Добро пожаловать в мир настольных игр

Нужны ли играм дополнения?

Бывает как, нашёл ты какую-то хорошую настолку. Играешь, доволен, хочется ещё, не надоедает. Рубишься в неё, рубишься, а потом — бац! Анонсируется дополнение. И очень хочется попробовать, что же там добавили, что улучшили. Ощутить, какие изменения произойдут в игре, что там для неё придумали разработчики. У меня в коллекции дополнения имеются. Это и Prosperity и Intrigue для Dominion. И Farmers of the Moor для Agricola, и Leaders для 7 Wonders. И, конечно же, десяток разнообразных допов для Memoir '44. Но всегда ли дополнение — это благо? 

Как известно со слов Бруно Файдутти, дополнения можно классифицировать на несколько категорий.

1. Патчи, которые исправляют ошибки в балансе, механике и т.п. базовой игры. Такие дополнения кажутся мне весьма полезными. Но тут проявляется камень в огород издателя, потому как лучше бы их (таких дополнений), вообще не было. Ведь в идеале заметные ошибки должны исправляться на этапе тестирования игрушки.

2. Дополнения, позволяющие ввести в игру дополнительного игрока(ов). Например, расширение Колонизаторов до 5-6 игроков. Или пятый игрок в Stone Age — из их числа. Тут уже спорно. С одной стороны возможность сыграть в любимую игрушку с большим количеством друзей — это здорово. А то, бывает, собрались впятером, а в Stone Age больше четверых человек не поддерживает.

3. Мини-дополнения (промо-компоненты и прочее). Часто представляют собой дополнительные карточки, жетоны и т.п., принципиально не меняющие игру, но вносящие в неё приятное разнообразие. Против таких допов я ничего не имею.

4. Дополнения, расширяющие и углубляющие базовую игру. Это могут быть новые механики и персонажи (как, например, Dark City для Цитаделей или Варвары и торговцы для Колонизаторов). Такие дополнения я тоже одобряю — если они не пытаются чрезмерно усложнить игру.

5. Дополнения-инновации, привносящие в базу что-то кардинально новое. Продолжая примеры с Колонизаторами — это Рыцари и города. Колонизаторы с этим дополнением и без него — это две совершенно разные игры. Хотите ещё пример — Air Pack для Memoir '44. К таким дополнениям следует подходить с осторожностью, потому как ожидаемый результат может оказаться не таким, как хотелось бы. 

Конечно же, во многих случаях дополнения содержат в себе сразу несколько элементов и попадают не в одну, а сразу в несколько категорий из вышеперечисленных. Но, тем не менее, мне больше всех нравятся дополнения из категории под номером 4, те, что я называю "больше и дольше". Это когда игра остаётся без изменений, но при этом обновляется. Как Eastern Front, Pacific и Meditearrean Theater для тех же Мемуаров. Как Prosperity для Dominion. Как дополнения для Карточных колонизаторов.

Тут есть ещё один нюанс — слишком много дополнений тоже не есть хорошо. Потому что в них бывает просто не успеваешь играть. Например, у меня уже около десятка дополнений для Memoir '44. В Winter Wars, Air Pack и Sword of Stalingrad я толком-то и не играл. Или, скажем, дополнения для Каркассона, ставшие уже притчей во языцех и часто вызывающие смех.

А ещё для нас актуален вопрос перевода. В стране только-только начали локализовывать допы для многих настолок. Поэтому всё ещё часто бывает, что купив русскую версию игры, ты обрекаешь себя на жизнь без дополнений или комбинацию компонентов на английском и русским языках.

Но в целом дополнения — это всё же хорошо. По крайней мере они способны служить индикаторов успешности игры. Ведь к провалившимся проектам расширений, скорее всего, не будет. А если выпускают дополнение, значит игра, более-менее удалась.

Что скажете? Дополнения — это хорошо или плохо?

46 комментариев

  1. scafandr

    Хм «Дополнения — это хорошо», а в чём заключается ненависть?
    Не люблю самостоятельные допы. Добавили пару карточек, закинули старые — вот вам дополнение. Можно играть с базой, но лучше всего самостоятельно. Ой как не люблю

  2. Симонов

    Дополнения — это хорошо. И точка.

    Потому что есть элементарный способ достичь мировой гармонии в случае нелюбви к ним — просто не покупать. Базовую версию ведь у вас никто не крадёт.

    Здесь можно найти только одно оправдание — мол, авторы, если бы не сущестовало самого понятия «дополнения», тратили бы силы на что-нибудь более полезное. Весьма спорно.

    Насчёт языковой проблемы могу сказать только одно- учите английский. Пригодится не только для настолок.

    …Давайте пройдётся по конкретным играм. Просто моё личное субъективное мнение в качестве примера.

    Каркассон. Есть по две коробки баз обычного и Охотников-Собирателей, дополнений не брал. Имхо, красота игры в её элегантной простоте, хотя наличия удвоенного количества тайлов и Охотников уже можно рассматривать как наличие дополнений. 🙂 В многочисленных допах я вижу лишь попытки запутать игру, внимания на них не обращаю, наслаждать базой они мне не мешают.

