Новый жанр настолок, не евро, не америтреш, не гибрид

На BGG подняли интересную тему — помимо традиционного деления настолок на евроигры и америтреш предложено выделить в отдельную категорию особый вид игр с высоким уровнем взаимодействия и несложными правилами. Далее — мой вольный перевод и отдельный вопрос от тов. Pard — как называть такие игры по-русски?

Братья и сёстры.

Слишком долго мы были зажаты на линии фронта между бухгалтерскими евроиграми и таинственным ботаническим америтрешем. А наши любимые игры оказались в плену у обоих сторон.

Обо всём по порядку

Меня зовут Само, и я не еврогеймер.

И никогда им не был. Мне неинтересны головоломки, оптимизация, арифметика, ведение бухучёта и прочее умничание. Я не хочу вести дела в игре под каким-то надзором. Я фрилансер, и делаю такие вещи за деньги.

Меня зовут Само, и я не америтрешер.

Я понял это, глядя на свой ТОП игр 2012 года. Я не могу возиться с темой, до которой, возможно, никогда и не доберусь, потому что вынужден продираться через обширные правила, полные опечаток и различных смысловых слоёв, на которые, возможно, не хватит всего моего желания.

Меня зовут Само, и в этом году я сыграл в больше игр, чем за предыдущие 4 года, в евроигры с евроигроками, в америтреш с америтрешерами, в филлеры и простые настолки с детьми в возрасте от 10 до 14 лет. И больше всего удовольствия я получил именно от игр с детьми.

Что я хочу сказать

1. Игра – это не главное

Я хочу встречаться с людьми, играть с ними и против них, хочу иметь возможность обыграть их, объединяться с ними, разговаривать с ними и обсуждать заговоры против них, блефовать, играть в «двойное угадывание», скрытно проводить в жизнь свою стратегию, которая им вовсе неочевидна, хочу использовать особенности мышления группы. Я хочу всего этого.

Претензии к евроиграм

Я не хочу взаимодействовать с игрой. Я не хочу, чтобы в центре всего была игра. Я не хочу заниматься подсчётом предметов, компонентов, составлением уравнений, подсчётом очков. Я хочу играть против людей. Я хочу, чтобы игра была ареной, где я могу это сделать. Предоставьте некоторое пространство, инфраструктуру, дайте мне инструменты, и я найду, что с ними делать.

Претензии к америтрешу

Мне безразличны миниатюры. Я уже вырос. Я ценю тему, но вы серьёзно хотите, чтобы я потратил 5 часов, чтобы понял все эти правила? Слой за слоем, правила, детально описывающие тему в таких мелочах, до которых мне (и всем остальным) нет никакого дела, и требующие удвоенного объёма мозга, чтобы во всём разобраться. А потом, пять человек, которые соберутся вместе, вынуждены будут напрягать свои мозги, иногда в течение нескольких часов, только чтобы сделать первый ход. Вы в своём уме? Мне нравится взаимодействие. Мне нравятся тема, и даже некоторые миниатюры. Всё остальное – прочь со стола.

Игроки

Давайте посмотрим друг на друга. Взгляд, блеф, смех. Много схема. Давайте будем креативными. Дайте нам простые правила, которые можно использовать, чтобы создать то, чего ещё никто не делал. Дайте нам пространство и позвольте забыть о некоторых правилах. Позвольте нам общаться, взаимодействовать друг с другом, реагировать на действия друг друга, позвольте нам быть вместе, а не разделяйте нас головоломками и неясными правилами. Мы не хотим, чтобы игра вставала между нами, мы хотим, чтобы она была вокруг нас, создавала среду, в которой мы могли бы играть друг с другом.

2. Где мы находимся?

Это не первая попытка вырваться за эти рамки. Есть игры, которые не относятся к евроиграм или америтрешу. Давайте на них посмотрим.

Евроигры без евроголоволомок

Большинство игр, которые подходят под наши требования, это евро, но — нетипичные евро. Нет-нет, они из старой породы немецких игр, созданных для семейных посиделок, семейные игры, которые должны быть простыми, интересными и с взаимодействием. Так было пока эти игры не попали в США и не превратились в кое-что другое, более интеллектуальное, более эзотерическое, и более одинокое. Есть евроигры, которые америтрешеры ценят за взаимодействие и интересность. Неудивительно, что М.Барнс написал о них свою (не)известную статью «Игра, которая уничтожила евро».

