Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор «Arkham Horror»

Обзор "Arkham Horror"

На Форуме Ролемансера опубликовано описание игры Arkham Horror. Описание просто отличное, после его прочтения у меня даже появилось желание сыграть в эту настолку (несмотря на то, что AH я не люблю и считаю плохой игрой). Автор обзора — Random_Phobosis — получает отдельную благодарность за объёмную и развёрнутую рецензию. 

Итак, игра сделана по мотивам произведений Г. Ф. Лавкрафта (правда, мне до него нет никакого дела, однако некоторых это привлекает). Да-да, тот самый, который про Ктулху.

Суть следующая: в 30-ые годы прошлого века в тихом городке Arkham происходит нечто таинственно-ужасное, множество пугающих знамений и необъсянимых мистических событий вытесняют повседневность, и некие темные, древние силы космического масштаба готовятся к пришествию на Землю.

В терминах игры это выглядит так: имеется некий монстр-босс (так назваемый Древний), который постепенно пробуждается, игроки же берут на себя роли разношерстной группки следователей (или "дознавателей" — это звучит более старомодно), по одному на человека, которые в процессе исследования городка пытаются остановить пробуждение зла. Да, игра кооперативная: либо игрокам удается победить Древнего, либо наступает конец света.

Итак, нам дана карта города, на которой отмечены локации (магазины, забегаловки, больница с церковью, пещеры с лесом и прочие интересные места). Каждый ход в городе происходит нечто… неприятное. Постепенно по всему городу начинают появляется Врата, ведущие в иные миры, из Врат же потихоньку начинают лезть монстры. Также что-то неприятное может включать в себя всплески эпидемий, беспорядки, массовые помешательства, стихийные бедствия и прочие знаменательные события — всё это, вместе с появлением новых Врат и монстров, задается здоровенной колодой событий.

Основная задача игроков — закрывать Врата (чтобы иномировая нечисть больше не лезла), либо запечатывать их (чтобы исключить появление Врат в этом месте вообще). Для этого необходимы улики — это такие фишечки, которые каждый ход появляются в разных местах города и которые надо просто "собрать", закончив ход в соответствующей локации. Однако дознаватели не были бы дознавателями, если бы не искали приключений на свою голову, потому для каждой локации существует небольшая колода из дюжины карт-энкаунтеров, описывающих индивидуальное событие именно для этого конкретного места. Где-нибудь в порту или на вокзале можно столкнуться с бандой местных гопников, в баре — приобрести полезное знакомство, а в лесу — стать свидетелем таинственного ритуала местных культистов, все довольно логично. Как правило, "энкаунтер" — это описание ситуации, а затем возможность пойти на риск и попробовать пройти проверку навыка (о которых чуть позже), с целью получения какого-нибудь бонуса (или не-получения какого-нибудь штрафа). После того, как нужное количество улик будет собрано, дознаватель должен отправиться в другой мир сквозь врата, которые он хочет закрыть — там его снова ждут генерируемые солидной колодой карт приключения (опять же, иные миры бывают разные — некоторые побезопасней, другие — смертельные до ужаса).

Так игра и должна проходить: игроки неспешно прогуливаются по городу, "приключаясь" в локациях и набирая улики, дабы потом позакрывать злосчастные Врата. Однако, во-первых, из открытых врат в наш мир ломятся всякие твари, которые потом начинают разгуливать по городу, затруднять передвижения и сеять панику (могут и убить). Во-вторых, Древний постепенно пробуждается, и дорог буквально каждый ход! В-третьих, дело осложняет нарастающая в наводненном монстрами городе паника (постепенно закрываются магазины, из города убегают NPC, которые могли бы быть полезными и так далее), в четвертых, колода событий постоянно подбрасывает очень и очень неприятные новости ("Mythos", название колоды, у нас со временем сменилось на манчкиновский термин "Непотребства" )

Что есть у игроков?