    Манчкин. Многочисленные ответвления в серии позволяют менять тематику игры — ведь её соль в пародии, а шутки приедаются. Лично я покупаю разные базы, а допы к ним — нет. Но покупал бы, если бы настолько часто играл в Манчкина, чтобы не хватало разнообразия базовых версий.

    Тикет Ту Райд. Все игры серии по сути можно считать допами к базовой. Здесь они необходимы для внесения в игры новых игровых полей. Механика игры основана на проложенных маршрутах, а они со времеем запоминаются и приедаются. Косметические изменения в несложный геймплей (Европа 1912, Альвин И Декстер и т. д.) тоже приветствуются.

    Формула Д. Тоже самое — новые трассы необходимы, как и лёгкая косметика в каждой новой трассе.

    Агрикола. Для меня это игра из разряда «интересно, но можно перекушать». В принципе, переусложнённый working placement это совсем не мой жанр, но если игра сама по себе хороша, почему бы нет? Вот только дополнения в данном (моём) слчае излишни — в игре и так полно разнообразия и глубины. Но опять же — жить мне допы не мешают. А если бы я был любителем жанра, скорее всего взял бы себе все дополнения.

    Мемуар 44 (Клаустрофобия, Дум и т.д.) — игры со сценариями. Как правило, в таких играх игровая механика настолько богата, что не раскрывает своей возможности в нескольких базовых сценариях. Да и сами сценарии по отдельности не могут заменить собой партию в играх без сценариев — их нужно много. Плюс, в некоторых играх сценарии рассказывают связанную историю и банально интересно «что же дальше». Например 5+5 с допом в Думе, 6+12 в Клаустрофобии и т. д.

    С историческими играми со сценариями — Мемуары или Тайд Оф Айрон — ещё сложнее. Вот Юра играют в Мемуары как в некую игру с танчиками, а людям, которым интересна История, игра должна давать возможность воспроизводить её как можно полнее и глубже. Например, в игре по Второй Мировой со сценариями хорошо бы получить все армии основных воюющих стран и большинство венных театров. Достичь этого в базовой игре по определению невозможно.

    Когда игра со сценариями не является исторической, например Бэтлс Оф Вестерос, то опять же, если вы не фанат сюжетной подоплёки (книги в данном случае), можете ограничить базой. (К Вестеросу, правда, всё равно лучше купить первые два допа, они выглядят как будто вырезаннми из базовой игры — но здесь вопрос к растущим заплатам китайских рабочих и увеличению цен на пластик..) А если фанат — включите мозг. Выберите из множетства вещей несколько самых любимых — если вы всерьёз взялись за Вестерос, ограничтесь именно этой игрой с миниатюрками, и наличие многих допов будет только в радость. Конечно, если вы хотите перепробовать целую кучу сценарныз игр, вам может не хватить денег — но, что ещё важнее, скорее вам не хватит времени. Ограничтесь одной — и всё будет в радость.

    В таких играх как Таннгейзер или Даст Тактикс, отряды\армии собираются из отдельно покупаемых солдатиков\отрядов. Здесь кто-то может сетовать на запредельную стоимость полной коллекции. Лично я тупо куплю ВСЕ наборы для Даст Такстик по одному эекземпляру, но если бы стоял финансовый вопрос, рассуждал бы так — такая игра, если собирать все войска и наборы кампаний, сожрёт столько ВРЕМЕНИ, что даже купив все миниатюрки, в пересчёте на человеко\часы это будет совсем не затратно. А если вы не собираетесь играть все кампании — ЗАЧЕМ вам все солдатики? Попробуйте найти системный подход и собрать армию по определённым критериям, чтобы она не была большой, но играть было интересно.

    В евро-играх или любых других несценарных оптимальным является одно дополнение. У базовой коробки, даже у самой дорогой, есть предельная цена, которую маркетологи не отважаться превысить и слишком много туда не положат. Вариант база+1 доп практически всегда раскроет потенциал сильнее, чем просто база.

    Но если их больше, кому это может помешать? Если вы считаете эти допы лишними, продолжайте играть в базовую, как я в случае с Агриколой или Бэттлстар Галактикой.

    …В общем, долго здесь спорить не получится. Разве что кто-то может не любить допы «по религиозным причинам» 🙂

    P.S. А вот «промки» действительно можно не любить. Но по другой причине — отсутствии возможности их достать при наличии факта их существования. То есть они вроде бы есть, но купить нельзя. Гррр. И здесь поможет другая мудрость — любая промка сама по себе суть ненужный обвес. Ещё ни одно промо-дополнение не являлось объективно нужным. А если становилось таким, то переходило в разряд обычных допов. Как, например, фигурка Вольф в Таннгейзере.

  3. DedoK

    дополнения можно не любить потому что они не всегда бывают удачные, например усиление или уменьшение(кому что) рандома в механики игры.