Попытка привить таким играм название «немецкие игры» вызвала неодобрение у евроигроков, которые их себе «присвоили», хотя на самом деле это не их игры, это их наследие. Но я настаиваю на том, что это игры другого типа. Есть евроигры и есть евроголоволомки. И даже BGG с этим согласно. Первые относятся к категории «семейных игр», вторые – к категории «стратегических игр». Это прекрасно когда нам надо найти какую-то игру, но это ужасно, поскольку выглядит так, будто бы игра, которая приносит меньше удовольствия, на самом деле лучше. Многие игроки довольно чувствительны и им нужно, чтобы в качестве буфера между ними и другими людьми оставалась игра. Мы называем их евроигроками, знаем, что им нравится и во что они играют. Но есть ещё и другие люди, не евроигроки.

Не-совсем-америтреш

Изначально америтреш – это сложные и непонятные игры, у них всё плохо кончилось. Но они вернулись, научившись кое-чему у евро, хорошему и не очень. Упрощение европейского типа не работает, если сохраняется старый подход – валить всё в кучу, добавить евромеханику в типичный америтреш. Представьте, каким должно быть впечатление об игре – мало того, что сохранились запутанные правила, так ещё и какие-то головоломки добавились. И плохо написанные правила, плохо написанные правила, и ещё раз плохо написанные правила ничем не могут помочь. И никакими миниатюрами ситуацию не исправишь.

Но есть ещё и америтреш, который усвоил евроурок настолько хорошо, что больше не относится к америтрешу. Такие игры называют гибридами. Но это лишь название для не очень сложных представителей америтреша.

И не забывайте о древних представителях семьи, дедушках америтреша. Странных и непонятных играх прошлого, играх, перенявших черты евро до того как эти самые евро появились. И всё потому, что относились с вниманием к игрокам.

Изгои

А ещё есть жанры, спрятанные в пустошах необжитых земель: игры с блефом, игры про торговлю и переговоры. Большинство из них забыто, но некоторые разработчики возвращаются к ним благодаря Кикстартеру. И мы должны принять их с распростёртыми объятьями и радушно пригласить к себе в гости.

И пати-игры! Почему мы должны их пугаться или стыдиться? Почему мы не должны ими наслаждаться? Может быть, они не похожи на остальных, но они – часть нашей общей семьи.

Таким образом, в среде евроигр и америтреша есть свои сегменты. Старые немецкие игры, семейные игры, простые игры на общение, гибриды и прочие небольшие категории. У всех у них есть кое-что общее: высокий уровень взаимодействия, относительно несложные правила. Вот почему они заслуживают самого пристального внимания.

3. Имя!

Когда мы играем в то, что нам нравится, название не имеет особого значения. Каждому своё, играй в то, что ты любишь. 

Но если мы придумаем такой категории игр название и будем его использовать, это привлечёт внимание. Нас заметят. Мы появимся на карте настольного сообщества в виде отдельной отметки. Это значит, что есть тип игр, который мы считает важными, они, по крайней мере, столь же важны как евро и америтреш. Название упростит нам общение.

И не предлагайте вариант «gateway» («ворота», игры для новичков, с помощью которых неофита можно познакомить с миром настолок). У нас тут не вокзал, не аэропорт, никаких дверей нет. Это – наш пункт назначения, место, где всем тепло и уютно.

Эту тему в том числе подметил и тов. Pard, высказавшийся по этому поводу у нас на форуме:

В этой теме на БГГ впервые поднят вопрос о том, как называть новую категорию хороших игр. Это не евро, не америтрэш, не военные. В этих играх дизайнер не учит игроков, как в них играть, а просто ставит им некие рамки, в пределах которых игроки вольны делать всё, что им заблагорассудится. И прежде всего — общаться (чего так не хватает большинству игр)!

В результате двухнедельных дискуссий было предложено три наименования:

Open framework games — it's up to the point even if a bit "hermetic". But I can imagine some microbadge. (people in frame, box? sandbox?. oh, I got a second idea:

Sandbox games — maybe not all embracing idea, but would make for a neat microbadge. some sand and a showel, maybe a sand castle?

LOFI It's arcane, but funny as it correlates to what lo-fi means in music: it's about directness, people to people connection. Less chrome, more us. Probably "low overhead, full interaction" is the best variant.

Буквально:

— игры с открытыми рамками,
— игры в песочнице, песочные замки,
— мало ограничений, много взаимодействия.

