Любителям несложных, увлекательных игр стоит обратить внимание на новинку издательства Queen Games «Neptun». Вам предстоит набирать контракты на поставку товаров, осуществлять их доставку и получать заслуженное вознаграждение. Представляю вашему вниманию перевод обзора игры, сделанного пользователем boardgamegeek.com Andrew Burgin. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
Мой отчёт основан на одной сыгранной партии.
Компоненты игры очень хорошего качества (что уже ожидаемо от Queen Games), хотя ничего особо выдающегося в них нет. Игровое поле, карты, картонные монеты и жетоны, деревянные фигурки кораблей и диски-маркеры.
Размеры коробки примерно такие же, как у Fresco.
Правила игры напечатаны на нескольких языках. Они довольно просты. У правил Queen Games периодически отсутствуют уточнения мелких нюансов. Вы предполагаете, что что-то должно происходить, но никаких пояснений в тексте на этот счёт нет (как минимум в англоязычных правилах). Здесь именно такая ситуация. По ходу обзора я укажу основную неоднозначность.
Коротко об игре
Игроки становятся купцами Римской империи. Они набирают контракты на поставку товаров в различные порты и получают за доставку деньги или очки почёта в храмах. Игрок с наибольшим количеством победных очков по итогам трёх раундов объявляется победителем.
Основы игры
Итак, в игре три раунда. Каждый раунд разделён на три фазы.
- Получение контрактов на поставку товаров
- Выполнение контрактов
- Получение победных очков
Фаза 1: Получение контрактов на поставку товаров
В игре есть карты трёх типов: порты, товары и навигация. Каждая колода замешивается отдельно и выкладывается рядом с игровым полем. В итоге формируется вертикальный ряд из трёх колод. Из каждой колоды выкладывается в горизонтальный ряд количество карт на 1 большее, чем количество игроков. Карты выкладываются лицом вниз.
Каждый вертикальный ряд из трёх карт – это контракт. У контракта есть место назначения, товары и особенности навигации.
Первый игрок (которого в начале партии определяют случайным образом) открывает первый контракт. Он может забрать его или открыть следующий контракт (вертикальный ряд карт). Как только он открывает следующий контракт, предыдущий сразу становится для него недоступным. Здесь есть элемент риска: бери, что открыл, или надейся, что следующий контракт будет лучше.
Как только игрок выбрал контракт, ход переходит к следующему участнику, который также выбирает контракт, используя ту же механику. Однако у него есть преимущество: он видит открытые контракты, от которых отказался предыдущий игрок. Игрок может взять любой открытый контракт, но если он решил открыть следующий, все открытые сразу становятся для него недоступными.
После того, как все игроки выберут по контракту, один останется на поле. Этот контракт передвигается на первую позицию. Если он открыт, для повышения привлекательности к нему добавляется монета, если закрыт – он открывается, но монета к нему не добавляется. В каждый горизонтальный ряд добавляются карты в закрытую из соответствующей колоды, пока в ряду не будет на одну карту больше, чем количество игроков (включая карты оставшегося контракта).
Когда игрок берёт контракт, он передвигает свой маркер очерёдности хода в соответствии с числом на карте навигации. Это определяет очерёдность хода при получении следующего контракта. Игрок, взявший карту навигации с наименьшим числом, будет выбирать контракт первым.
Процесс повторяется, пока у каждого игрока не будет пять контрактов.
Фаза 1 – особенность
Вам кажется, что всё довольно просто? Не совсем! У каждого игрока есть свой планшет (собирающийся из двух частей) с номерами от 1 до 5. При выборе контракта нужно поместить карты порта назначения и товара под одним из пяти номеров (карта навигации остаётся на руках у игрока). После размещения менять положение контракта нельзя. Обязательства придётся выполнять именно в таком порядке. При выборе контрактов старайтесь построить удобный маршрут, который можно будет выполнить во второй фазе.
Фаза 2: Выполнение контрактов
Каждый контракт, который игрок получил в первой фазе, обладает тремя характеристиками: порт назначения, требуемый товар (определяет, что игрок получит за выполнение контракта: деньги или 1/2/3 очка почёта в храме этого порта) и карта навигации.