  4. Комиссар

    >Тут уже спорно. С одной стороны возможность сыграть в любимую игрушку с большим количеством друзей – это здорово. А то, бывает, собрались впятером, а в Stone Age больше четверых человек не поддерживает.

    А что с другой стороны?

  5. SkAZi

    А что с дополнениями для Каркассонов не так? Без многих из них я себе партии в Каркассон не вижу в принципе.

    Что до дополнений в принципе, то, несомненно это плюс, так как уже писал выше г-н Симонов, не нравится — не покупай. У нас в компании дополнения идут очень плохо. Большинство из них вообще не опробованы, многие опробованы по паре раз. И тем не менее, дополнение — это всегда способ разнообразить поднаскучившую игрушку. Это всегда хорошо.

  6. Пумбрия

    @Комиссар
    Да-да, мне тоже эта фраза показалась незаконченной 🙂
    А вообще доп допу рознь. Я, к примеру, долго не могла решиться купить доп для Дайстауна — много раз в разных магазинах держала его в руках и ставила обратно на полку с мыслью «Ну может оно не столь и хорошо, сколь дорого стОит».. Но в результате попробовала его у своих знакомых — и пришла в восторг. Игра просто расцветает. Обязательно куплю. Зато теперь меня такие же корчи бьют по поводу допа для Стоунэйджа — стоит ли он того? Была бы возможность сначала опробовать, а потом покупать.. Потому что купленное на Амазоне расширение для Колонизаторов на 5-6 человек так никогда и не игралось. А полезное, казалось бы дополнение для Witch’s Brew с картами действий в результате так замедляет ход игрока (пока он прочитает все пришедшие ему карты), что на практике мы всегда оставляем его в коробке (типа, «ну а с допом — как-нибудь в другой раз»).

  7. Phobosis

    Когда руки у разработчиков прямые, то и с допами хорошо, и без допов — весело.

    Каркассон со _всеми_ дополнениями слабоиграбелен, портится, но совсем без дополнений (река, миплы-жиртресты, билдеры) — тоже скучно.
    Очень любимый мной Arkham Horror с дополнениями трещит по швам и разваливается на куски, хотя и без дополнений еле дышит.

    Короче говоря, всё зависит от старания и компетентности авторов, ну и качества самой настолки. Случаев, когда игра без дополнения — ерунда, а с дополнением — конфета (или наоборот), я практически не припоминаю.

    Единственные дополнения, которые меня однозначно расстраивают — это разномастные промо-штуки, которые потом не найти в продаже, и FFG-шные print on demand.

  8. Симонов

    @SkAZi
    Что не так с дополнениями для Каркассона?

    Наверное, всё с ними так, но у меня эта игра в основном используется для неспешного раскладывания тайлов без особых заморочек. Куплена в качестве «простой» игры, пусть ею и расстаётся. У неё идеальная изящная простота. С дополнениями игра станет другой, более калькулятивной и усложнённой. Это не плохо, просто это не то, для чего существует мой Каркассон.

    @Phobosis
    Напишу, пожалуй, ещё раз. 🙂

    Промки и принт-он-деманд — это вещи как бы «вне» канонической игры. Например, какая-нибудь супер-сильная карта, или забавная фигурка, плохо вписывающася в канон. У 7 Чудес есть промка Писающий Мальчик — ничего такое чудос вета, да? А у Историй О Призраках всякие Жан Клод Ван Рис и Б-Рис Ли.

    Даже если промка и не кидается в глаза своей неканоничностью, она по умолчанию не может принести в игру ничего действительно стоящего — ведь промки достанутся немногим людям и подавляющее большинство будет играть без их. Поэтому в промо-предметах не может быть ничего такого, без чего нельзя было бы играть.

    Часто они ломают баланс или просто выглядят откровенно лишними.

    Так что не переживайте из-за промок. Я вот наоборот — часто удаляю и игры промки, если они мне случайно достаются по какой-либо причине (положили в коробку как бонус).

    Например, в колоде Диксита 84 карты, а с промо-картой — 85. Ай-яй-яй, нечётно, некрасиво, на 4 не делится. 🙂

    P.S. Наверное, негативное отношение к дополнениям в основном возникает у людей с, скажем так, ограниченными финасовыми возможностями.

    Мне часто приходилось слышать «ой, ни черта себе, 2.000 рублей за коробку», «ну, вот когда будут лишние деньги…» — при этом те же люди запросто могли заказать себе на дом пиццу или сходить на вечерний киносеанс.

    В итоге пицца бывает выжрана за полчаса, кино заканчивается через два, а хорошая игра (в два раза дороже заказа пиццы\кинобилета) может занимать владельцев не один десяток часов. Где логика?..

