В сообществе ЖЖ ru_boardgames появилась толковая заметка о правилах поведения за столом. Почему-то она озаглавлена "Баланс в настольных играх", хотя автор рассуждает совсем не об этом, а о том, как надо себя вести, чтобы от игры все получили удовольствие.
Часто ли вы сталкиваетесь с ситуацией, что дружная компания, играя в настолку по любимому сеттингу, превращается в склочную озлобленную свору, много позже завершения партии обсуждающую обиды, не имеющие за пределами игры никакого смысла?
Эта статья написана по мотивам накипевшего за многие месяцы. Она касается в той или иной мере огромного пласта игр, которые рассчитаны на противодействие друг другу. Я старался максимально не привязываться к конкретике и рассматриваю общие закономерности "провала" таких игр, сферический баланс.
Единственный употребляемый термин "источник ресурсов"/"ресурс" касается любой игровой выгоды, будь то область в Игре Престолов (любой другой военной стратегии) или существо в Эволюции.
Так как же не превратить долгожданный вечер в наказание?
0. Ваша ли это игра?
Возможно, сейчас пятница, кто-то только что завершил сложную рабочую неделю и хочет скорее только выпить/поспать. Вы хотите спать/не напрягать мозг? Достаньте Манчкин, проведите вечер за Крокодилом, просто поболтайте. Не начинайте заведомо провальной игры.
Вам придётся играть друг против друга. Банальный факт, который требует хорошо подумать. Почти во всех настолках присутствует возможность обмануть, сделать подлость, стравить друзей; более того, часто без этого не победить. Хватит ли у всех мудрости доиграть до конца в хорошем настроении?
Ответить на этот вопрос нужно ещё до того, как коробка будет раскрыта.
1. Как сохранять шансы.
Заранее внимательно ознакомьтесь со способами победы, постоянно держите в уме сведения о близости к выигрышу других игроков, об оставшемся до конца игры времени. Единственной целью должно быть оставаться в максимальной близости от лидера. Стремитесь к своей победе и только к ней.
2. Играйте в игру.
Не сбивайтесь в свору, чтобы загрызть слабого игрока. Это очень редко бывает оправдано (только если он точно вот-вот проиграет); шанс увлечься же, наоборот, слишком велик. Кому-то мало гопников на улицах? Иногда резкие коллективные меры хороши, чтобы поставить на место зарвавшегося лидера, однако будьте предельно внимательны к тому, чтобы вовремя остановиться, отняв (и распределив максимально поровну, если это возможно) лишь ту часть, что выводит его вперёд.
Если одной и той же выгоды можно добиться атаковав более слабого/равного по силе игрока и мирным способом, старайтесь выбирать второе.
Откажитесь от проституции. Часто имеет значительно больше смысла поддержать слабого игрока бесплатно, чем сильного за незначительные уступки.
Не помогайте другим игрокам "от нечего делать", из личных симпатий. Второй половинке можно сделать приятное другими способами, продолжать же партию в такой ситуации может стать не интересно никому.
Всеми средствами избегайте ситуации, когда один игрок тратит все ресурсы на победу другого, как изначально, так и в конце игры. Большая часть настолок от этого трещит по швам.
3. Агрессия и ответные выпады.
Не бросайтесь в атаку и не портите отношения со всеми с первого хода. Игры, в которых участвует больше двух человек, не позволяют, получив преимущество рано, давлеть над всеми на протяжении всей партии.
Думайте о глобальной ситуации на столе. К чему приведёт, если вы бросите все силы на противоборство с одним игроком? Не слишком ли это большой подарок для ваших соседей?
Возможно, он обманул вас/вы просто оскорблены его атакой. Выгодны ли вам контр-меры? Всегда пытайтесь отнять ресурсы у того, у кого их больше (а это далеко не всегда ваш нынешний обидчик)/распределять их к тем, кто сейчас слаб.
Если вы стали лидером, но при этом (что случается чаще всего) не способны сломить коллективное сопротивление, попытайтесь, попользовавшись преимуществом, восстановить равновесие, незаметно поддержав возвышение другого игрока, либо даже отдав часть источников ресурсов более слабому.
Ваше приближение к победе не останется незамеченным. Не пытайтесь отвести другим глаза, причитая, что у вас всё плохо: это не является тонкой интригой, товарищи не оставят незамеченным, что вы держите их за идиотов.
4. Что делать, если вы уже не победите.
Попытайтесь отыграть сюжетную роль. Чего мог бы хотеть ваш персонаж/клан в такой ситуации? Может быть, вам было бы интересно добиться какой-то мини-цели (например, сохранить/получить какой-то определённый источник ресурсов), помимо мести?
Не давайте скуке и обиде завладеть собой.
Не произносите фразы "Мне вообще пофиг", "Я всё равно не выиграю", "Чисто поржать".
Сохраняйте достоинство и здравый смысл. Не оскорбляйте других игроков глупыми выходками. Помните,ваши товарищи всё ещё намерены доиграть партию.
Выйти из игры бывает достойным вариантом, но, к сожалению, не все механики дают такую возможность. Если совсем тяжко, сходите покурить/просто пройдитесь по квартире.
Часто бывает, что на самом деле шанс победить ещё есть. Не растрачивайте оставшееся попусту, берегите его. Нередко ваш агрессор оказывается следующей целью для коллективного негодования; вас же, напротив, какое-то время оставят без внимания. Копите силы.
В эндшпиле, когда определяется победитель, не отдавайте предпочтения никому из игроков. Тщательно защищайте свои ресурсы, как если бы это было вашей целью на игру. Вмешивайтесь на стороне того, кто оказался в меньшинстве из-за коалиции других игроков. Забудьте обиды и личные симпатии. Завершение ещё может порадовать каждого.
«Откажитесь от проституции.»
Скажи «НЕТ» танцами на столе и сбрасыванию лифчиков на миплы!
такая вот мысль пришла…
Да уж, хуже нет, чем фразы:»Мне все равно не победить, так что пусть победит Вася, которому я сейчас отдам все ресурсы.» «Да мне уже пофиг на очки, я хочу что-нибудь отчебучить.» «Ты меня первым атаковал, поэтому буду тебя из зо всех сил гнобить и пусть кто-нибудь другой побеждает.» Играть с таким человеком можно только в игры для двоих или в кооперативки, ибо для него есть только два места — победное и проигрышное.
Грамотно написано. Сам стараюсь придерживаться такого поведения, но так как все мы люди, зачастую личные симпа и антипатии побеждают.