Позвольте представить, Алексей Калинин, один из первых именитых российских разработчиков. Ещё десять лет назад, когда о настольных играх у нас в стране толком никто не слышал, Алексей уже был известен благодаря таким играм как Фруктовая страна, Ночной дозор и Князья. Затем на какое-то время товарищ Калинин пропал с радаров, а теперь вернулся вновь с идеей собственного издательства и выпуска новых игр. На эти темы мы с ним и побеседуем.
Ю.Т.: Алексей, приветствую! Рад возможности пообщаться! Последний раз мы виделись и беседовали достаточно давно. Расскажи, чем ты занимался последние несколько лет?
А.К.: Ну, совсем я настолки не бросал. Вышли Эадор, King’s Bounty, Поселенцы. Основатели империи. А в остальном как и все последние годы – работал над компьютерными играми и как хобби занимался варгеймами с миниатюрами. Сделал несколько систем на этой ниве.
Ю.Т.: Сейчас ты планируешь открыть собственное издательство. Как возникла эта мысль?
А.К.: Начну издалека. Однажды Стивен Кинг начал по главам выкладывать свой новый роман в интернете, прося читателей, если им понравилось, выслать ему один доллар. В итоге доход писателя намного превысил обычный гонорар, но при этом люди платили гораздо меньше.
Эта история меня очень понравилась. Заинтересовавшись вопросом, я познакомился с концепцией «Тысячи истинных фанатов». Суть ее проста: творческий человек – писатель или музыкант — может без всякого издателя свободно творить, напрямую обращаясь к своей публике. Что-то во всем этом несомненно было, и я решил поэкспериментировать. В моем случае самому заняться изданием собственных игр.
Ю.Т.: Создавая издательство, ты прекращаешь работу с «Правильными играми», под эгидой которых выходили те же «Эадор» и «Поселенцы?
А..К.: Я бы не сказал, что прекращаю работу. Я в восторге от этого сотрудничества и очень надеюсь что мы еще поработаем с этой кампанией. «Правильные игры» — замечательный издатель, но все же хочется полной независимости, прежде всего экономической.
Ю.Т.: Почему именно издательство, а не, например, площадка народного финансирования? Вон, в последнее время, много проектов выходит через «Кикстартер» или «Бумстартер». Как ты планируешь продавать свои игры?
А.К.: Князья напрямую, через свой сайт http://artofwargame.ru/ru/knyazya. С магазинами готов сотрудничать, но не на распространение, а через оптовые скидки.
С площадками планирую поработать, но сейчас не видел в этом смысла. Поскольку средства у меня есть и есть возможность издавать самому. «Пляску мечей» собираюсь продвигать именно через Кикстартер или Бумстартер, поскольку она будет двуязычная и более интересная для внешнего рынка.
Ю.Т.: Говоря «издательство» ты подразумеваешь выпуск именно настольных игр, или каких-нибудь ещё сопутствующих товаров, может быть, комиксов? И, опять же, если мы говорим об издательстве, оно будет выпускать только твои игры, или предполагается возможность сотрудничества со сторонними авторами?
А.К.: Пока да. План именно такой – переиздать старые хорошие игры, доработав механику, сделать несколько новых вещей, которые давно собирался. За 2016 год предполагаю издать еще три-четыре игры. Не считая «Князей».
Это будет «Пляска мечей», если интересно, скажу о ней пару слов, «Бояре» — продолжение «Князей» посвященное Московской Руси и Смутному времени, и пара проектов о которых рано пока говорить.
«Издательство» — громкое слово. Сейчас я планирую издать 4-8 своих игр маленькими тиражами, по 300-1000 экземпляров, в течении 2-3 лет.
Ю.Т.: Есть ли у тебя мысли о том, какие типы игр ты хочешь издавать? Скажем, только карточные, или есть готовность и к большим, многокомпонентным проектам с фишками и (или) фигурками?
А.К.: Я думаю, большинство из них будет на карточной механике. Пока я не планировал игры с полем и фигурками. Кроме всего прочего, потому что хочется сделать в карточном варианте варгеймы, предназначенные для игры миниатюрами. А карты для этого лучше подходят.
Плюс вопрос с транспортировкой и ценой. Мне вообще хочется в итоге продавать колоды, с возможностью правила и обновления скачивать на мобильник.