    А если денег не хватает, потому что дополнений к вашим играм понавыходило уже несколько десятков — может дело не в дополнениях? Может просто хватит покупать новые игры и заняться тем. что уже есть?:-)

  9. Симонов

    @Комиссар

    @Пумбрия
    Видимо, имелось в виду, что с другой стороны приходится платить. Тогда как базовая версия уже есть, за неё уже платить не надо. А тут — ещё раз раскошелиться (не именно Юре, а абстрактному владельцу игры).

  10. SkAZi

    @Симонов
    Я не буду говорить за все дополнения, но пара из них, однозначно делают игру более интересной и вариативной, при этом ни сколь не усложняя ту самую «изящную простоту» и не ломая баланс:
    — Река. Кому нужен нудный стартовый тал после первой партией с рекой?
    — Купцы и Строители. Всё прекрасно и то и то, первое даёт глубину за счёт того, что иногда становится выгоднее закрыть чужой замок, чем начать свой, второе чуть балансирует, поощряя строительство больших замков и дорог.
    — Новые тайлы, из российского издания, не знаю уж к чему конкретно они относятся. Которые просто делают игру более вариативной.

    Лично я врядле сяду за Каркассон без этих дополнений. Благо в базу мы играем с момента её первого издания в России в 2004 году (Средневековье), и сама по себе для нас, она себя уже изжила очень давно.

  11. Shveyk

    Я не против дополнений. Но иногда после того как выходит игра и сразу к ней появляются допы возникает ощущение что издатель тупо хочет «срубить бабла». Многие дополнения просто вырезают из игры и продают отдельно. Но в основном дополнения рассчитаны на фанатов и не представляют из себя ничего особенного.

  12. Симонов

    @SkAZi
    Если бы я действительно часто играл в Каркассон, думаю, я собрал бы сет дополнений. Мне хватает базового и по причине играбельности базы, и потому что играю я не слишком часто. Для меня его база — завершенный фильме. Ну а когда хочется чуть посложнее — есть охотники и собиратели. Проблему малого количества рейдов решают сразу две базы в одной игре.

    @Shveyk
    А правдивы ли эти ощущения?

    Лишь малое количество хитов расходятся стотысячными тиражами. Взрослые варгеймы вообще сотнями свой тираж считают. Вы хотите платить меньше за игры? Но тогда наступит обратный эффект — будут выпускаит только заведомо прибыльные вещи. То есть модификации нескольких кассовых хитов с минимальными изменениями. Это же бизнес.

    Я вот не против, чтобы базы некоторых игр сразу выходили с фигурками сразу всех доступных рас, дополнительными поправки полями и прочими плюшками, но много они коробок по
    Двести долларов за штуку продадут? Мало. Вот и выгоднее выпустить базу, а потом обвесить допконтентом. К слову так еще и быстрее получается, и реагировать удобнее.

    Сможете, кстати, сходу назвать игру, базу которой якобы специально обкромсали?

  13. Симонов

    @Shveyk
    Доры рассчитаны на фанатов и не представляют ничего особенного…

    Естественно, дополнения к игре рассчитаны на тех, кому она понравилась. Называть ли их фанатами, филологический вопрос.

    Насчет ничего особенного — допы к Мемуарам, Клаустрофобии, Билету На Поезд, Старкрафту, Думу, Рунным Войнам, Манчкину, Тайд Оф Айрону, Маре Ноструму, Тангейзеру и прочим играм с вами не согласятся.

  14. Braveden

    Мне дополнения иногда вредят.
    Бывает так, играешь в базу, получаешь удовольствие, тут анонсируют дополнение, оно выходит, но попадает ко мне через не сразу (то времени нет, то возможности, то не созрел до конца, а могу и вообще не сподобиться добыть), и вот, базовая игра так и лежит, пылится, играть не тянет так как уже что то не то, неполноценность какая то, особенно после того как прочтешь в инете какие суперские плюшки несет с собой новый доп.

    Может у кого то еще так бывает, или я один такой?

  15. Phobosis

    @Симонов
    Насчет промо-вещей полностью согласен, просто осадок какой-то остаётся, что «не всё».

    @Симонов
    >Я вот не против, чтобы базы некоторых игр сразу выходили с фигурками сразу всех доступных рас, дополнительными поправки полями и прочими плюшками, но много они коробок по
    Двести долларов за штуку продадут?

    Сразу на ум Dreadfleet приходит. Это, конечно, катасторфа — но геймсворкшопу всё сходит с рук.

    @Симонов
    >Сможете, кстати, сходу назвать игру, базу которой якобы специально обкромсали?
    Я бы назвал Runewars.
    Всего четыре игрока (против обычных 6 для игр такого формата), и настолько скромное количество квестов и скоровищ, что колоды прокручиваются чуть ли не по несколько раз.

  16. magnitt

    Симонов :
    Сможете, кстати, сходу назвать игру, базу которой якобы специально обкромсали?

    Мне сразу пришли в голову Battles of Westeros, где первые дополнения вышли чуть ли не раньше базы, а также готовящееся к выпуску переиздание Merchant of Venus от той же FFG, где отрезана часть доступных рас, которые были в оригинале — есть мнение, что они тоже готовят почву для дополнения.

