О воровстве и ценности идей

У начинающих разработчиков очень часто встречается одна и та же фобия. Они переживают, что кто-то украдёт идею их игры. Неизвестный злоумышленник-конкурент из числа коллег по цеху, издательство, которому разработчик рискнул показать свой проект, или кто-то ещё. В прошлом году я уже писал об этом, а недавно прочитал статью на эту же тематику на одном из зарубежных сайтов. Материал мне понравился, поэтому я предлагаю всем его вольный перевод. 

Меня часто спрашивают об этом. И понятно почему. Люди по-настоящему гордятся придуманной новой игровой механикой, оригинальной темой или ещё чем-нибудь, что может принести много-много денег. Гордость за свою работу – это хорошо! Она спасает в трудные минуты, когда у вас может появиться мысль, что лучше было бы выбрать себе какое-нибудь другое хобби, например, глажку белья или выпечку пирожков.

Но эта гордость может также породить необоснованные предположения о том, что для кого-то ваша идея почти столь же важна, как и для вас. Это ни в коем случае не выпад в адрес вашей конкретной идеи, это неотъемлемая составляющая творческого процесса. Если кому-то ещё есть дело до вашей идеи в той же степени, что и вам, этот кто-то должен также корпеть над ней долгими вечерами, снова и снова тратить время на тестирование, доводку, слёзы, переделывание, слёзы, вновь тестирование и так снова и снова, пока из идеи не получится готовая игра.

Вы, ведь, действительно отдаёте много времени именно идее? Пожалуйста, даже не начинайте говорить о том, что кто-то может её украсть, если вы на самом деле не уделяете ей достаточно времени. Пожалуйста, не рассказывайте о том, что вы оформили патенты, зарегистрировали авторское право, разработали соглашение о неразглашении (NDA) и зарегистрировали товарный знак, если ещё даже не приступали к тестированию. И, пожалуйста, даже не заикайтесь о том, что проводите тестирование только в узком кругу, среди близких людей, людей, которые не могут себе позволить разбить ваше сердце. Вы, ведь, этим не занимаетесь? Конечно же, нет, ведь это было бы очень глупо.

Паранойя подобного рода – это просто отговорка, чтобы не работать.

ПРАВДА ОБ ИДЕЯХ

В идее нет ничего особенного

На самом деле, отличная идея – это ещё не игра. Не было такого, чтобы Антуан Бауза сказал: «Эй, я хочу сделать игру с картами, где игроки должны действовать сообща» и получил за это «Spiel des Jahres». Что было – так это работа, работа и ещё раз работа, и ещё два релиза, до того, как Hanabi стала хитом.

Ваши идеи уже у кого-то украдены

У меня есть целый ворох идей, которые по той или иной причине так и не реализованы. Идеи – они повсюду! Правда, здесь, здесь и ещё вот тут – их целая куча. Они есть у всех нас, и велика вероятность, что все они – не оригинальны. Мои идеи неоригинальны, ваши, вероятно, тоже. Мы все живём в одно и то же время, в одной и той же среде и можем прийти к одним и тем же предложениям. Хотите хороший пример? Придумайте новую шахматную фигуру. Давайте, возможно, она будет ходить как слон, но только на 1 или 2 клетки. Возможно она будет ходить как король, но по горизонтали или вертикали она сможет ходить только на 1 или 2 клетки, а брать чужие фигуры сможет только по диагонали. А теперь поищите что придумывали для шахмат другие люди и проверьте, не совпали ли ваши идеи с чьими-то ещё.

Ценность идеи сама по себе невелика

Даже если ваша идея на 100% оригинальна, сама по себе она ничего не стоит. Сделать её по-настоящему ценной может только ваша работа над идеей. Вернёмся к примеру с Hanabi. Чтобы сделать игру столь элегантной пришлось много поработать над каждым дизайнерским решением. Когда механик мало, всё становится очень важным. Сколько в колоде должно быть мастей? Сколько в колоде должно быть карт каждого достоинства? Каким будет среднее количество очков по итогам сотни партий? Как люди будут общаться в ходе партии? Ни на один из этих вопросов нет ответа до тех пор, пока идея не претворена в реальность, пока игра не появится на столе. Качество идеи можно проверить только приступив к тестированию.

Идея – это ещё не игра

Давайте  немного ударимся в дзен. Если в игру ещё не играли, можно ли назвать её игрой? Является ли игра игрой всегда или лишь в то время, когда в неё играют? Эти вопросы я обязательно поставлю перед вами, если вы концентрируетесь на защите вашей «прелессссти», вместо того, чтобы дать поиграть в неё как можно большему числу людей. Ваша идея – это не игра. Игрой может быть только игра, которую вы сделали. И она станет игрой только если в неё будут играть люди. Это значит, что вы должны делать прототипы и столкнуться с необходимостью преодолевать неловкость и просить незнакомых людей играть с вами, оговорившись, что им может не понравится. Это именно то, что делает вашу идею ценной. И знаете что? Если игра интересная, победа будет значительно слаще.

