Добро пожаловать в мир настольных игр

О системе оценок на Boardgamegeek.com

Зордок поделился своим видением оценок настольных игр на BGG. Он рассказывает о категориях и специфике отдельных видов настолок, о том, как стоит интерпретировать те или иные цифры и как в итоге найти стоящие настолки. 

Мне давно хотелось порассуждать на эту тему, а заодно узнать мнение наших настольщиков, которые используют BGG для поиска чего-то вкусного для них лично. На БГГ есть, конечно, всякие секретики — например в разделе "статистика" можно посмотреть как рекомендации игр, так и вычисленные "похожие" по системе, которую использует автор известного плагина на Тесере.

Но, всё-таки, основным критерием является сухая цифра средней или бггшной оценки. Ну и конечно попадание в какой-нибудь топ — 10, 100, 400. Но обжигались ли вы когда-нибудь, купив из этого топа игру? Я — да. Давайте посмотрим, как воспринимать оценки на BGG, чтобы не купить заведомую хрень. 

Все опасности условно можно поделить на следующие группы, которые не совпадают с группами БГГ, но имеют вполне адекватные рамки. Понимание этих групп приходит к каждому настольщику на шишках неудачных партий или покупок. Итак, группы опасностей и их оценки на БГГ.

1. Детские — это в которые могут играть только дети, взрослым или детям с 10-12 лет они не интересны. Это не наш вариант, тем более на БГГ даже лучшая детская игра не дотягивает до 4-й или 5-й сотни. Я с ребёнком играю в кубики и погремушки. В возрасте постарше пойдут в ход машинки, пульты с кнопками, детские центры, активные развлечения вроде мяча. А потом и до настолок 8+ дорастёт. 

2. Классические варгеймы — это варгеймы с картонными значками, гексагональным полем или полем из кружочков и линий. Они могут эмулировать какой-либо конфликт, быть супердлинными или неожиданно короткими. Иметь красочную коробку, но чаще — что-то довольно унылое, какой-либо военный плакат, рисунок бронетехники. Хотя в визуальном плане в последние годы есть отличные подвижки. В них могут быть деревянные блоки, или карточный движок.

В общем, про варгеймы нужно знать несколько вещей. если вы их любите, то можете пропустить этот пункт. Если вы предпочитаете другие игры, или военные, но с солдатиками (как в Мемуарах), или с миньками и балансом (Нексус) — то будьте осторожны:

  • Средняя оценка варгеймам ставится обычно куда выше, чем другим играм. Варгеймеры любят своё хобби. 
  • Многие военные игры добираются до 200 или даже входят в первую сотню. Список лучших игр возглавляет варгейм.

Большое место варгейму не говорит ни о чём. Если вы не любите классические варгеймы, то не покупайте их, даже если они супер-супер. Некоторые абстрактные игры или евро с мощной военной темой мимикрируют под варгеймы, но о них ниже.

3. Игры компании FFG

Это отдельная тема. Во-первых, у этой компании множество фанатов. Во-вторых, они делают действительно по всем параметрам качественные игры. Их можно купить везде, почти как Монополию. Тут ситуация немного схожа с ситуацией во втором пункте — толпы фанатов компании ставят 8-10 любой тематической продукции. Особенно хорошо это проявляется на вторых или третьих редакциях, которые выносятся в собственные элементы. Они могут набрать 1000+ голосов фанатов, которые даже в глаза не видели новую редакцию, но по старой памяти…

  • Большой рейтинг игры от FFG не говорит ни о чём
  • Проще сравнивать их игры между собой, чтобы понять — лучше она объективно или хуже. 

4. CCG, TCG, LCG

Коллекционные игры. Умирающий жанр, который не спасёт заигрывание с былыми поклонниками в виде "живых карточных игр", что суть то же самое, только менее накладно по деньгам. Не ведитесь и не покупайте "поиграть с друзьями-женой", это исключительно для гиков, коих в наших пенатах почти нет. Разве что можно отыскать изредка поклонников локализованной Карточной Игры Престолов. Ну, и разумеется, МТГ, Берсерк — в это играют. Отдельный игровой мир, слабо пересекающийся (территориально в магазинах, которых всё меньше) с миром настолок. 