  17. Симонов

    @Phobosis
    Вот чтобы не было такого осадка и надо самому себе объяснить: любой промо явно лишняя вещь.:-)

    Про Dreadfleet: исключение, подтверждающее правило. Dreadfleet вообще скорее похож на могучий стартер-сет игры с миниатюрами, чем на собственно настолку.

    Насчёт Runewars… я очень извиняюсь, но всё-таки выложу полный состав игры:

    The contents of the box:
    196 plastic figures, 10 plastic mountains
    12 plastic dial connectors, 16 activation tokens
    1 battle marke, 7 city tokens
    26 damage tokens, 8 defeated hero markers
    20 development tokens, 35 exploration tokens
    4 home realm setup markers, 40 influence tokens
    13 large map tiles, 12 resource arrows
    38 rune tokens, 16 stronghold tokens
    24 training tokens, 4 faction sheets
    4 reference sheets, 32 order cards
    24 quest cards, 30 fate cards
    12 hero cards, 16 objective cards
    25 reward cards, 32 season cards
    50 tactics cards, 3 title cards
    1 40-page rulebook

    Это всё ну никак не тянет на обрезку. 200 миниатюр, более 200 карт, более 200 жетонов и т.д.

    Даже отмазка про количество рас не канает — в дополнении количество рас\игроков не увеличили, значит авторы полагают, что 4 игроков для этой игры вполне хватает (я с ними согласен) и дело не в допах\недокладках.

    @magnitt
    Про Вестерос я сам выше в этой теме уже упоминал. Это действительно наглядный пример урезания, но пока что единственный. Торговцы Венеры пока ещё не вышли, так что судить рано.

    Предложите, кстати, примеры решения с Вестеросом, как должны были поступить авторы? Напоминаю, зарплаты в Китае резко выросли, все пластиковые миниатюрки печатаются там.

    Что было делать издателю? Вложить первые два допа в базу и увеличить цену до 150 долларов? Это нам в России пофиг 🙂 (я за многие игры больше 100 долларов платил — по 3.500 у нас стоят многие большие игры). А в Штатах и европе это означает критическое падение тиражей. Для них игра дороже 2000 рублей (65 долларов) — критическая планка.

    В общем, тут зло не в допах, а в экономике. Если честно, я не знаю, какие здесь могли быть варианты. Просто все привыкли, что есть страны третьего мира, где работают задарма. Китайцы вон постепенно перестают — и именно поэтому комплектация Бэттллор когда-то была богаче Вестероса. Сейчас такое не прокатывает — не издатели стали жаднее, а китайцы требуют более достойную оплату.

    …Многие не задумываются, что уйма вещей в этом мире стоит не в три раза дороже только потому, что кто-то где-то работает за бананы.

  18. Padmasambhava

    Как человек, склонный к покупке дополнений (дух коллекционера — лучше бы марки собирал, менее накладно бы было), имею следующую гик-историю:

    1) Race for the Galaxy:
    С периодом в 2 месяца покупал по дополнению, пока не купил все. Кол-во партий перевалило за 100. Потом главному игровому партнёру (жене) стало не до игр — и весь комплект ушел на продажу. А скоро выйдет новое супер-дополнение, несовместимое с предыдущими 3-мя. Так что ушла игра вовремя.

    2) Settlers of Catan:
    Вначале подарили базу. Потом жена купила расширение на 5-6 игроков. Насмотревшись Тома Вассела купил Barbarians&Traders. Потом купили Seafarers + с расширением сразу. Для комплектности купил и для варваров расширение, так ни разу с ним и не сыграв. Выставил было всё на продажу, но, вдруг заметил б/у Cities&Knights (американское издание Mayfair в России появляется крайне редко). Видимо, сниму с продажи и ещё несколько партий будет отыграно.

    3) Power Grid:
    Тут всё просто: новая колода, да пару карт. Больше карт покупать желания нет, разница между ними, обычно, сугубо эстетическая. Весь лот ушёл на продажу.

    4) Agricola:
    Goodies expansion достался относительно дешево, и там до чёрта колод, красивые ресурсы, поля и проч. Об этом дополнении не жалею, хотя и несёт исключительно косметические функции. А вот Farmers of the Moor, несмотря на то, что сильно меняет игру и вообще считается супер-дополнением, не пошёл. Всего 2-3 партии. Надеюсь, в будущем ситуация изменится. После Goodies потребности в новых колодах нет.

    5) Memoir’44:
    Выкачивался денег 😛 Солдатиков много, хороших и разных. Хорошо, что продают много б/у дополнений за разумную цену. Пока лидирует по количеству купленных допов.

    6) Carcassonne
    Специально взял Travel Carcassonne, так как к нему нет дополнений. Тактическая хитрость.

    7) Dominion ограничился Seaside’ом. Хотя на Prosperity заглядываюсь. Жду проплывающий мимо б/у.

