Зордок опубликовал у себя на сайте статью-ответ на тезисы Николая Пегасова на Мипле-2012 относительно того, какие сегодня в России востребованы игры, а также поделился своим видением интересных и актуальных элементов в настолках.
Помните те три статьи Пегасова (директор по развитию Мира Хобби) про филлеры, якобы невостребованность игр с прямым противостоянием и прочее? Мне хотелось спорить там с каждым словом почти, ну кроме абзаца про Талисман и ходилки. Но я решил не втягиваться в дискуссию о том, в чём плохо разбираюсь, а именно: продажи игр, рейтинги и то, какие игры лучше не издавать сейчас. Зато меня сильно зацепил момент с тем, что «актуально» на рынке. Тренды. О них и хотел написать. Потому что моё видение современных настольных трендов совершенно другое.
Не тренды
Начнём с первого пункта. Итак.
И на российском, и на зарубежном рынках в первую очередь востребованы оригинальные игры
Казалось бы, с чем тут спорить. Но не совсем всё так. Эта мысль прочно укоренилась в головах наших издателей после нескольких попыток выйти на немецкий рынок c отечественными поделками. Конкретно я слышал про историю с "Коронацией", которую с большой натяжкой можно назвать «творческой переработкой» Scotland Yard, игры аж 80-х годов от Ravensburger. После отказа под благовидным предлогом (никто ж не скажет: "Плагиат не издаём") наши умельцы кинулись искать оригинальное. В результате в этом году вышел Септикон, который, по отзывам, весьма оригинален; всяческие Конфети и Японские домики, а также некоторые другие проекты, которые прошли по разным причинам мимо блогеров.
Однако большой любви на западе проекты не сыскали. Зато в прошедшем году успешно взлетели Lords of the Waterdeep, которые ну ни грамма не оригинальны. Типичнейший, без толики инновационности, воркерплейсмент. Которого попой жуй. Кстати, сам факт выхода новых и новых игр в этом направлении говорит о некой остаточной актуальности темы. Фэнтезийный сеттинг — совсем недавно были Dungeon Lords. И тоже с механикой выставления рабочих.
Оригинальные проекты в целом нужны, но на одной оригинальности далеко не уедешь, что показали провальные продажи игры от alea — Saint Malo. Там активно использовался фломастер вместо деревянных кубиков, но инновации не впечатлили немецких геймеров.
Но ладно, в целом да, я за оригинальные игры. Пусть это и не залог успеха.
Как я и сказал раньше, есть простая закономерность: в России плохо продаётся научная фантастика, особенно космическая.
Ну зачем возводить в закономерность результаты провальных продаж одной единственной локализации в России. Во всём мире это одна из самых играемых современных игр среди настольщиков. Отвратительного качества издание, а скорее даже не это, а тот факт, что МХ не издаёт допы, сыграли однозначно против игры. Зачем покупать что-то плохого качества, если за ту же (заметьте) цену можно купить английское издание высокого качества, да ещё если понравится, не нужно будет ломать голову, как же совместить расширения с базой. Тем более, что на картах в 95% случаев нет текста, только значки, которыми RftG произвела маленькую революцию в карточных играх.
По моему опыту, в России отлично продаётся любая фантастика, и особенно космическая. Буде речь о книгах, компьютерных играх или настолках. И отлично играется. Если я принесу даже евро с космическим антуражем на игротеку, то у меня значительно больше шансов найти партнёров на партию, чем если бы я разложил очередных генуэзских купцов, бороздящих просторы какой-нибудь пасторальной Германии. Ну и наконец, если так считаем, то чего же выпускаем Септикон? А?
Эклипс был самой желанной игрой в 2011, с 2008 по 2010 во всех клубах резались в Battlestar Galactica почаще чем в Манчкин. Космос рулит. А тонкие карты и не издание допов — нет.
Например, игры-филлеры по законам рынка всегда продаются хуже, чем обычные.
Давайте расскажем это Игроведу. А то что-то они себе в убыток, видимо, локализуют. Начиная с Коровы 006, продолжая Дикситом и заканчивая совсем уже неизвестными. Игры-филлеры продаются на ура. Впрочем, "Большие деньги", по всей видимости, не подошли под эту планку. Интересно, почему?
Впрочем, филлеры я не люблю. Однако «не люблю» и «не продаются» разные вещи. Кто-то может попу вытирать не любит, что ж теперь, заявить что делать этого не нужно, самоочистится?
