Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор «Dominion: Cornucopia»

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор Dominion: Cornucopia. Михаил пишет, что по его мнению тема дополнений к Dominion себя исчерпала, и теперь игра стала более рандомной и более казуальной. 

Если что-то нравится потребителю, то на этом надо делать деньги до тех пор, пока потребитель готов оные деньги выкладывать. Азбучная истина. Именно так появляются многотомные книжные опупеи, постепенно скатываясь в унылое говно. Именно так вымучиваются многочисленные  киношные сиквелы, триквелы и приквелы. Скатываясь туда же. И, увы, именно это сейчас происходит в настольно-игровом мире с «Доминионом». Который идёт всё той же верной дорóгой…

На данный момент к игре имеется пять уже вышедших дополнений, и тенденция прослеживается очень чётко. Первые два («Интрига» и «Приморье») были великолепны. Третье («Алхимия») было экспериментом — сомнительным и не очень удачным, но, по крайней мере, интересным. Четвёртое («Процветание») показало со всей очевидностью, что фантазия разработчиков иссякла. И вот пятое дополнение («Cornucopia») абсолютно логично оказалось тем самым унылым говном.

Слово «Cornucopia» является калькой с латыни и традиционно переводится как «рог изобилия» (Капитан Очевидность, мчащийся на помощь со словарём в руках, немедленно растолковывает: «конусообразный сосуд, наполненный плодами»). При этом, что интересно, в дополнении можно найти карту «Horn of Plenty», название которой означает ровно то же самое. Сие неплохо символизирует бедлам, творящийся ныне в мире революционной когда-то игры… 🙂

Давайте-ка я сначала поясню, почему «Процветание» выявило кризис идей. Нам нужно вспомнить, что тематически эта коробка соответствовала сильно покрутевшему королевству, которое этого сáмого процветания успешно достигло. На уровне механики оно было реализовано сверхценными картами и картами очень сильного действия. Я уже писал об этом здесь. А теперь расскажу кое-что о кухне коллекционных карточных игр, от которых «Доминион» произошёл.

Издатели ККИ должны периодически готовить и выпускать в продажу новые карты с чем-то новым, дабы поддерживать к своим играм интерес. Но ведь никакую механику и никакие правила нельзя усложнять до бесконечности; это во-первых. А во-вторых, нужно как-то удерживать “на игре” не только постоянных участников официальных турниров (этих-то как раз удержать несложно: достаточно выводить из списка разрешённых карты старых выпусков), а ещё и “кухонных” игроков. Как следствие, карты более поздних выпусков постепенно делаются сильнее и сильнее — кто держится в струе и тратит денежку регулярно, тот получает преимущество над жмотами, играющими старыми картами. И увлечённо ожидает ещё более новых выпусков, в которых будут новые возможности…

Именно это происходило с «Доминионом». Здесь, конечно, карты для всех одинаковы, но… Удачно выпустив два дополнения с интересными дополнениями к механике (в «Интриге» — карты с вариативностью действий, в «Приморье» — карты с продлением действий на ход вперёд), разработчики ударились в эксперимент («Алхимия» — карты необычных и эффективных действий, оплачиваемые новыми отдельными ресурсами, плюс мини-формат выпуска), который взял да и не удался: народ не оценил. Авторы закуклились и ударились в старый проверенный рецепт: взяли старые карты, тупо прокачали их ценность с функционалом — пожалуйста, нате вам «Процветание»!

Народу понравилось. Ну, оно и понятно: снова вернулись к формату “большого” дополнения от “малого”, от экспериментов отказались (по механике «Процветание» суть та же база, с очень незначительными добавками типа разовых очковых бонусов при розыгрыше карты на стол). Чего ж не понравиться? Опытным игрокам хорошо знакомо чувство досады, когда у тебя построенная колода генерирует лишние деньги, которые не на что потратить. А тут в четвёртом дополнении им дали способы генерировать и тратить деньги в бóльших объёмах.

Проблема «Процветания» была в другом: а что дальше-то? Фантазия-то ведь явно иссякла — всё, привет! А денежку зарабатывать хочется, народ ещё готов нести. И вот нам предлагается «Рог изобилия». Смотрим.