    8) Chaos in the Old World, Starcraft & etc.
    Игры с одним дополнением, обычно, проблем не вызывают. 10 партий, игра нравится и хочется ещё — покупаю доп.

  19. baltazar

    Очень хочу вставить свои пять копеек и сказать, что в «Зельеварение» с дополнениями уже не так весело играть Т_Т

  20. mamont

    А мне наоборот.
    В Зельеварение без Университета как-то не так.
    А уж когда собираемся и все три колоды используем, то УХ!
    Даунтайма фактически нет!

  21. Shadoquin

    Зельеварение с тремя колодами — маленький шедевр, только линейки философских камней мы переделали полностью, во имя справедливости. В базе — простенькая приучалка к настолкам)). Аркхам со всеми дополнениями у нас в комнате не помещается, не то что на столе — и, кстати, при этом в него практически нереально выиграть, но мы все равно его любим)). Вообще дополнения — всегда хорошо, опциональность еще никому не вредила.

  22. vdasus

    Однозначно нужны. Например On the Brink для Pandemic вернул меня в эту игру. Теперь она стала разнообразнее.
    Или для маленького мира. Или к клаустрофобии.

    Конечно нужны 🙂 То, что понравилось надо улучшать и расширять 🙂 Неудачные попытки можно просто не покупать…

  23. Leks

    @Shadoquin
    А скинете новые линейки философских камней?

  24. Shadoquin

    @Leks
    Вот-вот оформим как надо и скинем — они у нас очень красиво сделаны, так здесь на форуме выложим.

  25. HmitT38F

    @mamont
    А у нас Гильдия Алхимиков не прижилась. Играем только с университетским курсом.

  26. mamont

    Да, хотелось бы посмотреть на неофициальную линейку философских камней. Желательно с разъяснением, почему эта линейка более сбалансирована.

  27. Игорь

    А есть где в России купить хоть простую Пандемию, уж молчу про локализованное дополнение. Или проще с Ебея заказать и русские правила найти? Или там много на карточках написано и без английского не разобраться?

    vdasus :
    Однозначно нужны. Например On the Brink для Pandemic вернул меня в эту игру. Теперь она стала разнообразнее.
    Или для маленького мира. Или к клаустрофобии.
    Конечно нужны То, что понравилось надо улучшать и расширять Неудачные попытки можно просто не покупать…

  28. vdasus

    Игорь :
    А есть где в России купить хоть простую Пандемию, уж молчу про локализованное дополнение. Или проще с Ебея заказать и русские правила найти? Или там много на карточках написано и без английского не разобраться?

    Я из Литвы как-то нахожу, а ты в России не можешь найти 🙂 На самом деле покупаю у нас, заказываю на ебее или в россии через московский игровед.ру

    В литве терпимо с мейнстримом, плохо с серьёзными и играми и вообще никак с играми на русском языке. (у меня семья не англоговорящая) Так что все локализации беру в игроведе. Нареканий почти нет. Поддержка замечательная. То, что языконезависимо беру в разных местах, включая ебей, но советовать не буду, не знаю как там россияне с ним дружат.

    А для ондебринка — стопроцентно покупай любую версию и русские правила. Весь текст там это описание нескольких карточек. Карточек всего несколько штук (роли)

  29. Игорь

    vdasus :
    Я из Литвы как-то нахожу, а ты в России не можешь найти На самом деле покупаю у нас, заказываю на ебее или в россии через московский игровед.ру
    В литве терпимо с мейнстримом, плохо с серьёзными и играми и вообще никак с играми на русском языке. (у меня семья не англоговорящая) Так что все локализации беру в игроведе. Нареканий почти нет. Поддержка замечательная. То, что языконезависимо беру в разных местах, включая ебей, но советовать не буду, не знаю как там россияне с ним дружат.
    А для ондебринка – стопроцентно покупай любую версию и русские правила. Весь текст там это описание нескольких карточек. Карточек всего несколько штук (роли)

    Дак вот жешь) Конечно в России есть хорошие онлайн-магазины, но как-то плохо у них с ассортиментом частенько того что хочется. Например, Игровед.ру — Пандемия — Дата появления игры: не ожидается, у остальных закончилась или просто отсутствует. И нигде нет дополнения (на английском языке). По стоимости заказать из Америки дешевле (с доставкой!) чем цена игры в магазине (без доставки). Извиняюсь, в настолки почти не играл, а что такое «ондебринк»?))

  30. vdasus

    Дак вот жешь) Конечно в России есть хорошие онлайн-магазины, но как-то плохо у них с ассортиментом частенько того что хочется. Например, Игровед.ру – Пандемия – Дата появления игры: не ожидается, у остальных закончилась или просто отсутствует. И нигде нет дополнения (на английском языке). По стоимости заказать из Америки дешевле (с доставкой!) чем цена игры в магазине (без доставки). Извиняюсь, в настолки почти не играл, а что такое “ондебринк”?))

    В принципе у меня около 50 игр (едет из игроведа еще 5 и будет 50) — так что делаю так: оставляю заказ на кучу игр и когда собирается посылка из 3-4 игровед отправляет очередную партию.