По оценкам коллекционки где-то в хвосте, их не особо жалуют. Они стабильно выходят каждый год. Но стоит предупредить — внимательно смотрите список механик понравившейся карточной игры, в которой внезапно много картинок с монстрами, текста и циферок. Перед вами вполне может быть не очередной клон Громокамня (нормальной настолки с дополнениями), а коллекционка, в которую будет не с кем играть. В списке механик будет Collectible Game или что-то в этом роде.

5. Миниатюрки

Куда более коварны. Это такой же "свой" мир, как и коллекционки, только хуже с точки зрения психического здоровья участников. Если в фотках игры всё пестрит покрашенными миниатюрами, красочными живыми территориями с холмами, хижинами, заборами и прочим — это 99% не настольная игра, а набор миниатюр. Разобранных на детальки вплоть до ушей и носом. Монотонных и не покрашенных. В комплекте Может не быть правил, или они будут сводиться к каким-то манипуляциям с линейкой и кубиками. Естественно — никаких деревьев, хижин и окопов — всё это надо делать самому или докупать за куда большие деньги, чем бустеры коллекционок. 

  • Бойтесь данайцев, красочные миньки приносящих
  • Действительно настольных игр с миниатюрами можно по пальцам одной руки пересчитать, именно поэтому так популярны Мемуары и даже Риск.  
Игры с миньками имеют высокие средние рейтинги, но мало голосов, и могут завлечь вас, если вы следите за топом картинок на БГГ. Помните правило — красивые миньки, сплошь миньки, леса/горы/реки/хижины — значит это не игра! Миньки покупаются, чтобы тратить недели на покраску, грунтовку, склейку и любование плодами своего труда. Не для игр.

6. Хардкорные евро 

Эту категорию очень любят на БГГ. Пожалуй, это самая главная опасность для игрока. Как и любое другое развлечение, игра вам может понравиться. Особенно если вы тяготеете к мозголомству, длительным партиям со множеством математических (а не стратегических) рассчётов, которые делаются исходя не из интуиции и понимания ситуации, а буквально просчёта этой ситуации, тщательного микроменеджмента и использования 2-3-х ходовых комбинаций по наращиванию своих ресурсов. 

Топ-10 забит такими играми. Самые простые из них, их даже можно условно отнести к обычным евро — это Энергосеть и Пуэрто Рико. Но Агрикола, Гавр и Брасс далеко не для всех. И то — эти игры всё-таки хиты. 

Опасность таится, если вы решитесь сделат заплыв в дебри топ-1000. На пути вы встретите симпатичные евро с очень высокой средней оценкой, но почему-то не слишком высокой оценкой БГГ. Оценка БГГ зависит от средней и от числа проголосовавших — как раз с тем рассчётом, чтобы отсекать маргинальщину, которой и являются хардкорные еврогеймы. Но т.к. настолки любят больше всего в Германии, а именно там живёт Уве Розенберг и Штефан Фелд — основные производители еврохардкора — то увы, они часто попадаются на глаза обычным настольщикам. 

Как определить? Смотрите на время партии — 2 часа и более, это верный знак. В такие игры часто просто не с кем играть, они вызывают фрустрацию, и в конечном итоге отвращение от евро в целом. 

7. Псевдонастольные-РПГ 

Настольными РПГ считаются классические посиделки с мастером, листками бумаги, кубометанием и прокачкой своего персонажа вкупе с интересной историей, которую создают все игроки. Псевдонастольные РПГ — это всё то же самое, только в пределах одной игровой сессии, совсем без или с куцой историей, и ориентиром на механику боёв. То есть, попытка перенести на стол именно компьютерные рпгшки.

Основная проблема этих игр — ничего приличного пока не сделали или не придумали. Если игра короткая, то она обязательно вырожденная во что-то типа Мачкина, Cutthroat Caverns, Dungeon Raiders, Dungeoneer и иже с ними. Это как бы настолки с духом ролёвок, но без сути. Или просто с тематикой.

Если игра пытается эмулировать компьютер, то это неизбежно превращается либо в затянутый монотонный кач со сменой декораций (WoW), где игроки просто вынуждены заменять компьютер. Либо во что-то настолько тупое с 3-мя характеристиками, что это не доставляет никакого удовольствия.  

