Обидеть художника может каждый! Обзор игры «Последнее послание»

За последние несколько лет жанр детективных настольных игр развивается очень бурными темпами. Постоянно выходят всё новые и новые игрушки, разработчики ищут оригинальные подходы к процессу поиска преступника. Мы уже видели детективы с книгами-играми, детективы с колодой карт, детективы с цифровыми приложениями, а теперь пришло время игры с фломастерами! Именно такой необычный подход предлагает «Последнее послание» (в оригинале – Last Message), выпущенное на русском языке компанией GaGa Games. И слово «необычный» встретится в этом обзоре ещё не раз, потому что для настольного детектива в «Последнем послании» необычно всё.

Как это работает

Суть игры в том, что есть некий потерпевший, который пострадал от действий преступника (преступник тоже есть в игре), а ещё есть детектив. В ходе партии потерпевший будет объяснять детективу как найти преступника, преступник будет всячески этому мешать, а детектив, до которого информация от потерпевшего будет доходить не в полном объеме, должен, всё-таки, догадаться и отыскать виновного.

Итак, тут есть три основные роли: преступник, потерпевший и детектив. Эти роли определяют минимальные требования к количеству игроков, их должно быть хотя бы трое. Можно и больше, причём, фактически без ограничения по максимуму, т.к. один преступник и один потерпевший есть всегда, а детективов может быть сколько угодно.

Механически это всё выглядит так: на стол устанавливается ширма (она входит в комплект игры), с одной стороны садятся потерпевший и преступник, с другой стороны – детективы (один или несколько, сколько бы их не было). Потерпевший выкладывает перед собой небольшой рисунок с изображением… э… места преступления. По факту на этой картинке (всего их в комплекте 6 разных штук) нарисовано много-много маленьких человечков и теперь преступник должен выбрать из них одного. Для этого в коробке с игрой лежит лупа, преступник берёт её и выкладывает на любого персонажа на изображении.

С другой стороны ширмы перед детективами лежит то же изображение, только форматом побольше, чтобы им было легче разглядывать мелкие детали. Они видят перед собой то же множество человечков, им нужно опознать одного из них – это и есть виновный. Главное, чтобы жертва смогла объяснить кто это.

Ну а дальше начинаются игровые условности. Потерпевший не может разговаривать и должен общаться с детективами, используя листок и маркер. Ему выдаётся специальный листочек, расчерченный на 9 секций, на котором можно рисовать и писать что угодно. Но. Перед тем, как листок попадёт к детективам, преступнику разрешается стереть несколько секций, лишая, тем самым, детективов, ценной информации. Причём, именно преступник выбирает, какие сведения кажутся ему наиболее значимыми и именно их и старается стереть.

Затем детективы, получив листок, изучают то, что на нём осталось, и указывают на любого человечка на картинке. С вероятностью в 99,99% в самый первый раз это будет ошибочный выбор, потому что информации, на которую можно опереться, считай, что и нет. Но партия в «Последнее послание» состоит из нескольких итераций. Потерпевший пишет и рисует на своих листочках 4 раза подряд, и с каждым разом преступник оставляет для детективов всё больше и больше сведений.

Если в первый раз (или в первый ход) преступник стирает 5 ячеек из 9, то во второй – уже 4, затем – 3, а в последнем ходу так и всего 2. Вот и получается, что с каждым разом потерпевшему удаётся передать всё больше и больше сведений, плюс детективы накапливают крупицы информации ход за ходом, так что в итоге у них должна «сложиться» полная картина, позволяющая вычислить искомого персонажа на картинке. Если за отведенные 4 попытки детективам удаётся вычислить виновного, они побеждают (и потерпевший тоже). Если нет – выигрывает преступник.

Как это ощущается

Главное – о чём нужно сказать, игра получилась очень оригинальной. Её идея произрастает откуда-то из детских картинок из разряда «найти 10 отличий», где требуется внимательно изучать мелкие детали и подмечать значимые нюансы. Ведь как устроена задача у жертвы: нужно сообщить как можно больше информации. Но куда важнее, чтобы эта информация была значима.

Вот это – основной вопрос: что сообщить? Иллюстрация немаленькая, потенциальных преступников на ней – пруд пруди. И тут главное, выявить существенные черты, отличия, которые помогут дать верные указания детективам. В первую очередь это могут быть банальные вещи, физические координаты преступника на рисунке, его местоположение относительно центра и границ изображения и так далее. Но подобные вещи как раз и будут стирать в первую очередь. Плюс нельзя повторяться, а, значит, жертве нужно доносить ещё какие-то сведения.

Можно сообщить, что делает преступник. В какой он находится позе. Какая у него одежда и причёска. Есть ли растительность на лице? Какие на нём украшения? Что он держит в руках. Смотрит ли «в камеру», изображён ли в профиль или в анфас. Какие рядом с ним есть объекты? Есть ли на нём украшения? И так далее, и тому подобное. И, ведь, все эти сведения можно передавать как словами, так и изображениями.

И тут есть нюанс. Листок-то расчерчен на 9 секций, но их границы – это условность. Никто не заставляет рисовать или писать исключительно внутри этих «квадратиков». Можно попробовать изобразить на листе масштабный рисунок и сделать размашистую надпись сразу на несколько ячеек, с таким расчётом, что есть часть и будет стёрта, по «остаткам» всё равно можно будет понять, о чём шла речь.

И тут есть пространство для «игр разума», когда можно сознательно нарисовать какую-нибудь штуку, которую преступник просто не может не затереть, но при этом ему придётся пропустить что-то ещё, что увидят детективы. Правда, это не так-то просто реализовать на практике, потому что игра очень стрессовая. Хотя сильное волнение в основном испытывает только один участник – потерпевший. Дело в том, что его художества и писанина должны укладываться в 30 секунд, он рисует и пишет, а преступник смотрит на песочные часы. Как только время вышло – стоп, даже если лист ещё не заполнен целиком. На первых порах это приводит к тому, что детективы остаются вообще ни с чем. В самый первый ход жертва может успеть заполнить всего 4-5 клеточек, равно столько, сколько стирает преступник.

Вот такая вот игра. Не особо глубокая, всё крутится вокруг одной идеи – опиши (или нарисуй) преступника. На самом деле, конечно, никакими преступлениями и преступниками тут и не пахнет, просто есть картинка, где много-много похожих субъектов, из них надо выбрать один, и потом всё крутится вокруг него. Но самое главное, процесс – он живой и задорный. Играть в «Последнее послание» — весело!

Плюсы:

+ оригинальная идея и механика;

+ очень необычный процесс, скорее нетипичный для настольной игры;

+ веселье гарантировано!

Минусы:

— на первых порах потерпевшему очень сложно нарисовать и написать что-то внятное;

— после нескольких партий может наработаться некая шаблонность передачи информации;

— игра на самом деле вообще не про расследование и не про преступление.

Итого: «Последнее послание» – небольшая и несложная игрушка для компании, которая отлично зайдёт даже среди тех, кто вообще не играл в настольные игры и ничего про них не знает. Правил тут, считай, и нет. Что делать – сразу ясно и понятно, а всё остальное – это уже игроки, их действия, умения и навыки (в том числе изобразительные). Хорошая игра, рекомендую попробовать при случае.

Last Message, Обзоры



Похожие записи
  • Last Message — потенциальный командный пати-хит
  • Следствие ведут игроки
  • Unusual Suspects – распечатай и играй
  • Спешим на «Место преступления»
  • Впечатления от игры Detective: City of Angels
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.