    Если что-то ОЧЕНЬ хочу — ищу в разных местах, где найду. Включая ебей.

    ондебринк это как раз дополнение к пандемику, которое очень хорошо его меняет. On the Brink

    Но пандемик, хотя и одна из лучших игр очень быстро надоедает. У меня — пара партий, потом месяц смотреть на неё не могу. Потом цикл повторяется. С дополнением стало намного лучше. Она стала более разнообразной.

    Но я рекомендовал бы лучше поискать вот это: http://nastolkus.livejournal.com/9071.html — Flash Point. Они похожи с пандемиком, но намного разнообразнее игра. Вот сравнение с пандемиком:
    http://nastolkus.livejournal.com/4109.html

  31. Atsukawa Toshiro

    Удивительно, прочитал все посты на одном дыхании. У многих эта тема давно закипела.

    Симонов :
    Сможете, кстати, сходу назвать игру, базу которой якобы специально обкромсали?

    Battles of Westeros и Claustrophobia.
    Вестерос лежит с двумя первыми допами. Хотел дальше покупать, но в итоге пока заказ с третьим допом на амазоне висел, было выпущено четвёртое и анонсировано пятое. Тут-то я и осознал несколько моментов:
    1) Допки реально штампуют по шаблону. В каждом 3 новых отряда (со спец. свойством), 3 командира, кучка карт с гексами и 3 сценария. За пол цены базы хочется большего, например, два допа в одном (понимаю, что экономисты могут доказать почему так НЕ получается).
    2) База покрашена пол года назад. Красить дополнения руки дошли только сейчас. А если и дальше покупать, то на всю жизнь красить хватит (вселенная игры очень богатая). А ведь миньки ещё и хранить где-то надо.
    3) Игра НЕ рассчитана на использование сразу всех допов — смысл захламляться? Хотя умельцы-фанаты могут постелить ленолиум в стиле гексов, заставить всё миньками и играть глобальное сражение целую неделю.
    4) Игра у нас не пржилась. Хотя она мне попрежнему нравится — порой гоняю соло, хоть игра и НЕ рассчитана на это (что уж поделаешь — хочется миньки пошурудить, тактику по обдумывать), но в механику такой потенциал заложен (карты приказов, изначальная расстановка в сценарии).

    К Клаустрофобии сегодня доп заказал на Игроведе (месяца два ждал, пока привезут). Очень нравится механика игры (нет типичного движения по маленьким клеточкам — тут сразу большие :). Игра явно претендует на звание настольной РПГ-дьяблушки, со всеми вытекающими плюшками.
    После приобретения базы сразу бросилось в глаза малое количество типов героев: 1 маг-спаситель, 2-громилы, 2-лазутчика; поэтому сразу задумался о покупке дополнения. Вторая причина покупки дополнение — ТАМ ДВЕ РАЗНЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ!!!!! Наверняка ещё будут дополнения выпускать, но полагаю мне будет достаточно первого.

    Shveyk :
    Я не против дополнений. Но иногда после того как выходит игра и сразу к ней появляются допы возникает ощущение что издатель тупо хочет “срубить бабла”. Многие дополнения просто вырезают из игры и продают отдельно. Но в основном дополнения рассчитаны на фанатов и не представляют из себя ничего особенного.

    Полностью согласен. Пока все посты читал именно так и планировал написать.

  32. Игорь

    vdasus :
    Но я рекомендовал бы лучше поискать вот это: http://nastolkus.livejournal.com/9071.html – Flash Point. Они похожи с пандемиком, но намного разнообразнее игра. Вот сравнение с пандемиком:
    http://nastolkus.livejournal.com/4109.html

    Спасибо за наводку! Flash Point: Fire Rescue. Интересно что деньги на издание игры собрали на Кикстартере в апреле 2011 году — аж 50 000$ вместо 5 000$. Естественно русской версии нет, правила нужно переводить. Купить можно на Ебее с доставкой 60$ — 1800 рублей. Буду думать — Пандемию с дополнением или Пожарников)

  33. vdasus

    @Игорь
    Я бы, пожалуй настоятельно посоветовал бы брать Flash Point. Он без расширений намного более реиграбелен. А тематика схожа (кооперативка и т.п.)

    У меня есть пандемик с расширением, но я их поменял бы на флэш не глядя. У пандемика есть большая проблема, на мой взгляд, с реиграбельностью. Играть очень интересно, захватывает, но не больше 5-10 партий. Потому нужен большой перерыв, что бы опять было интересно. С флэшем всё выглядит вкуснее. Собираюсь купить

  34. Игорь

    @vdasus
    А вы пробовали играть сами во Flash Point, человек 4-5? Есть момент, что вы наигрались в Пандемию, хочется чего-то новенького) Хотя сама идея пожара чуть более интересна чем эпидемии. Насколько сложно будет разбираться с англоязычными правилами — тоже вопрос) Раньше в корпоративки не играли.