Во-первых, попарно связанные параметры персонажа. Физическая сила и сила воли; знания и удача; скорость и скрытность. Эти параметры пригождаются при разнообразных проверках и, естественно, в боях. Интерес тут в том, что в начале каждого хода их можно немножко корректировать, однако повышение одного параметра всегда понижает "связанный" с ним (быстрее бегаешь — менее скрытный, больше знаешь — меньше надежды на удачу и т.п.). Естественно, максимальные значения каждого параметра зависят от конкретного персонажа — кто-то просто физически сильнее, другой — от природы удачливей. Это достаточно интересный механизм, поскольку в других играх персонажей, как правило, можно "кастомайзить" только во время левел-апа, но никак не каждый ход. Помимо "здоровья", которое в ходе стычек с монстрами и в результате неприятных событий стремительно тает, имеется еще и Sanity (то есть, "психика", "рассудок"), которая убывает не менее стремительно, поскольку пугающих вещей тут очень и очень много, и перспектива сойти с ума не намного лучше, чем быть растерзанным на куски очередной иномировой бесформенной горой щупалец.

Также персонажи располагают умениями и предметами, которые так или иначе улучшают проверки навыков. Как оказалось, на бой со злом лучше всего выходить вооруженным томми-ганом и динамитной шашкой . Всё это, вместе с револьверами, кавалерийскими саблями, сигарами, плащами и бутылками виски можно найти в колоде простых предметов, а есть еще колода уникальных предметов, в которой находятся разнообразные древние тома, проклятые реликвии и иномировые артефакты.

Кроме того, имеется магия, которую не слишком просто заполучить и очень накладно использовать — роль "маны" тут играет тот самый "рассудок", так что если часто колдовать, то можно рехнуться — да и далеко не всякий обладает нужными знаниями.

Наконец, прочие полезные штуки — это союзники (присоединямые NPC, которые будут ходить с вашим персонажем и улучшать броски или помогать в некоторых ситуациях) и другие специальные карты (можно стать членом тайного культа или, наоборот, полицейским).

Ах да, и персонажи, за которых можно играть — индивидуальны и каждый из них имеет какую-нибудь интересную особенность.

Собственно, вот. Игра постоянно подкидывает нам вызовы а мы, игроки, должны правильно распорядиться своими ресурсами и правильно расставить приоритеты выполнения задач (проблем всегда много, и на что бросить больше сил — непростой вопрос). Само собой, понадобится слаженная командная работа и какой-то градус стратегического мышления. В этом математический смысл игры.

Теперь слово об атмосфере. Свихнувшийся городок, где от неизвестных науке уродов отстреливаются из охотничьих ружей, а от летающих тварей, пикирующих с неба на прохожих, пытаются спастись в библиотеке в надежде вычитать что-то, что поможет бороться с монстрами — это довольно свеже и интересно. Отличный дизайн, качественные компоненты, обилие художественного текста — все это буквально топит игроков в атмосфере. Но самое запоминающееся — это ощущение неотвратимой гибели, такого мне не доводилось испытывать нигде. "Бежать в госпиталь, залечить там раны? Не успеть! Может, в магазин поблизости, за оружием? Черт, монстры… не пройти. Не успеть… Всего пара ходов и… Черт, оставь в покое ворота, мы уже не сможем их запечатать! Ты чего? Экономь разум, не надо лезть с ними в драку! А если в церковь? Может?.. Эх, не получится…" Паника и отчаяние перед надвигающимся Концом и осознание того, что проиграть ты просто не имеешь права… Это просто невероятно.

Реиграбельность просто дикая: десятки разных персонажей, дюжина "боссов", каждый из которых вносит свои собственные условия и правила игры, несметное количество монстров, оружия, событий… Конечно, это всё привносит чудовищный элемент случайности… Но, позвольте, какое нам до этого дело? Мы сели играть в это для того, чтобы окунуться в атмосферу гнетущей неизвестности, нам нельзя давать возможность просчитать что-то заранее, иначе будет просто неинтересно! Если вдруг начнет надоедать — к вашим слугам несколько дополнений, которые… ну, в общем, понятно. Практически бесконечная игра.