Центральной идеей этого дополнения является разнообразие карт. Кстати, дополнение маленькое, всего 13 видов карт. Большое, похоже, просто вымучить не смогли. И вот из этих тринадцати видов пять непосредственно завязаны на то самое разнообразие:

  • Fairgrounds. В конце игры даёт 2 победных очка за каждые пять разных видов карт в собранной колоде. Стóит 6 монет.
  • Harvest. Поднимает с колоды 4 карты и даёт по монете за каждый неповторяющийся тип среди них. Стоит 5 монет.
  • Horn of Plenty. Позволяет взять (не покупка!) в колоду карту тем более дорогую, чем больше разных карт сыграно за ход. Стоит 5 монет.
  • Hunting Party. Берёт с колоды в руку первую карту, отличную от уже имеющихся карт в руке, плюс даёт одно действие. Стоит 5 монет.
  • Menagerie. Даёт одно действие и карту с колоды в руку. Если на руке не было повторяющихся карт, то даёт не одну, а три карты. Стоит 3 монеты.

Первое знакомство с этой идеей и этими картами вызывает, честно говоря, недоумение пополам с раздражением: какого чёрта?! Хапать в колоду как можно больше разных карт — это очень плохая идея для «Доминиона»! Это же противоречит самомý духу игры! Сильные стратегии задействуют немного типов действий, предсказуемы и статистически хорошо срабатывают — тем-то они и сильны.

Я позволю себе процитировать один игровой дневник с «Тесеры» (точнее, тамошний комментарий). Это как раз про «Рог изобилия» (стилистика, орфография и пунктуация сохранены):

Не так уж много партий сыграно, что бы составить мнение окончательное. Но пока впечатления сугубо положительные. Что бы карты сработали нужны определенные условия, но когда срабатывают, то много радости приносят. Гораздо больше чем обычные карты действий.

А сейчас будет типа аллегория. Вот представьте себе человека. Позавтракав утром, он глубоко и искренне радуется, что сегодня у него была возможность позавтракать. Едва ли такого человека можно назвать благополучным и обеспеченным, верно? Для обеспеченного человека утренний завтрак является слишком привычным и само собой разумеющимся делом, чтобы искренне радоваться. Тут же, скорее, представляется какой-нибудь нищий или бомж. 🙂

Вот так и «Доминион». Я посмотрел на доступный набор карт, выбрал себе стратегию. Реализую её. Она работает. С чего бы мне вдруг этому радоваться? Я хорошо играю, так она ж и должна у меня работать! Вот если не работает, тогда надо огорчаться. Это значит, либо я хреново подумал, либо другие придумали что-то лучшее, либо мне просто хронически не прёт (тоже бывает, но крайне редко).

Изложенные рассуждения наводят на довольно явную мысль: при разработке «Рога» делался сильный прицел на новичковую аудиторию. Это же ведь именно новичкам свойственно без особых раздумий набирать в колоду карты разных типов на «авось пригодится». И это, кстати, опять отлично коррелирует с типовым вектором развития коллекционных карточных игр!

При выпуске ККИ издатели регулярно пересматривают правила и вносят в них изменения. Сюда входит как исправление ошибок-неточностей, неизбежно накапливающихся при большом количестве карт и внесённых в механику новшеств, так и «закрытие дырок», ведущих к возможности сверхмощных карточных комбинаций. Издателям ведь необходимо поддерживать определённый уровень дружелюбности по отношению к новичкам. (Если ты купил стартовую колоду и ничего не понял в правилах, то ты вряд ли подсядешь на игру. Если ты купил стартовую колоду, и тебя опытные игроки постоянно рвут на третьем ходу мозголомными комбинациями, ты тем более вряд ли подсядешь…)

Разнообразие карт вносит в игру нехилый рандом, типичный для новичка, но совершенно ненужный опытному игроку. Вот чтó тут ещё прикажете думать, кроме вышесказанного? А ведь это ещё не всё.

Этот набор содержит карту «Tournament» стоимостью 4 монеты. Посмотрим, что она делает. «+1 действие. / Каждый игрок может показать карту Province из руки. / Если вы показали, сбросьте её и получите призовую карту либо карту Duchy, положив её наверх колоды. / Если больше никто не показал, +1 карта, +1 монета.» Призовых карт всего пять, и все они разные. Типа, призы на рыцарском турнире уникальны. Взять себе в колоду карту Tournament означает положиться на карты, существующие в единственном экземпляре каждая, причём ещё далеко не факт, что какие-то из них удастся себе заполучить. Будет ли опытный игрок так поступать? Можно не отвечать, это был риторический вопрос…

В общем, тому «Доминиону», который мы знали, пришёл конец. Новый «Доминион» стал рандомным, попсоватым, нацелился на новую аудиторию и поменял вектор развития. «Процветание» было последней коробкой, разработанной в старом духе. А следующее дополнение — «Hinterlands» (что-то вроде «Глубинки») — имеет своей фишкой карты, дающие бонус в момент их покупки. То есть игрока опять побуждают набивать колоду левыми картами не ради стратегии, а ради сомнительных левых эффектов. Что и требовалось доказать.