Ю.Т.: А что именно из старых игр планируется к переизданию? Ждать ли новую версию «Ночного дозора» (возможно, в ином сеттинге)?
А.К.: В первую очередь я давно хочу издать «Экспансию» (она же «Петля Ориона»), которую начинал делать ещё в АСТ, но все она как-то не издастся. Однако в связи с новой политикой придется превратить ее в карточную игру. Следующая на очереди – принципиальная доработка «Черного Принца». Намереваюсь сделать полноценную тактику на столе для эпохи Холодного оружия. Ну и старую мечту хочется осуществить: перевести на более современную механику «Границы Империи».
У меня же было несколько систем для миниатюр (Art of Tactics, Art of Maneuvre). И есть такая мысль – делать игры, так сказать, двойного назначения (зачатки этого есть в Чёрном принце), где отряд может изображаться игральной картой, а может – подставкой с фигурками. Мне кажется, это очень интересная ниша. Сейчас немало отличных бордгеймов европейских и достаточно много сложных долгих варгеймов с фишками. А вот ниша варгеймов средней продолжительности, на пару часов, не очень занята. Игровая карта по размеру вполне соответствует подставке с солдатиками. Если так смотреть на вещи, может получиться очень интересная серия тактических настолок о сражениях разных времен и народов.
Кроме всего прочего, чистые варгеймы с миниатюрами продавать у нас вряд ли получится, слишком маленький рынок. А вот такой формат вполне найдет своего покупателя. Впрочем, я думаю издавать игры сразу двуязычные, на русском и английском.
Кстати, сделать новый «Ночной Дозор» — отличная идея, спасибо, Юр, я подумаю над этим.
Ю.Т.: На данный момент в портфолио твоего издательства есть «Князья» или что-то ещё? Какими тиражами планируешь печатать игры? Кто отвечает за графику, выбор формата коробки?
А.К.: Да, пока вышли «Князья», к печати готовится «Пляска мечей». «Князья» мы издали тиражом в тысячу экземпляров. Думаю, примерно такие тиражи будут и дальше. Графикой я занимаюсь сам, комплектованием тоже, ну, как и занимался этим в АСТ и на Звезде. С редактурой мне помогает Вера Серпова.
Ю.Т.: Князья продаются за тысячу рублей. По твоим ощущениям, не многовато ли это за колоду карт?
А.К.: Многие действительно возмущались ценой на игру. Но, во-первых, мы берем почтовые расходы на себя. Во-вторых, при маленьком тираже достаточно высокой оказывается себестоимость. Наконец, в-третьих, эта цена не будет подниматься очень долго, и я надеюсь, что вторая и третья игра выйдут по той же цене.
Ю.Т.: Ты упомянул про «Пляску мечей». Что это за игра?
А.К.: Это скирмиш. Изначально тактические правила для боя между двумя пати приключенцев. Схватки очень динамичны, партии проходят быстро и при этом оказываются весьма тактически интересными. Мы несколько лет играли по этим правилам на столе фигурками, а тут народ меня уговорил сделать из этого карточную игру, просто заменив миниатюры картами.
То есть это не классическая карточная игра, там карты-персонажи перемещаются по полю (столу) как фишки или миниатюры.
Хочется на ней как раз опробовать идею игр двойного назначения. Я дополнил «Пляску», добавив уникальные здания и правила для игры вчетвером.
В колоде две дюжины героев со своими специальными свойствами, игроки составляют из них пати и сражаются. Примерно как в Мордхейме, только проще и без большого поля.
Ю.Т.: Поклонники «Князей» наверняка заинтересовались продолжением этой игры, «Боярами». Расскажи про них. Чем они будут отличаться от «Князей»? Можно ли как-то будет смешивать эти две игры?
А.К.: Идея в том, что каждый из игроков распоряжается силами целого боярского рода. В его руках персонажи, обладающие разным влиянием и способностями (Долгорукие, Мстиславские и пр.). В ходе партии постоянно происходят те или иные события, скажем, осада Казани, военная реформа (введение стрелецкого войска), исправление богослужебных книг и так далее. Игрокам необходимо, чтобы одни события происходили, а другие — нет. Для этого придется не только использовать своих персонажей, но и договариваться о поддержке с партнерами по игре. В противном случае может случится беда, скажем, Менгли- Герей сожжет Москву. Кроме того, над страной как дамоклов меч висит угроза Смуты, раньше или позже она должна наступить. Тогда всем участникам игры придется, бросив свои дела, объединиться и остановить ее.
