Дмитрий Шугаев подготовил подробнейший обзор дополнений к Tokaido, в котором рассказывает о трёх выпущенных расширениях — New Encounters, Crossroads и Eriku и делится своими впечатлениями от игры. Первое и третье — это скорее промо-дополнения, а вот Crossroads (Перекрёстки) — полноценный аддон, делающий базу ещё более разнообразной и куда более интересной.
Одним из показателей успешности игры, безусловно, можно считать наличие или отсутствие вышедших к ней дополнений. Конечно, в этом правиле есть свои исключения, да и оправданность выпуска некоторых расширений тоже может казаться сомнительной, но факт остаётся фактом: если для настолки появляется адд-он, значит, цифрами её продаж издатель остался доволен. Как говорится, money talks.
Сегодня мы поговорим обо всех вышедших на данный момент дополнениях к игре Токайдо. После того, как эта элегантная дзен-игра плотно поселилась на моём игровом столе (подробный обзор базы — http://www.boardgamer.ru/tokajdo-obzor-igry), добраться до адд-онов для меня было лишь вопросом времени.
Tokaido: The New Encounters
Новые Встречи стали первым мини-расширением к Токайдо и раздавались вместе с основной игрой на Эссене 2012. Бумажную версию мне раздобыть не удалось, но зато, поиграть в это расширение можно на игровом портале BGA.
Оно совсем небольшое и добавляет в игру четыре новые карточки Случайных Встреч:
— Заплатив 1 монету Повару, можно открыть верхнюю карту из колоды Еды и, в случае, если такого кушанья у игрока еще нет, тут же присоединить его к своей коллекции;
— Опытный экскурсовод за 1 монету предлагает взять карту любого Пейзажа;
— Попрошайка в обмен 1 монетку приносит четыре победных очка;
— Обезьянка добавляет в коллекцию карту Горячего Источника.
Как видите, за большинство новых Случайных Встреч нужно заплатить. Это ещё больше повышает внимание к деньгам, которые играют в Токайдо очень важную роль. Играть в таком варианте становится ещё интересней: риски возрастают, но и возможности увеличиваются. Все четыре новые карточки мне нравятся: они органично вписываются в игру, разве что, повар, ИМХО, даёт уже слишком большое преимущество: всего за 1 деньгу можно почти наверняка заработать 6 очков и получить преимущество перед остальными в борьбе за бонус Гурмана.
В общем, на мой вкус, Новые Встречи – это небольшой, но очень приятный бонус к Токайдо. Кстати, в соответствии с версией на BGA, в стопку Случайных Встреч замешиваются два комплекта новых карт: по две каждого типа.
Tokaido: Crossroads
Но, если расширение New Encounters было не больше, чем просто очень удачное промо, то в 2013м году для Токайдо вышло первое настоящее дополнение — Crossroads.
Красивая маленькая коробочка таит в себе множество новых возможностей: пять новых видов карт, шесть новых персонажей и кубик. Но обо всё по порядку.