ЦЕННОСТЬ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ. МНОГО ВРЕМЕНИ.

Всё это я рассказываю чтобы подчеркнуть… Нет, я не беспокоюсь о том, что кто-то украдёт мою идею. Скорее, наоборот. Если бы я не рассказывал о своих разработках столь открыто и публично, моя жизнь сложилась бы иначе. Я работаю в таком формате уже более десяти лет. Но когда я только начинал, да, меня это тоже беспокоило.

Всё началось в 1999-м, когда я придумал World of Darkness RPG про живых зомби, Zombie: the Coil. В мифологии WoD был пробел, который я хотел заполнить. И, знаете, я его заполнил. Надуманными фракциями, противоречивыми механиками, стилистикой панк-рока и готической атмосферой, всем тем, что, как я полагал, должно быть в настоящей RPG. Я просто взял за основу мифологию миров White Wolf, вписался в них, и опубликовал результаты на своём ерундовом сайте.

Затем я забеспокоился о том, что White Wolf украдёт мою идею. Я услышал, что они собираются выпустить Hunter: the Reckoning и в нём должны были появиться зомби. О, нет, зомби в World of Darkness? Чёрт победи! Весь мой труд – насмарку! И я даже не подумал о том, что не пытался преподнести свою работу издательству White Wolf.

Можете ли вы представить себе уровень моей наивной наглости? Я написал свою работу на основе миров White Wolf, а потом ещё переживал из-за того, что они украдут мою идею. Сложите два и два. Zombie: the Coil — ерунда. Но даже если ваша разработка получилась на уровне 15-летнего подростка, не сдавайтесь и продолжайте над ней работать!

Не стоит даже упоминать, что White Wolf отлично себя чувствовал в 90-е и без моего крошечного вклада. Важно то, что я смог преодолеть свой страх, показать свою работу другим людям, выслушать их критику. Это было очень ценно.

И потом я сделал ещё много дурацких игр.

НИКАКОГО ТАЛАНТА. НИКАКОЙ МИСТИКИ. ТОЛЬКО РАБОТА.

Не покупайтесь на сказки о гениях. Это неправда. Возможно, где-то и есть гении, но не стоит думать, что вы – один из них. Это всё равно, что верить, будто бы вы выиграете в лотерею. Нет, ценность вашей игры рождается из вашей над ней работы, и никто кроме вас этим заниматься не будет. Покупайте вашим тестировщикам пиццу. Мучайтесь над игровыми условиями. Выбросите три первых прототипа и начните всё с чистого листа. Именно так и устроено искусство создавать игры. Так что вперёд!

Геймдизайн, двухминутка ненависти



Похожие записи
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Даты выхода новых игр от «Rio Grande Games»
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • Настолкэмп шагает по планете
  • Номинанты на «Origins Game Award – 2013»
    1. ZoRDoK
      15 Авг 2013 из 0:42 | #1

      Отличная статья. Не только про настолки. Как на Хабре писали: важна не идея, важна реализация. Все успешные проекты в интернете не были первопроходцами, это были грамотные реализации чужих идей.


    2. HmitT38F
      15 Авг 2013 из 9:37 | #2

      Читал, читал. И у меня появился ЛОТЕРЕЙНЫЙ БЕЛЕТ… кхе-кхе ИГРОВАЯ МЕХАНИКА… м-м-м ИДЕЯ ведь мы о них.


      Имеется поле расчерченное на сектора, кидается кубик, на какой сектор кубик упадёт от туда нужно двигаться на выпавшее число на кубике, согласно условиям написанным на секторе…


      Как ИДЕЯ, Dedok купите у меня эту механику? не дорого отдам… Я могу ещё штук 20 подобной фигни написать…


      Деньги платятся не за идеи, а за их компиляцию и реализацию, и не важно кто платит, конечный покупатель, начальник или инвестор. Тот же пример чемодана на колёсиках, друг просто сказал а прикинь сделать чемодан на колёсиках, и оба задумались и ушли в мастерские. Автор идеи просто поставил в тайне в своей мастерской это чемодан на колёса от велосипеда, такая это была идея, для него это удобно и гениально, у него много вещей и перевозит он их вручную. Это его идея и его реализация. Параллельно его друг тоже занялся этой проблемой, поспрашивал у знакомых как было бы удобно им, так сказать спросил у фокус группы мнение. Ему посоветовали сделать колёсики маленькими, но не слишком иначе застревать будут(чья-то идея) при этом предложили сделать ручку чтобы удобней было тащить, и он тоже сделал чемодан на колёсиках(то что мы привыкли видеть). Чей продукт теперь стоит миллионы и как оценить идею? Идея была дорогая или всё такие идея грошовая, но подход к реализации стоит это самый миллион?