Теперь о количестве игроков. Формально — от одного до шести. А на деле?.. Сложный вопрос. На самом деле, Аркхем со всеми его многочисленными правилами — это прямо питательная среда для хоумрулов и собственных доработок. Такое ощущение, что игра просто-таки просит, чтобы ее настроили под себя. "Слишком сложно? Давайте добавим вот это. Просто? А, ну теперь немного вот это. Не нравится темп? Чуть-чуть вот так. Постойте, теперь монстры меньше прут. А, ну тогда теперь будем вот так делать." Кому-то это наверняка не понравится — но я всегда был любителем конструкторов и получаю огромное удовольствие от возможности сделать эту игру в точности такой, какой я бы хотел ее видеть. Это действительно здорово.

Сложность и время — это, пожалуй, главные минусы. Время игры — порядка пяти часов. Да, на целый игровой вечер. Редко успеваем сыграть во что-то другое. Сложность — существенная, английского языка много. С другой стороны, кооперативность игры приводит к тому, что хорошо знать язык достаточно всего одному игроку, остальные могут быть хоть полными нулями. Сами по себе механизмы правил игры несложные, но их очень много, и детям и начинающим в такое играть было бы явно тяжело, так что игра явно для тех, кто уже более или менее привык к "большим" играм или заранее готов к "тяжелой" игре.

Мой вердикт… Непростая игра. Не просто игра. Это — событие. Главное и единственное событие вечера, которое вытеснит все остальное и которое игроки будут обсуждать потом еще пару дней. Куча впечатлений, как от истории, как от приключенческой книжки или фильма, куча совместных переживаний, которые есть с кем разделить. Если нужно скоротать с семьей часок перед любимой передачей по ТВ — игра совсем не та. Если хочется чистой задачи для ума, если хочется думать и обыгрывать — опять не то. Если хочется собраться вместе и что-то пережить (а до настольных ролевых игр по какой-то причине никак не добраться) — один из лучших вариантов.

В общем, если вы любитель ролевых и (или) кооперативных игр и если у вас есть куча свободного времени, возможно эта игра для вас. Но я всё-таки хочу предостеречь: прежде чем отдавать 2000 рублей вслепую, попробуйте сыграть в эту игру. PS: свой экземпляр Arkham Horror я продал, сыграв в неё всего 2 партии.

7 комментариев

  1. Владимир

    Действительно впечатляет. Да и рейтинг игры BGG 7.63 / 10. В категории «Horror» игра занимает первое место. Но действительно минус игры — это время. Под эту игру в нашей семье нужно выделять отдельное место под стол, где будет разложена игра и в свободное время продолжать партию.

  2. Lagranzh

    Вроде как обещали выпустить в этом году лицензионную русскую версию. Я вот очень жду. Несмотря на то, что игра требует столько времени.

  3. iggy

    Один из главных плюсов этой замечательно игрушки — возможность соло-игры. Т.е. можно отлично сыграть сам-с-собой, удовольствия получаешь не меньше, чем от игры с компанией. Наоборот, в каком-то смысле даже больше, поскольку не надо объяснять правила тем кто тупит и переводить тем кто не знает английский, и можно сосредоточиться на выборе оптимальной стратегии. Поэтому ее в свое время и купил.

  4. Rusa

    В соло, по-моему, кайфа меньше получаешь, т.к. приходится играть несколькими персонажами сразу. Успех игры обусловлен прежде всего ролевой составляющей, ну и атмосфера иры потрясная.

  5. KPOTOB

    Если опечатаются и выйдет Ктулхо то успех обеспечен ))

  6. ZoRDoK

    Жду, когда переведут на русский. =) Правда, никакой инфы нигде, кроме как в этом блоге — про перевод — не нашёл. Надеюсь, что не враньё.

  7. Kert

    А я уже заказал)) Подождем. Неохота на русском.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