Правила
Теперь каждый участок (кроме Гостиниц) превращается в Перекрёсток и предоставляет путешественникам новые возможности. Игрокам становятся доступны следующие новые действия:
— на участке любого из Пейзажей можно взять кусочек картинки соответствующего цвета и стоимости ИЛИ взять карту Сакуры (Вишнёвого Дерева), которая приносит 1 монету и 2 ПО. Карты Сакуры не складываются в Панорамы и не влияют на достижения;
— в Горячих Источниках ВМЕСТО обычной карты можно заплатить 1 монетку и взять карту Купальни, которая гарантированно приносит 4 ПО. Карты Купален учитываются в борьбе за достижение Купальщик;
— на Ферме, ВМЕСТО получения трёх монет, теперь можно зайти в Игровую Комнату и испытать свою удачу. В этом случае нужно поставить 2 монетки и бросить кубик. В зависимости от выпавшего результата можно потерять свою ставку (Х), вернуть её (х1), или получить выигрыш (х2, х3 или х4). Таким образом, при достаточном везении за один ход теперь можно получить до 6 монет;
— в Храме ВМЕСТО пожертвования появилась возможность выбрать и прикупить за монетку карту Амулета с одноразовым эффектом. Причём, игрок может хранить её в секрете до момента использования. В колоде есть 6 Амулетов, все они разные и, как правило, дают неплохое преимущество: позволяют, например, сделать ход вне очереди, бесплатно поесть в Гостинице или сыграть оба варианта действия на Перекрёстке. Сыгранные амулеты возвращаются в колоду и снова могут быть куплены;
— в Магазине (который в русском издание называется Деревней) ВМЕСТО стандартного сувенирного шопинга можно купить одну из трёх Легендарных Вещей на свой выбор. За 1 монету можно взять карту, приносящую в конце игры 1ПО за каждый Сувенир; за 2 монетки предлагается новый вид сувениров, позволяющий получать за 5ый вид в коллекции 9 очков; а за 3 монетки можно взять вещицу, моментально приносящую 8 ПО. Легендарные Вещи учитываются в борьбе за достижение Коллекционер;
— и, наконец, ВМЕСТО обычной Случайной Встречи можно выбрать и купить за 1 монету карту Каллиграфии. На каждой из шести карт Каллиграфии указаны разные условия, которые принесут её владельцу дополнительные ПО в конце игры. Например, можно получить от 2 до 6 очков в зависимости от того, каким по счёту вы придёте в последнюю гостиницу, или 2 ПО за каждую оставшуюся у вас монету. Карты Каллиграфии учитываются в борьбе за достижение Любитель Поболтать.
Шесть новых путешественников наделены уникальными специальными способностями, половина из которых обыгрывает новые возможности Перекрёстков:
— Якудза ставит монетку и бросает кубик удачи в каждой промежуточной Гостинице;
— Мальчишка получает в каждой промежуточной Гостинице по Сувениру;
— Гурман получает дополнительные очки в зависимости от стоимости съеденной им Еды;
— Продавец сувениров получает монетку каждый раз, останавливаясь на участке любого из Пейзажей;
— Суеверная женщина может сыграть оба действия в Храме;
— А Бабуля может сыграть оба действия в Случайных Встречах.
Как и в основной версии, здесь есть как очевидно слабые, так и очень привлекательные персонажи.
Eriku
Раз уж мы говорим обо всех дополнениях к Токайдо, то отмечу, что при покупке Crossroads на Эссене 2013 давалась карточка дополнительного персонажа – Eriku. Перед началом путешествия он может посмотреть верхнюю карту из колоды Еды и купить её, добавив в свою коллекцию. В каждой из четырёх Гостиниц он также может посмотреть верхнюю карту из колоды еды и купить её ВМЕСТО одной из оставшихся ему карт.
Возможно, это неплохой персонаж, но и особого желания заполучить его у меня нет. Вообще, совсем плохих среди 16 путешественников в Токайдо немного – лично я предпочитаю персонажей побогаче, но с интересом играю и любыми другими. Стараюсь не брать разве что только бродяжку Сацуки и мальчика Dajgoro из дополнения: бонусы у них сомнительные, а денег вначале почти нет. Кстати, Продавец сувениров, по-моему, тоже ни о чём: начинает вообще без гроша в кармане, хоть и может неплохо подняться на Пейзажах.
Впечатления
Если у Токайдо и есть какой-то недостаток, так это некоторая простота и скудность игрового процесса. Даже после дюжины партий базовая игра не приедается, но когда становится совсем уж понятно «что и как», игровой процесс немного блекнет: новые впечатления приносят разные сочетания игроков, варианты игры и степень удачм, но если все комбинации известны, интерес, как говориться, уже не тот. Дополнение Перекрёстки стремится избавить Токайдо от этого недостатка, привнося в игру значительную новизну и разнообразие, но, главное, многократно умножая вариативность комбинаций и стратегий.
Прочитав правила, я с одной стороны обрадовался этому разнообразию, но, с другой, у меня возникли некоторые опасения, не испортят ли эти нововведения такие достоинства базы, как сбалансированность и элегантность игры (принцип «ничего лишнего»).