  35. vdasus

    @Игорь
    Нет, не пробовал. Но мне кажется, что игра должна проходить веселее. Сужу по обзорам авторитетных для меня людей, сравнивая правила и механики.

    Лучше — иметь и то и то, конечно 🙂 Но если бы передо мной положили на выбор — я бы _начал_ с Flash Point.

    С русскими правилами проблем быть не должно — к тому моменту, как купишь — они, скорее всего, уже будут на тесере. Если совсем беда — обращайтесь, переведу 🙂

    Кооперативка это весело 🙂 У них есть только один минус, который точно присутствует в пандемике и незнаю есть ли во флеше — это синдром сильного игрока. Т.е. если один человек намного более опытный\активный\умный — то он играет, а остальным остаётся только двигать фишки куда он скажет.

    Если компания равного уровня или активный еще и умён 🙂 то это отличные игры.

    P.S.хозяин, прости, что оффтопим 🙂

  36. Игорь

    @vdasus
    Пожалуй прям сразу и закажу с Америки FP — тематика привлекает, плюс ещё пару обзоров почитал — много возможностей и интересностей. По идее «синдром Лидера» на FP меньше, но команда должна быть командной)
    Ну не совсем оффтоп, мы же обсудили что дополнение к Пандемии очень полезно)) Но всё равно извиняемся)

  37. vdasus

    @Игорь

    Посмотри перед покупкой вот это: http://nastolkus.livejournal.com/11219.html

    не смотрел есть она там или нет, но знать, что такое есть — будет полезно 🙂 Игры можно пробовать перед тем, как покупать

  38. Симонов

    @Atsukawa Toshiro
    Про Вестерос: хватит уж обсасывать одно и тоже. 🙂 Раз уж все только Вестерос и вспоминают, значит дейсвительно больше ничего толком и нет.

    Ещё раз повторю, что да, немного обидно, но пластик теперь уже не будет дешёвым.

    Про Клаустрофобию: вот уж сущая неправда. Игре уже больше двух лет, дополнение решили выпускать только после неожиданно удачных продаж базы и долго мялись — ну совсем не сразу.

  39. vdasus

    @Игорь
    Вот ссылка на модуль пандемика вместе с расширением ont the brink
    http://www.vassalengine.org/wiki/Module:Pandemic

  40. Игорь

    @vdasus
    Спасибо, нашёл, установил и игру уже. Надо разбираться в английском и в механике) Правила почитать, понять как фишки двигать-ставить и т.д.

  41. Tanone

    @Симонов
    Еще Властелин колец от Книции издания того же FFG. То что первый доп был вырезан из игры достоверно известно от автора.

  42. Shadoquin

    mamont :
    Да, хотелось бы посмотреть на неофициальную линейку философских камней. Желательно с разъяснением, почему эта линейка более сбалансирована.

    Создал на форуме тему с альтернативными линейками Зельеварения и всеми объяснениями (раздел «Все о настольных играх»). Буду рад ответить на все вопросы.

  43. BaBuin

    Играем с другом в Stone Age постоянно. Играем задротски, игрушка это далеко не такая рандомная и безконфликтная как часто писали в обзорах. Так вот когда вышло дополнение, мы посмеялись, подумали что баланс будет уже не тот, да и само оно как-то выглядело очень надумано. Но я тем не менее купил. Теперь играем только в него, очень оживило игру.

  44. vdasus

    @BaBuin Отличная игрушка Stone Age. Одна из самых красивых, что я видел. Но механика имеет два недостатка — она немного суховата (всё субьективно) и имеет явное провисание в середине игры. Какое-то время играть интересно, потом играешь чисто механически, к завершению опять становится интересно. У нас в семье она в разряде «нравится, хорошая игра»

    Можете чуть подробнее о дополнении, как именно по вашему оно оживляет игру? Хотя бы пара слов личных впечатлений?

  45. BaBuin

    @vdasus
    Возможно в середине игры и есть некоторый автоматизм, но тем не менее цена ошибки при игре вдвоём бывает очень высока. Игра длится где-то ходов 10-12 (на двоих) и поэтому я бы не сказал что она сильно провисает.

    По поводу дополнения. Ввели украшения, новый вид ресурсов (хотя ресурсом не является). Очень удачно ввели торговлю и пятую карту цивилизаций. Стратегии несколько поменялись и теперь у игрока больше возможностей, а не стандартный автоматизм в первый ход — ферма-дерево-молоток. Появились новые хижины — некоторые очень интересные, некоторые слишком читерские. Все новые карты цивилизаций пришлись прям по месту. Что точно сделано зря — 5 игрок (при 4х то уже слишком много рандома) и возможность покупки второй карты на пятой позиции карт цивилизаций (хотя это ускоряет игру, что в общем-то плюс). Ну и дороговатое это дополнение. А так — must-have для фанатов.

  46. vdasus

    @BaBuin
    Спасибо, значит буду покупать 🙂 Я не фанат, но она мне очень нравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