Увы.

14 комментариев

  1. snikolenko

    Мне кажется, автор плохо понимает, о чём пишет.

    1. Оценки отдельных карт, как в Prosperity, так и в Cornucopia, очень странные. Например, в обзоре Prosperity автор много пишет о весьма второстепенных денежных бонусах Trade Route и ни единым словом не упоминает самый главный её эффект (trashing). 🙂

    2. Оценки самих дополнений в целом тоже странные. В частности, в логику вот этого пассажа я вообще не могу проникнуть: «Хапать в колоду как можно больше разных карт — это очень плохая идея для «Доминиона»!.. Сильные стратегии задействуют немного типов действий, предсказуемы и статистически хорошо срабатывают — тем-то они и сильны». Казалось бы, если следовать логике автора, после появления Cornucopia «сильных стратегий» стало [i]больше[/i], потому что теперь к «сильным» относятся и некоторые стратегии, в которых нужно брать много разных карт. Как же появление целого нового класса хороших стратегий может быть плохим? И такие странности чуть ли не в каждом абзаце.

    3. Наконец, очевидно, что автор просто не знает о подавляющем большинстве новых приёмов, который привнесли в игру Prosperity и Cornucopia. Казалось бы, прежде чем делать обзор, в котором горько разочаровываешься в новых стратегических возможностях, надо с ними хотя бы ознакомиться? 🙂 http://dominionstrategy.com/ для всех открыт…

    Disclaimer: я люблю Dominion, но играю в него плохо, играл мало и вообще невеликий фанат. Об основных приёмах Dominion знаю в основном понаслышке, с того же dominionstrategy. Но даже этого достаточно, чтобы понять, что автор обзоров даже и понаслышке не пожелал поинтересоваться предметом…

  2. snikolenko

    P.S. Хотел исправить опечатки — получил «У Вас нет прав редактировать этот комментарий». Так что так и останется предыдущий коммент с опечатками. 😉

  3. Dan

    Категорически не согласен!
    Но выражу свои мысли в блоге автора.

  4. ZoRDoK

    Согласен с автором полностью. Допы к Доминиону себя исчерпали — на Процветании я остановился, играл всего раз 10 в него.

  5. ZoRDoK

    Погорячился — не полностью. Проблема Доминиона с новыми не в рандомизации, а в том, что эти новые стратегии не добавляют в игру ничего принципиально нового, как это было в предыдущих дополнениях (например, игра с Пиратским Кораблём — это уже фактически другая игра). Новые стратегии, новые правила, но ощущения новизны нет — те же процедуры, те же приёмы.

  6. Tanone

    @snikolenko
    Автор обзора не по наслышке знаком со стратегиями. Он играет в Доминион много.

  7. Tanone

    @ZoRDoK
    Мне как и автору не понравилась именно рандомность новых карт. То есть весь изначальный смысл игры «построй эффективную колоду» убивается напрочь. Уже в Интриге и Побережье были такие карты (Свиндлер и Карта сокровищ), но там это единичное явление.

  8. arnoid

    Я не понимаю почему в этой казуалке звучит слово «стратегия»?

  9. ZoRDoK

    Потому что это стратегия. Такая же стратегия, как и казуалка Шахматы.

  10. Dan

    arnoid :
    Я не понимаю почему в этой казуалке звучит слово “стратегия”?

    Потому что без стратегии ты запорешь себе колоду и проиграешь с разгромным счётом.

  11. Дядя Леша

    ZoRDoK :Новые стратегии, новые правила, но ощущения новизны нет – те же процедуры, те же приёмы.

    меня такое чувство настигло уже на «Интриги»

  12. Tanone

    @Дядя Леша
    Не скажи. Интрига и Побережье давали новые механики. Потом Интрига очень сильно построена на взаимодействии с другими игроками.

  13. Дядя Леша

    @Tanone
    механики то давали, условное взаимодействие тоже, но чувство чего то новенького нет. Речь только о чувствах. Мне и сам по себе Доминион средненько, что с допами, что без.

  14. Tanone

    @Дядя Леша
    Ну я тоже не фанат. Вот жена непрерывно играет. Правда в онлайне.

    Ну вообще то карты двойного действия и двойного типа очень сильно меняют и стиль и стратегию. А карты отложенного действия вообще довольно необычные.

    А ощущение вообще то и правда должно быть одно. Главная цель игры соорудить колоду из которой можно было бы эффективно извлекать 8 и больше монет в ход.
    Правда есть еще Сады. С ними другая цель. 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