Первый тип игр обычно теряется где-то в 4-7-й сотне, на уровне 6-7 баллов. Второй тип активно штурмует 2-3-ю сотню, и тут очень трудно не пойти на соблазн. Просто купите себе 1-2 игры, продайте и переболейте. 

8. Настольная цивилизация

Каждый год стабильно выходит 1-2 и иногда даже больше игр, претендующих на звание "той самой настольной цивилизации". Самое смешное, что "та самая" существует с 1980-го года, именно по ней делал Сид своё творение. Проблема "той самой" и таких игр в целом в том, что компьютер берёт на себя львиную долю подсчётов, из-за чего вы можете действительно развивать целую империю на уровне микро-маро-менеджмента, военном, политическом. А в последних реинкарнациях на пс — культурную и религиозную составляющие.

На столе это превращется либо в многочасовые партии ("та самая" и прочие варианты вплоть до середины 90-х), либо ограничивается какой-то маленькой эпохой, что, правда, не помогает. Либо, это самое частое, на свет рождается что-то по времени приемлемое, но в результате "уже не то", то есть не цивилизация. Абстрактная игра, плохая игра, хорошая игра — но это отвечает лишь формальным критериям. Инновация — хорошая игра, но стали бы вы говорить, что это "та самая настольная цивилизация"?

Всё то же самое относится и к Throgh the Ages, и к Civilization 2010, и к 4Х космосу, с Эклипсом и Сумерками. Что-то из перечисленного (а на самом деле все 4-е игры) — хорошие игры. Но поиски "той самой цивилизации" будут продолжаться бесконечно, как филосовского камня или святого грааля. Вот и этот год подарил нам Clash of Empires  с Archipelago — новыми претендентами на священный титул. 

9. Карточные филлеры

До Доминиона почти все карточные игры были либо филлерами, либо ККИ. Почти все — я серьёзно. Если автор хотел выпустить карточную игру не филлер, он прикладывал к ней какой-то атавизм в виде поля, чтобы она считалась настольной. Вспомните Санкт-Петербург, Glory to Rome. Без этого атрибута хорошая карточная игра могла выйти лишь при одном условии — она была "карточной версией" какого-нибудь настольного хита. Именно так вышла Race for the Galaxy — это был карточный вариант Пуэрто Рико. Правда, отвергнутый издателем в пользу другой хорошей игры San Juan.

Но до сих пор в мире выходят филлеры. Опознать их очень просто — если на картах в игре есть цифра, цветовой фон и какая-нибудь замысловатая картинка — но и всё — то перед нами типичный филлер. А филлеры есть зло, они однообразны. Их легко можно отсортировать по рейтингу и купить только лучшие. Так что внимательно смотрите на фотографии, чтобы невзначай не купить филлер вместо нормальной игры.

Обычно они все скатываются ниже 7-и баллов и опасность представляют не большую.

10. Новинки Эссена

Как актуально, не правда ли? Запомните про Эссен две вещи — он проходит в Германии, и в Германии любят евро, а особенно хардкорные евро. Америтреш и всё прочее вменяемое выставляетс на выставке Gen Con, которая проходит (если не ошибаюсь) ближе к концу лета. Именно там появляются или анонсируются всяческие любопытные игры.

На Эссене тоже, но! Лидируют на Эссене обычно либо хардкорные евро, либо типичные евро. С редким исключением на 7 Чудес, Доминион и Эклипс. 1-2 игры обязательно докатятся до топ-20. Ещё 3-4 до топ-100. Ближе к концу весны подтянутся и остальные представители, когда их локализуют на английский и начнут продавать в штатах (а стало быть и по всему миру).  В общем, опасность тут как в хардкорных играх. 

11. Новинки вообще.

Большинство новинок имеет тенденцию получать в среднем 8-9 баллов. Затем эти оценки падают. Если 10-ть человек оценили игру в среднем на 9+ баллов, она имеет небольшие шансы остаться с оценкой 7,95 в топ-100. 8+ — это скорее всего топ-200 или низы первой сотни. Поэтому про последний Эссен и говорят, что хитов не было.

