Читатель Артем Платонов внезапно задался вопросом – как будет поживать авторский краудфандинг настольных игр в условиях прихода в эту нишу больших компаний? И немедленно задал его заинтересованным лицам.
Итак, сразу к делу. В связи с появившейся новостью о запуске CrowdGames кампании по локализации на Бумстартере каждый месяц и по приходу туда же «Лавки игр» возник вопрос – убьет ли массовый выход издателей на краудфандинг там независимых авторов? Ведь у них нет таких информационных и финансовых мощностей, да и конкуренция за бэкера существенно повышается.
Роман Шамолин, группа компаний «Лавка игр» (на Бумстартере с «Покорение марса», «Раптор», «Иниш»). Начать нужно с того, чтобы взять на себя смелость признаться, что и мы, и Крауд Геймз занимаемся не краудфандингом, а некой разновидностью предзаказа. Ну не напечатать тираж наших игр на 50–100к 🙂 Поэтому следует задать вопрос: «Убъет ли «предзаказ» чистый краудфандинг?»
Отвечу честно: «Не убьёт, но усложнит сильно». А как иначе? Если компания ставит планку всего в пятьдесят-сто тысяч за законченный и интересный продукт, а Василий половину миллиона за полупрототип, то кого выберет потребитель?
Но, как мне кажется, выход для начинающих авторов прост – начинать с малого. Яркий пример (может они совсем и не новички, но ничего не мешает повторить новичкам) – ребята из «нАш» с их «Островом Пицца». Они сделали совсем недорогую игру, поставили невысокую цель (10к), спокойно собрали, заработали имя. Дальше им будет проще.
Есть, конечно, путь два – создать что-то новое, креативное, чтобы прям ах. Но это сложно 🙂
В любом случае, начинать путь в краудфандинге, ставя высокую планку сборов – путь в никуда, 95% не соберут точно.
Александр Казанцев (собрал на Бумстартере на издание своей игры «Битва големов»). Самый пессиместичный прогноз – при такой массовости начнется провал проектов даже от крупных компаний. Локализация-локализацией, но рынок будет тогда перенасыщен и придется думать не о том, как деньги собрать с народа, а как продать тираж. Сейчас волна успеха идет, но реальность может взять своё.
Если постоянно пытаться «окучить» одну и ту же целевую аудиторию, то у нее просто закончатся средства. Плюс постоянный выход опасен сезонным спросом.
В стране не настолько много коллекционеров настольных игр, чтобы они вкладывались постоянно в новые коробки. Причем еще один минус – продажа 100500 коробок одномоментна. Издательства живут на переизданиях и дополнениях. У нас же на крауде дополнения почему-то редко появляются (единственное исключение грамотной компании – Pathfinder, где одна и та же аудитория готова вкладываться в развитие своей единожды оплаченной вселенной).
Сергей Голубкин, издательство «Геменот» (на Бумстартере совместно с CrowdGames с «Мертвым сезоном», «Каверной», «Замками безумного короля Людвига»). Думаю, эффект от выхода издателей на площадки краудфандинга будет очень позитивным для независимых авторов.
До 2016 года у нас сбор средств на настольные игры на российских площадках был в зачаточном состоянии и ничего серьезного там не происходило. Рекордные сборы были в районе 500К рублей, их было 3–4 за всю историю. Издатели вкладывают серьезные бюджеты в рекламу, продвигают сами площадки, привлекают туда больше людей. Все бэкеры крупных издательских проектов будут оставаться на площадках и продолжат мониторить выходящие проекты. Уверен, авторам с хорошими играми тоже «перепадет» 🙂
Василий Рединский (собрал на Бумстартере на издание своей игры «Заварушка в трактире»). В целом я смотрю на всё происходящее положительно)) Во-первых, аудитория краудфандинга расширяется и уже многие знают, с чем его есть – это очень хорошо. Во-вторых, возрастает уровень требований к проекту, что отсеивает недоделанные и слабые проекты уже на стадии подготовки к старту: многие, сталкиваясь с требованиями к проекту, даже не стартуют. В-третьих, крауд и раньше не давал 100% на издание, в основном это способ донести информацию, реклама, по крайней мере, для отечественных авторов.
Следует заметить, что большинство авторских проектов на Буме не продуманы, включая мой, в основном присутствует желание просто издать игру, дальше… а дальше как-нибудь. При грамотном подходе, я считаю, хороший проект выстрелит, я имею в виду долгосрочный проект, не одноразовый.
Каким вы видите будущее отечественного краудфандинга?
Александр Казанцев. Что касается развития рынка – локализации ничего для этого не делают – это по сути выкачивание денег за рубеж. Плюс транспортным ну и тем людям, что сидят на переводе и верстке. Минус – в развитие российского производства (хоть все и ругают Хобби Ворлд, но они пытаются печатать у нас) и по сути в перепродаже зарубежных франшиз у нас, вместо того чтобы издавать российских авторов и поднимать уровень этого сегмента.
Речь тут не о рынке настолок вообще, а именно о своем отечественном игростроении. По сути мы проходим в настольных играх те же стадии «шильдико-отверточного» производства, которое прошли уже в других отраслях промышленности. Да – печататься может и выгоднее за рубежом (хотя бы по качеству), но «мозги» должны развиваться на месте.
По независимым авторам – нам будет хуже из-за оттока спонсоров с деньгами на эти проекты – тут не поспоришь. С другой стороны тут стимул делать игры на уровне с грандами и занимать ниши, которые высвобождаются. Хотя если крупные релизы будут идти постоянно, то они и сами себе будут мешать, а нам тем более – тут не поспоришь.
Сергей Голубкин. Будущее вижу более радужным, чем происходившее до 2016 года. Но без выхода на качественно иной уровень. Менталитет у нас не подходит, чтобы краудфандинг стал массовым явлением. Думаю, будет развиваться с хорошей динамикой до первой истории с «большим кидаловом» (таких в РФ пока не было), которая подорвет веру бэкеров и остановит развитие. Любителей халявы и «кинуть лохов» у нас все-таки очень много 🙁
полностью согласен с Александром Казанцевым