Что ещё не востребовано рынком? Очень сложные игры, ориентированные на хардкорных игроков. Тоже очень узкий сегмент.
Как бы да. Так и про настольные игры в целом можно сказать. По сравнению с компьютерными и приставочными это не то что узкий, это вообще не сегмент. Так, пунктирная линия. Однако же Эклипс умудрились продать 3 тиража, и там отнюдь не наши жалкие 1-3 тыс экземпляров. Игру Престолов, говорят, смели с прилавков. Недавно спрашивали меня, где купить Дракулу. Да, это не Алиас, продаются медленнее. Но и доход с одной коробки не 3 копейки. Я бы ещё порассуждал об актуальности локализаций хардкора. Когда нас кормят старьём от FFG или Rio Grande. Издали бы вы так понравившийся кое-кому Spartacus весной, с анонсом сразу после Эссена, так вы бы удивились продажам.
С другой стороны, смешно же — допустить столько косяков в переиздании (3-м уже?) Ужаса Аркхама и пенять на то, что де хардкор плохо продаётся. Плохо продаётся халтура. А хардкор в своём узком сегменте продаётся отлично. Инновация — хардкорная карточная игра — продаётся на ура.
Даже если смотреть по галочкам на BoardGameGeek, я сыграл в более чем 500 настольных игр.
Если смотреть только по галочкам, то чуть больше четырёхсот. Ну и я во столько же сыграл. Помню, как Тимофей Бокарёв рассказывал где-то, то ли в переписке, то ли на Тесере, как хотел похвастаться своей коллекцией перед гиком в Германии, а у того для игр чуть ли не целый зал с несколькими тысячами игр. Мы с нашими сотнями ещё только начинаем.
Тренды
Ещё немного слов про «не тренды». На мой взгляд, миплплейсмент был офигенным трендом с пиком в 2007 году, как раз тогда вышел Каменный Век. Сейчас это уже классика. Не кинь-двинь, конечно, но самой этой механикой никого не заинтересуешь, нужно что-то новенькое, типа шестерни в Цолкине. В России в это уже не играют. В целом и у евроигр, в том виде, в каком они существуют с издания Пуэрто Рико, уже тоже вышел срок. Многочисленные гики могут их хоть в трёх экземплярах доводить до топ-10 на BGG (как это случилось с Puerto Rico Anniversary), но на игротеках и домашних встречах это не отразится.
Также почти перестали быть трендом игры на сбор колоды. Вы удивитесь, но за последние два года вышло несколько deck-building игр от крупных не то что издателей, брендов, о которых (играх) вы ничего не слышали. Ну или разве что слышали. Это и дек-билдинг по Властелину, и по комиксам от Marvel, по комиксам от DC, по Penny Arcade две коробки. Там и механики ничегошные, это настоящий декбилдинг (а не «с элементами») и оформление не подкачало. Но увы. Пик подражателей был в 2010 году, последние массово «хотимые» игры, это Core Worlds и Eminent Domain. Хотя, если у нас выпустят наш декбилдинг с «дураком» и библиотекаршами, о нём будут говорить и покупать.
Гибриды настолок с планшетами и поверхностями тоже не выстрелили. Народ подивился и прошёл мимо. Настолки на планшетах да, а использовать планшет как поле для фигурок, ну его нафик. Тактильные ощущения куда как интересней.
Так что же вошло в тренды?
Кастомные компоненты, и в первую очередь, кастомные шестигранники. Кульминацией тут служит, конечно, Quarriors, но и Seasons, и Цолкин, и многие другие игры следуют этому тренду. Да, он уже стихает, как я понимаю. Просто кастомными красивыми кубиками уже не удивишь, они как должное.
Гибридный америтреш: прямые конфликты, типичная тема (фентези, космос, война), но со сбалансированными евромеханиками. Это и Игра Престолов, и Эклипс, и Нексус Опс, и Спартакус. Будучи представлен ранее единичными экземплярами, тренд набирает остроту. Уже за америтреш берутся такие маститые евроиздатели как Queen Games.
Французы активно наступают на рынок настолок. Это и Asmodee, и канадская Философия, купившая Z-Man. И привлекают они французов напополам с иностранцами. Очень жаль, что куда-то пропал французский сателлит Звезды, компания Сириус.