В начале раунда корабли всех игроков стоят на Крите. На маршрутах между портами находятся случайным образом разложенные в начале игры жетоны с цифрами (они не меняются в течение партии). Эти жетоны показывают минимально необходимую быстроходность корабля для перемещения между двумя портами. Маршруты, пролегающие вдоль берега, требуют меньшей быстроходности, чем маршруты, проходящие через открытое море. Все порты расположены в 1-3 отрезках пути от Крита, если смотреть кратчайший путь (на карте видно, что от Crete до Sanguntum и до Masilia можно попасть только за 4 отрезка – прим. перев.).
Некоторым образом игрокам во время плавания может помочь ветер.
После первой фазы у каждого игрока на руках будет семь карт навигации: пять придут как части контрактов, а две раздаются в начале игры. Во второй фазе каждый участник обязан сыграть как минимум пять таких карт. Две дополнительные карты можно сыграть в течение партии.
У карт навигации два параметра. Положительное или отрицательное число (или ноль) в верхней части карты помогают определить скорость ветра в следующей фазе перемещения. Число в нижней части карты (от 1 до 10) указывает базовую быстроходность корабля.
Каждый игрок выбирает одну карту навигации и все выбранные карты одновременно вскрываются. Скорость ветра в следующем ходу определяется суммой чисел в верхней части вскрытых карт. Маркер прогноза погоды устанавливается в получившееся положение и в следующем ходу игроки получат соответствующее количество дополнительных пунктов быстроходности (от 0 до 10). В первом раунде маркер скорости ветра стоит на нуле, что даёт игрокам 5 дополнительных пунктов быстроходности. Чтобы получить итоговое значение быстроходности каждый игрок складывает число в нижней части своей выбранной карты со скоростью ветра.
В порядке очерёдности хода игроки могут двигаться по маршрутам, пытаясь доставить товар в первый порт назначения сформированного графика доставки. Чтобы путешествие прошло успешно, итоговая быстроходность должна быть больше или равна требуемой для прохождения всего маршрута быстроходности. Например, из Крита в Тир можно доплыть за один шаг. Если на этом отрезке лежит жетон с цифрой 8, итоговая быстроходность игрока должна быть не менее восьми. Если игроку нужно доплыть до Александрии (два отрезка от Крита), ему нужно проплыть из Крита в Тир (8) и из Тира в Александрию (например, 3). Для этого его итоговая быстроходность должна быть не менее одиннадцати.
Если игрок может достичь порта назначения (неважно, сколько между ними отрезков), он успешно доставляет товары. После доставки игрок обязан остановиться в порту назначения, даже если его итоговая быстроходность позволяет ему продолжать плыть дальше. Таким образом, на каждую сыгранную карту навигации приходится одна доставка.
Для увеличения показателя быстроходности можно использовать деньги. Одна монета даёт один дополнительный пункт быстроходности. Когда базовой быстроходности и силы ветра не хватает чтобы доплыть до порта назначения, золото может быть очень полезным.
Если в награду за доставку положено золото, игрок берёт из общего запаса указанное на карте товара количество монет. Если наградой служат очки почёта в храме, игрок перемещает свой маркер очков почёта в соответствующем храме на указанное на карте число делений. В игре пять храмов разных цветов, каждый храм связан с тремя портами.
Как только все игроки сделали ход, прогнозируемая скорость ветра становится новой скоростью ветра, и можно переходить к выбору второй карты.
Фаза 2 – особенность
У каждого игрока пять контрактов и пять карт навигации, поэтому нужно стремиться выполнить один контракт за каждую карту навигации.
Это не всегда возможно. Игрок может доставить товар вне графика, но тогда он потеряет все пропущенные контракты (они переворачиваются лицом вниз). Такой выбор ничем, кроме отсутствия награды, не штрафуется. Однако помните, что тот, кто выполняет все пять контрактов, получает жетон с двумя дополнительными победными очками.