Что касается баланса, то с появлением кубика, его стало меньше. Я, признаться, не любитель азартных игр, а здесь вообще в пределах одного броска кубика находятся результаты от -2 до +6 (монет) — я нахожу эту разницу слишком большой. С другой стороны, играть в кости никто не заставляет, а карточки Сакуры и некоторые новые персонажи позволяются получить деньги не только на Ферме.
А деньги в Перекрёстках, между прочим, ой как нужны. Дополнение развивает идею платных карточек, удачно проявившую себя в промо наборе New Encounters. За большинство новых карт придётся заплатить, пусть всего и 1 деньгу, но, тем не менее. Монетку тут, монетку там – расходы в пути неизбежно растут. Отсюда и дополнительные способы пополнения бюджета, которые, в свою очередь, смещают баланс игры немного в сторону от деньгозависимости. Раньше достаточно было не пускать поиздержавшихся путников на Фермы, чтобы оставить их не только без Еды, но и без возможностей заходить в Храм и в Магазин. А теперь монетку можно получить вместо любого Пейзажа. Поэтому, заканчивая разговор о деньгах, я прихожу к выводу, что денежный момент игры немного изменился, но баланса игры это как-то явно не коснулось. Только одно осталось неизменно – с нулём монет на пути из Киото в Эдо (и обратно) делать по-прежнему нечего. Поэтому, по ходу игры старайтесь не оставаться совсем уж без гроша в кармане.
Остальные новые возможности мне понравились. Все они хорошо вписываются в игру и отлично её освежают. Способов получения победных очков впечатлений в пути стало больше, добавились новые механики и вообще выбор путей достижения цели в целом стал богаче. Теперь постоянно приходится принимать решение не только куда пойти, но и что там потом сделать. Борьба за остановки теперь идёт с удвоенной силой, зато малоэффективных ходов стало меньше и практически не приходится проскакивать слишком много остановок.
Единственное, в чём потеряла игра, это в скорости партий – теперь каждый ход игрок тратит время на раздумие, особенно если собирается купить Амулет или карту Каллиграфии. Зато осознанный выбор — это безусловный плюс.
Амулеты и Каллиграфия – это вообще прекрасная находка: Амулеты кмк очень правильно повысили популярность Храмов, а задания на картах Каллиграфии сразу напомнили мне карты Судьбы из моей любимой Isla Dorada.
Легендарные Вещи ещё больше увеличивают привлекательность Сувениров. К тому же, из них и одной карты Каллиграфии и собирается потенциально очень мощное комбо, позволяющее получить на сувенирах кучу очков.
А ещё игрокам стало вольготнее в плане посещения участков с Пейзажами. Если раньше после завершения панорамы у игрока пропадала возможность останавливаться на участках соответствующего цвета, то теперь, пока в колоде Сакуры остаются карты, эти остановки можно не пропускать.
Чтобы сделать каждую партию уникальной, перед началом игры случайным образом из каждой новой колоды убирается одна или две карты (в зависимости от числа игроков). Т.о. количество новых карт ограничено и некоторые из стопок ближе к концу игры вполне могут закончиться. Можно посмотреть, какие Амулеты и карты Калиграфии остались в игре.
По традиции создателями предлагается дополнительный вариант игры: Удача – перед началом партии каждый игрок может заплатить монетку, чтобы взять втёмную один Амулет, с которым он начнёт игру.
Всё это разнообразие позволяет создать свой собственный рецепт успеха и сделать каждую партию немного не похожей на предыдущие.
Оформление
О компонентах и оформлении и говорить нечего: игра выдержана в стиле оригинала, чей дизайн я уже устал хвалить: карточки персонажей прекрасны в полной мере, иллюстрации игровых карточек на их фоне выглядят попроще. Для всех новых карт прилагается специальное поле, которое располагается над основной картой. Небольшие претензии есть только к пластмассовому кубику: у него слишком острые грани, из-за которых он плохо перекатывается, а символы нанесены краской (а значит, со временем начнут стираться). Коробка офигенная: внутри компактный органайзер, а рисунки и надписи снаружи выделены глянцем.