Качественные, а не «для галочки» настольные реализации игр по сериалам и масс-продукту. Начался тренд ещё с Галактики, но сейчас мы видим и Спартакус, и сериальную версию Игры Престолов, и настольный Кризис от Квинов. Также вышли очень приличные Марвеловские персонажи в виде декбилдинга. К сожалению, не порадовал Хоббит, вылупившийся несколькими поделками, спешно локализованными у нас в стране.
Сложные и оригинальные карточные игры (не филлеры) вроде 7 Чудес, Доминиона + прочих декбилдингов, Seasons. Не являющиеся CCG. Это отличный сегмент, т.к. хейтерами еврогеймов такие игры не считаются евро.
Игры в реальном времени. Или со значительной долей совокупного действия всех участников, например, торговли, или обсуждений, или планирования.
Вот такие мне видятся тренды на ближайший год. Если копнуть глубже, можно найти ещё интересное, но увы, статья итак затянулась. На этом анализ заканчиваю.
А чё…Зордок то Пегасова умыл….По большому счёту (процентов на 90) с ним вполне согласится можно. Всё верно.
Как бы негативно я не относился к Зордоку (не как к человеку, а к его публикациям), но в этой статье я с ним согласен, особенно насчет МХ
@Scorpius
Покажите мне настольщиков, у которых те «тезисы» Пегасова не вызвали схожую с Зордоком реакцию.
Такое впечатление, что это такой тонкий ход МХ — говорить одно (нужно выпускать оригинальные игры, космос и научная фантастика не идет, филлеры продаются плохо), а делать совершенно другое (выпускать игры-клоны или локализовать старье, продавать Септикон и Сталкера, запускать 155 серию манчкинов и каркассонов) 🙂
@kissmybass
А чем вам не нравятся мои статьи?
О-о-о я тут локализацию Громокамня увидел. Игра замечательная, локализация на 3-. Может и правда, Миру Хобби пора завязывать с халтурой?
@Dicer
Я оригинала, к сожалению, не видел, но в локализацию играл. Вроде нормальные компоненты. Чем уж так она плоха?
@azazel +1 статья про Не выгодную войну тоже характеризует его как слабого геймдизайнера.
«…..Насколько хороша игра, настолько же ужасна локализация от Мира Хобби. Неровная вырубка и махрящиеся края тонких карт, неровная вырубка жетонов, инлей-вкладыш от Доминиона, куда нормально карты по стопочкам не впихнуть (интересно как на это смотрели правообладатели?), инструкция как правильно раскладывать карты в коробку отсутствует (ну да она есть на сайте, так честно скажем и официальный ПнП вариант от издателя тоже существует на его сайте, может мне тихенько напечатать 500 карт и сложить в коробку от обуви?).»
Впечатление тягостной халтуры, товарищи. А потом они (МХ) удивляются, что продается плохо. Простите, так вы продаете ее по цене дороже базы за границей, при весьма спорном качестве и полных гарантиях отсутствия аддонов.
Ну, своими силами у нав пока никому хорошо локализации не удавались… Может МХ пора взять пример со Звезды — те поняли, что своими силами хорошо не всегда получается — заказывают тиражи за границей. И при этом еще умудряются продавать у нас игры по сопоставимым с западными ценам. Это к тому, что МХ объясняет свои цены затратами на покупку прав у правообладателя, таможню и т.п. Звезда, видимо, на все это не тратится…
Пегасов бизнесмен, а какой нормальный бизнесмен будет расказыввать правду о том, что будет популярно в будущем, что будет продаваться, на что нужно сделать упор и тд.
Деза это товарищи, деза ))
Друзья, чего греха таить — МХ чудесное и ответственное издательство, но… как-то не хватает им:
1. Нормальных и оперативных переводчиков(шоб обходилось без косяков, как с переводом карт в том же «Ужасе Аркхема»)
2. Бюджета для издания нормальных компонентов (Карты тоненькие в некоторых играх и это печаль)
3.Отдела контроля комплектации и качества. (Было бы меньше запарок с досылом компонентов)
4. Скорости реагирования. (Если заведомо понятно, что игра «выстрелит», неужели нельзя заранее договорится с правообладателями за рубежом, чтобы на русском было минимальное опоздание от мирового релиза)
Заведомо не про одну игру не понятно, что она «выстрелит». Другое дело, что она может усиленно пиариться, как 7 Чудес, а потом всё-таки выстрелить. Но может (как Colonia от Queen Games) не выстрелить даже при большом пиаре. Вон как все слюни пускали на Smersh или Spec Ops, типа настольный контр-страйк, то, сё, а как в магазины игры попали, так и не нужны никому.