Около 7 стартовая оценка — всё очень печально, игра скорее всего будет в лучшем случае балансировать у 6.8-7.1, но обычно скатится до 6.4-6.6.

Стартовая 6.5 или 5? Всё, шлак.

12. Патигеймы

Патигеймы активно не любят на БГГ. Активити, которое продано миллионным тиражом, имеет всего сотню оценок. То есть, судить о патигеймах по БГГ не стоит вообще. Диксит до получения немецкой премии вообще никому не был известен и плавал ниже плинтуса. А издан он был за два года до премии. 

Ну и, подводя итоги, о том как воспринимать оценки в целом. Т.к. настольщики — народ вежливый, да и настолки любят, а также из-за нюансов системы подсчёта, — самый простой способ понять оценку игре, это отнять от 10-бальной оценки 4-ку. Получим школьную оценку. Грубо говоря 5 и ниже — это шлак. 6 — это 2 балла. 6.5 — 6.8 — это 3 с минусом. 7 — 7.20 это 3. 

Дальше получается по-другому. 7.5+ — это 4 балла, а оценки от 7.9 до 8.4 это твёрдое 5. Если хорошо профильтровать по вышеприведённым пунктам топ, можно получить вкусные игры.

То есть — расширенный поиск, минусуем механику "коллекционные игры", избавляясь таким образом от кки и минек. Минусуем раздел (не механику) "варгеймы" — убираем классические варгеймы. Ставим время партии до 90 минут — убираем хардкорное евро и всякий эссеновский обман. Ставим число проголосовавших от 100 человек с оценками 7-10: убираем горячие маргинальные новинки. Убираем чилдрен геймс и ещё механики trick taking и set collection (филлеры). 

Вуаля — перед нами нормальные игры.  

13 комментариев

  1. Random Phobosis

    Очень основательно, спасибо.

    >Они могут набрать 1000+ голосов фанатов, которые даже в глаза не видели новую редакцию, но по старой памяти…

    Меня во многих случаях тянет поставить новым редакциям больше, наоборот, потому, что они не так ужасны, как старые :] Плохой из меня фанат.

  2. Malefic Max

    Согласен со всем на много процентов ) Ну разве что кроме «формулы» последней — не всегда и не везде прокатит она )

  3. AnDy_nin.Ja

    Вывод: Доминион лучшая игра %)

  4. azazel

    Я бы еще добавил к отбору возраст 10+

  5. Ильшат

    качественный обзор! Славе слава, ну или респект и уважуха! 🙂

  6. Денис II

    В них могут быть деревянные блоки, или карточный движок.

    Карточный движок – это тоже плохо?

  7. Pirx

    Я как-то купил детям (5 и 2 года) лидер чилдрен-топа на БГГ, Looping Loui. Регулярно валют в нее дурака ::)
    Разумеется, это вообще не боардгейм. Но это показатель, что раздел детских игр на БГГ тоже может быть годен — надо просто его правильно готовить ::)

  8. i112358

    спасибо, интересно!

  9. ZoRDoK

    @Денис II
    Варгеймы вообще — это очень даже не плохо.

    Но как и возмущающемуся в комментариях на моём сайте VDmitriy отвечу — тут перечислены опасности рейтинга с общей позиции. Для варгеймера или любителя минек это не подойдёт. Но т.к. чисто варгеймеров и любителей минек я знаю не так много, то считаю, что они и без моих советов разберутся. =)

  10. ZoRDoK

    >Looping Loui

    У меня тоже есть. =) Ещё советую попробовать для детей Sorry! Sliders, аналогично идёт от 3-х лет и до 99+ на ура.

  11. Михаил

    Очень верно написано

  12. Qu

    Попробовал поискать. В принципе — все очень правильно. Удивило одно — почему среди результатов нет 7 Wonders?

  13. Егор

    Меня вот удивило, каким образом сюда затесалась фотка Wrath of Ashardalon? Да еще и в часть про «Эмулирование компьютерных игр»? Каким боком Ашардалон эмулирует Компьютерные игры? Вообще то это классическое (пусть и упращенное, для обывателя, но все же классическое) D&D, с которого лучше всего начинать играть в подобные игры! Тут будет лучше сказать, что это компьютерные игры эмулируют D&D! Разве я не прав?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