Вкратце как-то так. Да, выполняя задания, персонажи постепенно прокачиваются.
Смешивать будет нельзя, да и игры совершенно разного формата. Бояре – никак не филер и случайностей там мало.
Ю.Т.: А что там с Экспансией? Что изменится в карточной формате?
А.К.: Идеология останется та же. Пять рас со своими особенностями, возможности побед разного типа и т.д. Фактически карточный формат меняет механику, но не меняет основные стратегии и решения игроков.
Ю.Т.: Планов просто громадьё! Желаю тебе успехов, чтобы всё-всё-всё обязательно получилось, чтобы мы увидели хоть в каком-нибудь виде «Экспансию» и «Пляску мечей» тоже буду ждать. Мы в своё время в Чёрного принца набили немало партий, так что интерес имеется. Спасибо тебе за интервью!
A.К. Спасибо, Юра, за добрые пожелания. Уверен, все получится. Ну и по мере отрисовки "Пляски" буду выкладывать у тебя картинки с описаниями бойцов, если твоим читателям это будет интересно.
За мелкими новостями по настолкам и варгеймам можно следить на моей странице в Фейсбуке или на сайте artofwargame.ru.
Спасибо, интересно было почитать.
Да, тот случай, когда читать о планах интереснее, чем следить за их реализацией (уж простите).
В Ночном Дозоре был очень хрупкий баланс сил в том плане, что «толчка» в одну сторону обычно хватало, чтобы противная сторона сложилась.
Скирмиш; карты, как фишки; Мордхейм. В целом, всё это звучит ооочень заманчиво, так как именно чего-то подобного хочется (на ура идёт Summoner Wars, но она самую малость не то).
Карты, замещающие отрядные подставки с миниатюрами можно наблюдать в Battleground: Fantasy (и Historical) Warfare. Иметь что-то подобное в своём Отечестве было бы очень достойно.
Про успех Стивена Кинга и концепцию «Тысячи истинных фанатов» было интересно узнать.
Спасибо за интервью! ^_^
В Дозоре вообще баланс был сломан. Давно дело было, но была там какая-то явная недоделка, позволявшая темным постоянно выигрывать. Помню, когда первый раз это обнаружили специально сыграли еще 2-3 партии, чтобы в этом убедиться.
а новые князья как-то не очень: откровенно мутные карты (деталей меньше на карте, а качество хуже), непонятный щит (сила войска) вместо нормального щита и меча, еще более непонятная звезда Давида вместо солнышка — очки славы (я не против евреев, но не «Князьях» же 🙂 ). и названия карт первого издания адекватнее игровому процессу, хотя новые, наверное, более «историчны».
Вообщем, хотелось бы третий редизайн, тоже куплю 🙂
Firefox сайт artofwargame_ru открывает очень некорректно. Может это только у меня так…
а ещё была игра «Мумия.Проклятие фараона» С гексами, генерируемым полем и картонными миньками…
К сожалению, если я слышу «игра от Калинина», то сразу ставлю ее в игнор лист. Пока ни одной нормальной игры, на мой взгляд.
@azazel
В «Ночном дозоре» не раз правила правили и то ли раз, то ли два их вообще переписывали. Вполне вероятно, что закрыли и обнаруженную вами дыру.
@azazel
Вспомнил. Сначала выпустили «Ночной дозор», где все персонажи входили в игру через локацию «Метро».
Потом правила изменили, «Метро» стала просто одной из локаций (и какие-то ещё правки были).
Потом выпустили вторую редакцию игры, где были ещё изменены правила и переделаны некоторые карты (в том числе добавили несколько новых кадров из фильма, кажется «Петра» переделали в том числе).
Вот.
@Leto
Уже упомянутый «Ночной дозор» был хорош.
В «Чёрного принца» мы тоже немало партий набили.
@Kuroi
На самом деле такой подход можно было бы применить и к настольной игре. Выкладываешь ПнП в чёрно-белом варианте и просишь народ попробовать, а кому понравилось, прислать 100р. =)
Успешные проекты на кикстартере примерно так и работают.