Выполнить все контракты довольно сложно, особенно если ваши карты навигации и текущая скорость ветра имеют не очень высокие значения.
Чтобы облегчить решение этой задачи, у каждого игрока есть две дополнительных карты навигации. Эти карты могут быть использованы для ходов наравне с остальными, но в конце второй фазы первого раунда у вас, так или иначе, останется две карты. После того, как игроки сделают по пять ходов, каждый игрок, в порядке очерёдности хода, может сделать шестой ход, используя одну из двух оставшихся карт навигации, чтобы попытаться выполнить свои контракты. Если игрок использует эту возможность, он выполняет действие по обычным правилам. Затем, при желании, игроки могут выполнить и седьмое действие в порядке очерёдности хода.
Эти бонусные действия невосполнимы. Их нужно использовать с умом и в нужный момент, так как больше до конца игры дополнительных действий не будет.
Фаза 3: Получение победных очков
После того, как все игроки выполнят 5 (или больше) ходов, начинается фаза получения победных очков.
Игроки, выполнившие все пять контрактов, получают жетон с двумя дополнительными ПО.
Затем оценивается каждый храм. Игрок, лидирующий на треке почёта в каждом храме, получает жетон ПО этого храма. В первом раунде на каждом храме только один жетон, во втором – два (для первого и второго места), в третьем – три (для первого, второго и третьего места). Если несколько игроков находятся на одном делении, лидером среди них признаётся тот, кто пришёл на это деление первым.
Наконец, игрок, у которого больше всего денег, получает жетоны ПО в соответствии с номером раунда (1 жетон в первом раунде, 2 – во втором, 3 – в третьем).
Дальнейшие действия
Второй и третий раунды проходят точно по такой же схеме. Каждый раунд все игроки начинают на Крите. В третей фазе игроки получают дополнительные жетоны за лидерство по золоту и по очкам почёта в храмах: два жетона во втором раунде и три – в третьем.
По окончанию третьего раунда игрок, набравший наибольшее количество победных очков, объявляется победителем.
Заключение и двусмысленность в правилах
Мне понравилась эта партия. Два участника сначала сочли игру запутанной, но после завершения первого раунда они уже неплохо ориентировались в игровом процессе.
Первым выбирать контракты не всегда лучше. Чем больше контрактов вы открываете в поисках наилучшего, тем больше свободы выбора вы даёте следующим игрокам.
Скорость ветра может варьироваться очень сильно. Пытайтесь набрать оптимальные контракты, выстроив лёгкий маршрут. Вместе с хорошими картами навигации это может иметь решающее значение.
Не стоит недооценивать золото в плане помощи в движении. Иногда только оно может помочь достичь порта назначения и выполнить контракт. Не забывайте и о победных очках за лидерство по золоту.
Выбор портов назначения, связанных с разными храмами, может дать вам больше жетонов ПО, но такой порядок поставок будет выполнить сложнее. Выбор в первой фазе порта назначения, который уже есть в вашем календаре поставок, и размещение этих контрактов друг за другом даёт отличную возможность во второй фазе использовать свою самую слабую карту навигации, поскольку вам не нужно никуда плыть.
Мы нашли в правилах неоднозначность, касающуюся последнего контракта, остающегося на поле в конце первой фазы. Между наборами контрактов внутри первой фазы остающийся контракт перемещается на первую позицию и выкладывается лицом вверх (с монетой или без неё, как было указано ранее). В правилах не указано, остаётся ли последний контракт на поле для первой фазы следующего раунда, или сбрасывается, чтобы раунд начался «с чистого листа». Это не особо серьёзная неточность. Мы оставляли контракт на поле, и всё шло достаточно гладко.
На основе одной партии могу дать игре 7 баллов из 10. Мне определённо хочется сыграть в неё ещё и на первый взгляд у игры нет серьёзных недостатков. Только следующие партии помогут определить, действительно ли это так.
Прошу прощения, если я упустил какие-то особенности. Я хотел передать своё восприятие правил игры, а не просто повторить их.
Добавить комментарий