбирая одно из доступных действий, за каждый дополнительный шаг придется расстаться с одним из кораблей. По игре один корабль это довольно не малая потеря, ведь для того чтобы купить новый, кроме того что необходимо будет потратить 50 монет, так еще и целый ход потерять. Однако иногда бывает выгодна потеря корабля во имя больших приобретений, чаще такая ситуация случается ближе к концу игры.
Но на мой взгляд самое главное достоинство Navegador — это вариативность заработка победных очков. В игре есть 5 разных возможных направлений , каждое из которых имеет свои плюсы и минусы. Предлагаю рассмотреть их поподробнее:
Итак, основание колоний. В выборе этого направления стратегии есть огромный плюс, ведь кроме очков в конце игры ( каждая колония приносит 1 очко владельцу ), она так же дает товар для продажи на рынке будь то сахар, золото или специи. Вроде все отлично одни выгоды, ан нет, тут тоже есть свой минус. Уходя полностью в колонизацию мы получаем переизбыток товара, который при частой продаже понизит цену на рынке, что приведет к нерентабельности данного действия.
Следующий вариант – это постройка фабрик для переработки сырья (каждая фабрика приносит игроку 2 очка). Данная тактика имеет те же плюсы, что и предыдущая, однако к сожалению и минусы те же. При постоянной переработке товаров повышается стоимость самих товаров, а вот переработанная продукция падает в цене.
Как на меня, здесь есть два варианта выхода из ситуации, первая это комбинировать колонии и фабрики, тем самым варьировать ценовую политику на рынке. Либо есть более тонкий способ, если к примеру противники охотно скупают сахарные колонии, то это неизбежно приведет к падению цен на продажу сахара на рынке и выгоде в его переработке. Тогда скупив дешевые сахарные фабрики заранее, можно хорошо зарабатывать на переработке, благо, что противники будут поддерживать высокую цену на переработку, продавая чистый товар на рынок.
Можно пойти по пути первооткрывателя. За каждый новый открытый регион игрок получает жетон исследования ( стоимостью 4 очка ), а так же сумму денег в количестве самой дешевой колонии в регионе. Однако есть и минусы, как я уже говорил, при входе в новые воды игрок обязан потерять один корабль, из этого выходит, что при всех плюсах необходимо так же иметь дополнительные виды заработка для покупки новых кораблей.
Строительство верфей. Необходимо сперва повысить уровень рабочих в Лиссабоне, ведь для строительства одной верфи необходимо 4 работника. Купив верфь (которая принесет 3 очка в конце игры ) игрок получает возможность дополнительно приобретать 1 корабль по цене 50 крузадо, вместо 100\200\300 в зависимости от фазы игры. Невооруженным глазом видна выгода, однако и тут не все так гладко, ведь кроме покупки дополнительных работников и растрат на них, цена за покупку самих верфей тоже довольна высока и стартует со 150 монет.
Строительство Церквей. Данное направление как две капли походе на строительство верфей, с некоторыми отличиями: для строительства необходимо 5 человек; игрок получает возможность дополнительно приобретать 1 рабочего в Лиссабон по цене 50 крузадо, вместо 100\200\300 и стоимость самой дешевой из них стартует с 200 монет.
Количество очков в конце игры, которые принесут постройки, колонии либо жетоны исследования можно увеличить путем приобретения привилегий. Теряя одного работника, игрок может повысить количество получаемых очков на 1 или 2 в зависимости от выбранной привилегии.
Нельзя не отметить, что игра отлично сбалансирована и нет одной прямой и точно победной стратегии. В любом случае игроку придется приспосабливаться, искать пути заработка денег и победных очков одновременно, возможно даже быть пластичным и в зависимости от действий противников менять свою стратегию посреди игры. Но в этом всем и есть Navegador. Умение приспосабливаться, планировать наперед, правильно подбирать стратегию, все это поможет достичь заветной цели и привести Королевство Португалия к расцвету и процветанию.
Подводя итог хотелось бы сказать, что игра очень хорошо сбалансирована, что позволяет играть в нее любым составом, получая удовольствие от каждой игры. Комбинация механик и отлично подобранная тема выделяет ее из общей массы настольных игр и делает ее самобытной и уникальной. Игровой процесс идет очень плавно и провисов игры во время партии практически нет, за исключением подсчета прибыли на рынке, но приноровившись и сыграв пару партий эти подсчеты будут занимать очень мало времени. Еще хотелось бы отметить, что в игре практически нет текста, что является однозначным плюсом для русскоязычных игроков. В общем игра заслуживает положительных отзывов и как по мне оценки 9 из 10.
Интересная статья, спасибо. Можете ли сравнить по ощущениям Империал (Империал 2030) и Навегадор, есть ли, по Вашему, смысл иметь две игры, использующие рондель?
На двоих идёт?
К моему большому сожаления не смог поиграть в Империал 2030, но по моим ощущениям, это очень разные игры, хоть и имеют схожую механику!
Идет и на двоих, но есть конечно минусы, слишком мало агрессии в открытии новых земель, зато намного более сильная борьба за бонусы, так как их в игре становиться оч мало!)
Игры очень разные. Навегадор, по ощущениям, это где-то по середине между Империалом 2030 и Конкордией. Отчетливо видны элементы из обеих игр. Вообще эволюция: Империал — Навегадор — Конкордия, хорошо прослеживается. В Конкордии нет ронделя? На самом деле есть — это карты вашей руки, которую вы также прокручиваете, как и действия ронделя.
Все три игры разные и классные и заслуживают места на одной полке.