Большинство склоняется к третьему варианту — LoFi — а один из пользователей даже создал лист, в который предлагает записывать игры этой категории.

Внимание, вопрос: как лучше всего называть это по-русски?

Wanted, Околоигровое



Похожие записи
  • Москва и Санкт-Петербург в «Монополии»
  • Нужна помощь в разработке настольной игры
  • Раньше небо было голубее, а трава — зеленее
  • Reef — распечатай и играй
  • Настольный герой № 54 — Павел Маслов
    1. ZoRDoK
      04 Фев 2013 из 8:19 | #1

      Это называется Negotiation games и пусть товарищ «меня-зовут-Само» не выдумывает на пустом месте революцию. Вот целый раздел таких игр: http://boardgamegeek.com/boardgamecategory/1026/negotiation


    2. ZoRDoK
      04 Фев 2013 из 8:21 | #2

      Судя по картинке, Само вдохновился отличнейшей игрой Spartacus. Не мудрено, классная игра, убийца Галактики.


    3. Tanone
      04 Фев 2013 из 9:37 | #3

      @ZoRDoK

      Галактика и Спартак настолько абсолютно разные игры, с разным ходом игры что сравнивать их просто невозможно. Спартак мог бы быть убийцей «Lifeboat», если бы тут было бы кого убивать, она и так полудохлая.

      Сравнение Спартака с Галактикой, это то же самое как ты мне предлагал «зачем покупать Доминион если есть Диксит» типа Диксит убийца Доминиона.


      А автор обсуждения на БГГ, каким то чудом никогда не играл в Манчкина похоже.


    4. Игротека
      04 Фев 2013 из 10:01 | #4

      Значительный минус спартакуса в этом плане — ограничение на 4 игрока (на 6 при наличии дополнения). В такие патигеймы у нас обычно собирается человек 10 поиграть.


    5. Tanone
      04 Фев 2013 из 10:29 | #5

      @Игротека

      Его можно рассматривать как пати-гейм. Собственно он скорее всгео и есть пати-гейм. Но ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ долгий пати-гейм. Вы правда сможете столько сидеть?


    6. Знаток
      04 Фев 2013 из 10:55 | #6

      (типа) «игры в бутылочку»?


    7. Знаток
      04 Фев 2013 из 10:58 | #7

      а называть их по-русски лучше так: «Игры, которые Само по душе»


    8. klish
      04 Фев 2013 из 11:03 | #8

      А какие ещё представители по этой теме кроме Спартака? Хотя бы отчасти. Что нибудь из известного. Тот список, на который ссылается ZoRDoK не содержит ничего знакомого.


    9. DedoK
      04 Фев 2013 из 12:17 | #9

      не знаю, мы собираемся вместе что бы друг друга почморить, а выиграв в какую либо игру это повод почморить товарища ещё раз. Поэтому в играх для нас должна присутствовать логика(типа я крут, а вы «- играть нихрена не умеете!»)…..а вовсе не «буфер» или «повод собраться»


    10. Random Phobosis
      04 Фев 2013 из 13:44 | #10

      Ну там в гиклист Тигр&Евфрат записали, абсолютно нетипичнейший еврогейм.

      Ещё радует Modern Art с добавкой «Auction games in general usually fit this category». Ведь для еврогеймов аукционы так нетипичны.


      Тут в соседней теме было про «длинные квесты вроде Колонизаторов». Я думаю, это — тоже квесты.


    11. _ГрАнд_
      04 Фев 2013 из 13:52 | #11

      Я так и не понял, про какие игры речь. Где этот топ-2012? «Имя, сестра, имя!»

      К тому же я не понял: то подавай «открытость», то «простые правила». Правила непонятны и сложны — пожалуйста, упрощай сам. Никто же не стоит над тобой с топором и не даст по голове при отступлении от книжки.

      Не нравится человеку деление на америтреш и евро? Хочет довнести ещё одну категорию? А почему не ещё две, три, четыре…

      Нет, глупости всё это. Напиши в описании игры: логическая, экономическая, пати, «стрелялка», «бродилка». Ничего страшного, если будет стоять несколько признаков к одной игре. А все эти надкатегории, подкатегории — из серии «варгейм ли Smallworld».


    12. Artemy
      04 Фев 2013 из 14:50 | #12

      Мне вот интересно, как он представляет сочетание несложных правил, и пространства, внутри которого можно действовать.


    13. silencewalker
      04 Фев 2013 из 15:18 | #13

      @Artemy

      Go.