Пару слов об игре вдвоём
Мне очень нравится дуэльный режим Токайдо с третьим нейтральным игроком, являющимся, по сути, ключом к победе. Вдвоём это вообще немного другая игра, и мне казалось, что с появлением Перекрёстков, этот вариант может потерять свою изюминку. К счастью, мои опасения не подтвердились: несмотря на новые возможности, дуэльные схватки по-прежнему проходят в напряжённой борьбе за каждый участок Дороги, возможно, накал страстей даже выше, чем в базовой версии.
Резюме
Буду краток: если Токайдо пришлась вам по душе, Crossroads для вас – однозначный must have. Незначительное усложнение идёт игре только на пользу. С ним Токайдо заиграет новыми красками, по сравнению с которыми небольшая потеря в элегантности, скорее всего, останется вами попросту не замеченной. Перекрёстки на Дороге из Киото в Эдо заставят вас призадуматься и помогут найти новые пути к победе.
Для идеального дополнения Crossroads не хватает разве что дополнительного шестого игрока. Возможно, разработчики размышляли об этом, но решили, что вшестером в Токайдо стало бы слишком тесно.
Для обладателей русского издания, спешу сообщить, что разница в качестве компонентов минимальная: при большом желании по оттенку рубашки можно отличить карточки новых и старых персонажей. Остальные карты не перемешиваются, поэтому их незначительное отличие ни на что не влияет, так же, как и немного разная поверхность полей. Игра стала самую малость языкозависимой: теперь 12 карт содержат описание их эффектов. Не более одного предложения, но тем не менее.
Мне было особенно приятно получить Crossroads в качестве подарка от друзей на день рождения. Люди часто дарят мне настолки, но далеко не всегда я могу назвать их выбор удачным. Тем приятнее, что в этот раз попадание оказалось практически стопроцентным.
PS. Коллекционное издание и цифровая версия
Ещё двумя показателями популярности Токайдо являются планы издателей выпустить цифровую версию игры и запланированный в ноябре выпуск коллекционного издания Токайдо. Помимо всяких вкусностей, типа миниатюр всех путешественников, новых счётчиков, деревянного кубика, металлических монеток, более проработанных иллюстраций и саундтрека, подарочное издание будет содержать все описанные мной промо и дополнения. А если проект соберет $350 000, Антуан Боза выпустит к Токайдо ещё одно расширение — Matsuri, которое обещает продолжить развивать идеи Crossroads и добавить в игру ещё больше разнообразия.
Сбор средств на kickstarter’e заканчивается 23 марта, кто хочет всё и сразу – успейте занести бабос.
Если найдётся желающий всё красиво сверстать, могу сделать русский перевод правил Перекрёстсков и скан компонентов.
на форуме тему создай и выложи, желающие точно будут
В этом разделе:
http://www.boardgamer.ru/forum/index.php/board,17.0.html
на форуме тему создай и выложи, желающие точно будут
Это не тема. Для мотивации мне нужен лес рук жаждущих поиграть в Перекрестки. Делать перевод и сканы в пустоту для мифических желающих у меня нет времени и желания.
Перевод карт уже есть, нету сканов. С перекрестками реально веселее играть. Кто знает какой шрифт используется на картах?
Даже лень писать, вкратце игра популярна, присутствует даже на bga, конечно же ее будут делать pnp.
Чтобы не быть голословным советую именно ВАМ почитать эту тему:
http://www.boardgamer.ru/forum/index.php/topic,8418.msg42093.html
@pilot63
я сейчас занимаюсь ПнП оригинальной игры, осталось в общем-то только сверстать. Если сделаете сканы, может, сразу с дополнением и сделаю. Можете выложить сканы в эту тему, чтоб не создавать новую: http://www.boardgamer.ru/forum/index.php/topic,8096.msg38351.html#msg38351
отсканировал и отдал файлы UAnonim