    3. azazel
      15 Авг 2013 из 11:56 | #3


      ZoRDoK :

      Все успешные проекты в интернете не были первопроходцами, это были грамотные реализации чужих идей.


      Я бы даже сказал больше — не только в интернете. «Гениям» обычно недосуг до реализации своих идей. У них «коммерческая жилка» отсутствует.


    4. DedoK
      15 Авг 2013 из 16:26 | #4

      @HmitT38F

      нет, не куплю, обьясняю


      «Имеется поле расчерченное на сектора, кидается кубик, на какой сектор кубик упадёт от туда нужно двигаться на выпавшее число на кубике, »


      игровая механика не является настольной если от игрока требуется эрудиция(викторины), социальная активность(мафия) или ловкость(обрушь башню), ваша идея попадает под ловкость ( попади в нужный квадрат)


      такой ерунды тут многие предложить могут, например заниматься сексом и параллельно играть в шахматы.


      Так же очень важно что бы механика давала возможность игроку влиять на игру иначе получится не новая игровая механика , а замена компонентов игры…. например кубики на карты или на количество стуков по батареи если громко орать ночью.


      Про чемодан силился понять о чём вы написали но не смог.


    5. DedoK
      15 Авг 2013 из 16:30 | #5

      @azazel

      «У них “коммерческая жилка” отсутствует.»


      Просто им не интересны деньги.


    6. oberstdan
      18 Авг 2013 из 14:02 | #6

      To DedoK


      Спасибо за ответ, я понял вашу мысль.


      Да, у любой идеи есть максимальная стоимость, которая может быть достигнута, если над реализацией идеи работать. В каких-то идеях максимальная стоимость наверняка даже бесконечна. И эта стоимость действительно присутствует в идее на этапе ее зарождения.


      Но в аспекте обсуждения, и статьи в частности, комментаторы и автор намекают, что есть и реальная стоимость идеи. Это те деньги, которые кто-либо согласен заплатить на разных этапах существования идеи. Так вот на этапе зарождения идея не стоит ничего, в частности из-за того, что ее нельзя продать — ее никто не купит, так как она не оформлена в товар.

      На этапе бесценности идея оформлена в неформализированную мысль.


      Чертежи Микеланджело — это уже идея, воплощенная на бумаге в проекте. Она описана и формализирована. А значит, ей могут начать пользоваться другие люди. И вот тут, с момента появления проекта, ее реальная стоимость начинает расти в зависимости от способностей автора к реализации идеи, заложенной в самой идее максимальной стоимости и других факторов.


      Наиболее высокая монетизация идеи наступает при массовом тиражировании конечного продукта. Вот тут и только тут определяется, насколько реальная стоимость соответствует максимальной, заложенной в сути идеи. И аналогия с лотереей тут действительно уместна. Но тут важно то, что до розыгрыша нужно дойти. Лотерейный билет — это не неоформленная идея. Лотерейный билет — это выпущенный тираж, ибо уже тираж участвует в розыгрыше за интерес покупателя, а не неоформленная идея, формализированная идея, черновики, эскизы, прототипы.


    7. gadomer32
      19 Авг 2013 из 13:30 | #7

      Я бы сказал, что пока идея не реализована, ее стоимость попросту неизвестна. И именно поэтому она никому, кроме того, кто ее придумал, не нужна.Но это не означает, что она ничего не стоит.


    8. azazel
      21 Авг 2013 из 12:02 | #8


      DedoK :

      Просто им не интересны деньги.


      Им не интересен процесс получения денег, а не сами деньги. Они с удовольствием пользуются всеми благами, которые деньги предоставляют. Другой вопрос, что рядом с ними должен быть человек, который эти блага обеспечит, зарабатывая на продуктах гения деньги. А это большая редкость 🙁



      gadomer32 :

      Я бы сказал, что пока идея не реализована, ее стоимость попросту неизвестна.


      Сколько стоит куриное яйцо? А сколько шедевры художников, разводящих краски на основе компонентов куриного яйца? При сопоставлении цены яйца (идеи) и художественного шедевра на его «основе» (реализации идеи в жизнь и оценки ее «потребителями») все же можно сказать что идея сама по себе ничего не стоит. Для педантов — стоимость ее настолько мала, что стремится к 0.


    Страницы комментариев
    1. Трекбеков пока нет.