    14. Абырвалг
      04 Фев 2013 из 16:18 | #14

      Тоже не понял, что хотел сказать этот автор неопределенного пола. Что он не знает ни одной игры из категории пати-геймов или блеф? Познакомьте его с прятками: и компонентов не надо, и количество игроков любое, и проходит легко, и правила простые. Думаю, ему отлично подойдет. А на блеф есть покер и веришь-не веришь.


    15. Константин
      04 Фев 2013 из 19:43 | #15

      на протяжении всей статьи ждал примеров таких игр. Потом только понял, что тут автор пытается попросить издателей делать именно такие игры, которые он описывает, но судя по всему, он попросту не очень опытный настольщик. Иначе бы знал о подобных party-games.


    16. Pard
      04 Фев 2013 из 22:06 | #16

      Чтобы понять идею автора (за какие именно игры он ратует), достаточно почитать его рекомендации — http://boardgamegeek.com/collection/user/sgosaric — вот достаточно типичные:


      Cosmic Encounter (Fantasy Flight Games English Edition) (2008) — немного переговоров, немного блефа, и всё это смочено морем хаоса и способностей… Заставляет игроков общаться, даже если они того не желают… Игра не на результат, а на сам процесс… — 10


      King of Tokyo (2011) — никакая логика не помогает понять, почему эта игра так хороша… Баланс между двумя целями — набором победных очков и уничтожением соперников… При внешней несложности тема игры заставляет вести себя по-дурацки. И всё время балансирует на грани между играми для веченок и короткими семейными играми… — 9


      Eclipse (2011) — от других игр в цивилизации и развитие эту игру отличает удовольствие от cоздания космических кораблей и наблюдение за ними в сражениях. Подобное удовольствие было в турнирах по драфту у «Мэджика», когда создаваемая тобой колода начинала «что-то делать»… — 8


      Dominion (2008) — я понимаю, что нужно потратить время, чтобы почувствовать связь между картами, но я не вижу награды, которую получу: я играю карту, чтобы сыграть другую карту, которая позволит мне вытащить ещё одну карту… «Автопилотный» стиль игры делает ненужным наличие других игроков… и даже дополнение Intrigue не спасает игру, только вредит ей, поскольку добавление взаимодействия в «групповые пасьянсы» (MPS) не приветствуется — нужно либо делать игру более интерактивной, либо чисто пасьянсной. — 4


    17. hk
      04 Фев 2013 из 23:28 | #17


      ZoRDoK :



      Судя по картинке, Само вдохновился отличнейшей игрой Spartacus. Не мудрено, классная игра, убийца Галактики.





      На самом деле картинку просто подобрал я, автор исходной заметки если и имел в виду Спартака, то никак этого не проявил 🙂


    18. Daniil_Nastolnost
      05 Фев 2013 из 6:54 | #18

      Иногда сложно выразить словами внутренние потребности или мысленные всплески. Тоже не очень понимаю Само, но раз он написал статью, значит, что-то понял, хотя, может, просто мимолетно заблудился.


      Я вот пока под впечатлением «Тайного города», думаю, ему бы игра понравилась — первая часть игры (хода-раунда) нацелена на твои стратегические потуги (выклыдывание армии, менеджмент ресурсов), вторая часть — на социальные переговоры и интригу.


      «Цитадели». Строишь (типа стратегия), отыгрываешь роль (общение, интуиция и все-такое).


      Мне такие игрушки пришли на ум, когда я все это читал. Простые правила — да, цель — есть, общение с реальными людьми — есть.


    19. Tanone
      05 Фев 2013 из 7:18 | #19

      @Pard

      Твои примеры, а так же внимательное рассмотрение списка и оценок играм говорят что эта категория должна называться «Игры которые нравятся Само, а критерии пофигу». Все.

      Между ними почти нет связи. Ему не нравятся куча игр подходящие под его определение группы. Часть игр что ему нравятся не попадают под критерии группы. Вообщем у чела все исключительно на эмоциях.


    20. zuzubun
      05 Фев 2013 из 19:00 | #20

      Новая категория игр ИКоНС — Игры, Которые Нравятся Само 😀


    21. Абырвалг
      05 Фев 2013 из 19:10 | #21


      zuzubun :

      Новая категория игр ИКоНС – Игры, Которые Нравятся Само


      А Само еще само не знает, что ему нравится 🙂


    1. Трекбеков пока нет.